Источники села Кипень и урочища Донцы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Источники села Кипень и урочища Донцы

2022-08-21 74
Источники села Кипень и урочища Донцы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 14 километрах к юго-западу от Красного Села находится старинное русское село Кипень, означающее «родник, бьющий под сильным напором». Село это получило свое название по местонахождению нескольких десятков родников, бьющих из-под земли в его окрестностях. Родники издавна привлекали к себе внимание людей. Много веков назад их обожествляли язычники.

От Красного Села до Кипени поднимается возвышенность, называемая Кавелахтинской грядой, протянувшаяся на 6,5 километра. Она состоит из ордовикских известняков. Известняки легко разрушаются, и в них образуются многочисленные подземные трещины и каналы, которые заполняются водами. Выходя на поверхность, воды образуют многочисленные родники. Помимо Кипенских в этой местности есть несколько групп родников – Ропшинские, Глядинские, Гостилицкие.

Хорошо известно, что в Крыму, на Кавказе, в Карпатах существуют источники подземных вод, но откуда они взялись здесь, в наших краях, каково их происхождение?

В западной части Ленинградской области, между городами Красное Село, Пушкин, Гатчина и Кингисепп, находится Ижорская возвышенность. Это наиболее высокая часть территории области. Ее площадь свыше 3 тысяч квадратных километров, а наивысшие точки поднимаются на 175 метров выше уровня моря. Ижорская возвышенность сложена древними карбонатными породами, известняками и доломитами, которые, по-видимому, можно сравнить с огромной губкой, жадно впитывающей влагу. Осенние дожди и талые снеговые воды быстро просачиваются в известняки, растворяют их и образуют карстовые пустоты и трещины. Вода по ним уходит в подземные горизонты и выходит на поверхность в виде родников и источников вдоль северной и северо-восточной границ Ижорской возвышенности.

Один ученый образно сравнивает Ижорскую возвышенность с гигантской водонапорной башней, которая весной и осенью наполняется водой, а летом и зимой расходует ее.

Эти подземные воды и являются основным источником питания рек Вруды, Лемовжи, Оредежа и других. Из глядинских вод (деревня Глядино) берет начало река Шингарка. Глядинские родники со средним расходом около 1000 литров воды в секунду представляют собой выход на поверхность уже целой подземной реки.

Подземные воды Ижорской возвышенности широко используются местными животноводческими комплексами и птицефабриками; они наполняют родниковой водой пруды в парках Павловска и Гатчины.

У одного из таких источников у деревень Большое и Малое Забродье, расположенных в 30 километрах к югу от Ломоносова, начинался построенный в 20-х годах XVIII столетия водопроводящий канал, питающий фонтаны Петродворца. Второй трубопровод, подающий воду в Петродворец, берет начало из Глядинских ключей на Ропшинских высотах.

Источники Кипени легко разыскать на окраине села в небольшой долине, где среди травы бегут мельчайшие ручейки. Сливаясь у каменистого русла, они образуют исток реки Стрелки. Родниковая вода приятна на вкус, температура ключей – от 4 до 6 °C. Вода содержит немного растворимых солей углекислого кальция. Местами они оседают на корнях деревьев, мха, обволакивают их, образуя причудливые глыбы известкового туфа. Отложения туфа часто встречаются в долине реки Стрелки, между Ропшей и Кипенью. Известковый туф характеризуется очень небольшой объемной массой, а также пористостью и морозостойкостью. Он легко пилится на отдельные блоки. С давних времен известно Пудостское месторождение известкового туфа (село Пудость Гатчинского района). Этот прекрасный декоративный камень в конце XVIII – начале XIX столетия широко применялся в строительстве, его использовали при возведении дворца в Гатчине, из него выполнены внешние колонны Казанского собора, павильон станции метро «Площадь Восстания» и многие другие сооружения. Сейчас он используется только при реставрационных работах.

Родники Кипени и окрестностей не единственные в Ленинградской области. Известны родники, расположенные в Волосовском районе, в урочище Донцы. Они находятся в 6 километрах к югу от железнодорожной станции Елизаветино, около деревни Пятая Гора. Здесь из толщи ордовикских известняков вытекает несколько родников с дебитом до 1,5 кубического метра воды в секунду. Все они располагаются в небольших котловинах, образуя небольшие озера, дно которых слагает гажа – известковый туф.

