Перестройка управления народным хозяйством СССР — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Перестройка управления народным хозяйством СССР

2022-08-21 66
Перестройка управления народным хозяйством СССР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Перестройка управления народным хозяйством страны началась практически сразу после смерти И.В. Сталина, когда по инициативе Л.П. Берия началось разрушение прежней системы принудительного труда, бывшей одной из опор сталинской советской экономики. В марте 1953 г. в состав Министерства юстиции СССР был передан весь ГУЛАГ, а в промышленные и строительные министерства восемнадцать гигантских хозяйственных управлений, в том числе Дальстрой, Спецстрой, Гидропроект и другие, которые занимались заготовкой древесины, добычей каменного угля и руды, возведением крупных промышленных объектов и грандиозных судоходных и оросительных каналов.

В апреле 1953 г. по инициативе Г.М. Маленкова было принято постановление Совета Министров СССР «О расширении прав министерств СССР», согласно которому были существенно расширены права и полномочия руководителей всех оборонных, промышленных, строительных и транспортных министерств, во главе которых стояли М.З. Сабуров, В.А. Малышев, М.Г. Первухин, Д.Ф. Устинов, Б.Л. Ванников, И.Ф. Тевосян и другие крупные государственные деятели страны – знаменитые «сталинские наркомы». В результате принятых решений эти министры впервые за многие годы освобождались от необходимости согласования и утверждения значительного круга повседневных вопросов в Президиуме Совета министров СССР и Секретариате ЦК.

Однако уже в декабре 1953 г. усилиями Н.С. Хрущева эта реформа была отменена и восстановлена прежняя, предельно централизованная структура Совета Министров СССР, где воссоздали семь отраслевых бюро – по сельскому хозяйству (Н.С. Хрущев), металлургии (И.Ф. Тевосян), машиностроению (В.А. Малышев), транспорту и связи (Л.М. Каганович), энергетике (М.Г. Первухин), ширпотребу (А.Н. Косыгин) и торговле (А.И. Микоян).

В декабре 1956 г. на Пленуме ЦК был вновь поднят вопрос о перестройке Совета Министров СССР, инициатором которого, как полагают ряд историков (Р. Пихоя), был член Президиума ЦК, первый заместитель председателя Совета Министров СССР М.Г. Первухин. В частности, его план реорганизации правительства предусматривал существенное укрепление центрального планирования и ужесточение контроля за деятельностью всех министерств. Этот план посчитали не вполне своевременным, и новый проект решения этого вопроса поручили подготовить Н.С. Хрущеву.

В начале февраля 1957 г. Н.С. Хрущев внёс на рассмотрение Президиума ЦК записку «Об улучшении руководства промышленностью и строительством», где предлагалось ликвидировать большинство отраслевых промышленных министерств и передать их функции новым территориальным управлениям – Советам народного хозяйства (Совнархозам). Сама идея создания региональных управленческих структур и сокращения раздутых функций союзных министерств была, конечно, здравой, но она нуждалась в серьезном обсуждении и практической проверке. С этой целью была создана комиссия Президиума ЦК, которую возглавил М.Г. Первухин. Однако уже на первом заседании этой комиссии большая часть «узкого руководства» резко выступила против хрущевской затеи, поскольку разумно посчитала ее сырой и неподготовленной. Но вопреки мнению своих ближайших коллег Н.С. Хрущев вынес этот вопрос на обсуждение Пленума ЦК.

В середине февраля 1957 г. состоялся Пленум ЦК, на котором, как и ожидалось, схлестнулись две непримиримых группировки. Позицию Н.С. Хрущева поддержали многие региональные вожди, поскольку идея совнархозов показалась им весьма привлекательной, прежде всего, потому, что поднимала их политический вес и устраняла опостылевший диктат Москвы. К числу самых активных сторонников Н.С. Хрущева принадлежали первый секретарь ЦК КП Узбекистана Н.А. Мухитдинов, первый секретарь ЦК КП Украины П.Е. Шелест, председатель Совета Министров УССР Н.Т. Кальченко, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Ф.Р. Козлов, первый секретарь Московского обкома КПСС И.В. Капитонов и другие. Но категорически против хрущевской затеи высказались ряд членов Президиума ЦК – В.М. Молотов, М.Г. Первухин, К.Е. Ворошилов, а также заместитель председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгин и председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков. Однако позиция Н.С. Хрущева получила поддержку большинства членов ЦК, и соответствующий проект закона был направлен в Верховный Совет СССР. Кстати, именно на этом Пленуме ЦК кандидатом в члены Президиума ЦК был избран Фрол Романович Козлов – новый хрущевский фаворит, который в западной печати вскоре получит титул «кронпринца».

