Глава XII. Священник без воли епископа, без его разрешения, не может священнодействовать — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава XII. Священник без воли епископа, без его разрешения, не может священнодействовать

2022-07-07 25
Глава XII. Священник без воли епископа, без его разрешения, не может священнодействовать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Правила св. Апостол, Вселенских и поместных соборов: а) «Пресвитеры и Законы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39 пр. св. Апостол).

 

Зонара. «Пресвитерам и диаконам, состоящим под властью местного епископа, не позволено делать что-либо самим по себе, например, подвергать епитимии и отлучать, кого и когда хотят, или разрешать отлучение, или уменьшать или продолжать, ибо это принадлежит архиерейской власти. И если не получат дозволения от епископа, ничего подобного делать им не дозволяется».

 

Аристин. «Без епископа пресвитер и диакон не делают ничего, ибо ему вверены люди. Не позволяется пресвитеру, или диакону без воли своего епископа ни отлучать людей, ни увеличивать или уменьшать епитимии, ни делать что-либо другое таковое, так как епископу вверены люди, и от него имеет быть потребовано слово о душах их».

 

Валъсамон. Слова: пресвитерам и диаконам без воли епископа ничего не совершать – принимай не в общем смысле, но скажи, что они не имеют права совершать что-либо принадлежащее епископу без воли его, например, отдавать в аренду недвижимое имущество церкви, получать с него доходы, следующие церкви, налагать епитимии и другое таковое. Ибо управление епископскими вещами, говорит правило, и души людей вверены епископу» (Полн. Кормч, стр. 74–75).

 

б) с совершения мира, и освящения дев да не творит пресвитер. И примиряти с церковью кающихся, открыто, на литургии, да не будет позволено пресвитеру. Всем угодное сие» (6 пр. Карфаг. собора).

 

Зонара. «Совершение мира есть действие освящения мира, и примирение кающихся есть разрешение исповедавшегося от епитимии, также бывшего в покаянии и подвергшегося епитимии... С Богом примиряет его архиерей чрез покаяние... Ибо архиереям и святое миро совершается и освящается, и делается примирение кающихся; ибо кому дано вязать, тем предоставлено и разрешать».

 

Аристин. «Приготовление и совершение святого мира и освящение дел, и совершенное примирение находящихся в состоянии покаяния, так чтобы они открыто стояли вместе с верными и причащались божественных тайн, не дозволено совершать пресвитеру, но должен решать епископ».

 

Вальсамон. «Прочти также 44-е (52) правило настоящего собора; и не найдя противоречия с 52-м апостольским правилом, в котором говорится, что епископы и пресвитеры принимают обращающихся, но скажи, что и эти пресвитеры принимают кающихся по дозволению епископов. Таким образом заметь, что худо делают те посвященные монахи, которые принимают людские помыслы без епископского дозволения, а тем более не посвященные; ибо сие последние не могут совершать ничего такого и с дозволения епископского» (Полн. Кормч, вып. 2-й, пом. соб., 386–388 стр.).

 

в) «Аще кто, находясь в опасности жизни, будетъ просити о примирении себя со святым алтарем, в отсутствии епископа: то пресвитер по приличии должен вопросити епископа, и тако, по его разрешению, примирити находящегося в опасности» (7 пр. Карфаг. соб.).

 

Зонара. «И здесь рассуждение правилом возлагается на епископов; ибо правило говорит: если кто, находясь под епитимиею и подвергшись запрещению приступать ко святому алтарю, будет в опасности относительно жизни вследствие болезни, или по другой причине, и будет просить о примирении его со святым алтарем, то есть о допущении его к божественному причастию, а епископ находится в отсутствии; то пресвитер, по словам правила, должен вопросити епископа и тако примирит находящегося в опасности, как тот предложит. А разрешение епитемий справедливо возложено на епископов, как по указанной уже причине, так и потому, что провозглашение сего приличествуе архиереям, как имеющим власть вязать и решать. Иные монахи, принимающие помыслы, если не будет им от архиерея позволено принимать помыслы, не имеют власти ни вязать, ни решать; ибо Христос дал сию власть священным апостолам; а образ апостолов суть архиереи».

 

Аристин. Священник, желая примирить с алтарем находящегося в опасности, пусть вопрошает епископа и поступает согласно с тем, что ему сказано. Выше писанное правило постановило, чтобы примирение совершалось епископом; а настоящее повелевает, чтобы и пресвитеры совершали оное с ведома епископа.

 

Вальсамон. «И из настоящего правила действительно объясняется, что без епископского дозволения священникам недозволяется принимать исповеди людей и прощать грехи. Ибо оно говорит: если кто находится в опасности жизни и пожелает примирения, то есть, быть допущенным после исповеди к причащению божественных тайн, а епископ находится в отсутствии, то священник не может примирить его; но он должен спрашивать епископа, который занимает место апостола и принял от Бога власть вязать и решить, и с его дозволения совершать примирение, если по крайней мере будет удобно спросить его. Ибо если епископ находится далеко, а смерть угрожает; то примирение может дать священник и не спросив об этом епископа, по 48-му (52) правилу настоящего собора. Итак, если я предсмертное примирение священник дает без епископского дозволения, не как имеющий власть вязать и решать, то тем более он не может принимать исповеди здорового человека» (Полн. Кормч. вып. 2-й, пом. соб. стр. 390–391).