Вода очень чистая, прозрачная и холодная. Такая цепь источников располагается на протяжении около 6 километров, от деревни Пятая Гора до деревни Большое Заречье. Эти источники дают начало реке Оредеж.

Источники урочища Донцы взяты под охрану государства. Добраться до источников можно электропоездом с Балтийского вокзала до станции Гатчина, оттуда рейсовым автобусом до поселка Елизаветино и далее пешком 6 километров до деревни Пятая Гора.

 

Карельская аномальная зона

 

Карелия, как и русский Север в целом, – это край, полный неразгаданных тайн и удивительных загадок. Туда часто отправляются люди, занимающиеся духовными практиками, в поисках просветления и контактов с сущностями иных миров.

В 1916 году Николай Константинович Рерих, выдающийся художник и мыслитель, прибыл в город Сердоболь, нынешний Сортавала. Это была уже не первая поездка Рериха в Финляндию и Карелию. Интерес Рериха к Северу был неотделим от его интереса к прошлому России и ее истории. Он живо интересовался изучением древнего магического Знания, существование которого в стародавние времена связывалось с северными территориями. Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих русских книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно сравнить разве что с земным раем, сохранившаяся в народной памяти под именем Беловодье. Беловодье – не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в своем образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной стране и пытался отыскать Рерих на Севере. Он занимался серьезным изучением северных преданий, легенд, вел научные исследования, рисовал. Результатом его изысканий явилось представление о существовании древней духовной традиции в виде единой и неразрывной цепи, начало которой – на Севере, а конец – на Востоке, в Тибете и Гималаях. И Николай Рерих отправился в экспедицию на Алтай и Тибет, чтобы уже там продолжить свои исследования. «В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье», – писал Рерих в своей книге-дневнике «Алтай – Гималаи».

А в одной из легенд, которую свято хранили старообрядцы «Выговского общежительства», прямо говорится, что Беловодье расположено близ озера Лопон. Этого озера нет на географических картах. Но «лопь» – древнерусское название коренного населения Карелии и Кольского полуострова – саамов. От слова «лопь» ведет свое наименование и так хорошо знакомая Лапландия. Так, может, и само Беловодье где-то совсем рядом?

Карелия (Север России в целом) имеет глубокие и прочные традиции, связанные с сохранением эзотерического (тайного) магического Знания, берущего свое начало с древней, могущественной и таинственной Гипербореи. Территория Карелии уже с незапамятных времен (даже с точки зрения исторического подхода) включена в общую планетарную и геокосмическую «программу» сохранения эзотерических Знаний, являющихся основополагающими в общем контексте земной эволюции. Существуют древние карты, на которых изображен исчезнувший полярный материк – Гиперборея.

До нашего времени карты дошли в копиях работы Герхарда Меркатора, самого известного картографа XVI века. Одна из его карт (1569) воспроизводит очертания Северной земли наиболее полно, без поправок на новые географические открытия. Если наложить карту Меркатора на карту современной Скандинавии, обнаруживаются удивительные соответствия: южная граница Гипербореи проходит через Ладожское и Онежское озера, через Валаам и Выгорецию.

 

Карельский Стоунхендж

 

Конец XX столетия ознаменовался серьезными археологическими открытиями на территории современной Карелии. В начале 90-х годов на северо-западном побережье Онежского озера было открыто святилище времен неолита, названное Пегремой, в составе которого находились зооморфные идолы, диски из песчаника, что свидетельствовало о развитости религиозно-магического культа и глубоких навыках в обработке камня у наших далеких предков. В 1993 году был открыт ныне широко известный, но до сих пор недостаточно изученный древний языческий комплекс на горе Воттоваара, что в Муезерском районе. Он состоит более чем из тысячи сейдов (сооружения из камней, которые древние саамы – лопари – наделяли огромной магической силой), некоторые из них достигают поистине огромных размеров, вырубленной в скале «лестницы» и т. д. Сооружения подобных масштабов не вписываются в насущные потребности древних саамских или карельских охотников и не укладываются в логические построения научной теории. Вот почему комплекс на горе Воттоваара уже окрестили карельским Стоунхенджем.

