Выписки из творений святых отцов и учителей Церкви по вопросам веры и благочестия, пререкаемым старообрядцами — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Выписки из творений святых отцов и учителей Церкви по вопросам веры и благочестия, пререкаемым старообрядцами

2022-07-07 20
Выписки из творений святых отцов и учителей Церкви по вопросам веры и благочестия, пререкаемым старообрядцами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Д.А. Александров

Предисловие

В настоящее время старообрядцы ведут борьбу с православной Церковью совсем не так, как прежде: старопечатными книгами и рукописями они не удовлетворяются, а «рыщут, как говорит преп. Викентий Лиринский, по всем книгам божественного закона»; тщательно следят за современной духовной литературой, подмечая везде так или иначе благоприятствующие их заблуждениям мысли; приводят свидетельства «от внешних», не только православных духовных и светских писателей, но и не православных; особенно же полною рукою черпают доказательства из святоотеческих творений в русском переводе. Само собой понятно, что миссионеру и приходскому священнику нельзя теперь вступать в беседу с ними, имея под руками одни старопечатные книги да «Выписки из старопечатных и древлеписьменных книг» А. Озерского, но необходимо запастись сведениями и из святоотеческих творений в русском переводе. Дать эти сведения и поставил своею задачею автор предлагаемых вниманию читателей «Выписок».

 

Эти «Выписки» были составлены о. Д. Александровым в пособие при беседах – самому себе, а также его ближайшим помощникам и сотрудникам по миссии, которые просили его об этом, так как не в состоянии были иметь под руками все необходимые для полемики с расколом книги. За невозможностью обработать свои «Выписки» тщательнее, автор долго не решался выпускать их в свет, хотя преосвященный Симбирский Гурий (ныне уже умерший), под руководством которого он в свое время проходил служение по миссии в Самарской епархии, настойчиво советовал выпустить их и даже хотел издать на свой счет. Наконец, по усиленной нашей просьбе, о. Димитрий в 1905 году изъявит согласие издать «Выписки» в качестве бесплатного приложения к нашему журналу, но, за множеством дел, успел приготовить их только в апреле сего года, почему они и запоздали своим выходом.

 

Выписки сделаны большей частью из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, но встречаются выписки из старопечатных и древлеписьменных книг и сочинений светских и духовных писателей. Расположены они по степени важности и ясности в отношении доказываемой мысли. В некоторых местах сделаны краткие примечания и пояснения, которые легко отличит читатель.

 

Дай Бог, чтобы эти «Выписки» хотя отчасти восполнили пробел в нашей полемике со старообрядчеством и принесли возможно большую пользу всем труждающимся в деле миссии и братьям старообрядцам.

Редакция.

 

Глава XV. О посланничестве

 

I. Благовестное Евангелие: «Пророки приходили потому, что были посланы, а лжепророки, как мятежники, приступали к развращению оболыцаемых, тогда как никто их не посылал» (Толк. на Иоанна, стр. 258, изд. 1870 г.).

 

II. Правила св. Апостол. б) «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению» (14 пр. св. Ап.).

 

Зонара. «Различные соборные правила запрещают епископам от своих церквей переводить к другим, и предписываю каждому пребывать в той церкви, которая приняла его, дабы не возникло между ними раздоров. Не должно думать, что каноны дают противоречивые предписания. Но те правила законополагают, чтобы епископы не переменяли церквей и запрещают переменять; а настоящее правило рассуждает об отшествии епископа в другую церковь, в случае настоятельной нужды, для научения... Но правило хочет, чтобы и тогда он не сам по себе уходил, а если призывают, или лучше, если он побуждается к сему судом многих епископов. Итак, правила соборов запрещают епископу совсем переходить из своей области в другую область и восхищать церковное управление оною, хотя бы та церковь вдовствовала без епископа, по 16 правилу антиохийского собора. А настоящее правило св. Апостол не запрещает епископу на время отходить в другую область ради научения и собеседования для пользы тамошнего народа, но и тогда не самому по себе, но если будет призываем и удостоен».

 

Вальсамон. «Настоящее 14 правило определяет, что епископ не имея власти в своей области переходить в другую, хотя бы делал это для пользы народа, хотя бы понуждаем был к сему народом другой области, исключая того случая, если делает сие по соборному поручению. – А 16-е правило Антиохийского собора говорит, что подлежит извержению тот, кто восхитил праздную церковь без ведома собора»... (См. Полн. Корм. стр. 23–24).

