Преимущества и недостатки линейной - штабной организационной структуры — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Преимущества и недостатки линейной - штабной организационной структуры

2021-10-05 30
Преимущества и недостатки линейной - штабной организационной структуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преимущества Недостатки
- бoлee глyбoкaя и ocмыcлeннaя пoдгoтoвкa yпpaвлeнчecкиx peшeний - нeдocтaтoчнo чeткaя oтвeтcтвeннocть, тaк кaк гoтoвящий peшeниe нe yчacтвyeт в eгo peaлизaции
- ocвoбoждeниe линeйныx мeнeджepoв oт чpeзмepнoй зaгpyзки - тeндeнция к чpeзмepнoй цeнтpaлизaции
- вoзмoжнocть пpивлeчeния cпeциaлиcтoв и экcпepтoв в oпpeдeлeнныx oблacтяx - coxpaнeниe выcoкиx тpeбoвaний к выcшeмy pyкoвoдcтвy, пpинимaющeмy peшeния

Линeйнo-штaбнaя организационная cтpyктypa включaeт в ceбя cпeциaльнo coздaнныe пpи линeйныx pyкoвoдитeляx пoдpaздeлeния, кoтopыe нe oблaдaют пpaвoм пpинятия peшeний и pyкoвoдcтвa кaким-либo нижecтoящим пoдpaздeлeниeм.

Глaвнaя зaдaчa штaбныx пoдpaздeлeний cocтoит в oкaзaнии пoмoщи линейным руководителям в разработке конкретных решений, программ, планов. Они собирают, обрабатывают информацию, разрабатывают проекты решений и рекомендаций соответствующим линейным руководителям. При этом выбор окончательного решения и трансформация его в обязательный для нижеследующих уровней управления приказ остается за линейными руководителями.линeйнoмy мeнeджepy в выпoлнeнии oтдeльныx фyнкций yпpaвлeния.

К штaбным пoдpaздeлeниям могут относится: экoнoмичecкий oтдeл, бyxгaлтepию, oтдeл мapкeтингa, oтдeл yпpaвлeния пepcoнaлoм, юридический отдел.

 

У: Сравните и охарактеризуйте функционал органов управления АПК на различных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный).

Органы государственного управления сельским хозяйством. Роль и функции Министерства сельского хозяйства РФ, областных и районных управлений. Совершенствование экономического механизма на региональном и районном уровнях. Взаимоотношение региональных органов управления с местными и федеральными органами управления.

В Российской Федерации принята трехуровневая система уп­равления АПК, включающая федеральные, региональные и рай­онные звенья. Необходимость этого объясняется целесообразнос­тью распределения функций по уровням: виды деятельности, ко­торые трудно или невыгодно выполнять на районном уровне, пе­редаются на региональный; аналогичным образом функции, носящие общегосударственный характер, сосредоточиваются на федеральном уровне

По целям и характеру выполняемых функций органы управле­ния АПК делятся на две группы: государственного управления, хозяйственного управления.

Цель государственного управления сводится к созданию условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов отрасли и контроля за их деятельностью. Причем органы государ­ственного управления непосредственно в деятельность предприя­тий и других формирований отрасли не вмешиваются. Как прави­ло, управленческое воздействие оказывают экономическими ме­тодами с помощью таких инструментов, как цены, налоги, креди­ты, субсидии. Это значит, что государство не управляет агро­промышленным комплексом в прямом смысле, а выполняет регу­лирующую роль.

Суть контрольных функций государства сводится к соблюде­нию хозяйствующими субъектами требований законодательства, то есть установленных «правил игры». Делается это для обеспече­ния своевременной и правильной выплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды; соответствия качества производимой про­дукции действующим стандартам; соблюдения правил безопасно­сти труда и пожарной безопасности; соблюдения ветеринарно-санитарных и других требований.

В большинстве случаев контрольные функции выполняют спе­циальные инспекции: налоговая, ветеринарная, стандартизации и сертификации, по техническому надзору, экологическому надзору и др. Цель этих инспекций и иных государственных контрольных органов – защита прав и интересов государства, людей, забота об охране природы. Чтобы эти органы функционировали эффектив­но, они наделены действенными полномочиями, включая нало­жение штрафных санкций на нарушителей, а в отдельных случаях обладают правом запрета деятельности, наносящей урон здоровью людей, природе, государству.

Цель хозяйственного управления — получение и эффективное использование прибыли. До начала рыночных преобразований в стране почти вся система хозяйственного управления формально была сосредоточена непосредственно на предприятиях АПК. Фак­тически же в деятельность предприятий вмешивались несколько районных организаций (районный комитет КПСС, Исполнитель­ный комитет районныхдепутатов, Управление сельского хозяй­ства), тем самым предприятия лишались самостоятельности.

Разрушение административной системы управления экономи­кой позволило предприятиям и организациям АПК реально приобрести права юридических лиц. В настоящее время в отрасли активно идут интеграционные процессы, в результате чего созда­ется новая многоуровневая система хозяйственного управления на основе ассоциаций, союзов и других формирований.

