История японского садового искусства — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История японского садового искусства

2022-08-21 39
История японского садового искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Японские сады как особый вид искусства сформировались в период Средневековья. Но в еще более древние эпохи существовал культ гор, скал, ручьев, деревьев и других природных объектов, оформившийся позднее в систему синтоизма. В отличие от китайских садов, не менявшихся кардинально от династии к династии, история садового искусства в Японии развивалась так, что правомочно говорить о садах какой‑либо эпохи.

Сад периода Кофун.  Самая ранняя историческая информация о появлении в Японии садов относится к периоду Кофун. Уже с III века в Японии сады создавались по некоторой определенной схеме. Многие исторические источники указывают на то, что сады периода Кофун представляли собой пространство с прямоугольными границами впереди и полукруглыми с тыльной стороны, в центре которого имелся большой искусственный насыпной холм со специально устроенными подходами к его основанию.

 

Историко‑культурные периоды Японии:

 

 

Сад периода Нара.  О садах при городских усадьбах писали в древних японских летописях периодов Асука (593–710) и Нара (710–794). Япония находилась в то время под сильным влиянием материковой культуры. Развитые торговые связи японских купцов привели к тому, что в VIII веке из Индии, Китая или Кореи был завезен чай. Первая плантация появилась в районе Киото.

 

 

В эпоху Нара усилились культурные связи Японии с китайской династией Тан. Из Китая пришла и религия (буддизм), и культурные веяния. Японские архитекторы начали усиленно копировать архитектуру китайских дворцов. Эти подражательские тенденции отразились и на японских садах. Однако японцы быстро адаптировали заимственные традиции китайского садового искусства к собственной культуре. По всей вероятности, сады были «китайскими» очень непродолжительное время, затем их преобразовали в более компактные и лаконичные. Первые сады в Японии появились при дворцах и виллах знати. Древних садов в китайском стиле не сохранилось, но как указание на то, что они, вероятно, существовали какое‑то время, может служить сад перед главным холлом императорского дворца в Киото: с огромным открытым пространством перед зданием и двумя симметричными группами растений перед входом.

В 607 году китайский император приказал построить огромный дворец с садом вокруг. Комплекс имел площадь 75 кв. миль, в строительстве участвовало почти миллион человек. В обширном саду было девять искусственных прудов, самый большой – 13 миль по периметру. Посетив эту стройку в том же году, японский посланник был настолько впечатлен, что через несколько лет у императорского дворца в Нара (тогда столице Японии) был построен сад с прудами, островами, мостиками, павильонами и беседками.

Существуют данные, что приблизительно в 606 году, во времена правления императрицы Суико, человек по имени Роджино Такуми прибыл с группой эмигрантов из корейского королевства Пакте. Он был известен как специалист по установке миниатюрных копий священной горы Сумеру (по буддийской легенде, центра Вселенной). В южной части императорской резиденции был насыпан большой холм, символизирующий священную гору, к которому вел мост из южного корпуса, позволяющий приблизиться и любоваться достаточно необычным видом.

В 620 году был создан сад во внутреннем дворе замка важного государственного сановника и одного из первых официальных покровителей буддизма в Японии Сого‑Но Умано. Как описывают, в этом саду был искусственный водоем с островом посередине. Эта необычайная особенность пейзажа нового типа произвела такое сильное впечатление на современников сановника, что он даже получил прозвище «Большой министр острова». Конечно, в саду была и искусственная гора, причем очень большая, с каменной основой. Сам сад был тоже огромным и роскошным. Внук Умано не сумел сохранить ни могущества рода, ни его политического влияния. В середине VII века дворец перешел во владение императорского семейства, известный впоследствии как Дворец островов. Он был излюбленной резиденцией двух известных наследных принцев, Оама и Кусакабэ, о нем упоминается в народном эпосе «Манъёсю», особенно в поэмах Какиномото Хитомаро и Тонери, где описывается сад и водоем с грубо изломанной береговой линией, а также остров с перекинутым к нему мостом. Многие элементы того сада сохранились до настоящего времени. Сад расположен в районе Асука префектуры Нара.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Два известных храмовых сада XIV века в Киото – Тэнрюдзи и Сайходзи – приписываются Мусо Сосэки. В каждом саду есть своя достопримечательность. в Тэнрюдзи это группа камней, символизирующих водопад; в Сайходзи, который называют также кокэ‑дэра (храм мхов) – тщательно подобранные по цвету и фактуре мхи и водоем, имеющий очертания китайского иероглифа «сердце». Еще один знаменитый островной сад XIV века находится на территории храма Рокуонзди, или Кинкакудзи. Это так называемый Золотой павильон.

