Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Устройство мира» – — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Устройство мира» –

2022-08-21 35
Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Устройство мира» – 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Владимир Павлович Эфроимсон

Генетика гениальности

 

Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Устройство мира» –

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=25903517&lfrom=192264536

«Генетика гениальности. Изд. 5‑е. / Эфроимсон В.П.»: Время знаний; Москва; 2011

ISBN 978‑5‑904553‑03‑6

Аннотация

 

Человек как вид может превзойти себя, утверждает автор, именно как человечество в целом… Человеческий вид окажется на пороге нового образа жизни.

Для этого он должен изучить все факторы, способствующие полному раскрытию заложенных в человеке возможностей. Автор представляет оригинальную концепцию гениальности, раскрывает роль врожденных свойств в формировании личности и их соотношение с факторами среды.

Используя биографии, материалы истории, психологии, медицины, автор дает систематическое исследование жизни великих гениев человечества. Комплексный подход и высочайшее знание предмета поставили В.П. Эфроимсона в ряд выдающихся имен мировой генетики. Блестящий стиль изложения научного материала делает книгу весьма популярной и вполне доступной не только специалистам, но и широкому кругу читателей. Книга снабжена развернутым предисловием, примечаниями и необходимыми указателями.

 

Владимир Эфроимсон

Генетика гениальности

 

Посвящается 100‑летию со дня рождения В. И Эфроимсона

 

Библиотека журнала «Экология и жизнь»

 

Серия «Устройство мира» основана в 2000 г.

Художник серийного оформления П. Ефремов

 

Издание 5‑е

 

Предисловие

Л.И. Корочкина и Е.А. Кешман

 

Предисловие

Гениями рождаются

 

«Есть люди крупные и яркие; есть люди крупные, но не яркие; есть люди некрупные, но яркие; есть люди, которые много крупнее своих дел; есть люди, гораздо более мелкие, чем их дела. Автор принадлежит к последней группе и даже чуть гордится этим…»

Так писал о себе Владимир Павлович Эфроимсон. Ему всегда было свойственно подшучивать над собой. Но в этой ироничной самооценке согласиться можно лишь с одним – с несомненной величиной и даже величием того, что В.П. Эфроимсон считал своей обязанностью, своим человеческим долгом. «Существует две наивысшие взаимодополняющие части нашего космического долга. Долг по отношению к самому себе, который каждый из нас может исполнить, реализуя свои способности. И долг по отношению к другим, исполняемый служением обществу на благо человечества, на благо всего нашего вида в целом».

В.П. Эфроимсон – автор фундаментальных трудов по медицинской генетике, иммуногенетике, генетике раковых опухолей, мутационному процессу… Крупнейший специалист по генетике психических болезней, автор более 200 научных статей, организатор многих пионерских работ по генетике человека, составитель и редактор коллективных монографий по медицинской генетике, генетике микроорганизмов и пр., и пр. Страстный борец за научную генетику в СССР, непримиримый враг «лысенковщины», отдавший много сил «расчистке авгиевых конюшен советской мичуринской биологии». Переводчик и редактор фундаментальных трудов по генетике… Более тридцати лет он посвятил исследованиям взаимосвязи биологических и социальных факторов в развитии человека, изучению биохимических, генетических, физиологических аспектов в становлении, развитии и проявлении интеллектуальных, биосоциальных, психологических свойств личности.

Именно этим проблемам посвящены три последние книги В.П. Эфроимсона – «Генетика этики и эстетики», «Педагогическая генетика» и самая главная для него книга, которую можно назвать его научным и идейным завещанием, – «Генетика гениальности».

О гениях и гениальности написано несметное количество книг. Тайна, загадка гениальности всегда тревожила и тревожит воображение людей. Человеческая история, история цивилизации освещается яркими звездами гениальных людей, чьи дела, чьи творения не стираются в памяти сотни и тысячи лет… Гениальное озарение одного человека переворачивают представление о мире миллионов людей. Гениальные строки, написанные тысячи лет назад, отзываются в душе человека сегодняшнего времени… Гениальные открытия и изобретения одиночек входят в нашу повседневность и сопровождают нас всюду и везде, ежедневно, ежеминутно…

Кто они, эти люди, перевернувшие мир? Что дает им эту невероятную силу? Как из миллионов живущих избирается тот, на кого падает дар гениальности? Постижима ли тайна гениальности? Что делает гения – гением?