 

г) «Кающимся время покаяния, по различии грехов, да назначается судом епископов; пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во время надлежащей нужды, в отсутствии епископа» (52 пр. Карфаг. собора).

 

Зонара. «Власть вязать и решить Господь наш Иисус Христос. дал апостолам; а образ священных апостолов представалют архиереи. Почему и это правило предоставило суду епископов назначать, то есть определять, установить, объявлять, смотря по различию грехов, время покаяния, то есть сколько временя согрешивший должен каяться в узах епитимии, и когда должно разрешать его. Об этом должно прочесть еще последнее правило шестого собора и написанное в нем. А пресвитеру не дано власти разрешать без воли епископа; ибо кому дано вязать, тот может и разрешать, а разрешать – значит или совершенно освободить состоящего под епитимиею, или на время, например, по причине опасности; разве только, говорит, епископ находится в отсутствии, а состоящий под епитимиею в опасности умереть. Должно прочесть еще 7-е правило этого собора и что там написано».

 

Аристин. «Кающимся епископ должен определить покаяние смотря по грехам; а пресвитер, без воли его, даже и по требованию нужды не должен разрешать кающегося. Принявшие от Бога власть вязать и решить должны определять епитимии, смотря по качеству грехов и обращение согрешившего. А пресвитер, без воли епископа, не может ни увеличивать, ни уменьшать их, ни разрешать кающихся, и удостаивать их божественных таин, хотя бы епископ находился и в отсутствии»..

 

Вальсамон. «Последнее правило шестого собора дает епископам власть увеличивать и уменьшать епитимии, следуя настоящему правилу, которое древнее его. А это правило присовокупляет, что пресвитеры, без воли епископов, не должны принимать помыслы людей и отпускать грехи, разве только кто умирает в отсутствие епископа; ибо тогда пресвитер должен примирять находящегося в покаянии, то есть разрешить от епитимии, по причине крайности дела, чтобы умирающий не скончался, оставаясь под епитимиею» (Полн. Корм., вып. 2-й, пом. соб., стр. 503–505).

 

д) «Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов: а поставленным уже прежде ничего не творити без воли епископа града. Такожде и пресвитерам ничего не творити без воли епископа» (57-е пр. Лаод. соб.).

 

Зонара. «Архиерейский сан досточтим... и пресвитеры, по словам правила, ничего не должны делать без ведома своего епископа» (Там же стр. 274–275).

 

II. Матвей Властарь: а) «Если хорепископы, имеющие большие преимущества в сравнении с пресвитерами, не могли подавать ни отпущения грехов, ни благодати Святого Духа, – то тем более пресвитеры не могут ни принимать помыслов, ни решить и вязать грехи, если не получат сию власть от епископа» (Синтагма, буква «Е», гл. 31-я, стр. 219).

 

б) «6-е правило Карфагенского собора совершение мира, т. е. освящение святого мира и освящение дев, по некоторому древнему обычаю, и примирение кающихся, которое состоит в объявлении помыслов и врачевании душевных ран посредством епитимий покаяния и обращения к лучшему (ибо таким образом человек примиряется с Богом, все это запретило совершать пресвитерам, ибо устроение сего предоставлено архиереям, как могущим вязать и решить и носящим образ апостолов, которым сию власть вручил Христос. Посему очень худо делают те посвященные монахи, которые принимают людские помыслы без епископского дозволения, ибо не имеют власти ни вязать, ни решить, а тем более монахи не посвященные, ибо отнюдь непозволительно и дозволять им вообще принимать людские помыслы и судить. И седьмое правило того же собора полагает что не должно пресвитерам, без дозволения епископа, делать примирение кающихся и в случае опасности их жизни. И 43-е (52) того же собора, определяя то же самое, говорит: а если епископ отсутствует и кающийся будет в опасности, в таком случае должен примирить его с церковью и пресвитер» (там же, буква «М», гл. 9-я, стр 291).

 

III. Номоканон при Б. Требнике (1639 г.) изд. при п. Иоасафе: а) «Аще кто без повеления местного епископа, дерзает принимать помышления и исповеди, сицевый по правилам казнь приимет, яко преступник Божественных правил, ибо не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася, не исповедана суть, и елицех связа, или разреши, не исправлени суть» (Наказан. духовн. лист 6-й).

