Культура эпохи Возрождения и Реформации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Культура эпохи Возрождения и Реформации

2021-10-05 80
Культура эпохи Возрождения и Реформации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Предпосылки эпохи Возрождения

Гуманизм как идеология Возрождения.

Реформация и Контрреформация.

Развитие науки и техники.

Итальянское искусство.

6.Национальные литература и театр.

Предпосылки эпохи Возрождения

Термин “Возрождение” первым начал употреблять Джорджо Вазари – итальянский художник XVI в., ученик Микеланджело и первый исследователь современного ему искусства, автор книги “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”. Он хотел подчеркнуть этим названием особый интерес своего времени к античности, возрождение ее традиций. Споры об основных чертах, сфере распространения, периодизации культуры Возрождения не затихают. Среди прочего обсуждается, в частности, и вопрос о том, является ли Возрождение сугубо европейским явлением (можно встретить рассуждения о китайском, японском Возрождении и т. д.). Принято понимать эпоху Возрождения как период в истории культуры Западной Европы, занявший XIV-XV вв. (в Италии Возрождение началось раньше – с конца XIII в., там же – и в и Англии – протянулось до начала XVII в.).

По своему характеру эпоха Возрождения (или Ренессанс) является переходной. С ней связан важный перелом в культурном развитии: конец господства средневековой культуры и начало формирования культуры нового времени. Известный ученый Виппер так определил сущность Возрождения: “Эпоха Возрождения, одна из самых интересных и полноценных эпох в истории человечества, это синоним личной свободы, совершенства в искусстве, красоты в жизни, гармонии физических и духовных качеств человека... Ренессанс был не устойчивой и спокойной, а бурной и противоречивой эпохой. Ренессанс – это период становления буржуазного общества, период, когда спадают оковы средневекового уклада, но ограничивающие условия капиталистического общества еще не успели сложиться”.

Начала складываться новая культура в Италии уже с конца XIII в., а затем постепенно распространилась на Францию и другие европейские страны. Каковы же предпосылки ее возникновения, почему именно Италия стала ее родиной?

В Италии раньше, чем в других европейских странах начался процесс разложения феодальных и зарождения новых, буржуазных отношений. Для Италии характерно раннее и очень быстрое развитие городов. Сыграло свою роль выгодное географическое положение, сделавшее ее главной торговой посредницей между Востоком и Европой (возникает множество итальянских торговых факторий, в том числе и в Крыму: Кафа – Феодосия, Солдайя – Судак, Балаклава). Концентрация капитала позволила перейти от торговых операций к кредитным. Италия – родина банковского дела (слово «банк» произошло от итальянского «банко» – скамья, – скамья менялы). Вместе с тем начинается коренной поворот в промышленности – появляется мануфактурное производство. Например, во Флоренции вначале XIV в. сукнодельческие мануфактуры производили продукцию, стоимость которой в 3 раза превышала весь городской бюджет, на некоторых предприятиях работало до 100 человек.

Складывается новая социальная структура общества, ломается средневековое сословное деление. Важную роль сыграло раннее, в XIII в., освобождение крестьян от крепостной зависимости. Крестьяне, обретая личную свободу, теряли земельный надел. Быстро идет разложение цехового строя. Разорившиеся ремесленники и крестьяне пополняли новый слой наемных рабочих, подвергавшийся жестокой эксплуатации (рабочий день длился 12-14 часов, за неотработанный аванс хозяин вправе был наказать тюремным заключением и т. д.)

Богатая верхушка включала разнообразные элементы общества. Характерная особенность ранней буржуазии – многообразие ее экономической базы (торговые, банковские операции, мануфактуры, земельная собственность). Старая знать теряет свое политическое влияние. Во многих итальянских городах устанавливается республиканское правление. В то же время и экономическая, и политическая жизнь того времени характеризовалась большой неустойчивостью: можно было быстро разбогатеть, но так же быстро и лишиться всего (гибель торговых кораблей, неплатежи должников, политический переворот и т. д.). Это порождало особую психологию, когда деньги не накапливались, а тратились безоглядно.