На эти вопросы дает ответ книга, которую вы держите в руках.

«Книга эта уникальна. Она войдет в число ценностей, оставшихся следующим поколениям от XX века. И дело вовсе не в конкретной интерпретации биохимических механизмов – предпосылок сверхобычной умственной активности гениев. Замечательна вся концепция автора и необъятность использованного им исторического материала…» (Доктор физико‑математических наук, биофизик С.Э. Шноль).

«Перед нами действительно фундаментальный труд. В нем содержатся новые, плодотворные идеи, предлагаются перспективные подходы к разработке многовековой проблемы гениальности, насущных вопросов взаимосвязи педагогики и генетики, высших форм творческой самореализации личности. Автор ясно показывает зависимость между проявлением генетического потенциала личности и социальными условиями ее развития, подчеркивает «примат социальных факторов в развитии и реализации гения». Но главная его задача – выяснение биологических факторов в появлении гения…

Этот чрезвычайно ценный труд не только содержит новые научные результаты в крайне актуальной и слабо изученной области, но и несет в себе мощный творческий стимул дальнейших исследований, размышлений, поисков…» (Доктор философских наук Д.И. Дубровский).

 

«Генетика гениальности» – это исследование жизни сотен людей: властителей и тиранов, политиков и полководцев, основателей религий и философов, идеалистов и деспотов, ученых и художников, путешественников и изобретателей, поэтов и врачей, писателей и музыкантов… Рассказ об их жизни, характере, темпераменте, привычках дополнен патографиями – сведениями о недомоганиях, патологических состояниях, болезнях. Особо изучены условия, в которых формировались личности выдающихся людей, влияния, которые они испытали в детстве, юности, в период становления. Биографии гениев дополнены сведениями об их семьях, родственниках, о родителях и детях…

Эта книга о том, какую роль может сыграть поступок одного человека в жизни многих поколений людей, какое значение может иметь отдельная личность для всей человеческой истории и культуры. О том, насколько большое, а подчас и решающее влияние на историю человечества оказывает действие (а иногда и бездействие) гениального одиночки.

«Генетика гениальности» – книга, которая открывает собой новые направления в изучении человека и человечества. Этот выдающийся труд кладет начало новым наукам – «гениелогии» и «историогении»… Предметом этих наук может и должна стать гениальность. Не как Божий дар, а как естественный феномен. Здесь открывается необозримое поле для будущих исследований. Обнаружение механизмов стимуляции интеллекта, источников его сверхнормальной мощи у тех подлинных гениев, чьи титанические усилия привели к выдающимся достижениям; показ того, насколько широки возможности личности; как гениальные личности решали, определяли в различные эпохи главные вопросы, волнующие общество; почему, под давлением каких обстоятельств, каких внутренних мотивов, преодолевая сопротивление среды или, наоборот, используя ее, они совершали свои исторические деяния.

Первые научные шаги в этих направлениях уже сделаны. И первые результаты представлены в книге, которую вы держите в руках. Она написана в конце семидесятых годов. Вернее – к 1979 году была завершена первая редакция «Генетики гениальности». В 1982 году, не имея возможности издать книгу, автор депонировал ее текст в ВИНИТИ под названием «Биосоциальные факторы повышенной умственной активности». Автор продолжал работать над этой монографией до последних дней жизни.

Книга впервые увидела свет в 1998 году в составе сборника избранных трудов В.П. Эфроимсона «Гениальность и генетика». Однако в этом сборнике название книги было по просьбе издателей несколько изменено: оно повторяло название сборника. Сегодня мы впервые публикуем книгу под ее настоящим, авторским названием – «Генетика гениальности».