 

б) «Аще ли нецыи попущением Божиим в толикое приидоша дерзнути, яко еже неверни и злочестивне; неверие бо есть вещь таковая, еже кроме священства прияти хиротонию и священная действовати; несть слово рещи о осуждении сицевых, сие бо дело горши есть и самых тех нечестивых бесов во ангела светла, точию преобразующихся, но не сущих, и Божие убо лицемерующих, безбожных же сущих и противных Богу. Таковые не токмо велие и неисчетное томление подъимут, на божественная сице зле восхуливше, ниже бо гласы божественные от них, ниже божественная дела, понеже благодати рукоположения не имут. Но и месть приимут иную, за прельстившихся от них, или негде крещеных, или рукоположеных. Сии бо не хиротонисаны, ни крещены суть, ничто же бо дает, не имеяй, и ничто же премлет что от неимущего аще, и мнится имети; тем же я прельщен бысть, и веруяй быти священник, или крещен, несть, и погибели сих крестивый повинен. Не может бо человек имети, не прием от Бога, кроме бо мене, рече, не можете творити ничтоже. О духовном же служении, подобен есть согрешению, не рукоположив действующего, и иже без повеленья и заповеди святительские действуют (л. 57 и об.).

 

IV. Кормчая славянская: «А к ней же церкви поставлен еси, не остави ея во вся дни живота твоего, разве великия нужи и то по совету епископа своего где тя благогославит; а в чужем пределе не служи, не взем от епископа своего грамоты. Без воли его не твори ничтоже. Имей епископа своего аки Бога, и волю его во всем твори, любовь к нему и боязнь, яко апостола Христу» (глава 60, л. 604 об.–605).

 

V. Св. Игнатий Богоносец: а) «Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне кажется, недобросовестны, потому что не вполне по заповеди делают»... (посл. к Магнезианам; Пис. муж. апост. стр. 280).

 

б) «Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа, почтен будет Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит диаволу» (Посл, к Смирнянам; тамже, стр. 306).

 

VI. Бл. Симеон Солунский: «Собственно архиерей все совершает в таинствах чрез священников и прочих клириков, рукоположенных им» (т. II, стр. 91).

 

б) «Служение духовных отцов не должно вверять простым монахам, вовсе неимеющим рукоположения. Ибо это служение столь священно, что принадлежит одним епископам и пресвитерам, как говорят правила церковные. Даже, если его исполняют пресвитеры, то это бывает по необходимости только и с разрешения епископа, и когда его нет, когда он в отсутствии» (т. II, стр. 312).

 

в) «Если же некоторые, по Божию попущению, настолько дозволяют себе дерзости, что нечестиво и без веры (ибо это неверие) принимают на себя священство, не быв рукоположены, и совершают дела священства; то для выражения тяжести осуждения, ожидающего такого человека, нет слов. Его действия хуже действий самых нечестивцев и свойственны одним демонам, которые преображаются во ангела света, не будучи им, и подделываются под действия Божия, будучи безбожниками и противниками Бога. Таким образом такие люди подвергнутся величайшему и невыразимому наказанию за то, что так кощунствуют над вещами божественными. Их слова и действия – не божественные: так как они не имеют благодати рукоположения; они понесут наказание и за обманутых ими крещенных, или рукоположенных, так как сами не рукоположены и не крещены. Не имеющей ничего, – ничего не дает, и никто не получает ничего у неимеющего, хотя бы и думал, что тот имеет. Отсюда обманутый и думавший, что он крещен, или рукоположен, не имеет ни того, ни другого, – и в его погибели виновен обманувший. Человек не может ничего сделать, если не получит для того силы от Бога. Без Мене, сказано, не можете творити ничесоже (Ин.15:6). Но и совершающий духовное священнодействие литургии без предписания указа архиерейского близко подходит, по своему греху, к священнослужащему без рукоположения: потому что решить и вязать – дело одних епископов, и об этом говорят различные правила. Так и быть должно: потому что это право от Христа Бога нашего дано одним апостолам, а преемники апостолов – епископы. Отсюда пресвитеры, как бы состоя в чине 70–ти, не имеют права подавать Духа, т. е., благодать, ни рукополагать, ни совершать миропомазание, ни подавать разрешение от грехов на духу, как не мог этого делать и Филипп, един из семи диаконов. Чрез возложение рук подавали Духа св. Петр и Иоанн, равно и прочие из 12-ти апостолов, и преемники их в епископстве. В послдствии апостолы рукоположили многих и из числа 70-ти. Подобно сему и пресвитеры, получив рукоположение от епископа, могут по предписанию, или указу епископскому, согласно с правилами церковными, совершать это. – Только в этом случае свои права они должны относить к епископам, имеющим их в высшей степени в большом объеме: так как у пресвитеров нет права судить обо всем. Особенно же они не могут без епископов разрешать от грехов, на которые наложено запрещение, ни преступлений уголовных, ни падений и клятвопреступничества священников и т. п. Итак, если и получившие архиерейские грамоты обязаны осведомляться, в каком случае они могут вполне воспользоваться своим правом разрешать, то что сказать о неполучивших? О не посвящеяных же тем более. Поэтому, вместе со священнодействующими без рукоположения, подвергнутся суду и они» (т. III, стр. 147–149).

 

г) «Чрез архиереев и их преемников благодать, как свет, сообщилась всем. Но священники этой (просветительной) благодати не имеют, а могут только совершать литургии и крестить, и это делают не без архиерейской силы и рукоположения» (т. III, стр. 163).

 

VI. Бл. Иероним Стридонский: «Без помазания и повеления епископского, ни пресвитер, ни диакон – не имеют права крестить» (ч. IV, стр. 70).

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.