Глава XXVII. Вечность и истинность Божиих обетований — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава XXVII. Вечность и истинность Божиих обетований

2022-07-07 20
Глава XXVII. Вечность и истинность Божиих обетований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. а) Мф.5:18 б) Мф.24:34–35

 

в) Мк.3:31 г) Лк.21:33 д) 2Кор.1:20 е) Ис.55:10–11

 

II. Бл. Иероним Стридонский: а) «Господь клянется, Которому должны верить и без клятвы, что Его определение не ложно, и то, что Он положил в уме Своем, не бывает тщетно» (ч. VII, стр. 221).

 

б) В толк. на 10–11 ст.ст. 55 гл. пр. Исаии: «Ибо мысли Мои не таковы, как мысли людей, и насколько отстоит небо от земли, настолько Мои мысли отстоят от мыслей людей. Ибо Я преблаг и много прощаю. Хотите вы иметь еще другое подобие? Как дождь и снег нисходит с неба и более не возвратится туда, но напояет землю и орошает ее и произращает различные семена, чтобы с обильных полей родился хлеб на пользу людей: так слово Моего обетования, которое Я раз обещал и которое изошло из уст Моих, не останется без исполнения, но все исполнится на деле» (ч. IX, стр. 33–34).

 

III. Св. Иоанн Златоуст: а) «Обещания твои неложны, обетования Свои Ты украшаешь истиной и слова Твои подтверждаешь делом» (т. V, стр. 825).

 

б) Обещанное Богом непременно исполнится, если только мы сами не будем сильно противиться, подобно иудеям, которые, будучи призываемы, не захотели принять благ» (т. X, стр. 16).

 

в) «Предсказания (Божии) таковы, что даже до настоящего времени ничто не могло изменить предсказанного. Так, разрушение Иерусалима совершилось за много лет. Есть и другие предсказания, которые со времени произнесения их будут иметь силу до Его пришествия, как можешь видеть, если хочешь, из следующего, например; Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20); на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ее (Мф.16:18); проповестся сие евангелие всем языком (Мф.24:14); идеже аще проповедано будет евангелие сие, речется и еже сотвори сия жена (Мф.26:13), и другие весьма многие. Отчего эти предсказания оказываются истинными, если они были вымышлены? Отчего не одолели церкви врата адовы? Отчего Христос всегда пребывает с нами? Ведь, если бы Он не был с нами, то церковь не одержала бы победы» (т. X, стр. 55).

 

г) «Хочешь ли видеть силу самих обетований и предсказаний и истину прошедшего и будущего? Посмотри на золотую цепь истин, разнообразно сплетенную от начала. Христос возвещал ученикам о Себе Самом, о церкви и будущих событиях, и, возвещая, совершал чудеса. Исполнение сказанного им служит доказательством истинности и чудес Его и будущих обетований. Чтобы это было яснее, представлю примеры. Христос воскресил Лазаря, одним словом возвратив ему жизнь. Он же сказал: врата адова не одолеют церкви (Мф.16:18); также: всяк, иже оставит отца или матерь, сторицею приимет в веце сем, и живот вечный наследит (Мф.19:29). Здесь одно чудо – воскресение Лазаря, и два предсказания, из которых одно исполняется теперь, а другое исполнится в будущей. Смотри же, как все это взаимно подтверждается. Кто не стал бы верить, что Лазарь воскрес, тот должен поверить этому чуду по предсказанию касательно церкви. Потому ясно, что изрекший истину в предсказании совершил и чудо, а совершивший чудо и исполнивший сказанное изрек истину и в предсказании будущего» (т. X, стр. 73).

 

д) Елика бо обетования Божии, в том ей, и в том аминь, Богу к славе нами. Что значит: елика обетования Божии? Много обетований содержит проповедь Евангельская, и о многих обетованиях благовествовали и проповедывали апостолы... Смысл его слов такой: что вам говорил об этих обетованиях, то не было иногда истинно, а иногда ложно, как мое обещание придти к вам, но всегда истинно. И прежде всего защищает догматы веры и слово о Христе, говоря: и слово мое и проповедь моя не бысть ей и ни; потом уже самыя обетования; елика бо обетования Божия, в том ей. Если же верны обетования Божия, и нет сомнения, что Бог исполнит их, то тем более верен Он Сам, и слово о Нем твердо, и нельзя сказать, что иногда Он есть, иногда же нет Его, но всегда есть, и один и тот же. – Что же значит: в тот ей, и в том аминь? Этими словами он показывает, что обетования Божии непременно сбудутся, по скольку и существование, и исполнение их зависит от Бога, а не от человека. Итак, нечего бояться: обещает не человек, которого можно подозревать в неверности, но Бог, Который говорит и творит. Богу к славе нами. Что значит: к славе нами? Он исполнит обетования Свои чрез нас, т. е. изливая благодеяния Свои на нас, к славе Его... А если исполнение обетований служит к славе Божией, то они непременно исполнятся, потому что Бог не может презреть Своей славы... Итак, не беспокойся, говорит, о том, что обетования эти чрез нас возвещены, и не сомневайся в верности исполнения их, потому что исполнение их зависит не от нас, а от Бога. Истина обетований зависит не от нас, когда и то самое, что вы твердо и непоколебимо стоите в вере, зависит не от нас, но от Бога» (т. X, стр. 491–492).

