Понятие фольклора, виды, классификация — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие фольклора, виды, классификация

2021-10-05 42
Понятие фольклора, виды, классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ            ……………………………………………………3

1. Понятие фольклора, виды, классификация      ………………......4

2. Приметы, поверья, пословицы, поговорки и загадки, связанные

с циклом зимних календарных обрядов     …………………………7

3. Использование фольклора в воспитании

и развития детей     …………………………………………………....22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ      ……………………………………………………28

ЛИТЕРАТУРА       ……………………………………………………30        


ВВЕДЕНИЕ

 

Фольклор напрямую связан со вкусами, склонностями, интересами народа, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни и отдыха после него, наблюдений за окружающим миром, желанием видеть вокруг себя прекрасное.

А.Н. Толстой о фольклоре говорил так: «Русский народ создал огромную устную литературу – мудрые пословицы и поговорки. Не нужно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Эти слова чрезвычайно ярко и точно отражают его суть, т.к. традиционное устное народное творчество, фольклор - одно из лучших отражений души народа. Фольклорным жанрам присущ ряд специфических черт, которые привлекают не только взрослого, но и ребенка: небольшой объем текста, доступность содержания, захватывающий игровой сюжет, использование художественно-изобразительных средств языка.

Декабрь

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.                 Декабрь

Ну, когда же Новый Год
К нам с подарками придет? -
Пусть пришел бы к детворе
Он пораньше - в...                               Декабрь

Из трех зимних братьев,
Он первым явился.
Морозом и снегом,
Успел поделиться!                              Декабрь

Мы в чулан поставим
Летние игрушки -
И достанем сани,
Варежки и клюшки!
Я смотрел на календарь:
Все - зима! Пришел...                                  Декабрь

 

 

Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в...                      Декабре

 

Январь


По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.                Январь

 

Открываем календарь,
Первый месяц в нём -...                     Январь

 

Начинает календарь
Месяц с именем …                              Январь

 

На морозце от зари
Заалели снегири.
Эй, мороз,
Сильней ударь,
Начинай же год,...                              Январь

Дети в санках на горе,
Все на горке в …                                Январь

В этом месяце подарки
Получают! И не зря -
Разве месяцы бывают
Веселее...?                                          Январь

 

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?                   Январь

 

Смех ребячий на горе,
Все на лыжах в …                               Январе

Февраль

Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он -...                               Февраль

 

По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?                             Февраль

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?                             Февраль

В каком месяце люди говорят меньше всего?      Февраль

 

Снег колючий по земле
Гонит ветер в...                                            Феврале

После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга.                             Февраль [7]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в каждом конкретном возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклорный жанр, имеющий специфические черты, очень привлекает ребенка т.к. имеет небольшой объем текста, доступность содержания, интересный игровой сюжет, наличие художественно-изобразительных средств языка, легкость для запоминания, выразительность, красочность, ритмичность.  

Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, которая испытана веками и не потеряла своей актуальности и в наше время. Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание, в котором заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей. Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора, особенно пословицы, поговорки, загадки в повседневной жизни.

Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи гармоничного развития детей, т.к. фольклор является богатейшим материалом словесного творчества народа.


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аникин В.П. Устное народное творчество. В.П. Аникин / – М., изд-во: Академия. 2011. – 752 с.

2. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. пособие / В. П. Ватаман. - М.: Просвещение, 2008. - 213 с.

3. Н.П. Колпакова Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки. - М.: Высшая школа, 2016. - 400 c.

4. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Русское народное творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М.: Высш. шк., 2003. – 352 с. С. 34–37.

5. Русский фольклор / Изд-во: Художественная литература. 2011. – 416 с.

ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ            ……………………………………………………3

1. Понятие фольклора, виды, классификация      ………………......4

2. Приметы, поверья, пословицы, поговорки и загадки, связанные

с циклом зимних календарных обрядов     …………………………7

3. Использование фольклора в воспитании

и развития детей     …………………………………………………....22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ      ……………………………………………………28

ЛИТЕРАТУРА       ……………………………………………………30        


ВВЕДЕНИЕ

 

Фольклор напрямую связан со вкусами, склонностями, интересами народа, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни и отдыха после него, наблюдений за окружающим миром, желанием видеть вокруг себя прекрасное.