 

б) Чит. еще 34 пр. св. Апостол.

 

III. Правила Вселенских соборов: а) В Толковании на 15 пр, первого Вселенского собора: «Апостольское 14-е правило запрещает нашествие или вторжение епископов из одной епархии в другую, а перемещение допускает по важной и основательной причине. И 16-е правило Антиохийского собора определяет, чтобы епископ, не имеющий епархии, – в епархию, не имеющую епископа, – переходил с рассмотрнием и приглашением совершенного собора. Подобным образом первое и второе правило Сардикийского собора строго наказывает того, кто хитростью и худыми средствами оставляет церковь, принявшую его, и восхшцает большую. А настоящее 15-е правило первого собора совсем запрещает переход из города в город епископов, пресвитеров и диаконов; но не наказывает за сие, а определяет, чтобы не имело силы такое предприятие, а чтобы епископ, пресвитер или диакон были возвращены в прежнюю церковь, в которой рукоположены. Имея в виду все сии правила, иной может сказать, что эти правила противоречат одно другому и постановляют разное. Но это не так. Равнятся между собою перемещение, перехождение и вторжение. Перемещение есть перевод из епархии в епархию, когда, может быть, епископ, украшенный разнообразною мудростью, призывается многими епископами для большего вспомоществования вдовствующей церкви, которая подвергается опасности в отношении к благочестию. Нечто подобное было с веляким Григорем Богословом, перемещенным из Сасим в Константинополь. Такое перемещение позволительно, как видно из 14 пр. св. Апостол. Перехождение бывает, когда кто свободный, т. е. не имеющий епархии, которая, например, занята язычниками, многими епископами побужден перейти в праздную церковь, как обещающий великую пользу для православия и прочих церковных дел. И это перехождение допускается божественными правилами св. отец, собравшихся в Антиохии. Вторжением называется самочинное, или даже и с употреблением худых средств, незаконное занятее вдовствующей церкви епископом, не имеющим церкви, или и имеющим церковь; и святые отцы, собравшиеся в Сардике, столь сильно порицали, что определили поступающего таким образом лишать общения со всяким христианином, и даже при последнем ивдыхании не удостоивать его общения, как мирянина» (Полн. Кормч., вып. 2-й, стр. 58–60).

 

б) «Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своей области для рукоположения, или какого-либо другого церковного распоряжения...» (2 пр. II Всел. соб.).

 

Зонара. И св. апостолы и потом божественные отцы употребляли многие попечения, дабы в церквах было благоустроение и мир. Ибо апостолы в 14 правиле постановили, что не позволительно епископу переходить в область другого, оставив свою. А отцы, собравшиеся на первом соборе в Никее, в шестом и седьмом правилах положили, чтобы сохраняемы были древние обычаи, – и каждый престол управлял принадлежащими ему епархиями. Это же определяет и настоящее правило, и повелевает, чтобы епископ не простирал своей власти, то есть, дальше принадлежащей ему епархии, на церкви за пределами его епархии, т. е. находящаяся за указанными каждому пределами (обозначая выражением: «простирать власть», например, разбойническое и бесчинное нашествие), и не приходил в область другого. Выражение: «за пределами своей области» означает, что епископ не может совершать никакого иерархического распоряжения не призванный; но может, если будет пригзван и получит на это поручение от многих епископов, по указанному Апостольскому правилу» (Полн. Кормч., вып. 2-й, стр. 91–92).

 

IV. Правила Поместных соборов: «Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа, и восхитит престол ее без соизволения совершенного собора; таковый да будет отвержен, хотя бы его избирал весь народъ, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует с прочими и митрополит» (16 пр. Антиох. соб.).

 

Зонара. «Праздный епископ тот, который не имеет церкви, или потому, что ею завладели явычники, или потому, что он не принять народом города, в который рукоположен, не по собственной вине, но по бесчинию народа; а праздная церковь – та, которая не видет епископ. Итак, если праздный епископ, пришедши в праздную церковь, восхитит престол ее, хотя бы народ этого города и желал его, он должен быть отвержен, если совершенный собор не присудит ему праздной церкви... Итак, когда совершенный собор согласно решит дать праздному епископу праздную церковь, – в таком случае это возможно».

