Формы организации коррекционно-развивающей деятельности. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Формы организации коррекционно-развивающей деятельности.

2021-10-05 39
Формы организации коррекционно-развивающей деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе обучения используются различные формы организации дефекто-логических занятий: индивидуальные и  подгрупповые.

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжи-тельность занятий составляет 20-30 минут.

По итогам первичной диагностики в сентябре дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, продолжительность подгрупповых занятий 15-30 минут.

Подгрупповые коррекционные занятия направлены:

- на ознакомление с окружающим, развитие элементарных математических представлений, речевое развитие: - образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

- на развитие высших психических функций, на расширение и обогащение словарного запаса, на отработку грамматических категорий.

- проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного материала.

 

Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей с ЗПР и с социально-педагогической запущенностью. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях СО и выраженности недостатков.

Индивидуальные занятия направлены на развитие высших психических функций, формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий.

Поледовательность устранения выявленных дефектов определяется индивидуально, в соответствии с особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

 

График организации коррекционно-развивающей деятельности

 

Сроки Содержание работы
1-15 сентября Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологиче ских карт, документации дефектологического кабинета.
15 сентября – 15 мая Подгрупповые и индивидуальны занятия с детьми.
16 декабря – 29 декабря Мониторинговая диагностика развития детей (ВПФ).
15 мая – 31 мая Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

 

Маршрут сопровождения детей дошкольного возраста в развитии ВПФ

 

Направление Задачи Содержание коррекционно-развивающе й работы
Развитие вни- 1) развивать способ- -«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее жи-
мания ность к переключе- вотное» (растения, обувь и т.д.);
  нию внимания; - «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение»
  2) развивать концен- (одежда, транспорт и т. д.);
  трацию внимания; - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее жи-
  3) развивать произ- вотное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».
  вольное внимание; - «Найди отличия»,
  4) развивать объём - «Что неправильно?»,
  внимания; 5) разви- - «Что задумал художник?»,
  вать произвольное - «Что недорисовано?»
  внимание. - «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5
    треугольники» и т. д.
    - «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,
    - «Найди пару», «Найди такой же».
    - «Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, ра-
    бота прекращается),
    - «Копирование образца»,
    - «Найди такой же предмет»,
    - «Рисую палочки»,
    - «Расставь значки»

Развитие восприятия

 

1) развивать воспри- - «Назови фигуру», ятие геометрических - «Геометрическое лото», фигур - «Нарисуй фигуру, которую я назову», 2) развивать точность восприятия - «Закрась фигуры»,   - «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),   - «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вари-   ативность)»,   - «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур», 3) разви- вать цветоразличение - «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.». - «Дорисуй фигуры», - «Угадай, что хотел нарисовать художник?» - «Радужный хоровод», - «Уточним цвет предметов (вариативность)», - «Цветное лото», - «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).   4) развивать воспри- ятие длительности временного интерва- ла 5) развивать пред- ставление о частях суток 6) развивать пред- ставления о временах года 7) развивать про- странственные пред- ставления 8) развивать наблю- дательность - «Рассматривание часов, движения секундной стрелки», - «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)», - «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее раз- линованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигу- ры; сложи палочки в коробку и т.д.)». - Беседа по картинкам (части суток), - «Разложи картинки», - «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!», - «Угадай время года по описанию (вариативность)», - Отгады- вание загадок о временах года - Заучивание стихотворений, - Беседа о временах года, - «Назови время года» - «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.», - «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.» - «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.», - «Расскажи, где, какая игрушка стоит?» - «Посмотри и найди предметы круглой формы», - «Кто больше назовёт?», - «Назови все предметы, которые были «спрятаны»» Развитие мышления   1) развивать мысли- тельные процессы: обобщение, отвлече- ние, выделение су- щественных призна- ков 2) развивать гибкость ума и словарный за- пас 3) развивать сообра- зительность Расставь по порядку (от самого большого к самому маленько- му и т. д.)», - «Четвёртый лишний», - «Найди отличия». - «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.» - «Как это можно использовать?», - «Говори наоборот», - «Бывает – не бывает», - Загадывание загадок. Развитие памя- ти 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осяза- тельной модально- стях 2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного за- поминания предме- тов в процессе игро- вой и непосредствен- но образовательной деятельности - «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), - «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.), - «Смотри и делай». - «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), - «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произве- дению с уточняющими вопросами, - «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой си- стемы: связывание слов в один сюжет) Развитие вооб- ражения и творческих способностей   1) развивать вообра- жение и творческие способности - «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет), - «Дорисуй», - «Рисование по точкам», - «Комбинирование» (рисование или конструирование предме- тов из геометрических фигур) Развитие тон- кой моторики рук   1) развивать тонкую моторику рук   - Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжима- ние пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. - Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д. - Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гре- бешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

Планируемые результаты освоения детьми умений и навыков

К концу года дети должны уметь:

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие

Старшая группа

· наблюдать за сезонными изменениями в природе; · различать и правильно называть состояние погоды; · узнавать и правильно называть времена года; · составлять представления детей о растениях ближайшего окружения; · вступать в беседу, о том, где и кем работают его родители; о занятиях · братьев и сестер; · рассказать двумя-тремя предложениями о труде взрослых; · рассказать о внешнем виде строений города; · правильно называть транспортные средства; · называть свои имя и фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена родных; · различать и правильно называть цвета; · правильно называть геометрические фигуры; · видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки; · указывать размер предметов при сравнении нескольких предметов; · уметь сопоставлять два или несколько предметов по цвету, форме, размеру; · различать пространственные понятия: правое — левое, верх — низ, спереди — сзади; · различать части предмета и целый предмет. · должны знать состав чисел 2—5. · дети должны уметь: сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; · считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; · уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим  числительным; · практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел; · ориентироваться на странице альбома и листе бумаги; · понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.     · вычленять заданный звук из слова; · относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их звучания и произнесения; · выполнять условное обозначение гласных и согласных звуков соответствующим цветом; · узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки;

 


Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие

Подготовительная группа

· определять правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны стола, страницы в книге и тетради; · помещать и находить предмет по словесному указанию педагога; · называть отличительные признаки времен года; · называть свое полное имя, фамилию, возраст и имена товарищей; · называть имя и отчество взрослых, работающих в учреждении; · рассказывать о составе семьи и жизни вне центра по вопросам педагога и уметь задавать аналогичные вопросы другим детям; · называть главную улицу и площадь своего города; · планировать элементарные этапы выполнения своей работы; · уметь понимать и принимать правила совместных групповых игр с детьми своего возраста;   · знать состав чисел в пределах 10; · читать и записывать числа до 10; · присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; · решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка при помощи сложения и вычитания; · распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал; · пользоваться знаками и обозначениями: +, -, =, <, >, 0, 1, 2, 3. 4, 5, 6, 7, 8, 9.     · различать на слух звуки речи, последовательно выделять звуки без опоры на условно-графическую схему из двусложных слов и с опорой на схему из трехсложных слов, в которых написание не расходится с произнесением; · обозначать гласные звуки буквами (кроме йотированных); · знать о двух основных группах звуков русского языка – гласных и согласных, различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции, использовать условное обозначение гласных и согласных звуков; · различать твердые и мягкие согласные звуки; · выделять предложения из напечатанного текста; · выделять из предложения слова; ·правильно использовать термины: звук, гласный звук, слово, предложение, согласный звук.

 


 

 



 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тематический план на учебный год

№ недели Лексическая тема недели Сроки выполнения
  Сентябрь  
1 Обследование. 01.09.17-05.09.17
2 Обследование. 08.09.17-12.09.17
3 Детский сад. 15.09.17-19.09.17
4 Ранняя осень. Деревья. 22.09.17-26.09.17
  Октябрь  
5 Овощи. 29.09.17-03.10.17
6 Фрукты. 06.10.17-10.10.17
7 Фрукты-овощи. 13.10.17-17.10.17
8 Ягоды 20.10.17-24.10.17
9 Бытовые приборы. Инструменты. 27.10.17-31.10.17
  Ноябрь  
10 Продукты питания. 03.11.17-07.11.17
11 Посуда. 10.11.17-14.11.17
12 Мебель. 17.11.17-21.11.17
13 Домашние птицы. 24.11.17-28.11.17
  Декабрь  
14 Домашние животные. 01.12.17-05.12.17
15 Дикие животные. 08.12.17-12.12.17
16 Поздняя осень. 15.12.17-19.12.17
17 Новый год. Каникулы. 22.12.17-26.12.17
  Январь  
18 Транспорт. 29.12.17- 09.01.18
19 Наземный транспорт. 12.01.18-16.01.18
20 Одежда. 19.01.18-23.01.18
21 Зимующие птицы. 26.01.18-30.01.18
  Февраль  
22 Профессии. 02.02.18-06.02.18
23 Обувь. 09.02.18-13.02.18
24 День Защитников отечества. 16.02.18-20.02.18
25 Зима. 23.02.18-27.02.18
  Март  
26 8 Марта. 02.03.18-06.03.18
27 Весна. 09.03.18-13.03.18
28 Перелетные птицы. 16.03.18-20.03.18
29 Каникулы. 23.03.18-27.03.18
  Апрель  
30 Семья. 30.04.18-03.04.18
31 Цветы, луга, сада. 06.04.18-10.04.18
32 Насекомые. 13.04.18-17.04.18
33 Дом, улица, город. 20.04.18-24.04.18
34 Правила дорожного движения. 27.04.18-01.04.18
  Май  
35 День Победы. 04.05.18-08.05.18
36 Скоро лето. 11.05.18-15.05.18
37 Рыбы. 18.05.18-22.05.18
38 Комнатные растения. 25.05.18-29.05.18

 

 

                                                                                                                                                                                                                                  

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.