 

У большинства сегодняшних читателей, вероятно, сам факт того, что «Генетика гениальности» не получила разрешение на публикацию даже в конце 80‑х годов теперь уже минувшего века, может вызвать лишь недоумение. Однако подобную судьбу разделили с ней сотни книг, написанных в разное время всемирно известными учеными, идеи которых не укладывались в «прокрустово ложе» господствующей ортодоксальной марксистско‑ленинской идеологии. Академик Н.П. Дубинин писал, что В.П. Эфроимсон «выступил с ошибочными взглядами о якобы генетической обусловленности духовных и социальных черт личности человека… Это (работы по социобиологии. – Л.К., Е.К.) грозило уже серьезной идеологической опасностью… Вновь чуждая идеология, направленная на подавление личности человека неоправданным биологическим диктатом, старалась проникнуть и отравить чистые источники нашей науки…»

«Чистые источники» советской науки о человеке брали свое начало в приверженности «единственно верному» взгляду на личность как на «продукт» исключительно социального воздействия и прежде всего – воспитания. Подход к личности человека с позиций биологии и генетики был осужден в СССР еще в 30‑е годы, когда был разгромлен Медико‑биологический институт, а его директор Соломон Григорьевич Левит расстрелян. Любые попытки вернуть исследованиям в области социобиологии право на жизнь были обречены – к ним надолго и прочно был приклеен ярлык «евгеники», «буржуазной лженауки»…

Владимир Павлович Эфроимсон был учеником одного из основоположников московской школы генетики Николая Константиновича Кольцова. И еще в двадцатые годы получил фундаментальное представление о сложности взаимовлияний наследственности и среды не только в развитии «низших», целиком природных функций человека, но и высших психических функций, которые лежат в основе формирования личности. Одна из первых работ самого Эфроимсона была посвящена измерению скорости мутационного процесса у человека, что противоречило восторжествовавшей впоследствии догме: принято было считать, что биологическая эволюция человека завершилась и все человеческое в человеке определяется лишь социальной, средовой компонентой. Однобокость, безосновательность такого подхода В.П. Эфроимсон доказывал всеми своими исследованиями, начало которых было положено в кольцовской школе.

Объектом своего изучения он избрал гениальность, т. е. сверхвысокую, сверхотдаточную творческую, умственную активность, высокую степень таланта. «Мы ставили своей основной задачей прорыв существующего в СССР заговора молчания вокруг проблем социо биологии. Мы ставили своей задачей показать реальное существование конкретных внутренних механизмов могучего, преимущественно наследственного стимула, ведущего к неудержимой творческой деятельности, в чем бы она ни выражалась… при наличии таланта и полной самоотдаче», – пишет В.П. Эфроимсон в книге «Генетика гениальности».

В 1920‑е годы в России существовала могучая, всемирно признанная школа генетиков, которые занимались, в частности, и проблемами генетики человека. В выходившем тогда, а впоследствии запрещенном и закрытом «Русском евгеническом журнале» было опубликовано несколько блестящих статей Н.К. Кольцова, посвященных исследованию генетики психических особенностей человека (в 20‑е годы «евгеникой» называли генетику человека и медицинскую генетику, негативное значение этому термину придано позднее).

Идея Н.К. Кольцова была близка и понятна генетикам. Надо было разбить психические аспекты личности на отдельные группы, чтобы затем подвергнуть анализу наследование «элементарных реакций» в каждой из выделенных сфер психики. Кольцов различал по крайней мере три группы психических проявлений личности: познавательные (разум), эмоциональные (аффекты) и влечения (воля). Даже на том уровне развития нейрофизиологии было выяснено, что познавательная деятельность в существенной своей части связана с нейропсихическими реакциями, индивидуальными и в большой степени генетически обусловленными. О физиологической основе эмоций, регулирующихся на нейро‑гормональном уровне, сегодня известно настолько хорошо, что коррекция поведения и эмоциональных реакций стала повседневным делом медицины. К группе влечений, проявляемых у человека как социального существа, Н.К. Кольцов относил волю (видимо, находясь под влиянием работ Шопенгауэра, Кольцов определял волю как влечение к власти). Но знаменательно, что именно воля, целеустремленность, сверхвысокая мотивация лежат в основе творческой деятельности многих гениальных личностей, и это блестяще доказано Эфроимсоном в книге «Генетика гениальности». «Талант делает то, что может, гений – то, что должен» – чеканная формула, в которой выражена сущность гения.