 

Аристин. «Без совершенного собора, и его митрополита захватывающий праздную церковь отвержен, хотя бы и сам был праздный. Настоящее правило определяет, чтобы праздный епископ в праздную церковь был назначаем совершенным собором, когда присутствует на нем и епископ митрополии; но не сам по себе восхищал престол, хотя бы всем народом был принуждаем, если не хочет быть отверженным...»

 

Вальсамон. «Один епископ праздный, то есть, неимеющий церкви, так как ею овладели явычники, самовольно занял церковь праздную, то есть не имеющую епископа, и взошел на престол ее и действовал архиерейскими правами. Итак, будучи обвиняем в том, что поступил столь дерзновенно, он говорит в оправдание, что действование вне своей епархии запрещено не для чего-либо другого, как для того, чтобы предстоятель той епархии не подвергся в следствие сего оскорблению, или презрению. А как нет архиерея в праздной церкви, и как сам он не имеет церкви своей, ибо она находится во власти явычников; то и не имеет здесь места указанное оскорбление и сам он не должен подлежать осуждению, как присвояющей чужое сверх того, что имеет. Итак, правило говорит, что так дерзновенно восхищающий престол, не данный ему благодатью всесвятого Духа, хотя бы сам он был праздный и церковь эта была также праздная, подлежит отвержению. А так как кто-то говорит, что это определение имеет место там, где праздный епископ хищнически присвоит себе праздную церковь, а не тогда, когда народ этой церкви перевел в нее праздного епископа, даже без его воли: то в виду сего правило присовокупляет, что и этим не извиняется совершившей что-либо архиерейское в праздной церкви без соборного распоряжения... Итак, заметь из настоящего правила, что предоставлять праздному епископу право священнодействовать в праздной церкви, и возседать ему и на самом престоле ее дозволяется по соборному усмотрению; ибо я многократно слыхал, что для этого нужно и императорское повеление. А иной спросит: как должно разуметь выражение: «быть отверженным таким образом восхитившему церковь»? Некоторые говорили, что это должно понимать в смысле отлучения; а мне кажется, в смысле извержения, на основании правил, в которых говорится, что рукополагающие вне своей епархии подлежат извержению. Ибо если извергается совершивший что-либо архиерейское к оскорблению одного местного архиерея; то гораздо более должен быть наказан сделавший что-либо таковое к оскорблению совершенного собора» (Полн. Кормч. Прав. пом. соб., вып. первый, стр. 182–184).

 

б) «Епископ да не приходит во иный град, не подчиненный ему, ни в селение ему не принадлежащее, для рукоположения кого-либо, и да не поставляет пресвитеров или диаконов в места, подчиненные другому епископу, ракве токмо по соизволению епископа той страны. Аще же кто дерзнет на сие, то рукоположение да будет не действительно, и он да подлежит епитимии от собора» (22 пр. Антиох. соб.).

 

Зонара. «Различными правилами запрещено и то, чтобы ни в город, ни в селение, подчиненное другому епископу, не приходил иной епископ и не рукополагал, если ему не будет дозволено епископом той страны. Иначе, если он пойдет и будет рукополагать, рукоположение не действительно, а рукоположившей подвергается епитимии» (Полн. Кормч. стр. 197).

 

К сему чти еще 21 пр. того же собора.

 

в) «Аще кто от града во град прешед, и молвы творит, от народа приимая себе поборники, да глаголют желаем и молимся, да будеши нам епископ, той на самой кончине непричастен».

 

Толкование: «Аще который епископ в толико шатание и неистовство пришед, и дерзнет просити и прейти от града во град, глаголя, яко хотят мене людие града того: и оттуду взем грамоту, показует написанное к нему от всех граждан моление, яко же дабы им епископ был: еже яве есть, яко смышлением и хитростью таковое бысть, мало неких мздою и дары и честью возмогл привлекши к себе, да в церкви ставше молву сотворять, глаголюще велегласно, просяще иметь того епископа. Таковаго убо яко зело смешавша, и таковое сотворша, и познана бывша в том, вельми сей святый собор осуди: отрече бо тому ни во исходе от жития достойну быти причащения, и назнамена. Странно бо се и страшно есть, еже ни во исходе жития не сподоботися причащения, его же не обрящеши во всех правилах написана, о инех ни о коих же гресех такова запрещения» (2 пр. Сардик. соб. Пол. Кормч. стр. 290).