 

Морская пирамида

 

В 2001 году экспедиция специалистов Российского географического общества обнаружила у острова Анзер Соловецкого архипелага странную «морскую пирамиду», возвышавшуюся на высоту около 10 метров над уровнем воды, также не получившую к настоящему времени вразумительного объяснения. Летом 2003 года экспедиция, организованная Международной академией меганауки, проводила исследования в Медвежьегорском районе недалеко от маленькой деревушки Венге-гора, что в 15 километрах от более известного поселка Маслозеро. В народной памяти до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд, которые свидетельствовали, что в стародавние времена на берегу одного из озер, расположенного в этом районе, находилось древнее языческое капище, сложенное из многочисленных камней и весьма почитаемое местными жителями. К настоящему времени памятник разрушен полностью; камни разбросаны на значительной территории или просто уничтожены. Многие из них «ушли в землю» или «в песок», и поиск их довольно затруднителен.

Легенды говорят также о том, что данное капище сооружалось из «помеченных» камней, то есть с выбитыми на них «руническими знаками», которые наравне со смысловой и магической функциями несли в себе и функцию охранительную. Интересно, что само слово «руна» вовсе не означает «буква» или «знак». Оно означает «секрет» или «тайна». Слово «руна» – аналог греческого «мистерион» (мистерия). Системы рун вовсе не являются просто системами букв в обыденном смысле. Скорее это системы таинств. Именно поэтому рунические знаки и символы всегда имели магический характер и понимались избранным кругом лиц. Поиски «карельской Гипербореи», видимо, еще только начинаются[26].

Карелия – место странное, неоднозначное, двоякое, словно зодиак Близнецы. Безусловно – это место силы, причем одно из самых мощных, но незваных гостей оно не любит и разрешает ступить на свою землю лишь избранным. Остальные тем или иным образом вышвыриваются оттуда мгновенно.

Например, на Воттовааре есть не только священные, но и опасные места: временные прокталы, проходы в другой мир, откуда прилетают различные светящиеся сущности и пытаются вступить с посетителями в контакт… Восприятие места и времени искажается: время то растягивается, то несется галопом, а насчет пространства… отходя на пару шагов, ты вполне можешь оказаться за пару километров от того места, где только что находился.

Карелия изменяет человека. Такое ощущение, что перестраивается сама структура его атомов, никто прежним оттуда не возвращается. Меняются жизнь, сознание, поступки, уходят ненужные люди, нелюбимая работа… Но человек должен иметь внутреннюю силу, для того, чтобы не растратить бесценный энергетический дар впустую, а принять эти изменения и двигаться вперед по пути духовного самосовершенствования, иначе его могут ждать болезни, а иногда и смерть. Есть места на земле, с которыми не шутят, Карелия – одно из них.

 

Соловки

 

Самое значимое место силы Соловков – на Большом Заяцком острове, где расположены знаменитые «северные лабиринты», возведенные неизвестным народом (по некоторым версиям, древними кельтами). У проникших в эти сооружения людей наблюдается как бы выравнивание функций организма: к примеру, за 10–15 минут приходит в норму повышенное давление и в то же время может произойти всплеск жизненных сил. Причем у мужчин там «лучше думает» мозг, а женщины могут излечиться от бесплодия.

Соловецкий архипелаг – особое место, и попасть туда не всегда просто. С момента принятия решения о посещении Соловков между вами и островом возникает незримая связь. Изучив способы, какими желаете добраться до места, вы начинаете оценивать, какие трудности пути готовы перенести, а остров, оценивая вас и необходимость вашего там пребывания, – каким этот путь будет: легким или трудным. Что это – случайность или закономерность? Вы поймете и почувствуете это в пути. Чем ближе вы приближаетесь к Соловкам, тем меньше что-то зависит от вашей воли. Если остров категорически не захочет вас принять, в Архангельске будет нелетная погода, а в Кеми – шторм. Но такое случается редко, и, как правило, желание, терпение и упорство вознаграждаются.

Отправляясь на Соловки, надо помнить, что это место серьезных духовных исканий и великих страданий. Пространство Соловков хранит следы того и другого. Видимо, посещение этого пространства в праздности и равнодушии не совсем уместно. Здесь неизбежна работа и сердца, и ума.

Соловецкий архипелаг находится в Белом море между Архангельской областью и Карелией. Административно является районом Архангельской области.

 

Смоленское Поозерье

 

Национальный парк «Смоленское Поозерье» расположен в северо-западной части Смоленской области на территории двух соседних районов: Демидовского и Духовщинского. Множество ледниковых озер, находящихся в Смоленской области, типичны для зоны валдайского оледенения, как и многочисленные холмы и гряды.

К редким образованиям относится урочище Чертов ров (вблизи деревни Агеевщина), где на относительно небольшой глубине прослеживаются микулинские межледниковые отложения.