Роскошь новых богачей предъявляла спрос на архитекторов, художников, поэтов. Правители нуждались в секретарях, искусных дипломатах, юристах. Деловым людям был необходим штат служащих. В городах росла потребность во врачах, учителях, нотариусах. Таким образам, появляется интеллигенция, сыгравшая ведущую роль в формировании культуры Возрождения. Она, с одной стороны, обслуживала господствующий класс, выражала его интересы. Но в то же время пополнялась интеллигенция выходцами из различных слоев общества, была связана с традициями народной культуры.

Развитие науки.

В тесной связи с экономическими потребностями развивается в XIV-XVI вв.. наука и техника. Характерной чертой эпохи становится отход от средневековой схоластики. Всячески обосновывается необходимость изучать природу не путем схоластических рассуждений, а посредством опыта. Наука из занятия отдельных людей начинает превращаться в принципиально новый способ познания окружающего мира.

С развитием торговли совершенствуется кораблестроение, и кораблевождение. Употребление компаса делает возможным длительные плавания. Совершенствуются карты. Все это подготовило эпоху Великих географических открытий. 1492 г. – открытое Америки Колумбом, 1498 г. – открытие морского пути в Индию Васко да Гама. 1519-1522 гг. – кругосветное путешествие Магеллана. Эти и другие открытия познакомили Европу с новыми цивилизациями, изменили всю систему мировой торговли, дали толчок развитию многих наук.

В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки: нерасчлененность, характерная для древних времен, начинает сменяться выделением обособленных отраслей знаний, складывается наука в современном понимании.

Большие перемены происходят в медицине. Еще в XIII в. в ходе конфронтации с римским Папой император Священной Римской империи Фридрих II издал указ разрешающий препарировать человеческие трупы, что ранее строго запрещалось церковью. В 1316 г. впервые в средневековой Европе в Болонье был прочитан курс лекций по анатомии человека.

Теофраст Парацельс подверг критическому пересмотру идеи древней медицины и способствовал началу использования при лечении химических препаратов, Андреас Везалий в своем трактате “О строении человеческого тела” дал научное описание всех органов и систем, исправил многие ошибочные представления. Знаменитый хирург Амбруаз Паре разработал методы лечения огнестрельных ран; предложил мазевые повязки. Знаменит его афоризм: “Лучше быть правым в одиночку, чем ошибаться со всеми”. Многие знаменитые деятели эпохи Возрождения имели медицинское образование (Франсуа Рабле, Николай Коперник, Галилео Галилей).

Переворот происходит в научных представлениях о строении Вселенной. Ранее, господствовала система Птолемея, согласно которой центром Вселенной является неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце и другие небесные тела. Такой взгляд поддерживала церковь. Эйнштейн писал: “Сегодня нелегко постигнуть, какая независимость мысли, редкая интуиция и мастерское владение астрономическими фактами были нужны для доказательства превосходства гелиоцентрических воззрений”. Эти качества воплотились в научной работе Николая Коперника. Он родился в Польше, учился в Италии, затем вернулся на родину. Обладал обширными математическими знаниями. В итоге длительных астрономических наблюдений и сложных расчетов, он составил очень точные таблицы движения небесных тел. Они оказались необъяснимы с гелиоцентрических позиций. Таким образом, он доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца. Земля оказалась, согласно гелиоцентрической системе, не центрам Вселенной, а рядовой планетой. Коперник изложил новые взгляды в книге, которую, опасаясь преследований, разрешил опубликовать лишь когда ему исполнилось 70 лет. Первые экземпляры книги увидели свет за несколько дней до его смерти.