 

г) «Иже... от престола на престол преходяща сами о себе, кроме совершенного собора, или по мзде восходяще, или продающе, таковии в жребии окаянному Иуде, предавшему Господа, отлучени суть, и купившим его Иудеям, или аще сожитницы своя пущающе того ради сана. И аще кто от таковых будет вшел на престол святительства, изврещи я повелеваем, и в степени, в немже бяху прежде, в том да пребывают. Аще ли не покорятся, тогда будут прокляти и отлучены святого общения пречистого тела и крове Христовы и с помощники их» (собор Соединения; см. слав. Кормч. 570 л. и об.).

 

V. Матвей Властарь: «Вторжением называется самочинное, или даже с употреблением каких-либо худых средств незаконное вступление во вдовствующую церковь епископа,, не имеющего церкви, или и имеющего церковь, и сие-то божественные отцы Сардикийского собора столь сильно порицали, что определили поступающего таким образом лишать общения со всяким христианином, и даже при последнем издыхании не удостаивать его общения, как мирянина» (Синтогма, буква «а», гл. 9-я, стр. 34).

 

VI. Св. Климент Римский: «Апостолы были посланы проповедывать евангелие от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявше поведете, апостолы... пошли благовествовать наступающее царство Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление» (1Кор.42; Писан. мужей апостольских).

 

VII. Пр. Феодор Студит: «Кто самовольно по властолюбию берет пастырский жезл, тот ненавистен и противен Богу, не спасает других и сам не спасается; а кто, быв призван, примет настоятельство из повиновения Богу, тот будет другом Божиим, может спасти других и сам спастись» (т. II, стр. 335.).

 

VIII. Бл. Иероним Стридонский: а) «Все, говорит, приходившие прежде Меня тате суть и разбойницы (Ин.10:8). Если все, то не исключается никто. Приходившие, говорит, а не посланные, о которых пророк говорит: «сами приходили от себя, а Я не посылал их» (ч. V, стр. 230).

 

б) «Под ворами и разбойниками, приходившими прежде Господа, мы должны понимать не Моисея и пророков, которые всегда восхваляются устами Спасителя, а лжепророков и затем еретиков, которые не были посланы Господом, но приходили по собственной воле» (ч. ХП, стр. 236).

 

в) «Есть четыре рода апостолов. – Один род это те, которые не от людей и не чрез человека, а от Иисуса Христа и Бога Отца; другой род – это те, которые от Бога, но чрез человека; третий это – те, которые от человека, а не от Бога; четвертый это – те, которые и не от Бога, и не чрез человека, и не от человека, а от самого себя. К числу апостолов первого рода относится Исаия и прочее пророки, и сам апостол Павел, который не от людей и не чрез человека, а послан от Иисуса Христа и Бога Отца; ко второму роду относится Иисус, сын Навина, который поставлен апостолом, правда, от Бога, но чрез человека Моисея. К третьему роду относится тот, который поставлен по благорасположениию и старанию людей. Такими мы видим весьма многих, которые призваны к священству не по божественному суду, а по подкупленному голосу простого народа. К четвертому роду относятся лжепророки и лжеапостолы, о которых апостол говорит: лжеапостолы этого рода, делатели неправды, преображающие себя в апостолов Христовых (суть те), которые говорят: Сие говорит Господь». А Господь не послал их» (ч. XVII, стр. 7).

 

IX. Св. Григорий Богослов: «Тот истиный преемник, кто не употребил, а разве потерпел принуждение, кто возведен, не преступив закон, но по закону» (т. II, стр. 148, изд. 1889 г.).

 

X. Св. Кирилл Александрийский: а) «Когда завершена была в приличествующей красоте святая скиния и доведена до образа, показанного на горе божественному Моисею, Бог сделал назначение священников и сказал: и ты приведи к себе Аарона брата твоего, и сына его от сынов Израилевых, да священнодействуют Мне, Аарон, и Надав, и Авиуд, и Елеазар, и Ифамар, сынове Аарони (Исх.28:1). Таким образом поименно названы избранные для священнодействия, ибо никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, по написанному (Евр.5:4). Так самовольно никто да не идет на священнодействие Богу, но пусть ожидает призвания, иначе покушающейся восхищать то, на что не иметъ решения свыше, подпадет суду Дафана и Авирона. И не удивляйся, если самоволие признается нами неуместным и нелепым, когда и о Самом Христе Павел пишет, – что Он не Себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к Нему: Ты еси священник во век, по чину Мелхисидекову (Евр.5:5–6). Итак, образом именуемого по отношению ко Христу звания может служить мудро сказанное Моисею: и ты приведи к себе Аарона брата твоего и сыны его: ибо приведи что иное означает, как не сие, сродни и призови? Зван же как бы в первосвященника Христос волею Отца. А вместе с Ним некоторым образом званы и поставлены споспешниками в священнодействии и божественные ученики Его. Поэтому-то они и говорили весьма ясно: Богу бо есмы споспешницы (1Кор.3:9; ср. Рим.16:3). И они обошли всю подсолнечную, священнодействуя Евангелие Христово между язычниками: ибо они званы к апостольству чрез Христа»... (т. II, 1882 г., стр. 262–264).