Отличительная особенность территории национального парка – наличие здесь 35 больших и малых озер ледникового происхождения, каждое из которых по-своему уникально.

На территории парка расположены многочисленные неолитические стоянки (14), городища (17) и селища (14), курганные могильники славян-кривичей (32). Здесь же находятся остатки и одного из самых загадочных древнерусских городов, процветавшего с IX по XVII век на торговом пути из варяг в греки, – Вержавска.

Примерно в 15 километрах от поселка Пржевальское, за деревней Желюхово, слева от дороги, ведущей на Рибшево, за густою стеною сосен и елей с незапамятных времен бьет из земли быстрый живой ключ. Все называют его Святой источник. Это место стало местом настоящего паломничества: всякий приезжающий и приходящий заходит к колодцу напиться, умыться, обязательно набирает с собою во всю имеющуюся тару хрустально чистую воду из ключа.

На деревьях и кустах вокруг колодца вешают ленты, пояса, платочки. Можно просто бросить монету в колодец. А для чего это делают? С урочищем Святой колодец связано много легенд. Существует поверье, что вода в Святом колодце чудодейственная, помогает от всех болезней.

В 80-е годы специалисты сделали анализ воды и установили, что дело в определенных бактерицидных свойствах воды в этом ключевом колодце.

Самый большой водоем парка – озеро Сапшо, но кроме него есть еще много других озер – Рытое, Баклановское, Чистик, Петровское, Мутное, Дго.

На одном из островов Дго расположен жертвенный камень, или, как его зовут исследователи, шаман-камень. На правом берегу озера в центральной его части расположено около 50 курганов славян-кривичей.

Эта зона характеризуется сильной положительной энергетикой, благоприятно воздействующей на физическое и душевное здоровье приезжающих туда людей. Не случайно те, кто хоть раз попал в это сказочное место, возвращаются туда снова и снова. Проезжая по дороге, прямо из окна машины можно заметить пролетающих мимо аистов, на берегу водоемов увидеть бобров. В лесу я сам видел лисицу, а местные жители рассказывают, что там до сих пор водятся волки, горностаи, ласки, иногда встречаются бурый медведь, лось, рысь и другие животные.

В водоемах много рыбы, в лесу – ягод и грибов. Самое главное – это непередаваемое ощущение покоя, снисходящего в душу.

На берегу Сапшо, да и других озер оборудованы туристические стоянки, так что если вам захочется тишины, потребуется место, где можно привести в порядок суматошные мысли, – смело направляйтесь туда. Для любителей более цивилизованного отдыха работают турбазы и санатории – кому что по вкусу[27].

 

Адыгея

 

Вот что пишет об этой местности Д. Воеводин: «Горная Адыгея вся является местом силы. Здесь царят разломы, уходящие далеко в геологическую историю Земли, и активен пространственно-временной слой моря Тетис, эпоха формирования Кавказских гор и самого материка Евразия. Другие соотношения пространства-времени, для человеческого понимания – вечность, как бесчисленная череда событий, немыслима. Как растворенная частица ты готов принять этот покой гор, которых никак и никогда не затронет ничего из того, что может взволновать тебя. Горы зовут, и ты способен быть лишь малой частицей их мира, растворившись в их небесной красоте, стать на ступеньку выше. Возвышение – это их дар, отсюда, подобно горному орлу, ты можешь обозреть себя как есть, увидеть всю картину жизни в мелочах. Горы суровы и непреклонны, их дух велик, и сам по себе выход на их Силу делает тебя как будто выше на голову. Этот диалог не может быть в словах, они зовут к себе, но пройти непросто, будут тяжелые подъемы и спуски, пока опьяняющая горная высь не коснется глубин твоего сознания. Здесь все настолько неповторимо, в каждом уголке Адыгеи свой маленький мир, совершенный и разнородный мир энергий. Верхние и нижние реальности, потоки земных и небесных энергий, все настолько переплетено, что разобраться, где ты сейчас и куда идти, не так легко. Здесь в долинах пасутся на воле табуны прекрасных коней, а в воздухе парят орлы, соколы, ястребы… Сидя ночью у костра, вы услышите насмешливое уханье филина и заливистый хохот шакалов, а утром вас радостно разбудит звонкая трель птиц, торжествующе встречающих рассвет. Здесь вы можете побыть вне цивилизации, наедине с собой и наконец очиститься от ненужного фона урбанизированного города».