Активным сторонником и пропагандистом нового взгляда на Вселенную стал Джордано Бруно. Развивая его, Бруно приходит к выводу, что. жизнь возможна не только на Земле, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров. Бруно жил во многих странах Европы, выступал с лекциями в крупнейших университетах. Был по доносу арестован инквизицией, восемь лет провел в тюрьме, был приговорен к смертной казни и сожжен, в Риме на площади Цветов. О себе он писал: “Было во мне все-таки то, в чем не откажут мне будущие века, а именно: “страж смерти был чужд ему, – скажут потомки, – силою характера он обладал более, чем кто-либо и ставил выше всех наслаждений я жизни борьбу за истину”.

Теоретические выводы Коперника подтвердил практически и наблюдениями Галилео Галилей. В 1609 г. он сконструировал телескоп, дававший увеличение в 32 раза. Его открытия потрясли современников: лунный ландшафт, пятна на Солнце, изменения освещенности Венеры, спутники Юпитера. Учение Коперника находилось под официальным церковным запретом, было признано ересью. Несмотря на это, Галилей пишет “Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой”. За это он был отдан под суд инквизиции, и хотя ему удалось избежать казни, он до самой смерти находился под домашним арестом и не имел возможности заниматься астрономией.

Культура Возрождения складывалась в условиях острой и сложной политической борьбы: возникновение вольных городских коммун в Италии, затем смена республиканских форм правления тираниями, затем интервенция Франции, Испании и Германии, многочисленные крестьянские восстания, религиозные войны, первая буржуазная революция в Нидерландах. Все это давало практический материал для теоретических обобщений, для развития политической мысли. Перу дипломата, историка, философа и поэта Никколо Макиавелли принадлежит трактат “Государь ”. Он по праву считается основоположником политической науки нового времени, он призывал рассматривать явления политики вне их связи с религией и этикой. Именно он ввел в научный оборот понятие “государство”, как таковое (до него речь велась только о конкретных государствах). Сам Макиавелли был убежденным республиканцем, за что подвергся аресту, пыткам, но сохранил свою преданность флорентийской коммуне. Он был горячим патриотам Италии, сторонникам национального единства. В то же время, опираясь на практику современной ему политики, Макиавелли считал, что ради достижения могущества и благополучия государства пригодны любые средства – подкуп, лицемерие (формула “цель оправдывает средства”). Отсюда возникло нарицательное понятие “макиавеллизм”, как обозначение вседозволенности в политике.

В противовес жестокости реальной общественной, жизни целый ряд мыслителей начинает поиски, идеального общественного устройства. Возникает утопический социализм. Название новому учению дала книга Томаса Мана “Утопия ” (“утопия” в переводе с греческого – место, которого нет). Главной причиной бедствий народа автор считал частную собственность. Размышления об идеальном государстве продолжил Томазо Компанелла. Свою книгу “ Город Солнца ” он написал в тюрьме, куда был брошен за организацию заговора против испанского владычества в Италии.

Уже с середины, а особенно в конце XVI в. наступает кризис ренессансного гуманизма, как мировоззрения определенной эпохи. Но общечеловеческой ценностью на все времена остается гуманизм, как система воззрений, проникнутый: любовью к человеку, уважением к его достоинству.

Символом эпохи Возрождения, ее наивысшим взлетом, безусловно, является искусство. Никогда в истории, даже в Древней Греции искусство не имело такого всеобъемлющего значения. Именно, в первую очередь, через искусство находило выражение новое гуманистическое.мировоззрение.

Из других особенностей искусства Ренессанса можно отметить его светский (нецерковный) характер и активное использование научных достижений. Именно изобразительное искусство послужило мощным стимулом изучения анатомии человеческого тела. Поиск путей передачи глубины пространства в живописи привел к открытию законов линейной перспективы. Основоположником начертательной геометрии является великий художник А. Дюрер. Таких примеров можно привести множество.