 

Эпос VIII века «Кайфусо» содержит поэмы, которые указывают на определенное влияние китайских культурных традиций на сады, создаваемые в период Нара, но одновременно в них упоминается о таких любимых и всегда используемых самими японцами растениях, как вишня и сосна.

 

Сад периода Хэйан.  В период Хэйан (конец VIII–XII век) столицу перенесли в одноименный город, известный сейчас как Киото. К началу строительства новой столицы Японии прогресс в садовом искусстве достиг значительных успехов. Доказательством этому служат необыкновенные и многочисленные сады храмов, дворцов и вилл Киото, сохранившиеся до нашего времени. Хэйан – эпоха богатства и процветания Японии. Это спокойное время, интенсивно развивается национальная культура, уменьшается китайское влияние. В конце IX века император официально запретил торговые связи с Китаем. На рубеже VIII и IX веков обозначилась тенденция к синтезу древнейших представлений и привнесенных извне идей, что повлияло на появление садов в резиденциях знати периода Хэйан. У аристократов появилось время и возможность для увлечения разбивкой садов. Они жили в роскошных поместьях, построенных в стиле Синден, их сады были великолепны. Среди аристократов было немало покровителей новой буддийской религии, способствовавших развитию буддизма и финансировавших строительство храмов. Тем самым японские аристократы содействовали и развитию садового искусства. Постепенно сады, созданные при храмах секты Дзёдо («Учение о рае»), увеличивались в размерах. Священники буддийских храмов приобретали все больший авторитет благодаря бурной популяризации философских идей буддизма и завоевывали ведущую роль в плане проектирования садов. К концу периода Хэйан складываются принципы использования асимметрии и духа местности («принимай во внимание окрестности») в садовом дизайне.

 

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

В комплексе монастыря Дайтокудзи несколько садов считаются хрестоматийными шедеврами. Один из них – знаменитый сад храма Дайсэнин, наиболее характерный образец дзэнского «сухого пейзажа». Это одна из вершин в искусстве садов этого типа, предназначенного для дзэнского созерцания и связанного с дзэнской символикой. Авторство этого сада приписывается известному художнику Соами, исполнившего также и росписи на фусума в интерьера храма.

 

Подлинных памятников жилой архитектуры Хэйанской эпохи не сохранилось. Их можно представить на основании зданий в комплексе императорского дворца в Киото, реконструированных в XIX веке. В общепринятой композиции резиденций аристократов перед южным фасадом был сад с озером и островом в нем, искусственными холмами, ручьем и водопадом. В зависимости от вкусов хозяина высаживались различные породы деревьев и цветы. Хэйанские сады имели двойную функцию: на сад можно было смотреть из интерьера дома или любоваться им во время прогулки, катания на лодке. Озеро считалось основным композиционным элементом сада. Описание садов и инструкции по их устройству содержатся в книге XI века «Сакутэйки», авторство которой приписывается Татибана‑но Тосицунэ.

 

 

С распространением учения о рае Будды Амиды оформился образ амидаистского сада как воплощение этой идеи. Единственный сохранившийся храм XI века, посвященный Будде Амиде, находится в монастыре Бёдоин в Удзи. Это Хоодо, или Павильон Феникса. Он стоит у водоема, оставшегося от древнего сада, и в воде отражается легкий и грациозный силуэт Павильона.

