Тема: Формирование эстетической мысли на Востоке. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема: Формирование эстетической мысли на Востоке.

2022-07-07 30
Тема: Формирование эстетической мысли на Востоке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мясникова Е.А.

Дисциплина ОП 04 Эстетика

Эстетическая мысль Древнего Китая.

Развитие традиционной эстетической мысли Китая находилось под непосредственным влиянием двух основных течений китайской философии: конфуцианства и даосизма. Эстетическое учение Конфуция (552/551–479 до н.э.) и его последователей складывалось в рамках их социально-политической теории.

Центральное место в ней занимали понятия «гуманность» и «ритуал», воплощенные в поведении «благородного человека». Целью этих моральных категорий являлось поддержание этических устоев в обществе и организация гармонического миропорядка. Большое значение придавалось искусству, которое рассматривалось как путь нравственного совершенствования и воспитания гармонии духа.
Конфуцианство подчинило эстетические требования этическим. Самое «прекрасное» у Конфуция является синонимом «доброго», а эстетический идеал рассматривался как единство прекрасного, доброго и полезного. Отсюда идет сильное дидактическое начало в традиционной эстетике Китая. Эта эстетическая традиция ратовала за достоверность и красочность искусства. Она рассматривала творчество как вершину профессионального мастерства, а художника – как творца искусства.

Другая линия связана с даосским учением. Его родоначальниками считаются Лао-Цзы (6 в. до н.э.) и Чжуан-цзы (4–3 в. до н.э.). Если конфуцианцы главное внимание в своем учении уделяли этическому началу, то даосы – началу эстетическому. Центральное место в даосизме занимала теория «Дао» – пути, или вечной изменчивости мира. Одним из атрибутов Дао, имеющим эстетический смысл, было понятие «цзыжань» – естественность, спонтанность. Даосская традиция утверждала спонтанность художественного творчества, естественность художественной формы и ее соответствие природе.

Отсюда идет неразделимость эстетического и природного в традиционной эстетике Китая. Творчество в даосизме рассматривалось как откровение и наитие, а художник – как инструмент, осуществляющий «самотворчество» искусства.

Другая линия связана с даосским учением. Его родоначальниками считаются Лао-Цзы (6 в. до н.э.) и Чжуан-цзы (4–3 в. до н.э.). Если конфуцианцы главное внимание в своем учении уделяли этическому началу, то даосы – началу эстетическому. Центральное место в даосизме занимала теория «Дао» – пути, или вечной изменчивости мира. Одним из атрибутов Дао, имеющим эстетический смысл, было понятие «цзыжань» – естественность, спонтанность. Даосская традиция утверждала спонтанность художественного творчества, естественность художественной формы и ее соответствие природе.

Отсюда идет неразделимость эстетического и природного в традиционной эстетике Китая. Творчество в даосизме рассматривалось как откровение и наитие, а художник – как инструмент, осуществляющий «самотворчество» искусства.

Эстетика Античности.

АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА (от лат. antiquus — древний) складывается в VI в. до н. э. Период ее расцвета относится к V— IV вв. до н. э. Высокий уровень развития художественной культуры, а также оживление экономических и культурных связей античных полисов с другими народами определили расцвет эстетической мысли Древней Греции, многообразие ее форм и живую связь с художественной практикой. Ранними представителями античной эстетики являются Гераклит из Эфеса, Пифагор, Демократ из Абдеры (V в. до н. э.). Гераклит и Демократ развивают материалистический взгляд на эстетические понятия. Объективной основой прекрасного являются стройность, порядок, гармония частей, закономерность, как космоса, так и самого человека и общества.

Пифагорейцы развили объективно-идеалистическую эстетическую концепцию. Для них основой прекрасного являются отвлеченные числовые отношения. Платон, как и пифагорейцы, стоит на объективно-идеалистических позициях в понимании прекрасного. Для него прекрасное — это идея. Искусство есть не что иное, как подражание миру вещей, которые сами являются лишь отблеском мира идей. Творческий процесс, по Платону, носит иррациональный неуправляемый характер. И хотя искусство не дает нам познания сущности вещей (оно воспроизводит лишь их видимость, оно все же оказывает воздействие на людей. Вслед за пифагорейцами и Сократом Платон развивает идеи эстетического воспитания.

Аристотель продолжает материалистическую линию Гераклита и Демократа. Для него прекрасное — это соразмерность, определенность, порядок в пространстве, единство в многообразии. Искусство, по Аристотелю, является воспроизведением действительности через подражание («мимесис»). В своих произведениях Аристотель подробно анализирует виды и жанры искусства, в особенности много внимания уделяет трагедии. Он обстоятельно исследует нравственно-воспитательное значение искусства. В этом плане большой интерес представляет его теория «катарсиса» («очищения»). Аристотель формулирует стройную теорию эстетического воспитания. Эстетической системой Аристотеля завершается классический период античной эстетики. Эстетика эллинистического периода представлена эпикурейцами, скептиками, стоиками. Особо следует выделить эстетические взгляды Лукреция, который сделал попытку вслед за эпикурейцами развить некоторые материалистические положения о происхождении, сущности и воспитательной роли искусства.

В этот период во взглядах Плотина (конец III в.) на основе философского идеализма развивается иррационалистически-мистическое направление, которое позднее стало источником для религиозно эстетических концепций феодального средневековья (Августин Блаженный и др.).