XV в. – раннее Возрождение,

Флоренция была крупнейшим культурным центром Италии того времени. XV в. в истории Флоренции отмечен бурными событиями. Свергается республиканский строй, устанавливается тирания дома Медичи. Правление одного из них – Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным, отмечено невероятным внешним блеском, расцветом искусств, а параллельно с этим – ростом народного недовольства. Народный гнев вылился в крупное восстание, возглавленное монахом Савонаролой, пламенно проповедовавшим простоту и умеренность.

Раннее Возрождение. Раннее Возрождение связано с целой плеядой мастеров, среди которых, определяющим для становления нового искусства, стало творчество архитектора Брунеллески, скульптора Донателло, художника Мазаччо.

Первым мастером, осознавшим необходимость реформ и ясно сформулировавшим идеи нового художественного мышления, был скульптор и в первую очередь архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446). Самую большую славу принесло Брунеллески строительство купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Уже упоминалось о том, что строительство собора началась за полвека до Брунеллески, еще Джотто выстроил колокольню, был заложен фундамент основного здания, возведены стены. Следуя еще готической традиции, основанию собора придали восьмиугольную форму. Брунеллески меняет замысел, ставит и решает технически сложнейшую задачу – перекрывает проем диаметром в 42 метра куполом. Это было первое после средневековья купольное строение в Европе. Брунеллески создал новый архитектурный стиль, характеризующийся строгой гармонией я соразмерностью частей, упорядоченностью построения. Для развития живописи поворотное значение имело открытие Брунеллески законов линейной перспективы.

Силой, страстностью и реализмом проникнуты работы скульптора Донателло (1386-1488). В своей сфере искусства он выступил истинным новатором. Он возродил типы скульптурных изображений, не создававшихся со времен античности: отдельно стоящую круглую статую, изображение обнаженной фигуры, конный памятник, скульптурный портрет. Донателло обращается к популярному в эпоху Возрождения библейскому сюжету о Давиде, простом пастухе, победившем великана Голиафа, ставшем народным Героем. Он изображает Давида нагим, попирающим голову поверженного Голиафа. Связь с античной традицией видна и в облике конного памятника кондотьеру Гаттамелате (в переводе – “Пестрая кошка” – прозвание знаменитого и удачливого предводителя наемных войск) в Падуе. Кондотьер изображен в одежде древнеримского императора.

В живописи роль преобразователя принадлежит Мазаччо, прожившему очень короткую жизнь – всего 27 лет. Он продолжил традиции Джотто и завершил его реформы. Его главным произведением стали росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Фрески избражают эпизоды из жизни святого Петра и два библейских сюжета – “Грехопадение” и “Изгнание из рая”. В этих росписях очень многое было сделано в живописи впервые: анатомически правильно изображены обнаженные тела, с помощью светотени передан их объем, фигуры представлены в естественном движении, с помощью линейной перспективы создано глубокое пространство. Впервые же Мазаччо персонажам картин придал портретные черты своих современников (заказчика – Филиппо Бранкаччи).

Большим своеобразием отличается творчество Сандро Боттичелли (1445-1510). Он часто обращался к античной мифологии, которая еще недавно была под церковным запретом. Его произведения (“Весна”, “Рождение Венеры”) пронизаны тонкой поэтичностью, художественный стиль отличается изысканностью, утонченностью. Он считается непревзойдённым мастерам линии как средства выразительности.

Высокий Ренессанс. Начало XVI в. было для Италии временем экономического упадка, политического кризиса и начала иностранной интервенции. Однако именно в этот период, вопреки сохранявшейся раздробленности и усобным войнам, крепнет сознание общенационального единства, наступает невиданный расцвет искусства. Этот период получил название, высокое Возрождение (или высокий Ренессанс). Его составило творчество величайших мастеров: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Уже современники называли их божественными. Складывается самобытная венецианская школа живописи (Джорджоне, Тициан).