А.Н. Толстой о фольклоре говорил так: «Русский народ создал огромную устную литературу – мудрые пословицы и поговорки. Не нужно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Эти слова чрезвычайно ярко и точно отражают его суть, т.к. традиционное устное народное творчество, фольклор - одно из лучших отражений души народа. Фольклорным жанрам присущ ряд специфических черт, которые привлекают не только взрослого, но и ребенка: небольшой объем текста, доступность содержания, захватывающий игровой сюжет, использование художественно-изобразительных средств языка.

Понятие фольклора, виды, классификация

Фольклор (от английского слова folklore) в переводе означает «народная мудрость, народное знание». Впервые ввел этот термин английский ученый У. Дж. Томс в 1846 году [1, с. 152].   

Словесное творчество (фольклор) в древности было тесно связано не только с трудовой деятельностью человека, но и имело зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых наши потомки стремились повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами. Они читали заклинания, заговоры для облегчения чего-либо; обращались к силам природы с различными просьбами или угрозами.

Исследовали фольклор (XVIII в): В.Н. Татищев, П.В. Кириевский, Н.М. Языков, В.И. Даль и др.; 1850-60-е годы: Ф.И. Буслаев, А.Н.Афанасьев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер; в начале ХХ в. Б.М. и Ю.М. Соколовы, Н.П. Андреев. Во второй половине ХХ в.: В.И. Чичеров, В.Я. Пропп, Л.Н.Виноградова, И.Е. Карпухин, В.А. Бахтина, В.Е. Гусев и др. [3, с. 98]

Термин «фольклор» исследователи трактуют следующим образом: это устное народное творчество, наделенное идейной глубиной, высокохудожественными качествами. К нему относят все поэтические, прозаические жанры, обычаи и традиции, сопровождаемые словесным художественным творчеством.

Фольклор (по В.Е. Гусеву) – это словесно–музыкально–хореографически–драматическая часть народного творчества (духовная составляющая народной культуры) – не материального искусства.

Фольклорное искусство формировалось в течение многих веков, его отличительными чертами являются:

- устное народное творчество, у которого чаще всего автор неизвестен;

- в нем отображается самобытность определенной нации, народности;

- это песни, частушки, танцы, сказания, предания и т.д.

Перечисленные факторы отличают фольклор от литературы, которая является письменным творчеством.

Фольклор делится на роды (эпос, лирика, драма), роды – на виды (например, песни, пословицы, поговорки и т.д.), а виды на жанры. Жанры подразделяется на:

- песенные (стихотворные);

- былины; исторические песни; баллады; духовные стихи;

- прозаические; сказочная проза; сказки о животных; волшебные сказки;

- новеллы; несказочная проза; предания; легенды;

- драматургические жанры, которые имеют зрелищно-игровую природу и передают отношение к действительности в игровом действии;

- обрядовые игрища; драматические игры; поздние театральные жанры; театр живых актеров; кукольный театр [4, с. 34]

Фольклор подразделяется на: обрядовый; обрядово-календарный; обрядово-семейный; внеобрядовый.

Кроме этого различают малые жанры фольклора: притчи, песнопения, пословицы и поговорки; загадки, а также такие виды как детский фольклор (колыбельные, дразнилки, страшилки, заклички и т. д).

Каждый фольклорный жанр имеет свой круг героев, свои сюжеты и стилевые приемы, однако, все вместе фольклорные жанры в их естественном бытовании взаимосвязаны.

Таким образом, фольклор – это многогранное народное творчество, отражающее жизнь наших предков и знакомящий нас с его укладом, обычаями, традициями. Он формировалось в течение многих веков. В настоящее время фольклор знакомит нас с тем, как жили, трудились, отдыхали и воспитывали детей прежде.

В данной работе будут рассмотрены приметы, поверья, пословицы, поговорки и загадки.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.