Порядок доведения кадастровой стоимости до налогоплательщика — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Порядок доведения кадастровой стоимости до налогоплательщика

2022-07-07 19
Порядок доведения кадастровой стоимости до налогоплательщика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для того чтобы исчислить земельный налог, организации необходимо знать кадастровую стоимость земельного участка на 1 января календарного года (налогового периода). С этой целью по всей территории Российской Федерации установлен единый порядок информирования налогоплательщиков о кадастровой стоимости земельных участков.

О том, каким образом доводится до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость земельного участка, Вы узнаете, прочитав эту статью.

Прежде всего, отметим, что кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), является налоговой базой по земельному налогу, что следует из пункта 1 статьи 390 НК РФ.

Организации - налогоплательщики земельного налога определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, на что указывает пункт 3 статьи 391 НК РФ. Заметим, что в аналогичном порядке определяют налоговую базу и индивидуальные предприниматели, но только в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.

Определяется налоговая база организациями и индивидуальными предпринимателями в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Напомним, что налоговым периодом по земельному налогу в силу пункта 1 статьи 393 НК РФ признается календарный год.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Согласно пункту 2 статьи 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется на основании Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит главу III "Государственная кадастровая оценка, согласно статье 24.11 которой под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:

- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;

- определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

- экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;

- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

- опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;

- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

По мнению Минэкономразвития, изложенному в письме от 25 января 2011 года N Д06-428, признание результатом кадастровой оценки исключительно результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, является нецелесообразным. Помимо этого, в письме отмечено, что положения ЗК РФ направлены на регулирование земельных отношений, в то время как Закон N 135-ФЗ устанавливает правовые основы регулирования оценочной деятельности, в том числе в области государственной кадастровой оценки.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что определено пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила N 316).

В силу пункта 1 Правил N 316 организация государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков, на основании пункта 14 статьи 396 НК РФ, предоставляются налогоплательщикам в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее - постановление N 52).

В соответствии с пунктом 1 постановления N 52 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков. При этом предоставлять указанные сведения для целей налогообложения они обязаны по письменному заявлению налогоплательщика в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).

Вопрос платности предоставления сведений о кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения земельным налогом был рассмотрен в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 10 марта 2011 года N д-23-922 "О рассмотрении обращения". В письме сказано, что пункт 1 постановления N 52 противоречит нормам Закона N 221-ФЗ, поскольку согласно части 11 статьи 14 названного закона за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, взимается плата. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата установлены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 июля 2010 года N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы".

Вместе с тем, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения, на основании пункта 2 постановления N 52, должны размещаться на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.

По мнению Минэкономразвития, до внесения соответствующих изменений в законодательство в части установления возможности бесплатного предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков, налогоплательщики-организации не имеют права на безвозмездное получение сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения земельным налогом.

Таким образом, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно обеспечивать себя сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, посредством получения сведений через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации.

Как уже отмечалось ранее, порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, установлен статьей 14 Федерального закона N 221-ФЗ. Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;

- кадастровой выписки об объекте недвижимости;

- кадастрового паспорта объекта недвижимости;

- кадастрового плана территории;

- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Отметим, что сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в кадастровой выписке об объекте недвижимости, форма которой представлена в Приложении N 1 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 19 марта 2008 года N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории". Также указанные сведения отражены в кадастровом паспорте земельного участка, форма которого утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2008 года N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка".

Предоставляется кадастровая выписка об объекте недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка в срок, установленный пунктом 8 статьи 14 Федерального закона N 221-ФЗ, а именно в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено Федеральным законом N 221-ФЗ.

Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, орган кадастрового учета в срок, предусмотренный частью 8 статьи 14 Закона N 221-ФЗ выдает (направляет) обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. При наличии в запросе указания о получении (выдаче) сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, через многофункциональный центр орган кадастрового учета обязан передать в многофункциональный центр подготовленный в срок, предусмотренный частью 8 статьи 14 Закона N 221-ФЗ, документ, содержащий запрашиваемые сведения, либо обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, либо уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений в государственном кадастре недвижимости (пункт 9 статьи 14 Федерального закона N 221-ФЗ).

Отметим, что решение об отказе может быть обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке, на что указывает пункт 10 статьи 14 Федерального закона N 221-ФЗ.

По вопросу оформления уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 6 августа 2010 года N Д23-3033 сообщено следующее: Федеральным законом N 212-ФЗ и изданными в его развитие нормативными правовыми актами не установлены требования к форме и содержанию данного документа, в том числе действующим законодательством не предусмотрено указание в Уведомлении причин отсутствия в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.

Также в письме отмечено, что согласно Временной инструкции по делопроизводству в Федеральной регистрационной службе, утвержденной Приказом Росрегистрации от 14 июня 2005 года N 77, печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации используются в Росреестре для удостоверения подлинности документов или соответствия копий документов подлинникам. Гербовой печатью удостоверяются все виды договоров и соглашений, финансовые документы по материально-техническому обеспечению и другие документы и их копии, требующие особого удостоверения их подлинности. Уведомление, приложенное к обращению, воспроизведено на гербовом бланке, что не требует дополнительного удостоверения оттиском печати.

Завершая статью, рассмотрим вопрос исчисления земельного налога в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка. В письмах Минфина Российской Федерации от 15 августа 2012 года N 03-05-05-02/85, от 9 августа 2012 года N 03-05-04-02/75 отмечено, что в случае, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Правомерность применения нормативной цены земли для целей налогообложения в случае, когда кадастровая стоимость не определена, подтверждается пунктом 7 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 54. В последнем из названных писем также отмечено, что вопрос о применении для целей налогообложения нормативной цены земли в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка не урегулирован Налоговым кодексом и может быть рассмотрен в рамках работы, проводимой по совершенствованию главы 31 "Земельный налог" НК РФ.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.