Основоположником нового этапа развития искусства стал Леонардо Да Винчи (1452-1519), вероятно, самая необыкновенная фигура в истории мировой культуры. Он воплотил в себе идеал человека Возрождения: умел все и во всем был гениален. В сфере искусства Леонардо был живописцем, скульптором, рисовальщиком, музыкантам, оставил множество записей об Искусстве, которые после его смерти были изданы под названием “Книга об искусстве”. Он занимался анатомией, физиологией, зоологией, ботаникой, географией, геологией, механикой, гидравликой, математикой, этот список можно продолжать. Многие его идеи на столетия опередили его время. Однако из скульптурных произведений Леонардо не сохранилось ни одного, его умелые архитектурные проекты не были осуществлены, из художественных полотен до нас пошли немногие. Объяснение кроется в том, что ко всему Леонардо подходил как исследователь, сам процесс изучения, познания интересовал его больше конечного результата.

Уже в молодости Леонардо да Винчи пришел к мысли о неразрывной связи науки и искусства. Анатомические исследования художников, ранее касавшиеся правильного внешнего изображения человеческого тела, он распространил на весь организм.

Выше других искусств Леонардо ставил живопись. Своим изображениям человеческих фигур он придал,  невиданную ранее, рельефность, используя изученные им законы оптики. Художники XVI в. овладели перспективой, Леонардо да Винчи овладел пространством. Он первым овладел искусством изображения своих персонажей не на фоне, а внутри пространства. Этому ощущению способствовала мягкая, с полутонами, светотень.

Научная продуманность тщательный расчет сразу обращают па себя внимание во фреске “Тайная вечеря”, выполненной на стене трапезной доминиканского монастыря близ Милана. К много раз трактовавшейся, теме Леонардо подошел по-новому, сумев передать психологический конфликт, открытое проявление сильных чувств. Он изобразил момент, когда собравшимся стало известно, что среди них находится предатель.

Самая знаменитая картина Леонардо да Винчи и наверное, всей мировой живописи – портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. Джоконда –  принципиально новый портрет, раньше так никто не писал. При внешней неподвижности модели, художник передал “жизнь души”, заложив, таким образом, основу традиции психологического портрета.

В искусстве Высокого Возрождения центральное место окончательно занял человек. Образ прекрасного, гармонически развитого, сильного телом и духом, человека становится главным содержанием искусства.

Рафаэль Санти (1483-1520), родом из Урбино, провел в молодости несколько лет во Флоренции, многим обязан ее искусству. Рассуждая о своеобразии творчества Рафаэля, известный искусствовед Б. Р. Виппер пишет следующее: “Леонардо превосходит его силой интеллекта, Микеланджело – могущественнее, Джорджоне – мелодичнее, Тициан –  красочнее, великолепнее. Но дело в том, что у него есть и большая сила интеллекта, и могучая фантазия, и изящество”. Гений Рафаэля соединил, синтезировал творческие достижения предшественников. Считается, что всех своих великих современников Рафаэль превзошел в мастерстве композиции.

В творчестве Рафаэля нашел многогранное воплощение образ Мадонны. На эту тему им написано множество картин, самая прославленная из которых – “Сикстинская Мадонна”. Картина была написана как алтарный образ для церкви святого Сикста, монастыря четырех монахов в небольшом городе Пьяченце. Впоследствии, монастырь вынудили продать картину правителю Саксонии. B конце второй мировой войны вместе с другими картинами Дрезденской галереи, она была найдена советскими солдатами в заброшенной каменоломне и спасена.