В мае 1957 г. сессия Верховного Совета СССР по докладу Н.С. Хрущева приняла закон под названием «О дальнейшем совершенствовании управления промышленностью и строительством», в соответствии с которым:

1) упразднялось 10 союзных и 15 союзно‑республиканских промышленных министерств, функции которых передавались территориальным совнархозам;

2) в составе Совета Министров СССР сохранялись только 8 отраслевых министерств – авиационной, оборонной, радиотехнической, судостроительной, химической промышленности, среднего машиностроения, транспортного строительства и электростанций;

3) на всей территории страны создавались 105 административных экономических районов, 70 из которых приходились на долю РСФСР. В каждом таком районе создавался свой Совет народного хозяйства (СНХ) со своими отраслевыми и функциональными управлениями и отделами, где все вопросы экономического управления решались коллегиально, с учетом местной специфики и экономических интересов региона.

Скоро стало ясно, что управление по чисто территориальному принципу:

а) с одной стороны, несколько расширило возможности межотраслевой специализации и кооперации промышленного производства в пределах самих экономических районов;

б) но с другой стороны, стало серьезно сдерживать развитие отраслевой специализации и рациональных производственных связей между предприятиями разных экономических районов страны, отдалило науку от производства, привело к неразберихе в руководстве промышленными отраслями, к потере оперативности в работе и т.д.

Поэтому в начале 1960‑х гг. началось постепенное возвращение привычной для партийно‑хозяйственной номенклатуры централизации системы управления экономикой страны. Сначала были созданы республиканские СНХ РСФСР, Украины и Казахстана, а в ноябре 1962 г. был создан СНХ СССР. Одновременно с этим начался процесс укрупнения местных совнархозов путем слияния соседних экономических районов, в результате чего их количество сократилось со 105 до 43.

Вскоре последовала новая централизация управления местными совнархозами. А в марте 1963 г. вместо республиканских СНХ был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР, который возглавил первый заместитель председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинов. Одновременно значительно увеличилось число всевозможных Госкомитетов по различным вопросам промышленной политики, торговли, науки и техники, снабжения и т.д. В результате структура хозяйственного и государственного управления в стране оказалась настолько запутанной, что в ней не всегда разбирались даже старожилы центральных аппаратов Совета Министров СССР и ЦК КПСС.

В исторической науке до сих пор существуют разные оценки этой знаменитой хрущевской реформы.

Одни авторы (Р. Пихоя, Ю. Аксютин, А. Пыжиков) считают, что она в целом носила положительный характер, поскольку был подорван партийный и министерский диктат над многими отраслями промышленного производства, усилилась кооперация различных производств в рамках экономических районов, уменьшились издержки по транспортировке сырья и готовой промышленной продукции и т.д.

Другие авторы (Н. Шмелев, С. Коваленко), напротив, полагают, что практика управления советской экономикой посредством совнархозов себя не оправдала, поскольку:

• реформа управления затрагивала не сущность, а только форму самой этой системы, которая по своей природе оставалась излишне централизованной и командно‑административной;

• ответственность за экономическое развитие страны была, в основном, переложена с центральных на местные органы государственной власти и управления, не имевших достаточных финансовых и материальных ресурсов;

• в условиях сохранения централизованного государственного планирования и отсутствия рыночных механизмов реформа быстро привела к дезинтеграции всей советской экономики, в основе которой лежали уже давно сформировавшиеся производственные, отраслевые, межотраслевые и межрегиональные экономические связи и т.д.

Наконец, третья группа авторов (В. Катасонов) убеждена в том, что эта административная реформа нанесла первый и очень ощутимый удар по всей сталинской экономической модели советского социализма, которая, в конечном итоге:

• резко снизила всю управляемость народно‑хозяйственным комплексом страны;

• привела к общему падению высоких темпов производства, столь характерных для всей сталинской мобилизационной экономики;

• стала первым кирпичиком, положенным в фундамент новой редакции «нэповского госкапитализма», который в годы «горбачевской перестройки» исполнил роль могильщика не только всей сталинской экономической модели, но и самого СССР.