Сад периода Камакура.  В период Камакура (1185–1333) появляется военное сословие самураев. Самураям с их суровым образом жизни пришлись по нраву аутотренинг и жесткая самодисциплина, проповедуемые дзэн‑буддизмом. В XIV–XV веках дзэн‑буддизм распространяется все шире, оказывая огромное влияние на развитие Японии. Одновременно перестает действовать запрет на сношения с Китаем. Садовое искусство начинает переходить в руки более влиятельных дзэнских монахов. Большинство водоемов и каменных композиций, созданных в садах при храмах всего периода Камакура, были плодами умения монахов представить красоту природы, используя камни и воду. Множество каменных композиций, разработанных в то время, принадлежало буддийской секте «Сингон». Особенно были известны и отличались в садовом искусстве священники из храма Ниннадзи в Киото. Сады при дзен‑буддистских монастырях видоизменяются. Теперь они предназначены не для прогулок и веселого времяпровождения, а для созерцания в ходе медитаций на пути к просветлению. Облик сада подвергся упрощению, редукции, отбрасывается все несущественное. Значительную роль стал играть символизм: кусты, камни и песок (галька) в дзэн‑буддистском саду изображали горы и воду. Пустое пространство было не менее важно, чем заполненное предметами.

 

 

Именно в дзэнских монастырях сложилось три основных типа садов: сад для созерцания из интеръера дома или храма, символический сад, называвшийся «сухой пейзаж», и сад, связанный с чайным культом. Сады имели две главные разновидности: пейзажный сад с холмами – цукияма и плоский сад – хиранива. Каждый сад имел два главных компонента – камни или скалы и воду, натуральную или изображенную галькой.

Сад периода Муромати.  В период Муромати (1392–1568) абстрактное садовое искусство дзэн‑буддизма достигает расцвета. Дзэн‑буддизм стал главной религиозной силой. Священник Муссо Сосеки произвел настоящую революцию в стилях и методах создания садов. Именно в этот период японский сад, как явление японской культуры, превратился в подлинное искусство. Планирование садов стало престижной специальностью, которая передавалась по наследству. Как правило, проектировщики садов находились под патронажем сегунов.

 

 

В 1499 году строится знаменитый своим садом камней храм Рёандзи в Киото. Начинает зарождаться чайная церемония. Мурато Дзюко – ее создатель – формулирует четыре принципа чайной церемонии: гармония, почтительность, чистота и тишина (покой).

С середины XV до середины XVI века продолжается период феодальной раздробленности, войны всех против всех – «эпоха воюющих провинций». Частные армии самураев, подчиненных враждующим феодалам, воюют друг с другом. В ходе войны Онин, которая на протяжении 10 лет шла на улицах Киото, город был практически полностью разрушен. Однако в это же время, как ни парадоксально, развиваются экономика, культура, искусства. Умение писать стихи для самурая было не менее важным, чем умение владеть мечом.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Сад монастыря Рёандзи в Киото – один из самых загадочных не только тем, что из пятнадцати расставленных группами на засыпанной галькой площадке камней всегда видны только четырнадцать. Поражает воображение кажущаяся простота его композиции и одновременно необычайная сложность скрытого в ней смысла, множественность вызываемых ассоциаций, как всякий дзэнский сад, он требует длительного созерцания – пути к постижению истины.

 

Сад периода Момояма.  После почти столетней гражданской войны, начавшейся в период Муромати и закончившейся образованием Тоётомского сёгуната к началу XVI века, принесшего Японии объединение и сильную централизованную власть, науки и искусства вновь получили толчок к развитию. Япония, оказавшаяся в разрухе из‑за долгой междоусобной войны, начала вновь отстраиваться: возводятся и восстанавливаются пышные дворцы и великолепные храмы. Усиливается самурайское сословие. Могущественные военачальники соревнуются в обустройстве новых землевладений. Императорские, сёгунские сады и сады крупных феодалов в большинстве создавались для удовольствия и приятного времяпрепровождения, и лишь некоторые из них несли дополнительную философскую нагрузку. Почти все сады предназначались для прогулок, имели дорожки, тропы, павильоны для отдыха. Самурайские сады, близкие по духу к садам дзэн‑буддистских монастырей, были более сдержанны в плане декора и материалов, они обладали меньшей художественной выразительностью, но большим философским смыслом. Это были сады для совершенствования, тренировки воли, поиска истины. Самурайские сады представляли собой синтез дзэнских эстетических принципов и реального обращения к другим проявлениям и достижениям культуры – поэзии, живописи, каллиграфии. Прекрасным примером такого сада является сад храма Сисендо в Киото, созданный самураем Джосаном Исикавой.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Важнейшей вехой в эволюции архитектуры и садового искусства периода Муромати был Серебряный павильон – Гинка‑кудзи, построенный в XV веке. Он стоит на берегу озера, и только раздвигающиеся стены непосредственно отделяют интерьер от пространства сада. Это была принципиально новая связь с окружающей природной средой.

