Земельные участки и постановка на налоговый учет — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Земельные участки и постановка на налоговый учет

2022-07-07 20
Земельные участки и постановка на налоговый учет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из обязанностей организаций и физических лиц при приобретении недвижимого имущества является постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения указанного недвижимого имущества.

Порядок постановки на учет в случае приобретения земельного участка, будет предметом рассмотрения данной статьи.

Земельные участки относятся к недвижимому имуществу, что следует из пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Напомним, что земельным участком, на основании статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, установленных федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах не только по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, но и по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств. Данное требование установлено пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Организациями на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ признаются:

- российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Заметим, что к физическим лицам относятся и индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы в установленном порядке и осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Индивидуальными предпринимателями признаются и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, если организациям или индивидуальным предпринимателям принадлежат земельные участки, то им необходимо встать на учет в налоговом органе по месту нахождения земельного участка. Местом нахождения земельного участка признается место фактического нахождения этого участка (подпункт 3 пункта 5 статьи 83 НК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 83 НК РФ постановка на учет организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества, в частности, земельных участков, производится на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - органы кадастрового учета).

Обратите внимание, организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения земельных участков, принадлежащих ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Отметим, что орган кадастрового учета, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ, обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о расположенных на подведомственной ему территории земельных участках, зарегистрированных в этом органе (правах и сделках, зарегистрированных в этом органе), и об их владельцах. Причем сообщать данные сведения орган кадастрового учета должен в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Соответствующие сведения представляются в налоговые органы в электронной форме бесплатно, порядок предоставления сведений определяется соглашением взаимодействующих сторон, что следует из пунктов 11 и 12 статьи 85 НК РФ.

Порядок обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества утвержден Приказом Росреестра N П-302, ФНС Российской Федерации N ММВ-7-11/495@ от 12 августа 2011 года.

Таким образом, налоговые органы обязаны осуществлять постановку на учет организаций и физических лиц по месту нахождения принадлежащих им земельных участков на основании сведений о праве собственности, о праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, полученных от органов кадастрового учета. Аналогичное мнение было высказано в письме ФНС от 14 августа 2006 года N ММ-6-09/799@ "О постановке на учет владельцев земельных участков".

Напомним, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает у организации или у индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации земельного участка. На это указывает пункт 1 статьи 131 ГК РФ, статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), в которой сказано, что единственным доказательством зарегистрированного права является государственная регистрация, и зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Доказательством существования указанных выше зарегистрированных прав является запись в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП). Если в ЕГРП отсутствует информация о существующих правах на земельный участок, то доказательством регистрации данных прав является государственный акт, свидетельство и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическому лицу (индивидуальному предпринимателю) или юридическому лицу до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо акт, изданный органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент его издания, о предоставлении земельных участков. Данное положение следует из пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

В силу пункта 2 статьи 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им земельных участков в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов кадастрового учета. При этом осуществить данный учет налоговый орган обязан бесплатно, на что указывает пункт 6 статьи 84 НК РФ.

Кроме того, налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте указанным лицам свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе. При этом указанные документы должны быть оформлены по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Минфином Российской Федерации.

На сегодняшний Приказом ФНС Российской Федерации от 11 августа 2011 года N ЯК-7-6/488@ "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" утверждены следующие формы документов:

- форма N 1-1-Учет "Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения";

- форма N 1-3-Учет "Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе";

- форма N 2-1-Учет "Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе";

- форма N 2-3-Учет "Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе".

Постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан по месту нахождения земельного участка осуществляется в соответствии с особенностями, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 117н "Об утверждении особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения" (далее - Особенности учета иностранных организаций).

Согласно пункту 14 названного документа постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами кадастрового учета, при этом датой постановки на учет иностранной организации (датой учета сведений в отношении иностранной организации по данному основанию является дата регистрации права собственности на недвижимое имущество, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами кадастрового учета.

При постановке на учет в налоговом органе иностранной организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества налоговый орган, руководствуясь пунктом 23 Особенностей учета иностранных организаций, обязан в течение пяти рабочих дней со дня получения документов от органов кадастрового учета выдать (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе на территории Российской Федерации.

По запросу иностранной организации налоговики могут направить заявителю свидетельство о постановке на учет, уведомление о постановке на учет в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи.

Форма N 11-СВ Учет "Свидетельство о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе" утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 13 февраля 2012 года N ММВ-7-6/80@ "Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах".

Свидетельство по форме N 11-СВ-Учет утвержденное вышеназванным приказом, выдается на бланке, образец которого утвержден Приказом ФНС Российской Федерации от 23 ноября 2004 года N САЭ-3-09/123@ "Об утверждении образца бланка свидетельства".

Говоря о постановке на налоговый учет земельных участков иностранными организациями, нельзя не сказать о том, что предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам ограничено на законодательном уровне. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Перечень приграничных территорий, на которые иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года N 26.

Также на основании статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

В данном случае следует различать земли сельскохозяйственного назначения как категорию земель и земли сельскохозяйственного использования как территориальную зону земель населенного пункта, образуемую в соответствии с градостроительными регламентами.

На земельные участки, отнесенные к территориальной зоне сельскохозяйственного использования, распространяется правовой режим той категории земель, к которой они принадлежат, то есть земель населенных пунктов.

По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития Российской Федерации, содержащемуся в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N Д23-4217, ограничения, установленные статьей 3 Федерального закона N 101-ФЗ в части порядка приобретения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки сельскохозяйственного использования из земель населенных пунктов не распространяются.

По вопросу приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 12 октября 2011 года N Д02-7833 отмечено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российской, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В письме сказано, что пункт 3 статьи 15 ЗК РФ и Указ N 26 не содержат указания на ограничение права лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.