Рим не имевший собственной художественной школы, становится, тем не менее, в начале XVI в. важнейшим центром искусства Италии, чему способствовала политика папского двора. Большая часть творческой жизни Рафаэля прошла в Риме. Самой крупной его работой была роспись четырех станц (станцы - большие комнаты, залы) папского дворца в Ватикане. Наиболее знамениты Станцы делла Сеньятура (зал заседаний папского церковного суда). Сюжеты четырех фресок на ее стенах – аллегории различных сфер духовной деятельности человека. Пронизана духом Ренессанса фреска “Афинская школа” (апофеоз философии). Рафаэль располагает композицию так, будто античный портик продолжает пространство комнаты. В центр он помещает фигуры Платона и Аристотеля, крупнейших мыслителей, олицетворявших два пути познания мира – идеалистический и материалистический. Их окружают другие античные философы.

Микеланджело Буонарроти  (1475-1564) прожил долгую и трагическую жизнь, полную великих свершений. То, что он создал – грациозно, и по масштабу творений, и по силе образов. Преданный гуманистическим идеалам, прославлявший силу и свободу человека, Микеланджело стал свидетелем крушения этих идеалов, уничтожения республики, разгрома Рима.

Главной темой его творчества становится пафос борьбы. Учился он в родном городе - Флоренции, но в его творчестве не чувствуется влияния учителей. Микеланджело считал себя в первую очередь, скульптором. Сделала его знаменитым мраморная статуя “Давид”. Вазари писал, что она “отняла славу у всех статуй: современных и античных, греческих и римских”. Специальная комиссия крупнейших художников решила установить эту статую перед дворцом Синьории во Флоренции, что закрепило за ней общественное значение, сделало символом борьбы за республику и независимость.

В Риме Микеланджело по заказу папы выполняет росписи Сикстинской капеллы. На это ушло 4 года работы (площадь фресок – 600 кв. м). Художник использует библейские сюжеты - сотворение мира, великий потоп, др., но создает не смиренные христианские образы, а могучие, титанические фигуры. Это - гимн человеку, его красоте, силе, созидательному началу. Впечатление, производимое живописью Микеланджело, современники определяли термином, который на русский язык переводится примерно “грозное величие”.

Во время восстания во Флоренции в 1527 г., изгнавшего Медичи и осады города Микеланджело был на стороне республики, ведал строительством оборонительных сооружений. После поражения, он был вынужден скрываться. В качестве условия прощения ему было выдвинуто условие закончить сооружение капеллы Медичи. Понятен трагизм, созданных им в это время, скульптур (аллегории Утра и Вечера, Дня и Ночи).

Спустя три десятилетия Микеланджело возвращается в Сикстинскую капеллу и расписывает алтарную стену – фреска “Страшный суд”. Он рисует образ всечеловеческой катастрофы, что было созвучно трагическому крушению гуманистических идеалов, которое происходило на его глазах. Это произволение вызвало мощную общественную поддержку и резкое осуждение церкви, вплоть до намерения папы уничтожить роспись, которое все-таки побоялись осуществить и заменили приказом “одеть” обнаженные фигуры (несколько художников дорисовали драпировки, которые уже в наше время, в ходе реставрации, убраны). Из архитектурных проектов Микеланджело самый грандиозный – купол собора святого Петра в Риме.

Дольше других районов Италии независимость сохраняла Венеция, где сложилась яркая и самобытная художественная школа. Зенит венецианского Ренессанса – творчество Тициана (1477-1576). Он оставил огромнейшее наследие. Он написал множество портретов “Не было такого именитого человека, властителя или знатной дамы, которые не были бы изображены Тицианом”, – писал Вазари. Это был новый шаг в портретном искусстве. Тициан создает образы сложные, противоречивые, особенно в поздних работах.

 Многие художники учились у Тициана мастерству изображения света, разлитого по всей картине. Его идеал жизнерадостен, жизнеутверждающ. Главная особенность живописи Тициана – богатство колорита (“Венера”, “Любовь земная” и “Любовь небесная”, “Кающаяся Магдалина”). Одна из последних картин Тициана –  “Св. Себастьян” по трагизму созвучна с последними работами Микеланджело.

