Занятие 2. Пейзажная панорама «Весна пришла» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Занятие 2. Пейзажная панорама «Весна пришла»

2022-08-21 70
Занятие 2. Пейзажная панорама «Весна пришла» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Программное содержание: формировать у детей представление о том, как создается пейзажная панорама; закрепить умения и навыки создания весеннего пейзажа; воспитывать самостоятельность, активность; формировать умение работать коллективно; учить отражать в рисунке впечатления от произведений, описывающих природные явления весны, располагать изображение по всему листу, видеть и использовать разные цвета и оттенки.

Предварительная работа. Ознакомление детей с понятием «пейзаж». Рисование на темы «Осенний пейзаж», «Зимний город», «Весенний пейзаж», «Сосновый лес». Организация и посещение выставки на тему «Весенние пейзажи в творчестве русских художников». Наблюдения в природе. Чтение отрывков из произведений художественной литературы с описанием весенних пейзажей.

Материалы. Репродукции картин: Н. Ромадин «Весна» из серии «Времена года», Е. Зверьков «Голубой апрель», «Ледоход на Мезени», Б. Щербаков «Затопленные берега», И. Левитан «Весна. Большая вода»; акварельные краски, кисти, салфетки, баночки с водой, бумага для рисования, палитра.

Технические средства: магнитофон, аудиокассета с записью произведений П. И. Чайковского «Времена года» (фортепиано): 1. Март. «Песня жаворонка», 2. Апрель. «Подснежник», 3. Май. «Белые ночи».

 

Ход занятия

 

Дети входят под музыку П. И. Чайковского «Времена года» (Март. «Песня жаворонка») в изостудию, где расположена выставка «Весенние пейзажи русских художников», и рассматривают репродукции картин. Воспитатель собирает детей у окна, предлагает им закрыть глаза и представить то, о чем она сейчас расскажет, и читает стихотворение Д. Плещеева «Весна».

 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

 

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

 

Можно прочитать и другие стихотворения. Затем воспитатель просит детей открыть глаза и рассказать, какие образы они представили себе, слушая стихотворение. Если нужно, дополняет и обобщает ответы детей (ярко светит солнышко, голубое небо, проталины, ручьи, деревья и кусты с набухшими почками). Если дети назовут не все, можно напомнить им картины весны, прочитав строки стихотворений.

Воспитатель обращает внимание детей на картину за окном: «Ребята, а теперь посмотрите в окно. Я вижу там прекрасную картину, а нарисовал ее художник, которого зовут Природа. Как бы вы назвали картину этого художника? («Весна», «Тает снег», «Капель».) Что общего вы найдете в пейзаже этого необычного художника и в пейзажах нашей выставки? (Сравниваются картины русских художников и пейзаж за окном.) Все, что мы видим из окна, можно назвать одним словом – панорама. Давайте создадим весенний пейзаж, панораму. Для этого на большом и длинном листе бумаги мы будем рисовать весенний пейзаж. Кто напомнит, что такое пейзаж?»

Воспитатель предлагает детям разделиться на четыре подгруппы: первая и вторая будут рисовать голубое небо, белые пушистые облака, весеннее солнце, используя технику рисования по влажной бумаге; третья подгруппа – снег, проталины, ручьи, речку; четвертая подгруппа – деревья и кусты. Воспитатель предлагает детям каждой подгруппы подумать и договориться, кто что станет рисовать.

Процесс рисования сопровождается музыкой П. И. Чайковского «Времена года». Воспитатель наблюдает за деятельностью детей и помогает им по мере надобности. В конце занятия дети рассматривают свои работы. Воспитатель заостряет их внимание на выразительном решении отдельных изображений и всей картины в целом, хвалит юных художников и предлагает им подумать, как можно дополнить картину (нарисовать жителей весеннего леса). Дополнять картину дети могут в свободное от занятий время, после дневного сна. Участвуют в этом только те ребята, которые изъявят такое желание. Картину вывешивают в группе, в раздевальной комнате или в холле, чтобы ею могли любоваться и дети, и родители.

 

Занятие 3. «Солнышко‑колоколнышко»

 

Программное содержание: познакомить детей с тем, как в народном декоративно‑прикладном искусстве и устном народном творчестве изображается солнце; развивать способность воспринимать, наблюдать, фиксировать форму, цвет солнышка в разную погоду, время дня; обогащать сенсорный опыт; развивать образные представления, мышление, воображение; познакомить с техникой лепки и росписи изделий из теста; закрепить представления о теплых тонах.

Предварительная работа. Наблюдение за весенним солнцем на прогулках. Разучивание потешек, стихов, загадок, закличек о солнце. Рисование, аппликация на тему солнца.

Материалы. Прибалтийская чеканка, вологодское кружево, народная глиняная игрушка; репродукции картин Ю. Васнецова, Г. Скотиной, А. Елисеева; соленое тесто, дощечки, стеки, салфетки, кисти, баночки с водой, гуашь, палитра.