В.П. Эфроимсон поставил перед собой задачу: определить, выявить, какими же наследственными, врожденными факторами может определяться столь ярко выраженная особенность, как огромный талант или гениальность. Вполне понимая, насколько сложно выработать методы, подходы к решению этой задачи, насколько велик субъективный фактор в отборе тех или иных биографий, насколько сам феномен гениальности связан в сознании людей с этическими, моральными оценками, насколько изменчивы сами оценки деятельности того или иного исторического персонажа в разные эпохи, В.П. Эфроимсон предложил предельно объективный метод «отбора материала». Он собрал и изучил десятки самых авторитетных в мире сводок, в которых были представлены имена наиболее признанных деятелей науки, культуры, искусства, политики, техники. Из крупнейших энциклопедий он отобрал имена тех знаменитостей, которым были посвящены самые значительные по объему статьи. Субъективное отношение к тому или иному «герою», таким образом, он свел практически к нулю. Он проанализировал и подверг статистическому анализу сотни групповых биографий, выпущенных в десятках стран Европы и Америки, отбирая для своего исследования лишь тех людей, которые признавались выдающимися талантами или несомненными гениями в большинстве изданий. Он проштудировал тысячи литературных источников, прочел жизнеописания сотен выдающихся личностей мировой истории и культуры.

В итоге многолетней работы ему удалось показать, что несколько биологических особенностей (гиперурикемия, гипоманиакальная циклотимия, синдром Марфана и синдром Морриса, повышенный уровень андрогенов, высоколобие) встречаются у общепринятых гениев статистически значительно чаще, чем в нормальной популяции, среди обычных людей. Ему удалось показать, как конкретные биохимические особенности влияют на характер отдельной личности. Каково воздействие «хронического естественного внутреннего допинга» на поведение и продуктивность гения? «Подагрическая характерология» выписана им блестяще, и не вызывает удивления, что с течением времени ему удавалось «ставить диагнозы» известным деятелям мировой истории лишь по их жизнеописаниям, а впоследствии, лишь «задним числом», находить подтверждение своим догадкам в документах.

Ему удалось «разложить» гениальность на факторы исходных потенциальных возможностей, на факторы направления развития; снять с гениальности покров непостижимости, мистики, тайны; освободить гениальность от обреченности на психоз, от бионегативности; раскрыть важные (хотя и не обязательные и не достаточные) механизмы гениальности.

Но главным итогом своей работы он считал доказательство существования гигантских резервных возможностей, гигантских потенций нормального человеческого мозга. «Потенций, которые нуждаются в развитии, волевой стимуляции и возможностях реализации для того, чтобы творить очень талантливые и даже гениальные дела».

Он обосновал три главных понятия: «потенциальный гений», «развившийся гений» и «реализовавшийся гений». Исходя из общегенетических данных он показал, что частота зарождения «потенциальных гениев» должна быть почти одинаковой в любое время и в любом народе. Известен факт, что в Афинах времен Перикла на менее чем четверть миллиона населения приходилось около десятка гениев, известных до сегодняшних дней. Владимир Павлович пишет: «Никакие генетические данные не позволяют появиться даже мысли о том, что афиняне наследственно превосходили окружающие их тогда или современные народы». Но лишь тысячная часть потенциальных гениев достигает уровня «развившегося гения или таланта». В этой потере огромную роль играют неблагоприятные или хотя бы не оптимальные условия детского возраста, воспитания, семьи. Однако и среди развившихся гениев лишь тысячная доля способна реализоваться, так как среда, социум, общество воздвигают бесчисленное множество преград, барьеров, которые губят или не дают в полную меру проявиться гению. «Спрос на гениев», социальный спрос – это тот стимул, высвобождение которого делает возможным столь хорошо известные в истории вспышки массовой гениальности, о которых подробно рассказывается в книге.

В.П. Эфроимсон часто приводил слова гениального изобретателя Рудольфа Дизеля: «Совершенно ложно утверждать, что гений всегда пробьется сам. Из ста гениев девяносто девять гибнут безвестными. Только преодолев несказанные трудности, каждый сотый достигает признания. Исходя из того, что один преодолел все барьеры, общество пришло к выводу, что гениальное дарование всегда сочетается с такой же способностью преодолевать трудности. В действительности же между гениальностью и жизненной цепкостью нет ни малейшей связи. Наоборот, подлинная гениальность в своей сфере не оставляет места всем ухищрениям, нужным для успешной борьбы за свое существование. Если гению удается себя проявить, то логически следует, что ему при этом для одного лишь самосохранения пришлось бороться с несравненно большими трудностями, чем любому другому человеку».