 

б) «Поелику в богодухновенном писании уверовавшие называются нередко избранною землею и виноградником и садом; то пророческое слово говорит здесь о том, что орателями и виноградарями будут те, которые некогда должны быть поставлены священниками Господними и служителями Божими, право правящими слово истины (2Тим.2:15), и священнослужителями евангелия Христова, как написано. Таким образом они не сами себе восхищают эту честь, но призываются от Бога, как говорит и премудрый Павел (Евр.5:4). Хотя он и происходит из колена Вениаминова, но постоянно называет себя священнослужителем и званным апостолом Иисуса Христа» (т. VIII, стр. 423–424, изд. 1890 г.).

 

XI. Св. Василий Великий: «Избранный должен не самовольно приступать к проповеди, но ожидать времени Божия на то благоволения, и начинать проповедь, когда велено, а проповедывать тем, к кому он послан» (пр. 70-е, т. III, стр. 372, изд. 1891 г.).

 

XII. Бл. Феодорит Киррский: В толков, на 14 ст. 10 гл. посл. к Римлянам: «Како убо призовут, в Него же не вероваша? Како же уверуют, Его же не услышаша? Како же услышат без проповедующего? Како же проповедят, аще не послани будут? Надлежит сперва уверовать, говорит Апостол, а потом призывать, но невозможно уверовать не воспользовавшемуся учением; нет возможности и учение услышать, когда нет проповедающих, и проповедникам опять делает рукоположение. Так, сказатъ это как бы в оправдание иудеев, тем самым увеличивает обвинение, на них произносимое, и на последнем месте поставил первое, тоесть сказанное о послании проповедников, показав, что сие предвозвещено издревле» (т. VII, стр. 116, изд. 1861 г.).

 

ХШ. Деяния Вселенских соборов: «Не быв призваны, епископы да не преходят за пределы области, для рукоположения или для каких-нибудь других церковных распоряжений» (т. IV, изд. 2-е, стр. 165–167).

 

XIV. Макариевская Четья Минея: см. выше стр. 115.

 

XV. Симеон Солунский. т. 3, стр. 147–149. См. выписку на стр. 109–110.

 

XVI. Номоканон при Б. Требнике. См. выписку на стр. 108.

 

XVII. Кн. о Вере: Слушаем, александрийского, антиохийского, иерусалимского, и великой русии, яко единоверных константинопольскому почитаем и приимаем к ним бо належат оны Христовы словеса, слушаяй вас, Мене слушает, а отметаяйся Мене, отметается пославшего Мя. И истинно есть. Кто слушает патриархов, и от них освящаемых и посылаемых, Христа слушает, а кто отметается их, самого Христа Бога отметается той.

 

А) Эпитимия должна назначаться сообразно с качеством греха и степенью раскаяния грешника

 

I. Иоанн Златоуст: а) «Ты согрешил? Войди в церковь, – покайся: здесь врачебница, а не судилище, здесь не истязуют, но дают прощение во грехах» (т. II, стр. 328, Бес. 3-я о покаянии).

 

б) «Меру покаяния надобно назначать не только по свойству грехов, но и вместе сообразуясь с свойством духа и состоянием самих

грешников» (Толк. на 2-е Коринф., изд. 1843 г., стр. 347).

 

II. Св. Василий Великий: а) «Врачевание измеряти не временем, но образом» (2 пр.).

 

Зонара: «Не временем должно определять покаяние, но образом; так что если согрешивший относится к покаянию с пренебрежением, то десятилетие не только должно быть выполнено, но и увеличено; если же исправляет свой грех рачительно, то и десятилетие должно быть сокращено; все это предоставляет (Василий Вел.) рассуждению испытующего совести» (Полн. Корм., стр. 162).