 

е) Итак, не будем заниматься изысканиями. Ведь для того мы и называемся верными, чтобы несомненно верили тому, что нам сказано, чтобы мы ни в чем не сомневались. Если бы сказанное нам происходило от людей, тогда следовало бы заниматься исследованием его, но так как оно происходит от Бога, то нужно только благоговеть пред этим и верить» (т. X, стр. 624–625).

 

ж) «Юже обетова неложный Бог. Если Бог неложен, то непременно исполнится то, что Он обещал; если неложен, то не должен сомневаться, хотя это Исполнится лишь после смерти» (т. XI, стр. 840).

 

IV. Бл. Августин: «Почему обетования Божии о распространении и сохранении церкви не исполнились? Донатисты на это отвечали так: «люди не хотели. Если человек хочет, он твердо стоит в том, во что верует; если не хочет, он отпадает. Так, когда церковь начала умножаться, люди не захотели веровать, и отпали, за исключением донатистов». Августин замечает на это: «разве св. Дух прежде не знал будущей воли людей! Если так, то любой пророк может приходить и пророчествовать, а потом, когда его пророчество не исполнится, – оправдываться и сказать: я ничего не могу сделать, так как люди не хотели» («Раскол Донатистов», стр. 144).

 

V. Св. Епифаний Кипрский: «Клятся Господь Давиду, и не раскается (Пс.109:4); то явно, что обетование Божие непреложно. И во-первых, потому что клятва у Бога не иное что, как сие: Мною самим клялся Я, глаголет Господь; так как у Бога для клятвы нет чего-либо высшего, да Божество и не клянется; клятвенное же слово имеет силу придать несомненность подтверждению» (т. I, стр. 203, изд, 1863 г.).

 

VI. Св. Кирилл Александрийский: а) «Бог утвердил обетование клятвою, хотя Он и без того не может солгать, – дабы, как пишет божественный Павел (Евр.6:18), мы имели крепкое утешение и уже не сомневались в том, что это обетование во всяком случае и непременно исполнено будет» (т. IV, стр 124, изд. 1886 г.).

 

б) «Но, говорит,.. Мое обетование пребывает неизменным, и говорит как бы так: не буду во гневе переставлять горы, не буду колебать холмы, т. е. ни в чем не буду изменять вид земли, не буду преждевременно производить на ней переворота» (т. VIII, стр. 253).

 

в) «Яже Бог Святый совеща, кто разорит? и руку Его высокую кто отвратит (Ис.14:27)? Кто настолько будет силен, чтобы противостать божественным определениям и воспротивиться желаниям Владыки? Конечно, никто. Следовательно, чтобы ни исходило из уст по истине сущего Бога, это всегда и во всех отношениях достигает цели, ибо Ему присуща сила – все исполнять и кроме того свойственно быть неложным» (т. VIII, стр. 283, изд. 1890 г.).

 

г) «Что однажды определено волею Божиею и обетовано, то навсегда пребудет совершенно неизменным и не будет отвергнуто. Какой же, говорит, будет от меня завет? Дух Мой и глаголы, яже Аз дах во уста твоя, не оскудеют от ныне и в вечное время» (т. VIII, стр. 378).

 

е) «Что Он (Господь) обещает жителям земли, то, без сомнения, непоколебимо, несокрушимо и как бы утверждено на основании, потому что никоим образом не окажется бессильным Господь сил, и слово Его не будет безуспешно. В этом удостоверяет нас Спаситель, говоря: небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут» (Мф. 24:35) (т. XI, стр. 533, изд. 1891 г.).

 

VII. Св. Афанасий Александрийский: В толк. на 109 псалом: «Клятся Господь, и не раскается. Клятва Божия есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом. Ибо, не как человек, клянется Бог, но слово Его служит нам вместо клятвы, удостоверяя в истине, что оно также будет непреложно, как и обетование, данное с клятвою» (т. IV, стр. 852, изд. 1903 г.).