Технические средства: магнитофон, аудиокассета с записью музыкальных произведений: «Рассвет на Москве‑реке» (вступление к опере «Хованщина») М. Мусоргского; «Пер Гюнт», сюита № 1 из музыки к драме Г. Ибсена; соч. 46 «Утро» Э. Грига.

 

Ход занятия

 

1‑я часть

Воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе, беседует с ними о весне, задает вопросы: «Что такое весна? Как вы ее представляете?» (Капель, солнышко, подснежники, первая зеленая травка, ручейки, проталины.)

Звучит музыка М. Мусоргского «Рассвет на Москве‑реке». Воспитатель обращает внимание на образ весеннего солнышка, загадывает загадки: «Взглянешь – заплачешь, а краше его нет на свете. (Солнце.) В синей чаше алый мяч, он и светел, и горяч. (Солнце.

Дети вспоминают стихи, потешки о солнце.

 

Гори‑гори ясно!

Солнышко красно,

Гори‑гори ясно!

 

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

Чтоб садам и огородам

Зеленеть, цвести, расти!

 

Солнышко красно,

Гори‑гори ясно!

 

В небе рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи,

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови!

 

(Народные потешки)

 

Солнышко‑ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

 

Радуга‑дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

 

Е. Благинина

Воспитатель спрашивает: «Вспомните, в творчестве каких художников‑иллюстраторов вы встречали образ солнышка?» (Ответы детей.) Затем воспитатель рассказывает, что в старину люди поклонялись разным богам, одним из которых был бог солнца Светило. Люди всегда любили его, так как солнце дает жизнь; просили у него тепла, богатого урожая. Далее педагог говорит, что солнце часто изображали в своих изделиях народные мастера, символом солнца украшали одежду богатырей. На Руси есть город Вологда, где испокон веков жили умелые мастерицы, которые плели кружево, салфетки, воротнички, включая образ солнца в узоры. Воспитатель вместе с детьми рассматривает вологодское кружево, затем рассказывает, что похожими на солнце знаками украшались вылепленные народными мастерами глиняные игрушки – дымковские, филимоновские, – и везде солнышко изображали по‑разному. Воспитатель показывает птицу‑солнце, сделанную из дерева и щепы, и загадывает загадку:

 

Большая светлица,

Горит жар‑птица,

Всяк ее знает.

 

(Солнце)

Далее педагог рассказывает, что в северных деревнях и сегодня мастерят таких птиц и подвешивают под потолок. Птица‑солнце охраняет дом, приносит счастье. Дети рассматривают птицу, замечают, что перышки крыльев и хвоста похожи на лучи солнца.

Педагог продолжает рассказ: «Почти у всех народов существовал обычай встречи весны. Ее не просто звали, а зазывали, «закликали». Чем же зазывали весну? Хозяйки пекли печенье в виде птичек – жаворонков. Печенье пекли и в виде круга с тремя выложенными по краям кольцами, а в середину выкладывался крест – «солнышко‑колоколнышко». Это – древнейшие символы солнца. Еще выкладывались веселые завитки – «кудерочки», похожие на солнечные лучи и травку. Давайте и мы позовем солнышко. Но, чтобы нам его закликать, нужно испечь для него угощенье‑печенье. Давайте попробуем сами сочинить узоры и вылепить печенье‑солнышко из соленого теста».

Дети принимаются за работу. Звучит музыка Э. Грига «Утро». По окончании работы воспитатель хвалит детей, собирает печенье и обещает подсушить его в духовке.

На этом первая часть занятия заканчивается.

2‑я часть

Проводится через день‑два после первого занятия. Воспитатель приносит на подносе подсохшее печенье и вместе с детьми еще раз рассматривает его форму и узор, отмечая его особенности, разнообразие.

Раздается стук в дверь. Появляется Незнайка (кукла бибабо). Незнайка радуется приходу весны, рассказывает, что шел по весенней улице, увидел детский сад и захотел зайти в гости к ребятам. Он смотрит на печенье и спрашивает: «Что это такое?» Дети объясняют, для чего нужны печенья‑«солнышки». По ходу этой беседы воспитатель уточняет для себя, что дети запомнили из беседы об образе солнца на прошлом занятии, дополняет и корректирует их ответы. «Незнайка, а тебе нравятся наши солнышки?» – спрашивает педагог. Незнайка отвечает: «Да! И солнышку они тоже понравятся!» Педагог обращается к детям: «Ребята, а вам не кажется, что мы с вами что‑то недоделали?» Предлагает разукрасить печенье, интересуется, какую гамму цветов они хотят использовать при украшении печенья. Дети называют цвета: оранжевый, красный, желтый… Воспитатель спрашивает, как называются все эти цвета? (Теплые.) При необходимости педагог корректирует ответы детей, предлагает вспомнить правила смешивания красок.

Дети разбирают и раскрашивают свое печенье. В процессе рисования звучит музыка Э. Грига «Утро». Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся работы, хвалит художников и читает закличку:

 

Жавороночки,

Перепелушки,

Птички‑ласточки!

Прилетайте к нам!

Весну ясную,

Весну красную

Принесите нам!

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.