Диаграмма причинно-следственных связей — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Диаграмма причинно-следственных связей

2022-08-21 25
Диаграмма причинно-следственных связей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Графическое отображение причинно-следственных связей между ключевыми факторами и их влиянием на возникновение проблемы

 

Временная последовательность и хронология

Дробление массива данных на элементы и представление их в хронологическом порядке

 

Дерево сценариев

Определение и представление альтернативных сценариев:

• выбор места для проведения конференции;

• презентация предложения или проекта начальству;

• выбор стратегии ведения переговоров

 

«Адвокат дьявола»

Проверка на прочность и целесообразность тех или иных точек зрения с помощью имеющихся или новых фактов:

• обоснованно ли объяснение сложившейся ситуации;

• будет ли проект успешным или провальным;

• сможет ли кандидат успешно справиться с работой в новой должности

 

Дивергентное и конвергентное мышление

Выработка альтернативных идей, вариантов, сценариев

 

Проверка гипотез

Ранжирование альтернативных теорий или гипотез в соответствии с тем, насколько имеющиеся факты противоречат каждой из них:

• почему двигатель плохо работает;

• кто украл деньги из кассы;

• будет ли переизбран политик

 

Матрица

Противопоставление отдельных элементов решения проблемы с целью сравнения и поиска взаимосвязей

 

Дерево вероятностей

Определение вероятности наступления сценариев:

• какая именно стратегия с большей вероятностью поможет убедить начальство согласовать новый проект;

• какая стратегия привлечения и удержания сотрудников колледжа повысит число абитуриентов;

• какого кандидата спонсировать в ходе предстоящих выборов

 

Новая формулировка проблемы

Многократное изменение формулировки проблемы с целью выбора оптимального варианта, отражающего суть дела. Менять формулировку проблемы можно и в ходе поиска решения

 

Плюсы, минусы и решения

Оценка сильных и слабых сторон идеи, поиск способов компенсации ее слабых сторон:

• какую охранную систему установить дома;

• какой дом купить;

• кому из кандидатов на должность предложить работу

 

Сортировка

Разделение элементов и организация фактов в логичной и удобной форме

 

Дерево анализа полезности / матрица

Выбор из альтернатив (вариантов поведения) на основе последовательной оценки преимуществ каждой из них, а также вероятности получения этих преимуществ

 

Взвешенное ранжирование

Сравнение альтернативных предложений по единому набору критериев:

• покупка автомобиля;

• выбор колледжа;

• составление рейтинга кандидатов

 

Лучший, а то и единственный способ освоить все эти приемы – почаще применять их для решения самых разнообразных проблем. Для практики я очень советую вам собственный, проверенный временем подход: структурировать анализ проблем (событий, вопросов, ситуаций), обсуждаемых в прессе. В новостях без конца рассказывают о самых разнообразных проблемах, на которых вы можете практиковаться. И обязательно делайте это с карандашом и бумагой: это и увлекательно, и полезно. Вы наверняка заметите, как сложная многофакторная проблема раскрывается перед вами, словно по волшебству, позволяя проникнуть в самую суть и наметить варианты решения. Вот что такое настоящий структурный подход к анализу.

Еще хочу предупредить: старайтесь не увлекаться исключительно цифрами и подсчетами (скажем, вероятностями или относительными весами факторов). Крайне важно понимать, что именно эти цифры означают и чего мы стремимся достичь, анализируя их, – иначе они начнут диктовать нам свою логику. Но ведь цифры – всего лишь способ, инструмент для достижения целей, стоящих перед аналитиком, хоть без цифр этих целей часто и не достичь. Важно помнить об этом и постоянно быть начеку, чтобы не дать им увести нас от сути аналитической работы.

 

И еще несколько слов специально для преподавателей старших школ и высших учебных заведений. Вы имеете уникальную возможность – а возможно, и моральное обязательство – научить своих подопечных аналитическим приемам. Как я говорил в начале книги, в наших образовательных заведениях принято учить не объективному анализу, а субъективной защите одной из точек зрения. Смотреть на задачу с полной объективностью крайне сложно еще и в силу особенностей человеческого разума: как я объяснил в этой книге, мы интуитивно склоняемся к субъективному восприятию и действуем в соответствии с привычными предпочтениями и личными интересами.