 

2. Развитие промышленного производства и создание ракетно‑ядерного щита

 

В 1953–1964 гг. экономическое развитие страны осуществлялось по планам пятой (1951–1955) и шестой (1956–1958) пятилеток, и единственной в истории страны семилетки (1959―1965), основные показатели которой были утверждены на специально созванном для реализации этой задачи XXI съезде КПСС. Идея самой семилетки возникла при уточнении плановых заданий шестой пятилетки, два последних года которой и следующее (седьмое) пятилетие были сведены в один план.

По мнению одних авторов (А. Вдовин), главной причиной появления этого семилетнего плана стал переход от отраслевой к территориальной структуре управления народным хозяйством страны, который потребовал кардинальных изменений в самой системе планировании.

Другие авторы (Н. Верт, Ю. Аксютин, А. Пыжиков) полагают, что переход к семилетке был вызван исключительно неудачным ходом выполнения планов шестой пятилетки и срывом практически всех ее главных показателей.

В целом для того периода были характерны еще сравнительно высокие темпы экономического роста, прежде всего, в промышленном производстве страны. По данным Центрального статистического управления СССР, который возглавлял известный советский экономист В.Н. Старовский, за годы пятой пятилетки (1951―1955) промышленное производство в СССР удалось увеличить на 85%, за три года шестой пятилетки (1955–1958) – на 64%, а в годы семилетки (1959―1965) – на 84%, что говорило о поступательных темпах промышленного развития страны. Однако эти цифры носили во многом лукавый характер, поскольку в пересчете на традиционные пятилетние планы промышленное производство в 1956―1960‑х гг. («шестая пятилетка») возросло на 64%, а в 1961―1965‑х гг. («седьмая пятилетка») – только на 51%., то есть на треть меньше, чем десятилетие назад. Иными словами, практически для всего периода хрущевского правления был характерен определенный спад промышленного производства по сравнению с первым, самым тяжелым послевоенным десятилетием.

Ряд авторитетных авторов, в частности, профессор Г.И. Ханин («Экономика СССР в 1937–1987 гг.»), говорят, что именно в 1950‑х гг. темпы роста советской экономики были самыми высокими за весь период существования СССР, в том числе и в проблемном сельском хозяйстве. Правда, при этом надо признать, что: 1) сам фундамент этого экономического роста все же был заложен в сталинский период, а 2) прочность сталинской экономической модели позволила советской экономике демонстрировать довольно высокие темпы роста и развиваться по инерции вплоть до начала 1960‑х гг., когда во всей своей «красе» проявились все «хрущевские новации» в экономическом развитии страны, приведшие ее к тяжелому системному кризису.

В целом же масштабы экономического роста СССР в годы «хрущевской оттепели» выглядели таким образом:

1) По официальной статистике пятый пятилетний план развития народного хозяйства страны был выполнен досрочно, и к началу 1956 г. выпуск промышленной продукции на 15% превысил плановые задания пятилетки. За эти годы были построены и введены в строй более 3200 новых промышленных предприятий во всех регионах страны, в том числе Череповецкий, Орско‑Халиловский и Кутаисский металлургические комбинаты, Закавказский трубопрокатный завод, десятки новых шахт в Донбасском, Кузбасском, Карагандинском и Печорском угольных бассейнах, Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий комбинат, Березниковский калийный комбинат и многие другие комбинаты. Тогда же в строй вступили Приднепровская, Черепетская, Южно‑Кузбасская и Южно‑Уральская ГРЭС и Мингечаурская, Усть‑Каменогорская и первая очередь Куйбышевской ГЭС. Общий объем всех капиталовложений в промышленное производство был почти в два раза выше, чем в четвертой пятилетке.

В 1950‑х гг. в стране начался важный этап научно‑технической революции, который выразился в начале полной автоматизации ряда крупных производств и развитии таких принципиально новых научно‑технических направлений, как электроника, атомная энергетика и космонавтика. Уже в 1951 г. в стране были созданы первые электронно‑вычислительные машины, предназначенные для решения статистических задач, а в июне 1954 г. в строй была введена первая в мире Обнинская атомная электростанция.

В июле 1955 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который рассмотрел вопрос «О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства». Здесь было впервые отмечено, что страна стоит на пороге новой научно‑технической и промышленной революции, поэтому необходимо всесторонне изучать и быстро внедрять в производство наиболее крупные и передовые достижения отечественной и зарубежной науки и техники.

