Упражнение 2. Рискованные виды спорта — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Упражнение 2. Рискованные виды спорта

2022-08-21 24
Упражнение 2. Рискованные виды спорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для этого упражнения потребуется пять-семь участников.

Предложите каждому перечень из восьми видов спорта:

1) мотогонки;

2) скачки на лошадях;

3) парашютный спорт;

4) альпинизм;

5) бокс;

6) подводное плавание с аквалангом;

7) студенческий американский футбол;

8) дельтапланеризм.

 

Работая индивидуально, участники должны оценить степень риска для каждого из предложенных видов спорта и составить рейтинг.

Когда все закончат оценку, начнется работа в команде: необходимо сообща выработать единый рейтинг предложенных видов спорта на основе степени риска.

Когда группа закончит работу и составит рейтинг, перейдите к решению упражнения 2 и оцените, какой рейтинг получился более точным: групповой или какие-то из индивидуальных. Для этого используйте предложенную матрицу для оценки степени риска.

 

 

Подтверждают ли результаты упражнения справедливость утверждения, что групповой результат оказывается более точным, чем индивидуальная оценка отдельных членов группы? Если нет, группа вам досталась необычная.

Существует масса разнообразных аспектов человеческого поведения, которые отрицательно влияют на работу в команде из двух и более человек и из-за которых команда иногда становится совершенно неработоспособной. Много лет назад в психологии даже сложилось отдельное направление, занимающееся изучением и объяснением группового поведения. Ученые, занятые в этой области, стремятся найти системные инструменты, с помощью которых можно обеспечить продуктивность и эффективность человеческого взаимодействия. Исследователи достигли заметного прогресса в том, что касается определения причин неэффективности групповой работы, а также поиска инструментов для ее преодоления. Я очень советую всем, кому приходится хотя бы время от времени работать над решением проблем не только индивидуально, но и в рамках группы, пройти тренинг в области групповой динамики. В ходе программы вы сделаете важные открытия, которые помогут вам внести более серьезный вклад в работу любой команды и повысить эффективность работы всей группы.

Масса разнообразных факторов – индивидуальные ментальные установки, конфликты и борьба за влияние, доминирование отдельных группировок, недостаточная концентрация группы на задаче – может снижать эффективность работы группы. К этому же приводят и особенности мышления, о которых мы говорили в главе 1. В силу этих причин группа утрачивает единство, участники приходят в замешательство, выпускают из виду общую задачу, и в результате работа не дает нужного результата.

Преодолеть подобные сложности удается с помощью структурного анализа, на основе соображений здравого смысла и разумной организации обмена информацией. Структурный подход к организации группового анализа стимулирует обмен идеями и более тщательную оценку альтернатив, что необходимо для выработки единого мнения. В ходе работы участники группы стремятся продвинуть свои идеи, из-за чего обсуждение нередко перескакивает с одной темы на другую. Применяя структурированный подход, группа получает возможность рассмотреть проблему со всех сторон, сфокусироваться на отдельных ее аспектах, регулярно отслеживать соответствие работы группы заданной структуре аналитического процесса.

Обучение каждого члена группы приемам и техникам, описанным в этой книге, несомненно, обеспечит серьезные преимущества. Эффективность аналитических инструментов многократно увеличивается, когда их осваивают все участники. Способность к творческому поиску решений и общая эффективность группы повышаются во много раз.

 

Часть 2

Четырнадцать инструментов

 

Глава 3

Новая формулировка проблемы

 

Помните историю о человеке, который решил, что его водяной матрас начал протекать? Он решал проблему, которую определил так: «Как заделать течь?» И в ходе анализа ситуации он руководствовался именно этим определением, или формулировкой, проблемы. И оказалось, что проблема определена неверно. Ему нужно было бы задать совсем другой вопрос: «Как вода попала на мое одеяло?» То есть необходимо было отделить собственно проблему от ее проявлений. Если бы он это сделал, то в ходе анализа, вероятно, проверил бы разные варианты попадания воды на одеяло и выяснил, что дело не в матрасе, а в протечке трубы в ванной этажом выше. Как правило, от того, как мы определяем проблему, зависит подход к ее решению: определение задает направление рассуждений. А от того, как мы анализируем проблему, то есть в каком направлении движемся, полностью зависит и то, найдем ли мы вообще решение и какого качества оно будет.

Исходя из имеющейся информации и общего понимания ситуации, которое складывается у нас в ходе работы над проблемой, мы нередко приходим к выводу, что вначале поняли проблему совершенно неверно. Нередко человек выбирает излишне узкую формулировку проблемы, в результате чего анализ оказывается слишком ограниченным, а альтернативные и, возможно, более эффективные решения не попадают в его поле зрения. Примеры подобных ситуаций найти несложно. Рассмотрим диалог двух родителей, обеспокоенных низкими оценками сына-старшеклассника.

 

Отец: Он просто не старается.

Мать: Я знаю. Ему совсем не интересно, поэтому он отвлекается.

Отец: Мне надоело твердить одно и то же.

Мать: И мне. Все равно толку никакого.

Отец: Возможно, его нужно научить учиться.

Мать: Ну, это точно не повредит. Тем более что он и правда не умеет организовать учебу.

Отец: Позвоню завтра в школу и попробую договориться.

Мать: Отлично. Уверена, что это ему поможет.

 

Родители довольны: они определили проблему, пришли к решению и начинают менять ситуацию. Но действительно ли проблема заключается в недостатке интереса к учебе и склонности постоянно отвлекаться? И если показать сыну этой пары более эффективные подходы к учебе, решит ли это проблему? Не исключено. Но вполне возможно, что родители говорят о симптомах гораздо более глубокой проблемы. Есть вероятность, что их сын и сам не знает, в чем проблема, – просто чувствует отсутствие мотивации к учебе. Но почему? В чем заключается реальная проблема?

А вот еще один пример.

 

На парковке у офисного здания толчея, места не хватает. Руководство компании решает взяться за эту проблему: группе сотрудников поручено предложить способы перепланировки парковки, чтобы она вмещала больше автомобилей. Поработав над поставленной задачей, сотрудники предлагают несколько способов увеличения емкости парковки.

 

В этом случае руководство определило проблему так: «Как увеличить емкость парковки» – и работа над поиском решения проблемы была с самого начала ограничена таким пониманием ситуации. И вроде бы все логично, так? Ведь парковка и правда вечно забита. Очевидно, что необходимо увеличить место для парковки.

Но проблему можно увидеть (и сформулировать) и иначе, к примеру, сделав акцент на сокращении числа машин на парковке. (Для этого можно предложить сотрудникам по очереди подвозить друг друга, или перевести часть сотрудников в другой офис, или даже сократить часть сотрудников.)

Давайте выполним упражнение.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.