Права человека в системе общечеловеческих ценностей. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Права человека в системе общечеловеческих ценностей.

2021-10-05 29
Права человека в системе общечеловеческих ценностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие прав человека. Многозначность определений понятия «права человека». Права человека: объективный и субъективный аспект. Права человека как юридическая категория. Зависимость объема и содержания прав человека от уровня социального развития общества в конкретно-исторических условиях. Влияние естественно- правового и позитивистского направлений юридической мысли на становление теории прав человека.

Понятие достоинства человека. Подходы к определению «достоинства личности»: эмпирическая концепция и концепция «внутренне присущего». Человеческое достоинство как фундаментальная основа прав человека. Понятие свободы: объективный и субъективный аспект. Свобода и субъективное право- вопрос тождества. Абсолютная свобода и ограничение свободы в рамках закона. Соотношение свободы и равенства в политико-правовой мысли XVIII-XIX вв. и в современной науке. Факторы, влияющие на характер и объем прав и свобод личности в государстве.

2. Логика формирования предмета и системы курса. Понятие предмета науки и учебного курса, раскрытие его сущностных признаков. Содержание и структура курса «Права человека». Теория прав человека как общественная наука. Ее связь с другими общественными науками и юридическими дисциплинами. Интегрирующая роль курса в обеспечении комплексного юридического образования. Методология познания сущности, внутренних связей, противоречий и закономерностей развития прав человека. Методы изучения: исторический, социологический. Частно-научные методы познания. Их взаимодействие в процессе изучения прав человека. Задачи теории прав человека.

 

Общеизвестно, что личность в государстве обладает многочисленными правами. Будучи участником многообразных общественных отношений — политических, трудовых, имущественных, семейных и др., — она использует эти права для удовлетворения своих потребностей, осуществления определенных целей (их называют еще субъективными правами, так как они принадлежат отдельным субъектам).

Права личности — это мера возможного поведения, обеспеченная нор­мами права. Однако права личности (субъективные права) нельзя отожде­ствить с правами человека.

Во-первых, права личности весьма многочис­ленны, а число прав человека сравнительно невелико, к ним относятся лишь те, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. и др. международно-правовых документах.

Во-вторых, многочис­ленные права личности не равноценны. Существуют права, которые опо­средствуют повседневные интересы людей. Например, права пассажира в городском троллейбусе, права покупателя в овощном магазине. Другие права направлены к удовлетворению более значимых потребностей, более существенных интересов (например, права лиц, вступающих в брак, права наследника).

Права человека — разновидность прав личности, это ее наиболее су­щественные права. Коротко их можно определить так: права человека — это такие права личности, без которых она не может быть как человеческое существо.

Например, право на жизнь, на свободу, на труд, на неприкосно­венность личности, на достаточный уровень жизни, включая пищу, одежду, жилище. Разумеется, ограничение личности в любом ее праве всегда бо­лезненно. Но в том случае, когда посягают на права человека (покушаются на его жизнь, подрывают здоровье, незаконно бросают в тюрьму, обрека­ют его на голод и т.д, нормальная жизнь заменяется видимостью челове­ческого существования. В таких случаях человек лишается элементарных условий бытия.

К правам личности (субъективным правам) относятся не только права человека, но и права гражданина иностранного государства, лица без гра­жданства, а также многочисленные субъективные права, возникающие в сфере отраслевых правоотношений (трудовых, гражданских, семейных, административных, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, граждан­ско-процессуальных и др.). Все указанные права имеют нечто общее, по­скольку все они являются субъективными правами, но все же они не тож­дественны, о чем будет идти речь ниже.

Следует, однако, отметить, что грани между различными видами прав личности весьма подвижны. Приведем некоторые примеры:

Так, единич­ный факт несвоевременной выплаты заработной платы отдельному работнику мож­но расценить как нарушение обычного субъективного трудового права (ст. КЗоТ). Однако систематическая невыплата заработной платы миллионам трудящихся — не только нарушение указанного права, но и гру­бые посягательства на права человека, зафиксированные в ст. 11 Между­народного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 12 Конвенции о защите заработной платы 1949 г. В данном случае массовый характер правонарушения, многомесячные невыплаты зарплаты подрыва­ют основы существования людей.