 

Вальсамон в толков. на 21-е пр. Василия Великого: «Больше в епитимии предоставлено на усмотрение духовного врача» (см. Полн. Кормч.).

 

б) 74-е правило: «Аще кто бы то ни был из падших в вышеописанные грехи, исповедавшись, соделается ревностным в исправлении, то прияши от человеколюбия Вожия власть разрешати и связывати, не будет достоин осуждения когда, видя крайне усердное, исповедание согрешившего, соделается милостивее н сократит епитимию».

 

Зонара: «Исчислив различные сроки епитимий за различные грехи, Василий Великий предоставил, наконец, все дело архиереям. Ибо им именно вверено от Бога связывать и разрешать... и если сокращать определенные сроки, то не будут достойны осуждения».

 

Вальсамон «Местный архиерей, если увидит, что кто-либо, подвергшись епитимии за какой-нибудь грех, принял врачевание епитимии с благодарением и с горячим усердием показывает покаяние, должен сократить срок епитимьи, не боясь осуждения за то, будто нарушает каноническую строгость относительно сроков епитимий... Есть различие между судьями, назначающими телесные наказания тем, кто сделался виновным в преступлении, и епископами, которые определяют церковные епитимии исповедующим духовные грехи. Ибо те без царского повеления не могут ни увеличивать, ни уменьшать определенные законом наказания, а эти, принимая на себя тягость наших грехов, как имеющие при том отдать за нас отчет Богу, по своему рассуждению и увеличивают и уменьшают епитимии; поэтому-то они имеют власть не только сокращать сроки епитимии, но и заменять одну епитимию другой» (Полн. Кормч. стр. 365–366).

 

в) Ариистин в толковании 84 правила: «Епитимии определены, как написано о них. Но должно смотреть не на время епитямии, а на образ покаяния. И если согрешающий приносит исповедь в грехах со слезами, сердечным сокрушением и великим смирением, если оставляют его и от всей души взыскуют Господа, то будет во власти того, кому вверено вязать и решать, сократить срок назначенной им епитимии» (см. Полн. Кормч.).

 

г) 73 пр. Василий Вел. предписывает отрекшимся от христианства и потом раскаявшимся быть «во всю жизнь» вне общения и до смерти находиться в числе плачуших.

 

Зонара: «Священномученник Петр, архиепископ Александрийский, делает в своих правилах много разграничений между отрекшимися от веры и определяет для них различные сроки епитимий; на всю же жизнь не отлучает от общения никого. Точно, так же и Анкирский собор... до смерти не определил отлучать от общения никого» (Полн. Кормч.).

 

III. Св. Иоанн Златоуст: «Бог никогда не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе; и делает все, чтобы привести в прежнее состояние, потому что покаяние ценится не по продолжению времени, но по душевному расположению. Так, для ниневитян не было нужды во многих днях, чтобы загладить грехи свои, но краткого дневного срока было достаточно для изглаждения беззаконий их; и разбойник не в течении долгого времени достиг входа в рай, но, во столько времени смыв все грехи всей своей жизни, сколько употребляется его на произнесение одного слова, получил еще прежде апостолов награду православия» (т. I, стр. 8–9).

 

IV. Св. Григорий Нисский: а) «Вовбудивший сам себя к исповеданию грехов, как уже начавший врачевание своего недуга тем самым, что решился по собственному побуждению быть обличителем своих тайн, и как показавший знамение своего изменения к лучшему, да будет под епитимией более снисходительной, а уловленный во зле, или по некоему подозрению или обвинению невольно обличенный, подвергается продолжительному исправлению... Для проходящих же покаяние ревностнее и житием своим показующих возвращение ко благому, позволительно устрояющему полезное в цервовном домостроительстве сократить время слушания и скорее приводить оных к обращению» (4-е правило).

 

Зонара: «Святой исчисляет годы епитимий за блуд и назначает их девять; далее присовокупляет, каким образом годы эти распределяются; но все предоставил устроящему согрешающих; и повелевает, смотря по рачительности, и уменьшать время епитимий и продолжать» (Полн. Кормч. стр. 474).

 

б) «Аще будет истинное обращение, то да не соблюдается число лет, но с сокращением времени да ведется кающийся к возвращению в церковь и к причастию святых тайн» (6-е пр.).

 

V. Шестой Вселенский собор. «Приявшие от Бога власть решать и вязать должны рассматривать качество греха, и готовность согрешившего к обращению, и тако употреблять приличное Недугу врачевание, дабы, несоблюдая меры в том и другом, не устрашити спасения недугующего» (102-е правило).