К концу XVI в. именно в живописи явственнее всего проявлялся кризис эпохи Возрождения. Направление в искусстве того времени называют маньеризм: художники копировали технические приемы высокого Ренессанса, повторяли образы, использовали живописные открытия, но прежнего пафоса, силы мысли, гуманистической глубины уже не было. Все большую роль начинает играть внешняя нарядность, декоративность.

Жизнь и творчество Петрарки (1304-1374) наиболее ярко показывают, какое значение имела античность для итальянских гуманистов. Петрарка буквально преклонялся перед античным мирам, был блестящим знатоком языков, основал науку, получившую затем название классической филологии. Всю жизнь занимался поиском и изучением древних рукописей, писал историческое сочинение в подражание античным авторам. Однако, славу в веках ому принесли не эти парадные сочинения, а лирическая поэзия, которую сам он всерьез не воспринимал. Двадцать лет он воспевал свою возлюбленную Лауру при жизни и десять лет после ее смерти, хотя даже не был близко с нею знаком. “Книга песен” открыла новые пути европейской лирической поэзии.

Дарованием совсем иного плана обладал Бокаччо (1313- 1375). Благодаря ему одним из ведущих жанров ренессансной литературы становится авантюрная новелла. Его “Декамерон” (сборник из ста новелл, откуда и название книги) в увлекательной, остроумной форме разворачивает перед нами картину быта и нравов итальянского общества. Многие новеллы изобличают лицемерие, алчность монахов. Когда католическая церковь ввела в практику Индексы запрещенных книг, “Декамерон” сразу попал туда. Перу Бокаччо принадлежит первый в европейской литературе психологический роман “Фьяметта”.

Литература Германии, Франции, Испании. Германия – родина Реформации, и немецкие писатели были тесно связаны с идеями и настроениями своей страны. Главное внимание они уделяли религиозно-философским, нравственно-этическим проблемам. Причем в их произведениях соединялись резкая критика существовавших порядков и боязнь активности народных масс. О многом говорят уже названия книг: “Корабль дураков” Себастьяна Бранта, “Похвала глупости” Эразма Роттердамского, “Письма темный людей” Ульриха фон Гуттена.

Самым выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553). Родился он в семье адвоката, в юности поступил в монастырь, затем покинул его, изучал медицину и естественные науки, был врачом, вел филологические исследования. В цикле сатирических романов “Гаргантюа и Пантагрюэль” он ввел в литературу образы, приемы народной смеховой культуры. Уникальное произведение оставил Мишель де Монтень (1533-1592). Около двадцати лет он записывал свои наблюдения, рассуждения, мысли. Эти записи составили три тома “Опытов”. Они впитали и дух своей эпохи, и мысли “на все времена”.

Основоположником новой испанской литературы стал Мигель Сервантес (1547-1616), с чьим творчеством связано завершение превращения кастильского наречия в литературный язык. “Дон Кихот” был недостаточно оценен современниками, но в XIX-XX вв. объявлен одним из величайших созданий человеческой мысли. Задуманный, как пародия на рыцарские романы, “Дон Кихот” в действительности оказался глубоким, многоплановым произведением. Идеалы и цели Дон Кихота высоки, он высказывает гуманистические идеи, но выглядит он нелепо, терпит поражения. Прекрасные идеи не совместимы с миром материальных интересов. Роман отразил кризис ренессансного гуманизма, ввел в искусство тему “донкихотства” – верности своим взглядам и борьбы за них вопреки всему.

Театр. Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Средневековые театральные жанры –  мистерии и фарсы, оставались основными до самого конца XV в. Лишь в середине XVI в. в Италии возникает первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – комедия «дель арте», комедия масок. Спектакли этого театра представляли актерские импровизации на основе очень краткого, схематично набросанного сценария, со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Из спектакля в спектакль переходили маски-типы: слуги –  Бригелла, Арлекин, Коломбина глупый и жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун и тупица Доктор. Постановки нового театра, разворачивавшиеся на деревянных подмостках, на площадях городов, окончательно вытеснили религиозные мистерии.