Античная эстетика классического периода оказала мощное влияние на последующее развитие эстетической мысли (Возрождение, классицизм, европейское Просвещение, эстетическая мысль России XVIII—XIX вв.).

Мясникова Е.А.

Дисциплина ОП 04 Эстетика

Тема: Формирование эстетической мысли на Востоке.

Конфуцианская (дальневосточная) цивилизация – более открытая по отношению к внешним воздействиям и внутренним трансформациям, что обусловлено конфуцианским культом этики и самосовершенствования, установкой на посюсторонние поиски гармонии в обществе (культ знаний, повышенное чувство долга и ответственности, крепкие патерналистские связи в семье и обществе, постоянная забота о повышении культуры и дисциплины труда).

Это – активно-инновационная цивилизация. Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым. Особенное в восточной эстетике состоит в том, что на Востоке никогда не знали эстетику как отдельную науку и никогда не занимались поисками универсальной и вечной нормы красоты. Если говорить о взаимоотношениях религии и искусства, то на Западе – искусство обслуживало религию (иллюстрации, фрески), а на Востоке религия через искусство находила своё завершение.

Эстетическая мысль средневекового Китая. Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 веке н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску.

Эпоха классического Средневековья была временем высочайшего взлёта китайской культуры – ”золотым веком” литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость народа. Культура зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.

Эпоха раннего Средневековья.

Литература: литература в Китае всегда занимала всегда занимала уникальное по значимости место. Ведущей в этом смысле в китайской классической литературе была поэзия, её же основу составляла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств.

Жанр литературной поэзии 3-6 веков прошёл несколько этапов развития. К концу 2 началу 3 века относится творчество поэтов из семейства Цао. До наших дней дошло около 300 стихотворений той поры. Для их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности сочувствие к бедам народа. Событием в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха – фу, который пришел на смену четырёхсловному. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне. “Золотой век” пятисловного стиха фу начался с Кун Жуна и Цао Чжи. Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме, куда его заточили за критику основателя династии Вэй. Через всё творчество Цао Чжи прошёл образ странствующего воина, мечтающего о героических делах. Наряду с литературной поэзией в 3-6 веках развивался жанр народной песни. Произведения дошли до нас благодаря деятельности особого государственного учреждения – Музыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. Первым танцовщиком кабуки в Киото в 1603 г. Был Идзумо О-Куни, группа его состояла в основном из женщин. С 1629 г. Играть разрешалось только мужчинам из соображений приоритета. Так закрепилась традиция привлекать в театр мужчин, исполнявших женские роли в женских одеждах. Миротворческая роль искусства в этот период особенно возросла.

Живопись: В 18 веке завершилось оформление ведущих национальных школ живописи и гравюры. Впервые героями искусства стали актеры театра кабуки, гейши (т.е. профессиональные танцовщицы, певицы, развлекающие посетителей чайных домиков или гостей на приемах), торговцы. Наиболее соответствовало вкусам народных масс направление Укиё-э, родившееся в 17 веке, означающее (буквально) – «картины повседневной жизни». На них изображались бытовые сцены, пейзажи, жизнь и творчество актеров кабуки, любовные сцены и портреты красавиц. Соединение литературы, каллиграфии и живописи во имя создания целостного художественно-поэтического образа присуще живописцам и граверам южной школы и направлению «живопись преосвященных». Для них характерна экспрессивная манера рисунка и подписей философско-политического содержания. Визитной карточкой школы стало изображение бамбука, растения, символизирующего образ мудрого и стойкого к невзгодам учёного. Декоративно-прикладное искусство: С усилением внимания к предметному миру в 17-18 вв. наблюдается расцвет декоративно-прикладного искусства. Художники часто создавали произведения разных жанров живописи, гравюры, керамику, расписывали ширмы, веера, кимоно. В 17-18 вв. возникает новый тип керамики, яркой, украшенной многоцветными росписями с добавлением золота по белому или чёрному фону. Это резко контрастировало с изделиями предыдущих эпох, когда в керамике, изготавливавшейся без гончарного круга, ценились первозданность материала и кажущаяся случайность неяркой окраски. С керамикой и лаком соперничал своей нарядностью фарфор, изготавливавшийся с 17 века. Поскольку власти запрещали горожанам использовать в одежде дорогие ткани, развивается искусство оформления простых тканей замысловатыми рисунками. Национальная одежда кимоно по рисунку должна соответствовать времени года, а по цвету – возрасту, характеру и даже настроению владельца. С развитием национального костюма связано появление специфического вида декоративного искусства – нэцкэ. Японский костюм не имеет карманов, поэтому чтобы к поясу на шнуровке прикрепить необходимые предметы (кисет, трубку, коробочку с печатью), стали использовать нэцкэ – брелок – пуговицу. Такие подвески создавали из дерева, слоновой кости, янтаря, металла, фарфора. Заключение Эволюция культуры Средневековой Японии обнаружило заметное сходство с общемировыми процессами культурного развития, которым подчиняется большинство стран цивилизованного региона. Родившись на национальной почве, она впитала в себя многие черты культуры индокитайского региона и не потеряла при этом своеобразия. Переход от религиозного мировоззрения к светскому наблюдается во многих странах мира, начиная с 16 века.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.