Но субъективность вряд ли способствует поиску оптимального решения проблемы, и здесь многое зависит именно от преподавателей: вы можете научить школьников и студентов объективному подходу к анализу и поиску решения. И единственный известный лично мне способ достижения объективности в ходе анализа – структурирование работы, использование строгого подхода, который поможет взять под контроль разнообразные трюки нашего подсознания, досконально разобраться с проблемой и наметить варианты решения. Бесполезно призывать студентов да и вообще кого бы то ни было «сохранять объективность», если не дать необходимых для этого инструментов и знаний. Я искренне надеюсь, что вы сможете включить в свои учебные программы инструменты аналитического структурирования, представленные в этой книге.

Если вам нужна помощь в освоении описанных здесь приемов и инструментов или вы хотите получить информацию о программных продуктах, использующих эти приемы, или поучаствовать в семинаре на тему аналитического структурирования, обращайтесь по следующему адресу и телефонам:

Analytic Prowess LLC

3754 Osborne Drive

Warrenton, VA 20187

800-661-3921

540-349-3855

[email protected]

 

Если вы знаете надежный прием структурирования информации, который не нашел отражения в этой книге, пожалуйста, расскажите мне о нем, чтобы эту информацию можно было включить в последующие издания книги. Буду также признателен за любые отзывы, позитивные и негативные, об опыте применения описанных здесь приемов в ходе анализа проблем. Если эти отзывы будут использованы в будущих изданиях, с приславшими их читателями свяжутся, чтобы получить их согласие на публикацию. Полное соблюдение прав и интересов вовлеченных лиц и организаций при этом гарантируется.

 

 

Решения к упражнениям

 

Упражнение 2

 

Вариант матрицы для составления рейтинга рискованных видов спорта

 

 

Шаг 1: впишите результаты индивидуальной или групповой работы в колонку «Рейтинг, составленный участниками».

Шаг 2: подсчитайте разность между цифрами в колонках «Реальный рейтинг» и «Рейтинг, составленный участниками» по каждому виду спорта.

Шаг 3: сложите полученные разности и запишите итоговую цифру под таблицей.

Наиболее точным нужно считать рейтинг, составленный тем из участников, у которого цифра в ячейке «Итого разница» получилась минимальной.

 

Упражнение 7

 

 

Часть 1

 

• Установить временные периоды (часы, дни недели, месяцы), когда каждая из групп – пешеходы, велосипедисты, любители роликов – имеет право эксклюзивного пользования дорожкой.

• Отвести некоторые зоны дорожки исключительно для одной из трех указанных групп пользователей.

• Предоставить членам трех указанных групп право использовать определенные зоны по очереди.

• Запретить пешеходам выходить на дорожку в наиболее активные часы рабочих дней (позволить пользоваться дорожкой только велосипедистам и любителям роликов).

• Арестовывать, штрафовать, задерживать тех, кто разбрасывает гвозди на дорожке.

• В качестве наказания заставлять тех, кто разбрасывает гвозди, в течение месяца ежедневно убирать дорожку.

• Публиковать данные о тех, кто разбрасывает гвозди на дорожке.

• Публиковать обращения к тем, кто пользуется дорожкой, с призывом фотографировать людей, которые не соблюдают нормы вежливости.

• Публиковать фотографии, имена и адреса нарушителей.

• Расширить дорожку, выгородить полосы для каждой из групп.

• Параллельно нынешней проложить новую асфальтовую дорожку, предназначенную исключительно для велосипедистов и любителей роликов.

• Расставить вдоль дорожки охранников, которые будут следить за соблюдением правил безопасности и вежливости, улаживать конфликты и выявлять нарушителей.

• Разместить большие и привлекательно выглядящие плакаты с правилами использования дорожки.

• Сформировать группу добровольцев, которые совместно с Управлением национальных парков изучат проблему, предложат варианты решения и будут следить за развитием ситуации.