Приведем другой пример. Право ездить в городском автобусе — обычное субъективное право, не относящееся к числу прав человека. Но во многих южных штатах США существовала раси­стская практика выделения мест для белых и черных американцев. В 60-е годы XX в. на этой почве возникло массовое движение протеста аф­роамериканцев. Конгресс США принял специальные законы против сегре­гации. В данном случае реализация обычного субъективного права сопро­вождалась посягательствами на права человека быть равным в своем дос­тоинстве и правах без какого-либо различия в отношении расы, цвета кожи (ст. 1, 2 Всеобщей декларации прав человека).

Права человека — весьма сложное, многогранное понятие. С точки зрения юридического содержания право человека — мера возможного по­ведения, гарантированного юридическими нормами, а также нравственны­ми, политическими, религиозными правилами и принципами. Это возмож­ность совершать определенные поступки, причем пределы этой возможно­сти предусмотрены в правовых нормах, в нравственных или иных правилах.

Среди прав человека существуют и такие, которые не требуют от их об­ладателей каких-либо действий (например, право на жизнь, на неприкосно­венность личности, жилища и др.). В данном случае право человека фикси­рует не возможные поступки человека, а возможности его пребывания в оп­ределенном фактическом состоянии.

Свобода личности — это:

- во-первых, отсутствие эксплуатации и угнете­ния, дискриминации и преследований, страха и нужды.

- во-вторых — воз­можность совершения поступков в соответствии с подлинным волеизъявле­нием человека в рамках, предусмотренных демократическим законодатель­ством.

Права человека можно определить как меру его свободы.

С точки зрения происхождения права человека выступают, с одной стороны, как свой­ство личности, с другой — как результат социально-экономического и поли­тического, нравственного и культурного развития обществ а.

Некоторые мыслители прошлых веков и в наше время полагали и пола­гают, что права дарованы Богом или самой природой и не связаны с соци­альными условиями существования индивидов. Но еще Ж.-Ж. Руссо писал: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах». Обычно принято цитировать только первую часть этой фразы, опуская вторую. Ее подлинный смысл в следующем: свобода — прирожденное качество чело­века, но внешние социально-политические условия (оковы) сводят ее к нулю. Таким образом, свобода и права человека у Руссо — природно-социальное явление.

На ранних этапах первобытного общества у различных племен су­ществовал обычай умерщвления состарившихся нетрудоспособных членов общины. Суровые условия жизни не предоставляли возможности их про­кормить.

Человечество не сразу пришло к идеям Декларации прав человека и гражданина 1789 г. о прирожденных и равных правах всех людей. Эти идеи возникли и утвердились тогда, когда сформировались объективные социально-экономические, политические и культурные усло­вия, соответствующие определенному этапу развития общества. «Во все времена существовали все виды свободы, — писал К. Маркс, — но в одних случаях — как особая привилегия, в других — как всеобщее право».

О том, что человек — общественное существо, известно еще со вре­мен Древней Греции. Общественные отношения, участником которых яв­ляется человек, существуют и развиваются на основании определенных закономерностей, повторяемости.

В современном государственно организованном обществе права че­ловека рассматриваются как существенный элемент государственности и всей правовой действительности.

В демократическом государстве власть, признавая права человека, фиксирует их в правовых нормах и гарантирует их реализацию.

С точки зрения соотношения личности и государства права человека — это пределы осуществления государственной власти.

В подлинно демо­кратическом государстве деятельность государственных органов или долж­ностных лиц связана правом. Права человека должны быть ориентирами, определяющими объем полномочий, границы компетенции государствен­ных органов и должностных лиц.

С точки зрения социального назначения права человека — это способ защиты человечества от глобальных угроз его существования. Две мировые войны в первой половине XX в. привели к гибели 60 млн. чело­век. Вторая половина века ознаменовалась появлением угрозы ядерной катастрофы, загрязнением окружающей среды, ростом наркомании, быст­рым распространением СПИДа и т.д.