 

Вкус и возможности сегуна Тоётоми Хидэёси позволили ему построить ряд роскошных резиденций и замков. Кроме истинной страсти к архитектуре он был увлечен садами, в создании проектов которых часто участвовал лично. К сожалению, ни один из грандиозных садов, созданных им или при его участии, не сохранился, но в саду храма Сампо‑ин храмового комплекса Дайгодзи около Киото еще можно увидеть пример его эстетического вкуса и богатства. Считается, что Хидэёси разработал план сада, а перед смертью в 1598 году направил свое описание в храм.

 

 

Несмотря на приверженность сегуна Тоётоми Хидэёси к богатству и роскоши, породившую целую культуру периода Момояма, визуальное проявление его эстетических вкусов имело прямо противоположную направленность. Все совершенное представлялось ему ограничением и изящной простотой, которая особенно проявилась в культуре чая и символических садах дзэн. В мирный период Момояма одним из активных распространителей культа чая стал мастер Дзео Такэно, который придумал чайный домик, а ученик Такэно Сен‑но Рикю (1520–1591) разработал исходные положения создания сада вокруг чайного домика и основные принципы проведения ритуала «Путь чая», или «Садо». Этими принципами японцы руководствуются и по сей день. Великий мастер чая оказал огромное влияние на культуру целой эпохи, которая отмечена японской хронологией как новая эпоха архитектуры и садоводства. Эстетические концепции Сен‑но Рикю и его учение о пути чая оказали влияние и на формирование облика жилого дома, и на устройство садов, и даже на философское и эстетическое мышление современных японцев.

В устройстве сада и архитектуре чайного домика, в предметах для совершения чайной церемонии – кружках, котелке для воды используются принципы саби и ваби (подробнее об этом – см. «Ландшафтные компоненты японского сада»). Впервые появляется такая характерная особенность японского сада, как стрижка кустарников (особенно азалий). Появляются сады для прогулок, по которым гуляют по предписанным образом проложенным маршрутам.

Сад периода Эдо.  На рубеже XVI и XVII веков столицей Японии становится Эдо (совр. Токио). Начинается период Эдо. Иёасу Токугава, первый сёгун правительства эпохи Эдо, был известен как большой любитель цветов. При значительной поддержке правительства садоводство развивалось очень интенсивно. Его потомки продолжали собирать растения в своих садах. В то время в большой моде была цубаки (камелия), поэтому множество храмов и синтоистских святилищ эпохи Эдо выращивали на своих территориях огромные коллекции камелий.

Железная рука правителя Токугавы вновь закрывает Японию от внешних влияний. Роль самураев в жизни общества сводится на нет – они становятся рядовыми госслужащими, зато усиливается влияние городских торговых классов, купцов. В этой атмосфере садовое искусство перестает быть вотчиной монахов и воинственных художников и становится популярной профессией. Разведение растений стало одним из выражений культуры этого периода и широко распространилось среди различных классов. Строились как крошечные сады в городских резиденциях, размером буквально несколько татами, так и большие пригородные парки. Большой популярностью стало пользоваться разведение растений в закрытых помещениях и садах. Это побудило к бурному росту производства сопутствующих предметов – керамических контейнеров под бонсай, цветочных горшков, специальных полок и подставок под них, которые, в свою очередь, тоже рассматривались как произведения искусства.