• Расставить вдоль дорожки мусорные баки и метлы, чтобы можно было быстро убрать рассыпанные гвозди.

• Установить видеокамеры в тех зонах, где особенно часто происходят стычки между теми, кто пользуется дорожкой, выводить изображение с камер в офисы Управления национальных парков; направлять полицейских, работающих в Управлении, туда, где возникают конфликты или нарушения порядка.

• Использовать записи с камер видеонаблюдения для задержания тех, кто разбрасывает гвозди.

• Установить скоростные ограничения для велосипедистов и любителей роликов.

• Установить радары (с выводом информации в офисы Управления национальных парков) вдоль дорожки, чтобы выявлять, идентифицировать и задерживать нарушителей скоростного режима.

• Вообще запретить катание на дорожке на роликовых коньках.

• Выступать на телевидении и радио с призывами соблюдать правила вежливости на дорожке.

• Разместить в местной прессе статьи о происшествиях на дорожке и призвать всех, кто ею пользуется, к взаимной вежливости.

• Установить барьеры и специальное покрытие на асфальте, препятствующие катанию на роликах.

• Ежедневно по нескольку раз выпускать на дорожку специальные механические сборщики гвоздей.

• Обеспечить соблюдение правил использования дорожки: установить ограды и ворота, контролируемые сотрудниками Управления национальных парков.

• Позволить пешеходам носить с собой заостренные палки, чтобы разбираться с нарушителями.

• Позволить пешеходам стрелять в нарушителей из краскораспылителя.

• Предложить президенту Соединенных Штатов выступить с публичным обращением и призывом вести себя вежливо и соблюдать правила безопасности на дорожке.

• Предложить губернатору Виргинии выступить с публичным обращением и призывом вести себя вежливо и соблюдать правила безопасности на дорожке.

• Развесить вдоль дорожки плакаты и знаки юмористического характера, способствующие привлечению внимания к проблеме и призывающие пользователей дорожки соблюдать правила.

• Разрешить использовать дорожку исключительно одной из трех групп пользователей.

 

Часть 2

 

Нормы и правила

• Установить временные периоды (часы, дни недели, месяцы), когда каждая из групп – пешеходы, велосипедисты, любители роликов – имеет право эксклюзивного пользования дорожкой.

• Отвести некоторые зоны дорожки исключительно для одной из трех указанных групп пользователей.

• Предоставить членам трех указанных групп право использовать определенные зоны по очереди.

• Запретить пешеходам выходить на дорожку в наиболее активные часы рабочих дней (позволить пользоваться дорожкой только велосипедистам и любителям роликов).

• Сформировать группу добровольцев, которые совместно с Управлением национальных парков изучат проблему, предложат варианты решения и будут следить за развитием ситуации.

• Вообще запретить катание на дорожке на роликовых коньках.

• Установить скоростные ограничения для велосипедистов и любителей роликов.

• Разрешить использовать дорожку исключительно одной из трех групп пользователей.

 

Наказание нарушителей

• Арестовывать, штрафовать, задерживать тех, кто разбрасывает гвозди на дорожке.

• В качестве наказания заставлять тех, кто разбрасывает гвозди, в течение месяца ежедневно убирать дорожку.

• Публиковать данные о тех, кто разбрасывает гвозди на дорожке.

• Публиковать обращения к пользователям дорожки с призывом фотографировать тех, кто не соблюдает нормы вежливости.

• Публиковать фотографии, имена и адреса нарушителей.

 

Физические ограничения

• Расширить дорожку, выгородить полосы для каждой из групп.

• Параллельно нынешней проложить новую асфальтовую дорожку, предназначенную исключительно для велосипедистов и любителей роликов.

• Установить видеокамеры в тех зонах, где особенно часто происходят стычки между пользователями дорожки.

• Установить радары (с выводом информации в офисы Управления национальных парков) вдоль дорожки, чтобы выявлять, идентифицировать и задерживать нарушителей скоростного режима.

• Установить барьеры и специальное покрытие на асфальте, препятствующие катанию на роликах.

• Обеспечить соблюдение правил использования дорожки: установить ограды и ворота, контролируемые сотрудниками Управления национальных парков.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.