В книге подчеркивается роль выдающихся личностей в истории, особенно в сложные, кризисные моменты развития обществ. «Историю любого народа, да и человечества в целом, можно рассматривать как цепь непрерывно сменяющихся кризисов… И во многих кризисах… тот или иной исход нередко зависит от двух‑трех гениев… Но если в недавнем прошлом и выход из очередного кризиса и возникновение нового кризиса отражались на судьбе одной‑двух стран, то множество современных кризисов носит глобальный характер, поиски оптимальных выходов из них требуют гениально‑прозорливых умов, необычайно сильных, вооруженных гигантским аппаратом знаний, поскольку сегодня от того или иного решения и поворота событий зависит судьба уже не миллионов, а десятков, сотен миллионов, даже миллиардов людей».

Большое внимание в книге уделяется решающей роли условий развития в детском и подростковом возрасте, детству гениев. «Для того чтобы стать гением, надо иметь любящую мать…» Установки, формирующиеся в детском возрасте, зачастую являются определяющими – они позволяют сформироваться «инстинкту цели», они помогают обрести смысл жизни, они определяют целеустремленность, способность к самомобилизации. Актуальность этой темы особенно проявляется сегодня, когда растет число людей, переживающих экзистенциальный кризис, утрату смысла существования, людей, страдающих «дефицитом усилия». Детские установки формируют этическую составляющую личности, что несомненно очень и очень важно… К великому сожалению, гений и злодейство зачастую прекрасно уживаются в одном человеке.

В книге последовательно и убедительно обосновывается значение ранней стимуляции разнообразных частных способностей. Большое значение В.П. Эфроимсон придает разнообразию той среды, в которой растет ребенок. Именно из своего непосредственного окружения ребенок черпает впечатления и получает стимулы, которые могут в наибольшей степени соответствовать его природным данным. Автор ввел в науку о биосоциальных аспектах личности понятие «импрессинг». «Развитие дарований, – пишет Эфроимсон, – определяются в огромной мере социальными факторами, которые, однако, преломляются при формировании личности через социобиологические явления импрессингов». Импрессинг – сверхраннее избирательное запечатлевание тех или иных воздействий внешней среды, индивидуально значимые впечатления, полученные в детстве, действующие в особо чувствительные периоды развития человека. «Избрание оптимальной точки приложения своих индивидуальных талантов и могучий рефлекс цели в огромной мере зависят от социальных факторов, преломленных через импрессинги». Импрессинг – основа мотивации и целеполагания, один из основополагающих факторов развития личности. В нем преломляются, взаимодействуют биологическая и социальная компонента, создаются жизнеопределяющие установки личности.

Проблемы социобиологии В.П. Эфроимсон решает в свете сформулированного им, глубочайшего по своим теоретическим следствиям, принципа врожденной неисчерпаемой наследственной гетерогенности человека как биологического вида. «Для нас существенна гетерогенность типов конституции, мышления, тонуса, восприимчивости, темпов созревания, быстроты или глубины понимания и вытекающая из этого основоположная закономерность: безграничное разнообразие индивидуальностей, слагающихся в задатках даже не к моменту рождения, а в момент зачатия… В силу этого, даже при беспредельном единообразии условий развития и воспитания каждый индивид выберет для себя свои решающие импрессинги».

Отсылаем читателя к книге. Несмотря на огромность и сложность поставленных в ней вопросов, написана книга простым, «человеческим» языком. Читать ее интересно и легко. Владимир Павлович всегда считал, что о самых серьезных вопросах можно и нужно говорить ясно, не прибегая к «наукообразию».

Замечательно, что «Генетика гениальности» выходит в серии «Устройство мира» после сборника работ Альберта Эйнштейна. Великий физик в крохотном эссе «Мое кредо» написал: «Принадлежать к числу людей, отдающих все свои силы обдумыванию и исследованию объективных фактов, имеющих непреходящее значение, – особая честь».

