Глава 1 Профессиональное самоопределение старшеклассников. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1 Профессиональное самоопределение старшеклассников.

2022-07-06 34
Глава 1 Профессиональное самоопределение старшеклассников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА.I.Профессиональное..самоопределение..старшеклассников…………

1.1.Понятие "профессиональное самоопределение"…………………..

1.2.Классификация профессий………………………………………….

1.3.Практическая часть.Взаимосвязь профессиональных интересов и особенностей личности………………………………………………………….

ГЛАВА.II. Мотивы выбора профессий ………………………………………….

2.1. Понятие мотива. Группы мотивов выбора профессии……………………………………………………………………………

2.2.Факторы влияющие на выбор профессии …………………………………

2.3.Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения.………………………………

Заключение................................................................................................................

Список информационных источников ………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………….

 

 


Введение

Актуальность темы: проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Взрослые люди: родители, педагоги, психологи - много делают для того, чтобы помочь молодым в выборе дела по душе, предостеречь их от возможных ошибок. Молодым мало просто знать мир профессий и чужие ошибки мало чему их научат.

Проблема: выбор будущей профессии старшеклассников

Цель: изучение проявления особенностей в профессиональном самоопределении старшеклассников, мотивов выбора профессии школьниками

Задачи:

1) провести анализ литературы по проблеме выбора профессии в подростковом возрасте;

  2) рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс;

  3) выявить факторы, влияющие на выбор профессии;

4) определить соответствие выбранной профессии и личностных качеств учащихся;

Гипотеза: работа "Проблема профессионального самоопределение у старшеклассников" будет способствовать оптимальному выбору профессии.

Объект исследования: являются старшеклассники (учащиеся 9, 11 классов).

Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников

Методы: — теоретические: анализ психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков;

 - эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование;

статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

Исследование проводилось в общеобразовательной средней школе №113 среди учеников 9-11 классов.

Для исследования особенностей профессионального самоопределения у старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, типологический опросник Дж. Холланда. Для изучения факторов привлекательности профессий мы использовали методику В. Ядова.


 

 

Классификация профессий

 

Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый.

В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий. Вместе с тем многие профессии "живут" от 5 до 15 лет, а затем либо "умирают", либо меняются до неузнаваемости.

В каждой профессии можно выделить 2 стороны: (Здравомыслов А. Г.)

содержательную - специфические требования к личностным особенностям человека, то есть набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке.

динамическую - определённый темп выполнения, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д.

Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича). 

Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека).

Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии - желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).

Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:

"человек-техника" – все технические профессии.

"человек-природа" - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

"человек-знак" – все профессии, связанные с расчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

"человек-человек"- все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

"человек - творческий образ"- все творческие специальности.

Помимо собственно интереса к определённой профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии может определяться особенностями характера человека. Согласно теории выбора профессии Дж. Холланда, люди выбирают тот род занятий, который более всего соответствует типу их личности. Холланд выделяет шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный), предприимчивый, артистический – и предлагает проводить подбор профессии на основе учёта черт личности. (Приложение 1).

Каждый тип характеризуется определёнными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно, определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Поэтому не случайно в процесс принятия профессии включается как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Профессиональные интересы и характерологические особенности личности определённым образом связаны друг с другом.

 

Практическая часть.

Заключение


Приложения.

Таблица 1.

Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения в 9 классе.

Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения в 11 классе.

Приложение 1.

Профессиональные типы личности по Дж. Холланду.

Реалистический тип

«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

Исследовательский тип

Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

Социальный тип.

Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремление поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

Конвенциальный тип.

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкциям, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

Предпринимательский тип.

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству. Потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

Артистический тип.

В отношениях с окружающими опирается на воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Приложение 2.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 3.

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА.I.Профессиональное..самоопределение..старшеклассников…………

1.1.Понятие "профессиональное самоопределение"…………………..

1.2.Классификация профессий………………………………………….

1.3.Практическая часть.Взаимосвязь профессиональных интересов и особенностей личности………………………………………………………….