 

 

Именно в этот период в истории японского садоводства появился человек, с именем которого связано возникновение прекрасных садов в разных городах Японии. Его полное имя было Энею Кобори Масоичи, он родился в 1579 году в префектуре Оми. Его отец был главным камергером Тоётоми Хидетада, младшего брата Хидэёси. Основам дзэнской философии Кобори Энею обучали священники из Дай‑токудзи, где он впоследствии создал свой поминальный храм Кохо‑ан. Его глубокие познания в дзэн и традициях чайной культуры дали ему возможность контролировать почти все крупные работы в дзэнских монастырях, включая работы по созданию садов. Этот удивительный человек еще при жизни стал мастером‑легендой.

 

 

В 1606 году Кобори Энею получил свое первое назначение – руководитель работ по восстановлению дворца для императора Гейдзи. В последующие годы Кобори Энею стал столь популярен, что ни один значимый проект не обходился без его участия. Естественно, Кобори Энею работал не один и имел много учеников; вместе с ним работали его младший брат Масахари и племянник Куробеи, а также главный камердинер Кобори Гензамои и слуга Муроге Сасуке. Сады Кобори Энею значительно отличались от других – энергией, силой воздействия и глубоким философским смыслом, заключенным в символике сада.

Сад западного стиля.  К концу периода Эдо, в XIX столетии, японский сад, подобно всем другим видам искусства, стал создаваться по определенному стереотипу и, как следствие этого, вырождаться. Начало новой эпохи ознаменовалось установлением новой формы правления: Токугавский сёгунат пал, государство возглавил император. Япония стала как никогда активно контактировать с внешним миром. После окончания самоизоляции в ходе революции Мэйдзи в Японии началось широкое заимствование западных технологий. Новое время привело к изменению и в социальной структуре общества, породив новые классы. Эти изменения отразились на всей японской культуре, и на садовом искусстве в частности. Прежде всего стали появляться сады западного стиля вместе с неизбежным внедрением западной архитектуры.

 

 

Новая аристократия и представители деловых кругов начали крупномасштабное перераспределение земель, которые в первую очередь затронуло сады. Ландшафты традиционного японского сада не содержали в себе широкой гаммы цветов, более характерной для садов Запада. В отличие от европейских садов, где цветочное оформление часто является самостоятельным композиционным элементом, в традиционных японских садах цветы – это всегда лишь дополнение к чему‑то, штрих, усиливающий впечатление, и не более. В основе этого лежат философские принципы, призывающие «не улучшать» и «не украшать» природу, а лишь более контрастно выявить ту красоту и гармонию, которая уже заложена в ней. Часть древних садов подверглась перепланировке в связи с превращением их в общественные парки. Однако замысел творцов, а также художественная и историческая ценность этих садов остались неизменными.

Изменения в системе планирования и подходе к использованию земель в соответствии с западным влиянием привели к созданию эклектических садов. Благодаря этим новым тенденциям появился прекрасный сад ирисов в синтоистском святилище Мэйдзи в Токио. Он стал первым японским садом, где главный эстетический эффект зависел от красоты одного вида цветов в один короткий период года. Главным композиционным элементом сада является узкая речка, текущая через весь сад, берега которой окаймляет «ирисовый пояс».

В XIX веке в японских садах появляются газоны – сначала только в частных садах, например Мурин‑ан в Киото, а затем они проникают повсеместно – даже в старые сады императорского дворца в Киото и виллу Кацура.

Возможности использования традиций средневековых садов в современном градостроительстве японские архитекторы осознали еще в 30‑х годах XX века и активно работают в этом направлении, особенно при возведении общественных зданий, отелей, мест отдыха. С открытием страны для иностранцев японские идеи проникли на Запад. Тема слияния архитектурной формы и природного окружения, столь важная в контексте японской культуры, стала в настоящее время актуальной для всего мира.

В японских садах в самой Японии сегодня можно встретить самые различные растения. Конечно, большинство из них – это местные виды или виды, завезенные много веков назад из Китая и Кореи. Однако в современных садах и американские и европейские виды тоже не являются редкостью.