Владимир Павлович Эфроимсон принадлежал к числу таких людей. И закончить это вступление мы хотим словами из его собственного кредо, сформулированного в книге:

«Я верю в большие возможности человека и в устранимость нынешних ограничений и жалких фрустраций нашей жизни. Я верю в то, что человеческая жизнь, знакомая нам по истории, – это жалкий суррогат, коренящийся в невежестве. Я верю в то, что знание и понимание может возвысить жизнь настолько же, насколько наше нынешнее управление природой превосходит беспомощность наших предков.

Для того чтобы истинно возвысить жизнь человека, нужно создавать более благоприятную социальную среду. Нужно начать с новых предпосылок, например с того, что красота – радостная и гордая – необходима, что радость познания истины может явиться самоцелью, что наиболее полное удовлетворение человека своей жизнью, его счастье коренится в глубине и цельности внутренней жизни человека».

Л.И. Корочкин, член‑корреспондент РАН

Е.А. Кешман

 

Часть первая

Гениальность

 

Загадка появления гения

 

Нет ли внутреннего противоречия в ожидании повышения частоты появления гениев? Если за всю историю человечества было всего около 400 гениев, то как же можно рассчитывать на такое чудо, как их дополнительное появление, или в 10–100 раз более частое появление замечательных талантов? Закономерный вопрос.

Поэтому сразу же необходимо сказать, что существуют две гигантские пропасти, и лежат они на одной и той же тропе. Во‑первых, пропасть между гениями (и замечательными талантами) потенциальными, рождающимися и – гениями развивающимися. Во‑вторых, не менее глубокая пропасть между гениями развившимися и – гениями реализовавшимися.

Что касается частоты появления (рождения) гениев, то рассмотрим одну простую выкладку. Подобно тому, как нет ни малейшего основания считать одну расу или нацию превосходящей другие расы или нации в отношении наследственной одаренности, нет никаких оснований считать, что какие‑либо нации в прошлом, в Древние или в Средние века превосходили нынешние в плане той же наследственной одаренности.

Приходится обратить внимание на то, что гении и замечательные таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда им предоставлялись оптимальные возможности развития и реализации. Одной из таких оптимальных эпох был век знаменитого полководца Кимона и историка Фукидида – «золотой век» Афин эпохи Перикла. У Перикла за столом собирались гении мирового ранга: Анаксагор, Зенон, Протагор, Софокл, Сократ, Платон, Фидий – почти все они были коренными гражданами Афин, свободное население которых едва ли превышало 100 000 человек. Бертран Рассел в «Истории западной философии» указывает, что в Афинах в период расцвета, около 430 г. до н. э., насчитывалось около 230 000 человек населения, включая рабов, а окружающая территория сельской Аттики, вероятно, имела значительно меньшее число обитателей.

Если принять во внимание, что творчество музыкальных гениев Древней Греции не дошло до нас, и что гении естественнонаучные, математические и технические не могли ни развиться, ни реализоваться, поскольку почитались только полководцы, политики, ораторы, драматурги, философы и скульпторы, то ясно, что и в ту эпоху в Афинах могла развиться и реализоваться едва ли десятая доля свободнорожденных потенциальных гениев. В Афинах вовсе не собирались величайшие умы эллинского мира. Афинское гражданство давалось нелегко, только уроженцы города и дети от брака афинянина с афинянкой получали это гражданство, дети от брака афинянина с неафинянкой не считались гражданами Афин. Гении «круга Перикла» сформировались на месте, в результате социальной преемственности, общения друг с другом, благодаря тому, что понимание и «спрос» их творчество встречало не только в кругу ценителей, но и со стороны народа.

Никакие генетические данные не позволяют появиться даже мысли о том, что афиняне наследственно превосходили окружающие их тогда или современные народы. Секрет «вспышки гениальности» целиком и полностью заключался именно в стимулирующей среде. Но если такая «вспышка» произошла однажды, следовательно, она воспроизводима! Более того, сегодня вспышки гениев давали бы в десятки раз большее число имен, поскольку в сотни раз расширился спектр дарований, которые требуются современному обществу.