Принимая международные докумен­ты по правам человека, ООН и другие организации стремились защитить человечество от грозящих ему катастроф. Причем каждое новое право че­ловека, появляющееся в нормах международного и внутригосударственно­го права, — реакция человечества на новую угрозу, возникающую на оче­редной ветке развития цивилизации.

Так, право на жизнь отразило траги­ческий опыт народов, появившийся в результате мировых войн, когда жизнь человека была абсолютно обесценена.

  Право на развитие — ответ на сло­жившееся противоречие между народами слаборазвитых и развитых стран. Это право обеспечивает возможности отдельных людей и народов преодо­леть отсталость, нищету и пойти по пути прогресса и процветания.

Права человека фиксируются в нормах международного права, закре­пленных в многочисленных международных документах: они также зафик­сированы и в нормах внутригосударственного права, записанных в консти­туциях, кодексах, законах, принятых во многих государствах мира.

Таким образом, права человека можно определить следующим образом:

- во-пер­вых, это — неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру его свободы, закрепленные в правовых нормах, нравственных, политиче­ских правилах, религиозных догматах,

- во-вторых, это — возможности ис­пользования человеком наиболее существенных благ, защиты его жизнен­ных интересов,

- в -третьих, это — пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью своих способностей и та­лантов,

- в-четвертых, права человека — способ защиты человечества от глобальных угроз его существования.

 

Права человека необходимо отличать от привилегий и льгот.

Как ска­зано в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, все люди равны в своем достоинстве и правах. Это означает, что все люди имеют равные в своем объеме права. Разумеется, данное положение нельзя понимать так, что все люди реально пользуются этими правами. В действительности в раз­ных странах существуют разные возможности их реализации. Но юридиче­ски, с точки зрения международно-правовых документов, все люди — субъ­екты равных прав человека.

Привилегии — антипод прав человека, поскольку они действуют в отношении некоторых групп или лиц. Например, в Южно- Африканской республике, когда там существовал расистский режим, лица с белой кожей имели привилегии по сравнению с темнокожими граждана­ми, которые должны были проживать в особых резервациях, допускались только к малооплачиваемой работе и т.д.

От привилегий необходимо отличать льготы, т.е. особые гарантии для реализации прав человека, предоставляемые тем, кто не в состоянии их использовать без дополнительной помощи (дети, пенсионеры, инвалиды и т.д.). В отличие от привилегий льготы не противостоят правам человека, но, напротив, способствуют их всеобщей реализации.

Права человека — не только юридическая категория, но и нравствен­ная, политическая, социально-экономическая, духовная.

Нравственные аспекты содержания прав человека состоят в том, что они выражают идею социальной ценности личности.

В этике категория «человеческое достоинство» рассматривается как воплощение его высшей, ни с чем не сравнимой ценности.

При этом выде­ляются три составные аспекта этой категории:

- Во-первых, достоинство как воплощение ценности человека вообще, независимо от его конкретных качеств и свойств.

- Во-вторых, личное достоинство, т.е. свойство конкрет­ного лица, совокупность его положительных духовных и физических качеств и свойств.

- В-третьих, достоинство, связанное с принадлежностью лично­сти к определенной группе социальной общности (национальное достоин­ство, достоинство женщины и т.д.).

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано: «Каждый имеет право на уважение его частной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции» (п. 1 ст. 8). В данном случае нравственное содержание указанных прав заключается в обеспечении личного достоин­ства людей в сфере их индивидуальной свободы. В современных условиях эти права человека бесстыдно попираются.

Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин направлена к обеспечению достоинства женщин как равноправных членов всемирной человеческой семьи. Здесь речь идет о достоинстве людей, связанных с их принадлежностью к женскому полу.

 

Достоинство человека — источник его прав и свобод. Поэтому человеческое достоинство является основным понятием теории прав человека является.

Только обладание правами и свободами является той предпосылкой, которая дает человеку возможность самораскрыться, самореализоваться как личности. Права человека служат защите человеческого достоинства.

В принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека отмечается, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.