Вместе с тем, во второй половине 1950‑х гг. основной упор по‑прежнему делался на развитие производства средств производства, то есть группы отраслей «А», которые к началу 1960‑х гг. составляли почти три четверти общего объема промышленного производства страны. Такая ситуация во многом определялось тем, что Н.С. Хрущев был главным поборником такой промышленной политики. В январе 1955 г. на Пленуме ЦК, где решался вопрос о снятии Г.М. Маленкова с поста председателя Совета Министров СССР, он прямо обвинил своего соперника в антимарксистских, правооппортунистических взглядах на коренные вопросы промышленной политики и заявил, что «тяжелая индустрия была, есть и будет основой экономической и оборонной мощи нашего социалистического государства».

Особенно быстрыми темпами в этот период развивались машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия и электроэнергетика, объемы производства которых выросли в 4‑5 раз. Предприятия группы отраслей «Б» – легкая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленного производства развивались значительно скромнее, однако и здесь по данным официальной статистики рост производства вырос примерно в 2 раза.

2) За три года шестой пятилетки в строй было введено еще около 2700 крупных промышленных предприятий, в том числе Серовский завод ферросплавов, Саратовский химический комбинат, Горьковский, Ярославский, Волгоградский, Омский и Новокуйбышевский нефтеперерабатывающие заводы, газопровод Ставрополь―Москва, что позволило газифицировать более 160 городов страны. Особое внимание по‑прежнему уделялось существенному повышению энерговооруженности экономики страны. Поэтому именно в эти годы ускоренными темпами было завершено строительство и введены в строй Иркутская и Новосибирская ГЭС, Томь‑Усинская и Верхнетагильская ГРЭС, что положило начало созданию Единой энергетической системы страны.

3) За годы семилетки объем промышленного производства увеличился еще на 84%, что по статистическим данным было несколько выше установленных плановых заданий. Однако предприятия отраслей группы «Б» семилетний план развития народного хозяйства так и не выполнили, и прирост промышленной продукции опять произошел в основном за счет предприятий тяжелой индустрии и военно‑промышленного комплекса. В эти годы в строй было введено еще около 5500 крупных промышленных предприятий в разных регионах страны. Наибольшие успехи были связаны с ускоренным развитием нефтяной и газовой индустрии, внедрением автоматических систем и сооружением гигантов металлургической промышленности и электроэнергетики. Тогда были построены Беловская, Назаровская, Троицкая, Яйвинская и Конаковская ГРЭС, пущены в ход самые мощные в мире Сталинградская, Куйбышевская, Братская и Красноярская ГЭС, произведен пуск первых реактивных блоков Нововоронежской и Белоярской атомных электростанций и т.д.

В годы семилетки в строй были введены новые крупные объекты на Магнитогорском, Новокузнецком, Череповецком, Новотульском и Новолипецком металлургических комбинатах, построены Барнаульский шинный завод, Качканарский горно‑обогатительный комбинат, Щекинский химический комбинат, Солигорский калийный комбинат и многие другие предприятия в разных регионах страны.

В марте 1962 г. на севере Иркутской области было открыто крупнейшее на тот момент месторождение нефти в Сибири. И если в 1955 г. добыча сырой нефти в стране составляла около 71 млн тонн, в 1960 г. – порядка 150 млн тонн, то уже в 1964 г. она превысила 225 млн тонн, то есть за десять лет выросла более чем в три раза.

В 1950―1960‑х гг. опережающими темпами развивался и военно‑промышленный комплекс страны, предприятия которого отличались очень высокой производительностью труда и отменным качеством продукции. По данным статистики, предприятия ВПК производили шесть основных видов военной продукции:

1) общевойсковые системы вооружения и боеприпасы;

2) общую и специальную авиационную технику;

3) боевые надводные и подводные корабли;

4) радиоэлектронное военно‑техническое оборудование и снаряжение;

5) системы ракетно‑космической техники;

6) ядерное и термоядерное оружие и боеприпасы.

Особое внимание в эти годы уделялось развитию двух направлений ВПК: 1) атомной и термоядерной промышленности и 2) ракетно‑космическому комплексу страны.

1) Ядерный и термоядерный производственно‑технологический комплексы страны являлись составной частью атомной промышленности, включавшей в себя предприятия по добыче сырья (уран, плутоний), производству расщепляющихся материалов для атомных энергетических установок и снаряжения ядерных боезарядов, переработке, локализации и захоронению отходов отработанного ядерного топлива. Значительная часть этих работ производилась в так называемых закрытых территориальных образованиях (ЗТО) – Арзамас‑16, Томск‑7, Красноярск‑26, Челябинск‑70 и многих других, где работали выдающиеся физики и конструкторы, в том числе И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, К.И. Щёлкин, Я.Б. Зельдович, Н.Л. Духов, А.Д. Сахаров, В.Л. Гинзбург и многие другие. Общее руководство этой важнейшей сферой военно‑промышленного комплекса страны осуществляло Министерство среднего машиностроения СССР, который успешно возглавляли Вячеслав Александрович Малышев (1953―1955), Авраамий Павлович Завенягин (1955―1956) и Ефим Павлович Славский (1957―1986) – выдающиеся государственные деятели, двое из которых в буквальном смысле слова, заболев лучевой болезнью, своей собственной жизнью оплатили создание ракетно‑ядерного щита нашей страны.