Имеется немало других примеров, когда весьма малочисленная прослойка, имеющая, однако, возможности развития и реализации своих дарований, а зачастую так или иначе узурпировавшая эти максимальные возможности, выделяла по сравнению с другими прослойками очень много исключительно одаренных людей. Так произошло в Англии в эпоху Елизаветы, когда быстро выделилось множество талантливейших людей, начиная с династии Сесилей – Берли и Бэконов, кончая Дрейком, Ралеем, Уолсингемом, Марлоу и Шекспиром. Так было во Франции в период энциклопедистов, революции и наполеоновских войн.

Эпоха Ренессанса стала временем массового устремления к культуре, знаниям, искусству. Эта была эпоха массового спроса на живопись не только со стороны меценатов, но и со стороны «толпы», народного зрителя. Во множестве мастерских одаренные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя, учась, создавали ту «микроноосферу», ту циркуляцию идей, ту «критическую массу», при которой начинается цепная реакция творчества. Просто невозможно дать сколько‑нибудь обоснованное представление о численности тех слоев населения, из которых выходили художники, поэты, мыслители, выдающиеся папы римские и кондотьеры. Это была эпоха гигантских социальных перемен, взламывания барьеров, преодоления средневекового уклада…

Но в истории, вероятно, трудно найти какую‑либо эпоху взламывания кастовых, классовых и иных ограничений, которая не сопровождалась бы появлением множества талантливейших людей в самых разных областях. Хотя, конечно, и в промежутках между такими освобождающими пути развития и реализации социальными сдвигами, то тут, то там возникают «микроноосферы с критическими массами».

Карл Великий специально рассылал людей во все концы своей империи, чтобы они выискивали даровитых юношей. Результат – Каролингское возрождение.

В Царскосельский лицей отобрали способных мальчиков, дали им возможность развиваться с хорошими видами на последующую реализацию – и возникло то, что мы называем теперь «эффект лицея».

Термин «дворянский период русской литературы» давно вошел в официальное употребление. Но, прослеживая судьбу деятелей этого периода, мы видим, что почти все они были, что называется, если не с детства, то с юности «знакомы домами». Как это определяло цели, ценности, направленность усилий, можно только с трудом представить, несмотря на все работы пушкинистов и других историков литературы. Необычайно высокая частота замечательных талантов и гениев в тех немногих родах, представители которых и создали этот период, объясняется, разумеется, прежде всего тем, что у членов этих родов, как правило, были очень хорошие возможности для самореализации.

Может быть, преждевременно и нецелесообразно вводить термин вроде «эпоха купеческого меценатства», но, пожалуй, трудно себе представить развитие русской живописи, скульптуры, музыки и театра без Алексеева (Станиславского), без Третьякова, Щукина, Морозова, без Абрамцевского кружка (вокруг Мамонтова в Абрамцево собираются Врубель, Серов, Васнецов, Шаляпин, Чехов, Левитан). А ведь эти «купцы‑меценаты» зачастую были соседями, были тоже «знакомы домами».

Необычайно отдаточной оказалась прослойка высшей русской интеллигенции, образовавшая самостимулирующийся, «знакомый домами» коллектив, из которого выпито множество ярчайших представителей русской культуры и науки: вышел Блок и Белый, вышли династии Ляпуновых и Бекетовых, вышли Струве и Крыловы… Никто не усомнится в том, что одной лишь наследственности было бы совершенно недостаточно – требовалась наиблагоприятнейшая социальная преемственность.

Ждут еще своего историка старомосковские и петербургские гимназии и реальные училища с их совершенно неравномерными и наверняка не случайными сгустками талантов в решительно всех областях культуры.

Притягиваются друг к другу и создают «критическую массу» в своей «микроноосфере» прерафаэлиты и барбизонцы, «одесская школа» русской литературы и витебский кружок художников… Примеров можно приводить множество.

 

Общественный спрос

 

Насколько мощными бывают социальные преграды, рассказывает, например, Андикс (Andies Н1974). В XIX веке австрийскому правительству предлагали свои замечательные изобретения многие выдающиеся инженеры. Все эти изобретения не были пущены в дело – ни автомобиль с электромагнитным зажиганием и четырехтактным двигателем, сконструированный Зигфридом Маркусом (проехавший по улицам Вены 15 км), ни первая швейная машина, ни печатная машинка (сделанная, правда, не из металла, а из дерева), ни велосипед, ни подводная лодка, ни пароходный винт, испытанный в Триесте.