 

Зонара: «Собор настоящим правилом предоставил все суду епископов, и говорит, что должно рассматривать не только качество греха – велик ли он был или умеренный, но и расположение согрешившего и как он расположен к покаянию, то есть – готов ли принять врачество вяжущее и горькое, или он слабее и менее расположен к врачеванию; и таким образом подавать соответствующее врачевание... Поэтому духовному врачу, говорит, должно прежде всего рассматривать расположение согрешившего... и Василий Великий для неприемлющих строгости преданных чинов учил следовати обычаю» (Полн. Кормч. стр. 385–387).

 

Валъсамон: «И на других соборах определено, чтобы местный епископ, получивппй от благодати Всесвятого Духа власть вязать и решать, не всегда обращал внимание на положенное правилами относительно епитимии, но чтобы назначал оные применительно к лицам, подлежащим епитимии, т. е. к возрасту их и к расположениям, к способностям, а при этом и к качеству греха, и таким образом предлагал соответствующее каждому недугу врачество. И настоящее правило определяет то же самое, возлагая все дело врачевания болящего епитимиями на рассуждение врачующего, т. е. местного епископа и тому, кому поручено будет от него. Мы должны знать и точные правила канонических епитимий, и положения более снисходительного обычая, и иногда врачевать недуги по правилам.., а иногда посредством обычных и более снисходительных лекарств». (Полн. Кормч., стр. 388–389).

 

VI. Св. Иоанн Постник: «Св. Иоанн Постник сухоядение и метания с молитвою предает грешникам... Аще кто вина пити в уреченные дни не изволит, годище и мы судихом отъяти едино, уставленнаго его падению, от отец запрещению. Аще от мяса воздержатися обещавается на время, другое и мы лето отсещи искусихом. Аще от сыра и яиц, рыбы и масла воздержатися обещает, тогда на всякое воздержание, единаго сицевых вида, едино лето отъяти. Но аще и частыми коленопреклонении Бога умилостивити изволих, подобне творити. Наипаче же обильное к милостыни и силы не лишаемое произволение показует» (Номокан. при Иоасаф. Потребн. л. л. 13 об.–14).

 

VII. Св. Иоанн Златоуст а) «Бог показал, как Он прощает грехи... Согрешили некогда ниневятине, и сделали тоже, что и вы теперь делаете. Но посмотрим, что же спасло тех ниневитян? На язвы свои они возложили пост, и строгий пост, лежание на земле, одежды из вретища, пепел и слезы, и вместе с этим переменили и образ жизни. Посмотрим же, какое из перечисленных лекарств уврачевало их... Что же это за лекарство? Виде Бог, говорит пророк, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаяся о зле, еже глаголаше сотворити им (Ион.3:10). Не сказал: видел пост, вретища и пепел. Я говорю это не с тем, чтобы отвергать пост – нет, а для того, чтобы убедить вас делать то, что лучше поста, – воздерживаться от всякого зла» (т. X, стр, 571; тоже т. I, стр. 8–9).

 

б) «Если легко поступить с тем, кто нуждается в сильном врачевании, и не глубоко разрывать рану тому, кто имеет нужду в этом, то рану частью врачуют, а частью нет; если же без пощады произведем надлежащее рассечение, то больной иногда сможет не вытерпетъ мучения, – вдруг отвергнуть все, и лекарство и перевязку, и устремиться в пропасть, сбросив иго и разорвав узы. – Я могу указать на многих, дошедших до крайней степени зла, – потому что на них было наложено наказание, не соответствующее их грехам. Определять наказание по мере грехов должно не просто, но соображаясь с расположением грешников, чтобы зашивая разрыв, не сделать большой прорехи, и стараясь поднять падшего, не причинить еще большего падения. Немощные и расслабленные и наиболее преданные удовольствиям мира, и при том превозносящиеся своим происхождением и властью, если будут отклоняемы от грехов своих постепенно и мало по малу могут, хотя и несовершенно, но по крайней мере отчасти освободиться от обладающих ими пороков; а если кто вдруг предложит им вразумление, тот лишит их и малейшего исправления. Душа, если принуждением хотя раз будет приведена в стыд, впадает в нечувствительность, и после того уже не слушается и кротких слов, не преклоняется и угрозами, не трогается и благодеяниями, но бывает гораздо хуже того города, который порицая, пророк говорил: лице жены блудницы бысть тебе не хотела еси постыдитися ко всем (Иер.3:8). Посему пастырю нужно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания» (т. I, стр. 408–409).