После создания первой атомной бомбы по решению правительства началось серийное производство первых ядерных боезарядов, и к началу 1952 г. в арсенале советских вооруженных сил насчитывалось уже 35 атомных бомб – 29 бомб проекта РДС‑1 и 6 бомб проекта РДС‑2. Тогда же была создана новая, еще более мощная атомная бомба проекта РДС‑3, которая впервые была испытана в ходе летных контрольных испытаний на поршневом стратегическом бомбардировщике Ту‑4.

Параллельно крупные советские ученые и конструкторы усиленно работали над созданием термоядерного оружия, и уже в августе 1953 г. на Семипалатинском полигоне впервые было проведено успешное испытание советской водородной бомбы проекта РДС‑6с. В отличие от атомной бомбы, новая бомба, обладавшая огромной разрушительной мощью, стала результатом творческой победы советских физиков‑ядерщиков и конструкторов, в частности, А.Д. Сахарова, Ю.Б. Харитона, Я.Б. Зельдовича, В.Л. Гинзбурга, В.А. Давыденко и других. Испытание РДС‑6с показало, что наша страна впервые в мире создала компактное термоядерное оружие, которое могло разместиться в бомбовых люках стратегического реактивного многоцелевого самолета Ту‑16.

В ноябре 1955 г. по так называемой схеме «Теллера‑Улама» была создана новая, еще более мощная термоядерная бомба проекта РДС‑37, которая после ее успешного испытания на Семипалатинском полигоне была принята на вооружение. Наконец, в октябре 1961 г. группой выдающихся физиков‑ядерщиков под руководством академика И.В. Курчатова была разработана и создана самая мощная за всю историю человечества термоядерная авиабомба проекта РДС‑202, которая на турбовинтовом стратегическом бомбардировщике‑ракетоносце ТУ‑95 была сброшена в районе Новой Земли.

2) Параллельно с созданием ядерного оружия активно велись разработки и по средствам его доставки на территорию потенциального противника, прежде всего, в США. Эта работа, общее руководство которой осуществлял заместитель председателя Совета Министров СССР генерал‑лейтенант М.В. Хруничев и министр авиационной промышленности генерал‑лейтенант П.В. Дементьев, велась в двух основных направлениях:

а) Создания многоцелевых стратегических бомбардировщиков, работы по которым велись в крупнейших конструкторских бюро (КБ) во главе с выдающимися авиаконструкторами академиками А.Н. Туполевым, С.В. Ильюшиным и А.С. Яковлевым. В конечном итоге, после целой серии испытательных полетов приоритет был отдан КБ А.Н. Туполева, создавшему в эти годы стратегические многоцелевые бомбардировщики ТУ‑4, ТУ‑16, ТУ‑22, ТУ‑95 и ТУ‑98, способных доставлять атомную бомбу практически в любой заданный район.

б) Разработки и создания межконтинентальных баллистических ракет (МБР), работа над которыми велась в целом ряде опытно‑конструкторских бюро, в частности, ОКБ «Калининград» С.П. Королева, ОКБ «Южное» М.К. Янгеля и ОКБ «Реутов» В.Н. Челомея. Уже в 1950―1954 гг. в серийное производство были запущены первые баллистические ракеты Р‑1 и Р‑5, способные нести ядерные заряды. В 1956–1957 гг. на базе этих ракет в ОКБ С.П. Королева была создана первая межконтинентальная стратегическая баллистическая ракета Р‑7, ставшая в тот период основой ракетно‑ядерного щита нашей страны.

Первоначально сугубо военные, эти разработки дали мощнейший импульс становлению и развитию гражданских направлений в советском авиастроении и ракетостроении. В частности, в эти годы на Харьковском, Казанском, Омском, Куйбышевском, Саратовском, Иркутском и других авиазаводах страны началось серийное производство таких пассажирских самолетов, как ТУ‑104, ТУ‑114, ТУ‑124, Ил‑14, Ил‑18, Ил‑62, Як‑40 и Ан‑24.