Достаточно вспомнить далекие от житейских успехов биографии тех людей, которым принадлежали эти изобретения: Вильгельма Бауэра, изобретателя подводной лодки, О. Лилиенталя – изобретателя самолета, К. Драйса – изобретателя велосипеда, И. Расселя (пароходный винт), Ф. Рейса (телефон), И. Мадершпергера (швейная машинка), П.Миттергофера (пишущая машинка), Р. Тревитика (локомотив), 3. Маркуса. Все они не были ни безвольными мечтателями, спотыкавшимися при первых жизненных трудностях, ни параноиками, оторванными от мира. Наоборот, личностно они были необычайно работоспособными, настойчивыми людьми, энергичными, достаточно проницательными и изворотливыми не только при преодолении технических трудностей, но и при претворении своих идей в «работающее» изобретение. И тем не менее терпели неудачу за неудачей.

Автомобиль Маркуса был запрещен венской полицией, так как езда на нем «производила много шума». Впоследствии специалисты по истории техники с большим трудом докопались до некогда существовавшего изобретения, на десятилетия опередившего появление автомашин Форда и Бенца, и показавшегося бы просто легендарным, если бы в Венском музее техники не сохранилась подлинная первая автомашина…

То же самое с подводной лодкой: официальной датой ее рождения считается 1888 год, а ее изобретателем – Александр Густав Цеде, хотя первая подводная лодка была изобретена Вильгельмом Бауэром и испытана в 1853 году…

Но, пожалуй, разительнее всего история ружья, заряжаемого не через дуло, а посредством затвора. В Австрии очередной «высококомпетентный гофкригсрат» отклонил изобретение, потому что вооруженные таким ружьем солдаты «слишком быстро бы расстреливали патроны». Впрочем, отвергнутое ружье приняла на вооружение Пруссия, и австрийской армии, наглядно убедившейся в превосходстве прусских ружей, но не сделавшей никаких выводов, пришлось расплачиваться в 1866 году.

Гении всегда и везде были и есть – но Вена ценила гениев музыкальных, а технические гении и изобретатели не ценились. В результате (в итоге очень сложных процессов) Вена стала музыкальной столицей мира, но Австрия оказалась технически отсталой страной. Чудеса германской и англо‑американской промышленности второй половины XIX и начала XX веков объясняются созданием массы общедоступных технических училищ, неутомимым, настойчивым спросом на изобретения, высокой престижностью инженерных разработок и, соответственно, высоким социальным статусом изобретателей.

Может показаться совершенно невероятным, что из‑за глупости «экспертов» могущественная австрийская монархия была легко и быстро побеждена и вынуждена была уступить руководство всей Германией – Пруссии. Суть в том, что глупцы зачастую оказываются экспертами и вершителями судеб не совсем случайно, а вполне социально закономерно.

Личностный фактор и социальные механизмы могут сыграть и более злые шутки. В критический для России год Первой мировой войны ее премьером оказался Штюрмер, просто знаменитый своей глупостью и старческим маразмом. Как это произошло?

Будучи губернатором Ярославля, Штюрмер привлек к себе внимание Александра III, Плеве и Святейшего Синода всеподданнейшими отчетами и памятными записками, которые заставили говорить о Штюрмере, как о выдающемся администраторе, знатоке истории, мыслителе. А все эти отчеты и памятные записки составлял за Штюрмера приват‑доцент Ярославского Демидовского лицея Гурлянд, которого Штюрмер, перебравшись в Петербург, перетащил с собой. В премьеры же Штюрмер попал по рекомендации и деятельной поддержке Г. Распутина, которого должным образом уважал, а может быть и уважил (после Распутина осталось хорошее состояние, по меньшей мере в 300 тыс. руб.).

В сложившихся условиях царскую Россию не смогли спасти ни гений Витте, Макарова и Брусилова, ни монархизм Достоевского («имя Белого Царя должно быть превыше ханов и эмиров, превыше Индийской императрицы, превыше даже калифова имени. Вот какое убеждение надо чтобы утвердилось»), ни решительность Столыпина, ни энергия флотоводца Колчака. Что мог поделать командующий фронтом Брусилов, взявший сотни тысяч пленных в сво


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.