 

VIII. Св. священномуч. Киприан: «Господь и Иуду избрал в число апостолов; однакоже Иуда предал потом Господа. Впрочем, как вера и твердость апостолов непоколебались от того, что предатель Иуда отделился от их сообщества, так и здесь достоинство и святость исповеданий, кои не умалились от того, что некоторые из них сделались вероломны» (т. II, кн. о единстве церкви, стр. 188).

 

IX. Деяния Вселенских Соборов: а) «Ничья несправедливость не препятствует обетованиям Бога, и ни от чьих преступлений не может погибнуть наследие Христа... Не на людей должна быть возлагаема надежда церкви, если они хороши; и не должна быть осуждаема церковь Божия на погибель, если они худы» (т. V, стр. 86–87).

 

б) Т. VII, стр. 217 и особ. стр. 316–317 (см. выше главы III и VIII, стр. 31 и 67–68).

 

XI. Бл. Феодорит Киррский: В толков. 4 ст. 9 гл кн. пр. Даниила: а) «Храняй завет, и милость любящим Тя, и хранящим заповеди Твоя... Сказал же, что Бог хранит завет и милость любящим Его, поминая обетования Аврааму, Исааку и Иакову. И слагая молитву, со всею точностью дает видеть, что хранить непросто, но любящим Его и хранящим заповеди Его; но если кто преступает Твои повеления, то делает себя недостойным Твоих обтований. А сие-то и сбылось с нами»3 (т. IV, изд. 1857 г., стр. 169).

 

б) «Я восставлю завет Мой – завет вечный, не завет закона, но завет благодати, не завет чрез Моисея, но завет чрез апостолов. Ибо тот был временный, а этот вечен» (т. VI, стр. 479, изд. 1859 г.).

 

XII. Св. Исидор Пелусиот: а) «Какое предречение, или какое слово Спасителя не пришло в исполнение, почему бы вам, наилучшие, можно было отвергать и слово о суде? Если бы те не сбылись, могли бы вы не верить и этому. А если все пришли в исполнение; почему не соблаговолите поварить и сему? Совершившееся ручается в исполнении и будущего. Если же угодно вам выслушать вкратце и некоторые из сих предсказаний (потому что выслушать все, может быть, невозможно, да и нам не легко представить их на среду); то не откажемся сделать и это. Спаситель сказал, что Иерусалим будет взят, и он взят; сказал, что пресловутый этот храм будет разорен, и это сбылось; сказал, что апостольская проповедь превозможет, и превозмогла; сказал о Себе, что будет для детей почтеннее отцов, для отцов милее детей, для жен вожделеннее мужей, и за словом последовало дело; сказал, что иудеи будут рассеяны, и как беглые какие рабы, спасающиеся от бича, рассеялись повсюду; сказал, что церковь будет воюема, но не победима, и победные ее памятники и видны и славны на суше и на море; сказал, что соделает всюду известным, что сделала жена, вылившая миро на ноги Ему, и ни от кого не утаилось сделанное женою; предсказал крест и смерть, и исполнилось; предсказал воскресение и вознесение, и сбылось. Но если покушусь представить на среду все предсказания, то невозможно мне будет прекратить речь, если и захочу. Посему как же не верить Тому, Кто сказал все это, и привел в исполнение, когда Он же предрек и о славном Своем втором пришествии?... И кто пребудет в сем неверен, если не лишен только ума и способности мыслить?» (т. I, изд. 1859 г., стр. 429–430).

 

б) «Когда глаголет или изрекает обетования Бог, тогда да не будет вовсе места рассуждениям, умозаключениям, словесным убеждениям, – ибо все это в сравнении с достоинством Глаголющего – ничто» (т. II, стр. 78, изд. 1860 г.).

 

XII. Св. Василий Великий: а) «В рассуждении сказанного Господом не должно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры... Кто не верит Господу в малом, тот, очевидно, тем паче не поверит в большом. Должно не на собственных рассуждениях полагаться, утверждаться и отвергать сказанное Господом, но знать, что глаголы Господни достовернее собственного удостоверения» (т. III, стр. 301–302, изд. 1891 г.).

 

б) «Когда перехожу к изречениям Господа нашего Иисуса Христа в Евангелии, к глаголам Того, Кто будет судить живых и мертвыхъ, к глаголам, которые для верующих достовернее всякой истории и всякого другого доказательства» (т. V, стр. 19, изд. 1892 г.).

 

XIII. Летописец Бароний: «Церковь кафолическая человеческими грехами не может пасти, я человеческая недоверства Божиих обетований о церковном во всем мире расширении – разоряти не могут» (слова Августина. Лето 368-е, число 4–6).

 

* * *

 

3Это к ветхозаветным. Там были условные обетования, а новозаветн. безусловны, а потому и непреложны. Автор.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.