ГЛАВА.II. Мотивы выбора профессий ………………………………………….

2.1. Понятие мотива. Группы мотивов выбора профессии……………………………………………………………………………

2.2.Факторы влияющие на выбор профессии …………………………………

2.3.Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения.………………………………

Заключение................................................................................................................

Список информационных источников ………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………….

 

 


Введение

Актуальность темы: проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Взрослые люди: родители, педагоги, психологи - много делают для того, чтобы помочь молодым в выборе дела по душе, предостеречь их от возможных ошибок. Молодым мало просто знать мир профессий и чужие ошибки мало чему их научат.

Проблема: выбор будущей профессии старшеклассников

Цель: изучение проявления особенностей в профессиональном самоопределении старшеклассников, мотивов выбора профессии школьниками

Задачи:

1) провести анализ литературы по проблеме выбора профессии в подростковом возрасте;

  2) рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс;

  3) выявить факторы, влияющие на выбор профессии;

4) определить соответствие выбранной профессии и личностных качеств учащихся;

Гипотеза: работа "Проблема профессионального самоопределение у старшеклассников" будет способствовать оптимальному выбору профессии.

Объект исследования: являются старшеклассники (учащиеся 9, 11 классов).

Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников

Методы: — теоретические: анализ психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков;

 - эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование;

статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

Исследование проводилось в общеобразовательной средней школе №113 среди учеников 9-11 классов.

Для исследования особенностей профессионального самоопределения у старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, типологический опросник Дж. Холланда. Для изучения факторов привлекательности профессий мы использовали методику В. Ядова.


 

 

Глава 1 Профессиональное самоопределение старшеклассников.

1.1.Понятие "профессиональное самоопределение"

Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. 

Для того, чтобы раскрыть понятие «профессиональное самоопределение», дадим понятие профессии.

Профессия – (лат. PROFESSIO  – официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:

Профессиональное самоопределение – более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение – это более сложное понятие.

Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека.

Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется психологией карьеры). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера – это определённая последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребёнок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель…). Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление… При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.д. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлечённость значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. 

 В возрастной психологии (И.С. Кон) профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует.

Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывает весь подростковый и большую часть юношеского  возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.  Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности, выявление способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь подкрепляет интерес.

Четвёртый этап — практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности необходимой подготовки к нему; 2) выбор конкретной специальности. (И. С. Кон)

Исследуя нашу проблему, мы увидели, что наши ровесники, учащиеся старших классов, имеют очень поверхностное представление даже о тех немногочисленных профессиях, которые они знают. И это не удивительно. Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят  десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

И в следующей главе мы рассмотрим классификацию профессий и насколько она важна в выборе профессии.

 

Классификация профессий

 

Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый.

В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий. Вместе с тем многие профессии "живут" от 5 до 15 лет, а затем либо "умирают", либо меняются до неузнаваемости.

В каждой профессии можно выделить 2 стороны: (Здравомыслов А. Г.)

содержательную - специфические требования к личностным особенностям человека, то есть набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке.

динамическую - определённый темп выполнения, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д.

Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича). 

Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека).

Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии - желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).

Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:

"человек-техника" – все технические профессии.

"человек-природа" - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

"человек-знак" – все профессии, связанные с расчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

"человек-человек"- все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

"человек - творческий образ"- все творческие специальности.

Помимо собственно интереса к определённой профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии может определяться особенностями характера человека. Согласно теории выбора профессии Дж. Холланда, люди выбирают тот род занятий, который более всего соответствует типу их личности. Холланд выделяет шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный), предприимчивый, артистический – и предлагает проводить подбор профессии на основе учёта черт личности. (Приложение 1).

Каждый тип характеризуется определёнными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно, определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Поэтому не случайно в процесс принятия профессии включается как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Профессиональные интересы и характерологические особенности личности определённым образом связаны друг с другом.

 

Практическая часть.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.