 

VIII. Св. Григорий Богослов: «Как телам даются неодинаковые лекарства и пища, – иное пригодно здоровому, иное больному: так и души врачуются различным образом и способом. Свидетелями такого врачевания сами болящие. Одних назидает слово, другие исправляются примерами. Для иных нужен бичъ, а для других узда; ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим далее цели, и таких сможет исправить обуздывающее и сдерживающее слово. Для одних полезна похвала, для других укоризна; но та и другая – во время; напротив того, без времени и без основания оне вредят. Одних исправляет увещание, – других – выговор, и последний – или по всенародном обличении или по тайном вразумлении» (т. I, стр. 27).

 

IX. Шестой Всел. собор: «Принявшие от Бога власть решать и вязать, должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению, и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы несоблюдая меры в том и другом не утратити спасенья недугующего... Ибо и у Бога, приявшего пастырское водительство, все попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратить и уязвленную змием уврачевати. Не должно ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже опускати бразды к расслаблению жизни и к небрежению, или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств, противодействовать недугу, и к заживлению раны подвизатися». (102 правило).

 

X. Первый Всел. собор: «те, которые, быв призваны благодатью Божею ко спасению, показали уже первый порыв ревности, и пояса воинские уже отложили, но потом, как псы, возвратились на свою блевотину, так что расточали деньги и дары, чтобы снова быть принятыми в воинскую службу, – таковые десять лет должны припадать после трехлетнего времени слушания. Впрочем, во всех таких случаях надобно обращать внимате на расположение сердца и образ покаяния. Те, которые страхом, словами, терпением, добрыми делами, показывают, что, действительно, а не по наружности только, обратились к вере, те – по исполнении определенного времени слушания, могут, не нарушая справедливости, быть допукаемы к общению в молитвах с верными, так что епископу предоставляется и еще снисходительнее поступать с таковыми. Но те, которые равнодушно приняли наказание, и одно наружное вхождение в церковь считают достаточным для своего исправления, те должны выполнить все назначенное время покаяния» (деян. Всел. Соб. т. I, стр. 70–71).

 

XI. Преп. Иоанн Лествичник: а) «Видел я немощных душею и телом, которые ради множества согрешений своих покусились на подвиги, превосходившие их силу, но не могли их вынести. Я сказал им, что Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения» (слово 26-е, изд. 6-е Козел. Опт. пуст., 1901 г., стр. 197).

 

б) «Предстоятель должен молиться и о том, чтобы ко всем иметь сострадание и расположение соразмерно их достоинству, дабы и ему, как некогда случилось с Иаковом (Быт.37), не сделать вреда и любимому ученику его, и собратьям, что обыкновенно случается с теми предстоятелями, которые еще не стяжали душевные чувствия обучена долгим учением в рассуждении добра же, и среднего, и зла». (Евр.5:14) («Лествица», то же изд., слово к пастырю, стр. 255).

 

Б) Предстоятель имеет право отпускать грехи кающемуся и без наложения епитимии

 

I. Св. Григорий Нисский: «Апостол признал оную болезнь (любостяжание) не только идолослужением, но и корнем всех зол. Но однако сей вид греха отпущен без особого рассмотрения и врачевания... Отцы наши не упомянули о сем, то полагаем достаточным врачевати сие, колико можно, всенародным словом учения, и недуги любостяжания, как бы некия болезни от избытка благ, очищати рассуждением (пр. 6-е).

 

II. Неокесарийский собор 7 правилом запрещает пресвитерам участвовать на пиршестве второбрачных и налагает на второбрачных епитимию. В толковании говорится, что «ныне совсем ни один вступивший во второй брак никогда не был подвергнут епитимии, и что не полагают препятствий благословеннию такого брака, а скорее бывает, что и позволяют, и мы видели и патриарха, и других архиереев пиршествующих с двоебрачными» (см. Полн. Кормч. стр. 85–86).

 

III. Бл. Иероним Стридонский: «Для того, чтобы кающиеся получали нисколько не менее справедливое воздаяние, для них достаточно, вместо всякого наказания, одного стыда» (ч. IV, стр. 283).

 

IV. Св. Иоанн Златоуст: а) «Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать. Не


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.