Каждая эпоха в искусство японского сада привнесла что‑то свое…

 

Стили японских садов

 

Современный подход к классификации японских садов основан не только на поиске различий в структурной концепции сада, но и на философских учениях постижения мира разных буддийских школ.

Сады Дзёдо.  К середине X века идеи буддизма стали играть доминирующую роль в японском садовом искусстве. Часто японский сад становился иллюстрацией к учению, основанному на возможности обретения спасения души после физической смерти в «чистой земле» Будды Амиды. «Чистая земля» (или «дзёдо» – рай) расположена в западной части буддийской Вселенной. Там множество прекрасных павильонов, просторных водоемов с обилием цветущих лотосов. Души тех, кто удостоился сострадания Будды Амиды, обитают среди ароматов цветов под звуки космической музыки. Под влиянием идей амидаизма сформировался один из первых садовых стилей с ярко выраженной индивидуальностью – стиль Дзёдо, или в современной интерпретации – стиль природного пейзажа. Храм, текущая вода и большие водоемы с островами – характерные признаки этих садов.

 

 

Ярким примером сада в стиле Дзёдо является сад, который построил для себя в конце жизни третий сёгун династии Асикага – Ёшимицу в окрестностях Киото. Золотой павильон отражается в водах озера Киоко (или Зеркального озера), острова и группы камней которого расположены так, чтобы создать представление о девяти горах и восьми морях, окружающих священную гору Сумеру.

Холмистый сад  характеризуется достаточно большой площадью и состоит из пяти холмов, один из которых обязательно должен находиться в центре.

Миниатюрный сад.  Появление миниатюрных садов охарактеризовало начало проявления символизма в произведениях садового искусства. В миниатюрных японских садах применяется прием искусственно создаваемой перспективы: на переднем плане высаживаются большие растения с крупными листьями, располагаются крупные камни, на втором и третьем планах элементы композиций становятся мельче. Это создает иллюзию, что они находятся дальше, чем в реальности. Миниатюрные сады – это попытка показать необъятность мира на весьма ограниченной территории.

Символический сад.  Символические сады в Японии появились в конце эпохи Хэйан как результат популяризации учения дзэн‑буддизма. Несмотря на то что основной чертой культуры этого периода была попытка проникновения в суть вещей через чувство, через переживание красоты, символические сады предельно лаконичны. За ними часто стоит реальный природный пейзаж, и именно его красоту надо увидеть в процессе длительной медитации, подсознательно участвуя в его создании.

 

 

Несмотря на великую любовь японцев к растениям, именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. В Японии появились сады, где растений может не быть вовсе… Дело в том, что для японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика, образ, рождаемый формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним, традициями и обрядами. Поэтому растения наряду с камнями, гравием, архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, в зависимости от потребности, заменяя одно на другое. Чем выше мастерство, тем меньше материалов требуется художнику для создания нужного образа, тем сильнее производимое впечатление от сада и тем большей духовной подготовки требуется от зрителя.

Наиболее ярким примером символических японских садов является один из трех садов храма Рёандзи (храм Успокоенного дракона). Именно там, имея перед глазами лишь крупный песок с продольным рисунком в виде борозд, группы камней и незначительные островки растений, посетитель должен увидеть и текущую воду, и переправляющегося через поток тигра с тигрятами, и птицу, которая отдыхает, сложив крылья.

Абстрактный сад.  Благодаря теории, гласящей, что высшим творением природы является камень, родились символические, а впоследствии и абстрактные японские сады. Символические и абстрактные сады очень близки как по виду, так и по способам создания, но принято считать, что абстрактные сады не имеют аналога в природе. Поэтому, приходя в такой сад, посетитель волен увидеть его таким, каким захочется его воображению, исходя из времени года, погоды, состояния души.