Еще более впечатляющие успехи были достигнуты в гражданском ракетостроении. В 1955 г. по предложению М.В. Келдыша, С.П. Королева и М.К. Тихонравова в правительстве была утверждена специальная программа по этой проблеме, а уже 4 октября 1957 межконтинентальная баллистическая ракета Р‑7 вывела в околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли – Спутник‑1. Чуть позднее, в ноябре 1957 г., на космическом корабле Спутник‑2 был осуществлен первый орбитальный полет с живым существом, который погиб во время полета в околоземное пространство. В 1958–1959 гг. были запущены парные орбитальные околоземные спутники «Электрон» и три автоматических космических аппарата Луна‑1, Луна‑2 и Луна‑3. И наконец, в августе 1960 г. на космическом корабле Спутник‑5 был осуществлен новый орбитальный полет живых существ (двух собак – Белки и Стрелки), которые в полном здравии вернулись на Землю.

Все эти успешные запуски космических кораблей создали необходимые условия для полета человека в космос. Эта подготовка началась еще в январе―мае 1959 г., когда совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о подготовке пилотируемого полета в космическое пространство. В январе 1960 г. приказом главкома ВВС главного маршала авиации К.А. Вершинина был создан первый отряд космонавтов в составе 18 военных летчиков ВВС, ПВО и ВМФ. Первыми членами этого отряда стали летчики И.Н. Аникеев, П.И. Беляев, В.В. Бондаренко, В.Ф. Быковский, Б.В. Волынов, Ю.А. Гагарин, В.В. Горбатко, Д.А. Заикин, В.М. Комаров, А.А. Леонов, Г.Г. Нелюбов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, М.З. Рафиков, Г.С. Титов, Е.В. Хрунов, В.И. Филатьев и Г.С. Шонин. Правда, не всем им суждено было совершить космический полет, поскольку В.В. Бондаренко трагически погиб при пожаре в сурдобарокамере, а Д.А. Заикин, Г.Г. Нелюбов, В.И. Филатьев и М.З. Рафиков были отчислены из отряда за нарушение режима и правопорядка.

После завершения всех подготовительных программ государственная комиссия под председательством самого С.П. Королева определила, что первый пилотируемый полет осуществит старший лейтенант Ю.А. Гагарин, а его дублером станет старший лейтенант Г.С. Титов. 12 апреля 1961 г. с космодрома Байконур был осуществлен запуск космического корабля «Восток‑1» с первым космонавтом планеты Юрием Алексеевичем Гагариным, который, совершив один виток на околоземной орбите продолжительностью 108 минут, благополучно вернулся на Землю. Позднее пилотируемые орбитальные полеты совершили и другие советские космонавты: Г.С. Титов («Восток‑2» 1961), А.Г. Николаев («Восток‑3» 1962), П.Р. Попович («Восток‑4» 1962), В.Ф. Быковский («Восток‑5» 1963), В.В. Терешкова («Восток‑6» 1963) и другие. Была открыта новая эра в развитии всей человеческой цивилизации, дан мощный импульс освоению околоземного космического пространства и значительному ускорению научно‑технического прогресса нашей страны и всего мира.

Высокая степень кооперации гражданских и военно‑промышленных предприятий была характерна не только для атомной, авиационной и ракетно‑космической отраслей, но и для многих других отраслей народного хозяйства страны. В частности, в 1962 г. для производства чисто военной продукции привлекалось более 800 предприятий гражданских министерств и ведомств, а предприятия ВПК, в свою очередь, должны были произвести 22 000 металлорежущих станков, 35 000 тракторов, 438 000 мотоциклов и мотороллеров, 342 000 холодильников, 800 000 стиральных машин, 150 000 швейных машин, более 3 175 000 ручных часов, 2 150 000 телевизоров и почти 4 770 000 радиоприемников. Таким образом, в 1962 г. в общем объеме производства предприятий военно‑промышленного комплекса сугубо мирная продукция составляла 42%, в судостроительной промышленности – 40%, а в авиапромышленности – 25%.

В целом, по данным советской статистики среднегодовые темпы роста промышленного производства в стране были достаточно высокими. В 1951–1955 гг. они составляли более 13% в год, в 1956–1960 гг. – более 10% в год, а в 1961―1965 гг. – более 8,5% в год. И хотя ряд современных авторов (В. Попов, Н. Шмелев) говорят о явно завышенном характере этих официальных показателей, даже они не ставят под сомнение общую положительную динамику развития промышленного производства страны в этот период.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.