 

Хаджохская теснина

 

Там река Белая стиснута в каменных объятиях каньона. Она потрясает своим величием и явленной силой. На отвесных, почти голых скалах пробиваются упрямые весенние цветы, а в нишах цепляются пальцами-кореньями за скалы тонконогие деревца.

Хаджохская теснина реки Белой находится на юго-западной окраине поселка Каменномостский. Когда подходишь к ней по дороге, ведущей на левый берег реки Белой, то не обнаруживаешь никаких признаков речной долины. Перед тобой полого вогнутое, почти ровное пространство с нагромождением камней вдоль насыпи у нового моста. Но, вступив на мост и глянув вниз, с удивлением видишь под собой головокружительную пропасть.

Извилистая щель имеет ширину 6–7 метров, местами всего 2 метра, а глубину до уровня воды – 35 метров. В мрачной теснине река несется со страшной силой, клубясь и пенясь. На отвесных, почти совсем голых известняковых стенах виднеются многочисленные ниши и котлы вымывания – свидетельства того, что стремительный поток постепенно «ввинчивался» в глубину. Длина теснины составляет 350–400 метров. Особенно эффектно выглядит его нижний отрезок, расположенный ниже моста. Здесь обнаруживаются древние подземные русла. Берега реки в отдельных местах соединены естественными перемычками, своего рода каменными мостиками. От них-то, по-видимому, и получил свое название поселок Каменномостский.

 

Лаго-Наки

 

Горное плато плодородных пастбищ, в этой благодати все живое едино. Стремительный подъем по прямой асфальтовой дороге, лишь щелчки в ушах говорят о значительной высоте, 1700 метров над уровнем моря. Начинается плато за хребтом Азиштау, где открыта для посещения реликтовая Азишская пещера.

Само же плато Лаго-Наки имеет общую площадь 650 квадратных километров, а расположилось оно между реками Пшехой и Белой. Три вершины трезубцем словно венчают нагорье. Самая высокая из них – Фишт (2868 метров), вторая – Оштен (2804 метра) и третья – Пшеха-Су (2744 метра). Фишт-Оштеновский массив – коралловый риф океана Тетис, ведь давным-давно на месте всего Кавказа был древний безбрежный океан, который люди условно называли Тетис. Сейчас это трудно себе представить…

Лаго-Наки – это собрание удивительных памятников природы, чистоты горного воздуха и минеральных источников, это места силы для тех, кто ищет самопознания и самосовершенствования.

О Лаго-Наки существует очень красивая легенда, объясняющая появление названия плато. В давние времена предгорной страной правил грозный князь Агдай. И была у него красавица дочь Наки. И было ей в то время шестнадцать лет. Как-то раз во время охоты Наки заблудилась в дремучем лесу. Туман скрыл от девушки дорогу домой, скользкие скалы отобрали коня. Долгими, тяжелыми днями Наки искала путь домой, но лес вокруг становился все темнее, а ночи холоднее. Силы оставили смелую девушку, последняя надежда умерла. Наки упала на землю и потеряла сознание.

Очнулась она на постели из звериных шкур в бедном жилище горных пастухов. Выйдя из дома, она увидела прекрасные заснеженные вершины Кавказа. Альпийские луга, словно зеленое море, слизывали с серых скал снежные шапки. Насколько хватало глаз, вокруг стелился ковер цветов. Внизу у родника стоял высокий красивый юноша. Молодой человек подошел к принцессе и улыбнулся.

– Кто ты, спаситель мой? Как тебя зовут? – спросила девушка.

– Меня зовут Лаго, я свободный пастух и живу здесь! А как зовут тебя, красавица?

– Меня зовут Наки, я дочь князя Агдая! Спасибо тебе, милый юноша, что ты спас меня. Пожалуйста, скорее отвези меня домой к отцу, он, наверно, очень сильно переживает за меня!

Лаго задумался, смотря на девушку, потом сказал:

– Ты очень слаба, Наки, ты не выдержишь перехода. Останься пока здесь, я вылечу тебя и тогда отвезу домой к отцу!

Наки осталась в горной стране, и Лаго стал лечить девушку.

А в это время безутешный князь издал указ: «Кто найдет принцессу и привезет ее домой, получит ее в жены и в награду половину княжеских земель и скота!» Сотни смелых достойных джигитов отправились в путь на поиски девушки.