Однако глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы комедии масок было не по силам. Современный по сути театр смог появится, когда кроме новых писателей появились и новые зрители. Новое мировоззрение должно было проникнуть в широкие слои народа, ибо по своей природе театр - искусство массовое и демократическое. Для этого нужно было значительное время, и только в конце XVI - начале XVII вв. наступает расцвет театрального искусства, но уже не в Италии, а в Испании и Англии. Так, в Англии Возрождение практически не затронуло архитектуру, изобразительное искусство, а проявилось в литературе и театре. Представления пользовались шумным массовым успехом. Появляются постоянные театры, типа “Глобуса” в Лондоне, частные антрепризы. Ведущими театральными жанрами были драма и трагедия, соответствовавшие масштабу эпохи.

Если у истоков культуры Возрождения стоит могучая фигура гениального Данте, то завершает эпоху не менее величественная фигура гениального У. Шекспира (1564-1616). Обновление театр было подготовлено многими источниками: старинные площадные зрелища, народный эпос, средневековые легенды и исторические хроники, античные драмы и мифы, ренессансная литература. Именно творчество Шекспира, собрав все воедино, придало драматургии принципиально иное звучание. Если в античных драмах обязательно события происходили в одном месте в течение короткого промежутка времени, то у Шекспира порой события охватывают всю жизнь героя, мы наблюдаем сложное развитие сюжета в различных обстоятельства. В событиях активно участвуют и второстепенные герои. Совершенно новый художественный принцип кладется в основу трактовки характера главного героя. Он перестает быть воплощение какой-либо одной черты, Шекспир рисует сложные, полные противоречий, развивающиеся характеры. Шекспир отбросил жесткое деление на жанры, он смело соединяет в своих пьесах и серьезное и смешное. Бедность декораций современного ему театра он восполнил богатством, образностью речи, диалогов.

Творчество Шекспира началось созданием серии исторических драм («Ричард II», «Генрих IV», «Король Джон», др.), в которых он отказывается от парадности, схематизма в трактовке истории, затем последовали его комедии – «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», характерная особенность которых –  доброта, человечность, полное отсутствие сатиры. Затем Шекспир создает величайшие трагедии: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Макбет», «Король Лир», «Антоний и Клеопатра». В каждой из них жизнь главных героев обрывается, однако главная драма –   не в физической смерти, Шекспир размышляет о том, что ведет к такому финалу поражение жизненных идеалов, столкновение с жестокостью мира, измена собственным принципам или ложность этих принципов. При том, что его пьесы создавались для конкретной труппы театра «Глобус», когда учитывались даже личностные черты актеров, их количество, Шекспир поднялся до общечеловеческих обобщений, охватил огромное количество жизненных психологических коллизий. Временная дистанция только увеличивает популярность драматургии Шекспира.

 

* * *

Кратко подводя итоги данной общей характеристики культуры эпохи Возрождения, нужно еще раз подчеркнуть, что в истории мировой культуры она сыграла революционную, поворотную роль. Нельзя назвать такую сферу культуры, в которой бы не возникли явления, процессы, определившие весь дальнейший путь, вплоть до современного облика:

· На смену безраздельно господствовавшему церковному мировоззрению, приходит новый взгляд на мир, в центре которого стоит человек - гуманизм;

· в науке взамен умозрительности, отвлеченным логическим построениям приходит опытное естествознание, как результат этого - громадный шаг вперед в познании окружающего и самого человека, возникновение специализации в науке;

· современные национальные европейские литературы, профессиональный театр, также ведут отсчет от эпохи Возрождения;

· уникален исторический феномен ренессансного искусства, давшего человечеству величайшие произведения;

· объектом изучения становится и само человеческое общество, начинаются поиски путей его справедливого устройства.

 

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.