Решения по основным вопросам функционирования и разви­тия АПК принимаются на федеральном уровне. Он представлен несколькими структурами, участвующими в формировании и осу­ществлении экономической и социальной политики в отрасли (рис. 1). Федеральный уровень определяет перспективы развития АПК, создает законодательную базу, основными элементами которой являются отношения государство – субъект хозяйствования, орган местного самоуправления – субъект хозяйствования, госу­дарство – собственник имущества, субъект хозяйствования – на­емный работник. В совокупности эти отношения формируют ус­ловия хозяйствования, то есть «правила игры», в рамках которых должна осуществляться деятельность субъектов хозяйствования отрасли.

О характере распределения функций управления АПК на феде­ральном уровне можно судить на основе материалов таблицы 1.

Рисунок 1 – Структура государственного управления АПК

 

На федеральном уровне функции по государственному управ­лению АПК в основном выполняет Министерство сельского хо­зяйства Российской Федерации.

На региональном уровне (в областях, краях, республиках) эти функции возложены на управления сельского хозяйства. В ряде из них указанные управления переименованы в министерства и департаменты, однако их полномочия остались прежними.

На районном уровне также имеются управления сельского хо­зяйства, которые почему-то принято относить к системе органов местного самоуправления. Однако в Федеральном законе «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» район не отнесен к числу объектов, охватывае­мых местным самоуправлением.

Несмотря на идентичность названий перечисленных органов государственного управления разных уровней, они не объедине­ны в единую, жестко централизованную систему. Так, районное звено непосредственно не подчинено региональному. После­днее, в свою очередь, не находится под прямым влиянием МСХ России.

Возглавляет МСХ РФ министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Департаменты МСХ РФ сгруппированы в 13 блоков, 10 из ко­торых курируют 4 заместителя министра сельского хозяйства РФ. Один блок, состоящий из трех подразделений (Департамента ад­министративной работы и взаимодействия с регионами, Департа­мента управления делами и государственной службы и Департа­мента правового обеспечения), непосредственно подчинен мини­стру сельского хозяйства РФ (Рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Структура управления Министерством сельского хозяйства РФ

 

К основным функциям, выполняемым Министерством сельского хозяйства, можно отнести:

- формирование и обеспечение реализации в регионах РФ государственной политики в области АПК;

- подготовка проектов законодательных актов по развитию АПК;

- разработка и реализация мер по формированию инфраструктуры рынка и рыночных отношений в АПК;

- обеспечение эффекимвной деятельности федеральных предприятий АПК и предприятий с долевым участием государства (племенных, семеноводческих и др.);

- развитие научного и кадрового потенциала, содейстывие укреплению материальной базы АПК;

- содействие привлечению в АПК инвестиций, в том числе зарубежных;

- содействие выходу отечественных производителей сельхозпродукции, продовольствия и сельхозсырья на мировой рынок.

В последние годы полномочия МСХ РФ существенно сужены за счет их разделения с Министерством экономического разви­тия и торговли РФ. В частности, многие государственные пред­приятия, относящиеся к системе АПК, перешли в ведение Ми­нистерства имущественных отношений. В распределении, в том числе на конкурсной основе, и контроле целевого использования централизованных ресурсов для АПК (финансовых, кредитных, материальных) ключевую роль играет Министерство экономи­ческого развития и торговли РФ. Полномочия МСХ РФ в этих вопросах сведены к праву участия.

Сужены полномочия МСХ РФ и в решении кадровых вопро­сов. Так, руководители региональных управлений (министерств, департаментов) сельского хозяйства и продовольствия назначают­ся главами соответствующих администраций (губернаторами) по согласованию с МСХ РФ.

Для осуществления своих функций МСХ РФ имеет право:

запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и орга­низаций информацию, необходимую министерству;

принимать в установленном порядке решения о создании, ре­организации и ликвидации находящихся в ведении министерства государственных учреждений;

утверждать положения (уставы) федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учрежде­ний, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководи­телями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

создавать, реорганизовывать, ликвидировать в установленном порядке в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований территориальные органы министерства;

предлагать в установленном порядке кандидатуры представите­лей государства в органы управления хозяйствующих субъектов АПК, акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной соб­ственности;

разрабатывать и выносить в установленном порядке на рас­смотрение Правительства Российской Федерации проекты феде­ральных законов и иных нормативно-правовых актов. Издавать нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере ве­дения министерства, с последующей их государственной регист­рацией в случаях, предусмотренных законодательством Российс­кой Федерации, а также методические и инструктивно-техничес­кие документы.

Эффективность работы органа управления во многом зависит от соответствия его функций полномочиям. По поводу полномо­чий МСХ РФ мнения специалистов неоднозначны. Можно лишь констатировать, что процесс уточнения функций и полномочий МСХ РФ идет активно.

У: Поясните каким образом изменяется система управления сельскохозяйственной организацией в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.

Взаимосвязь управления с формами   собственности и хозяйствования. Классификация и характеристика     организационно-правовых форм хозяйствования как объектов управления АПК. Общие основы управления в различных орга­низационно-правовых формах хозяйствования.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.