В горах время летит незаметно. Лаго и Наки сильно привязались друг к другу. Пастух заботился о принцессе, и девушка забывала о болезнях. Вечерами девушка рассказывала Лаго о бескрайнем мире, о великих сражениях и путешествиях. Лаго показывал девушке жизнь простого народа. Молодые не заметили, как влюбились друг в друга.

Отцовское сердце нашло правильный путь. В один прекрасный день князь Агдай с тремя верными войнами появился у дома пастуха. И какова была его радость, когда он увидел выбегающую ему на встречу живую и здоровую дочь! Слава Богам!

Наки крепко прижалась к отцу. Лаго, выйдя из хижины, гордо стал перед князем.

– Отец, – сказала Наки, – вот мой спаситель!

Лаго поклонился князю:

– Не надо благодарностей, на моем месте так бы поступил каждый!

Агдай вспомнил об указе. Слово князя – закон!

Как теперь он сможет из сотни достойных джигитов благородных кровей отдать в жены свою дочь и половину земель пастуху!

Князь оттолкнул свою дочь и изменился в лице.

– Как ты, мерзкий пастух, мог украсть мою дочь и насильно держать ее здесь! Что ты сделал с ней? Воины мои отважные, убейте пастуха-негодника!

Не успел Лаго возразить, не успела Наки заступиться за юношу, как воины князя, обнажив сабли, бросились выполнять приказ. Храбрый юноша стал защищать свою честь, вступив в бой с воинами князя. Лаго оказался сильным воином. Уже через несколько мгновений воины князя лежали на земле. Тогда в атаку бросился разъяренный князь. Лаго повалил князя на землю и занес посох для последнего удара.

– Лаго, не надо! – услышал пастух голос девушки. Юноша задержал удар и посмотрел на нее. Князь, воспользовавшись заминкой пастуха, вскочил с земли и вонзил свой кинжал в тело юноши.

– Нет! – закричала Наки. Но было уже поздно.

Раненый пастух, шатаясь, ушел в туман. Наки бросилась за ним. Князь вместе с воинами бросился в погоню за раненым Лаго и строптивой дочерью.

У обрыва Лаго упал на руки девушки. Сквозь боль он улыбнулся ей:

– Я люблю тебя! – сказал он и умер.

Девушка, заливаясь слезами горя и ненависти, прижала мертвое тело к себе и поцеловала юношу в холодные губы.

– Я люблю тебя, милый мой. И я иду к тебе!

Девушка посмотрела на приближающегося отца, нежно положила Лаго на землю и бросилась к пропасти.

– Стой, непокорная дочь! Стой! – кричал вслед девушке князь.

Девушка подбежала к краю пропасти и прыгнула вниз.

– Любимый! – крик девушки эхом отозвался в горном ущелье.

Агдай упал на краю пропасти и заплакал. Тяжесть вины за смерть своего ребенка обрушилась на его плечи.

Через год князь умер от горя. А в народе места, где жили молодые, где они полюбили друг друга и приняли смерть, стали называть плато Лаго-Наки[28].

 

Азишская пещера

 

Пещере 2 миллиона лет. Она пригласит вас в свое мрачное, но увлекательное путешествие по залам. За многие и многие века сталактитово-сталагмитовое царство ее стало поистине величественным и неповторимым. На стенах видны изображения духа пещеры и его жены, а в самом последнем – Венчальном зале находится огромная венчальная колонна – сталагнат возрастом не менее 1,5 миллиона лет, у которой загадывают желания туристы и приходят искать счастья молодожены. Подземный ландшафт напоминает по своей структуре и величественности орган, но карстовые полости имеют кроме эстетического еще и оздоровительное значение из-за повышенной ионизации и чистоты воздуха. Еще две колонны открывают вход в зал, проходя между ними, ты очищаешься, с ауры снимаются все чужеродные энергии, по крайней мере на время нахождения в зале. Это известное место паломничества еще с незапамятных времен, здесь до сих пор проходят одни из самых экзотичных венчаний, люди верят в исполнение загаданных в пещере желаний. Реликтовая пещера, согласно данным археологии, ровесница рода Homo, для человека современного эта информация запредельна, это вечность.

Сюда каждый год приезжают тысячи туристов: кто самостоятельно, а кто при содействии туристических фирм. Впрочем, есть еще люди, организующие магические путешествия с целью познания этих мест и обретения силы в гармонии и единстве с природой.