Сад чайной церемонии.  Сады чайных церемоний, возникшие в XVI веке, сочетают элементы холмистого и каменистого садов. Основу этого сада составляет дорожка из каменных плит, несколько приподнятых над уровнем земли. Стиль чайных японских садов сформировался лишь тогда, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской буддийской культуры. Одним из первых поклонников и распространителей этого искусства был известный дзэнский священник Еисаи (1141–1215), который приложил немало усилий для распространения культуры чая в Японии после своего возвращения из Китая в 1191 году, где он изучал искусство чаепития. В то время чай использовали в основном в медицинских целях, и Еисаи впервые описал его целебные и энергетические свойства. В последующие годы употребление чая прочно вошло в ритуалы последователей дзэн как напитка, помогающего в укреплении духовной дисциплины в долгие часы медитации. Первые чайные японские сады, построенные в соответствии с идеалами «Садо» (ритуала «Путь чая»), создавались в эпоху Момояма, то есть в тот период, когда Сен‑но Рикю активно занимался установлением канонов и определением эстетических форм «Пути чая». Считается, что в тот же период в садах впервые появляются каменные фонари и каменные чаши цукубай.

 

 

В периоды сёгунатов Камакура и Асикага в Японию прибывало много монахов из китайских монастырей, чтобы проповедовать свои идеи; вместе с ними широко распространилась и культура чая. Со временем формальная церемония приобрела форму духовного обучения.

Назначение японских чайных садов состояло в том, чтобы эмоционально подготовить гостя пройти «Путь чая», создать настроение, необходимое для полной оценки этой церемонии, отвлечь от окружающей действительности, показать путь постижения истины.

В декоративном отношении японский чайный сад, как правило, весьма отличен от садов других стилей. В нем гораздо больше цветочного декора, подбор растений осуществляется таким образом, чтобы сад представлял собой четыре вида по четырем временам года: зимой снег падает на восковые цветы камелий, весной – нежные цветы сакуры и буйство цветущих азалий, летом – лиловый дождь свисающих цветов глицинии, осенью – багряные листья кленов и ягоды нандины. Главная цель художественного замысла этого сада – показать красоту изменяющейся природы.

Сад сухого пейзажа.  С усилением дзэнского влияния на садовую культуру многие структурные элементы японского сада окончательно приобрели черты символизма. Для символического изображения воды была разработана целая методика, широко известная сейчас под названием «сухой пейзаж» («сухие горы и воды») – «карэ‑сансуй». Никакой симметрии применительно к «карэ‑сансуй» быть не могло. Это был намек скорее на естественность, а не на искусственность пейзажа.

 

 

Сухой пейзаж – это всегда изображение воды. Камень, брошенный в воду, оставляет на ее поверхности расходящиеся в бесконечность концентрические круги. Скала, омываемая морем, борется с натиском воды, отгоняя ее от себя тоже по кругу. Воды стремительной реки, сотканные из невидимых и бесконечно параллельных струй, несутся вниз по течению. Водопад, мощными потоками срывающийся с гор, наполняет пространство ревом и грохотом. Прозрачный горный ручей игриво вьется между камнями, отражая солнечные блики. Каждый из этих образов рождает в сознании совершенно определенные картины, вызывая разнообразие чувств – от страха до благоговения, от очарования до умиления. Сухой пейзаж – это такой садовый прием, который заставляет человека активизировать сознание и направить его на создание определенно заданных образов.

Сухой пейзаж имеет два существенно различающихся типа. Один называется «с водой», другой можно перевести как «вода, которая была, но ушла». Первый вариант абсолютно символичен – вода изображается параллельными бороздами на мелком гравии или песке, концентрическими кругами вокруг камней. Второй вариант более изыскан и художественен. Это водопады, русла рек и ручьев, где человек подсознательно «завершает» эскиз, сделанный художником, создавая зрительные, осязательные и акустические образы в виде звона ручья, бликов солнца на воде, прохлады, веющей от водопада. Материалом для этих композиций являются не только камни, галька и гравий, но и растения.

Японский сад с сухим пейзажем – это наиболее яркий и наглядный пример влияния дзэн‑буддийской культуры на сады. Такие сады создавались для медитации, духовного совершенствования, окончательного просвещения и не предназначались для широкого показа посетителям, в отличие от садов Дзёдо, садов удовольствия и эстетического наслаждения. Сторонник дзэн‑буддизма находит в них мир Духа, современный человек, не посвященный в секреты дзэн, – кристаллизацию духовной энергии, выраженную в художественной форме. Другими словами, если искусство можно определить как материальное выражение эмоциональной напряженности человека, то японский сад с сухим пейзажем представляет собой искусство высшего уровня.