 

Гуамское ущелье

 

Поселок Мезмай – горное селение, примостившееся на дне глубокой впадины, образованной долиной рек Курджипс и Мезмай. На все четыре стороны от поселка раскинулись плотные горные леса и высокие хребты. Здесь природа создала в виде звезды три грандиозных ущелья с живописными каньонами, водопадами, гротами, пещерами и причудливыми скальными образованиями. Это Верхне-Курджипское ущелье, каньон реки Мезмай и Гуамское ущелье.

В ущелье редко проникают лучи солнца. Теснина давит своей громадой. Мрачность ущелью придают сплошные высокие, вертикально стоящие ковры из мха, папоротника и самшита. Скальная терраса, по которой идет железная дорога, проходит высоко над водой. Глубоко внизу в узкой теснине, забитой огромными камнями, гудит и пенится Курджипс. Каждый метр ущелья – неповторимое зрелище. Стоя на краю пропасти, затаив дыхание, можно долго всматриваться в ревущий поток.

 

Водопады Руфабго

 

Тропа, выбитая тысячами ног, приводит к огромной нависшей скале. Туристы назвали ее «Пронеси, Господи!» И это не случайно. Под навесом скалы – огромный грот. Здесь и зимой, и летом всегда сухо и безветренно. Сразу за гротом – узкая тропинка, прилепившаяся к скале, выводит в буковый лес, наполненный свежестью и прохладой. Первый водопад Руфабго слышен издали. Обрываясь с высоты более 6 метров, вода падает в озеро. Второй водопад не так велик, и его можно пройти, не заметив. Зато третий остановит любого. Огромная каменная глыба, выкованная природой в виде гигантского сердца, перегораживает русло реки. С правой стороны узкий поток воды обрывается в живописное глубокое ущелье. Скалы ущелья, сложенные горизонтально залегающими плитами известняка, поросли мхами и наполняют пространство загадочным эхом. Этот водопад туристы зовут «Сердце Руфабго». За третьим водопадом ущелье расширяется – и открывается изумительный вид. С высоты пятиэтажного дома узкой и длинной лентой падает вода. Под водопадом небольшое озеро. Прозван этот водопад «Шнурочком».

На слиянии ручьев Руфабго и Бачурина стоит высокая скала. С трех сторон она обрывается монолитной стеной. На плоской вершине скалы располагалась древняя крепость. Остатки крепостных сооружений позволяют судить о ее былой неприступности. Рядом, у подножия скалы, природа создала нагромождение огромных скальных отломов. Особенно впечатляет скала Парус, покрытая густым ковром колхидского плюща.

Преодолевая нагромождения и лабиринты глыб, тропа приводит к двухъярусному каскаду водопадов Девичьи косы. Это место отмечено особой красотой.

У водопадов не бывает грустных людей. Здесь забываются все насущные проблемы. Хрустальные струи падающей, грохочущей воды несут космическую энергию солнца и ветра, прохладу горных ледников и свежесть лесов. В любое время года водопады прекрасны. Летом, пронизанные лучами солнца, они переливаются всеми цветами радуги. Весной они многоводны, мутны, их непрерывный грохот слышен издалека. Осенью они тихи, задумчивы, мелководны. Приводопадные озерца покрыты опавшей золотой листвой, создающей изумительные разноцветные рисунки зеркального калейдоскопа. Зимой – это царство Снежной королевы. Бастионы льда из огромных сосулек. Гигантский хрустальный орган. Вода, пульсируя в ледяных лабиринтах, издает божественные звуки разной тональности.

 

Казачий камень

 

В Хаджохском ущелье, что между поселком Каменномостский и станицей Даховская, прямо по центру дороги лежит огромная каменная глыба – Казачий камень. Когда-то давным-давно он откололся от скального отвеса хребта Уна-коз и скатился в долину реки Белой, преграждая путь странникам.

Много преданий и легенд сложено о Казачьем камне. Он как древний былинный камень на распутье трех дорог из русской сказки о трех богатырях: налево пойдешь – в поляну красную попадешь, прямо пойдешь – в мешок каменный зайдешь, направо пойдешь – к морю-океану выйдешь.

Три удивительно красивых пути-дорожки идут от него в горную страну. Одна – в долину рек Сахрай и Дах к Большому Тхачу, другая – в Гузерипль к ледовым трехтысячным вершинам, третья – на древний караванный путь, к старой военно-черкесской дороге к Черному морю.

Рассказывая о камне, часто шутят, что он будто бы самый крупный в Европе и его возили на выставку в Париж. Хотя рядом, в районе хаджохских столбов, камни-отломы намного крупнее, чем Казачий камень. Рассказывают также, что это межевой пограничный камень между землями даховских и хаджохских казаков. Когда среди них возникали земельные споры, то сначала даховские казаки перекатывали камень в глубь ущелья, чтобы увеличить свои земельные наделы, а затем хаджохские казаки катили камень обратно.

И еще дошел до нас исторический факт, как казаки затащили коня на самую вершину камня. На коне верхом, стоя на вершине камня, местный атаман приветствовал прибывшую в станицу с инспекционной проверкой кубанскую комиссию. С тех пор и зовут этот камень Казачьим.

Еще называют камень Черкесским, Девичьим или Шайтановым. Об этих названиях повествуют красивые легенды, сложенные о древних обычаях горских народов.

По обычаю тех времен, осенью, когда появлялось свободное время у жителей аулов, когда собран урожай и подготовка к зиме закончена, собирались люди на праздник.

В программе праздника горцев всегда была джигитовка. Особенно радовали стариков умение и ловкость молодых джигитов. Многое должен уметь молодой воин, и только когда он проходил испытания, то становился настоящим мужчиной. За этим строго следили старейшины родов. Праздник посвящения юношей в мужчины был одним из самых важных у горцев.

Огромный камень в долине реки был таким местом для состязаний джигитов. Юноши должны были на полном скаку по узкой скальной тропинке подняться на его вершину. Но однажды в день традиционного праздника случилась непогода, прошел дождь, и стены камня стали мокрыми и скользкими. Сколько ни пытались юноши взлететь верхом на коне на вершину камня, им это не удавалось. И вот когда уже не было желающих испытать свои силы, появился совсем юный безусый джигит.

Он, уверенно и смело управляя конем, поднялся по скользкой тропинке на вершину камня. Возглас восхищения и одобрения прошел среди старейшин: «Вот это настоящий мужчина!» Но когда юноша снял папаху и по его плечам рассыпались длинные черные косы, все поняли, что это девушка. Посуровели лица старейшин: недовольны они остались подготовкой юношей и не стали больше проводить здесь состязания.

 

Дольмены Цербелевой поляны

 

Остатки дольменов нередки в Мезмайском сельском округе. Они встречаются на Цербелевой поляне, напротив села Хамышки, на правом высоком берегу верховьев реки Курджипс, по старому лесному волоку в сторону станицы Темнолесской (поляны Полгоры) и в других местах. Дольмены пережили Александра Македонского и Цезаря, Аттилу и Чингисхана, Ивана Грозного и Наполеона. Не смогли пережить пика расцвета человеческой цивилизации. На протяжении двух последних веков прошлого тысячелетия они подвергались постоянным разрушениям. О них сложено много легенд и сказаний. Кто-то считает их таинственными посланиями инопланетян или их специальными маяками, другие считают мистическими и сакральными местами, ведущими в иные миры или времена, кто-то пытается с их помощью лечить болезни…

На самом деле это погребальные сооружения, своего рода склепы, относящиеся ко второй половине III тыс. до н. э. И уж лечить древними захоронениями никак не получится. Так что если вам кто предложит таким образом поднабраться сил – сразу отказывайтесь.

 

Озеро Хуко

 

Одним из самых загадочных озер на Западном Кавказе считается Хуко. Оно расположено на водоразделе Главного Кавказского хребта между бассейнами рек Пшехашха и Шахе. По берегам даже в августе иногда лежит снег, а рядом растут весенние первоцветы. В жарком июле в воде могут плавать льдинки. Озеро расположено прямо на вершине горного хребта (высота 1740 метров). Вокруг царит какое-то умиротворяющее и нереальное безмолвие, даже ветра нет – все защищено окрестными склонами хребта. Странное место.

Одна из загадок кроется в отсутствии жизни в озере. Отсюда не вытекает ни один ручей, здесь не живут ни рыбы, ни другая живность. Другая – в происхождении водоема. «Хуко» в переводе с адыгского – морская свинья, то есть дельфин. Предположительно, на такое название горцев натолкнула форма озера. Есть научная точка зрения и на чудеса Хуко. Например, слабое развитие жизни в озере ученые объясняют суровым микроклиматом. Водоем лежит под толщей льда и снега 9—10 месяцев в году, а температура воды в нем не поднимается выше 15 градусов.

Многие уверены, что подземными канала


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.