 

 

Одним из первых «переходных» к форме «карэ‑сансуй» по своей сути стал парк при храме Сайходзи в Киото, закладку которого относят к первой половине XIV века. Чаще его называют Кокадэра («Сад мхов»). Вся поверхность Кокадэра покрыта толстым ковром мха. В Сайходзи все еще сохраняются признаки старых японских садов – пруд с тремя большими и четырьмя малыми островами, прихотливо сформированными полуостровами, мостами, тропинками. Но верхняя, каменистая часть сада гораздо ближе к «карэ‑сансуй». Кстати, этот термин вначале употреблялся японскими садоводами для обозначения весьма ограниченной по размерам каменистой площадки в рамках типичного для периода Хэйан сада старого образца. Считается, что сад Кокадэра был заложен в 1334 году мастером Кокуси Mусо, монахом одной из сект дзэн‑буддизма. Стилистически и хронологически Кокадэра является промежуточным этапом между садами эпохи Хэйан и философскими садами эпохи Муромати.

При желании можно было бы проследить нарастание уровня абстракции в сфере садовой культуры, сравнивая характеристики садов при храме Божественного дракона (Тэнрюдзи), при Золотом и Серебряном павильонах в Киото, при храме Вечного великолепия (Дзёэйдзи) в префектуре Ямагути…

Исследователь японского паркового искусства М. Сигэмори перечисляет около 700 садов с искусственными прудами и 323 сада в стиле «карэ‑сансуй», относящихся к тому периоду. Но, пожалуй, поистине мировую известность получил сад камней при храме Миролюбивого дракона (Рёандзи) в Киото. Сад Рёандзи – это наиболее ультимативная форма стиля «карэ‑сансуй». Там нет ни воды, ни деревца, ни травы. В свое время храм и окружающее его пространство претерпели немало изменений в результате пожаров и перестроек. Нынешняя форма сада сложилась в 1488 году. Существует немало теорий по поводу того, кто был автором‑устроителем сада. Наиболее правдоподобной считается та, что приписывает авторство известному художнику Соами (1455–1525), хотя в последнее время высказывается немало сомнений по этому поводу. Сейчас сад представляет собой прямоугольник (23×9 м), протянувшийся вдоль дома настоятеля монастыря. Любоваться садом можно только с веранды дома, хотя, если судить по старым гравюрам, некогда посетители сада могли бродить по нему, что ныне просто немыслимо. Поверхность засыпана мелким белым гравием, над которым возвышаются пятнадцать поросших мхом камней, собранных в группы. Гравий «расчесан» специальными граблями так, что образовались параллельные полоски, тянущиеся от стены до стены, но завихряющиеся кругами возле камней. А они расположены так, что в какую бы сторону ни двигался по веранде зритель – вправо или влево, он может увидеть только 14 камней, а один (в зависимости от угла зрения каждый раз иной) всегда «прячется» от взгляда. Исследователи садового искусства сломали немало копий, споря о том, что имел в виду автор сада Рёандзи, укладывая камни именно в таком порядке. Одни искали ответ в тайнах «секретной геометрии», другие – в балансе нечетных чисел. Кто‑то представлял панораму сада как архипелаг островков, выступающих из моря, а кто‑то – как вершины горной цепи в пелене тумана или облаков. Нередко говорят и об ассоциации с семейством тигров, переплывающих море… Перед каждым медитирующим открывается своя картина, возникают свои ассоциации и образы. Когда‑то картину дополнял вид дальних гор, проступавших за низким забором, огораживающим храм. Сад Рёандзи таким образом становился частичкой огромного целого. Но со временем поднявшиеся за стеной деревья закрыли дальнюю перспективу, превратив сад камней в самодостаточное зрелище.

Садовый стиль «карэ‑сансуй» позволял выразить два эстетических идеала, активно внедрявших


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.