I. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

I. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов

2022-07-06 20
I. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. “ИГРУШКИ ПРИШЛИ В ГОСТИ” (Игра может проводиться индивидуально или с подгруппой из двух детей).

Дидактическая задача. Учить детей располагать игрушки по словесным инструкциям педагога в различных направлениях “от себя” (справа, слева, впереди, сзади), обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Крупные игрушки: матрешка, кукла, собачка, мишка.

Ход игры. Педагог говорит: “К нам в гости пришли: матрешка, кукла, собачка и мишка. Познакомься с ними.” (Педагог дает ребенку в руки поочередно каждую игрушку). “Чтобы гости не скучали, поиграй с ними”, — говорит педагог. Затем педагог предлагает ребенку расставить игрушки вокруг себя в том направлении, которое будет названо: “Матрешку поставь впереди себя. Куклу поставь сзади себя. Собачку поставь справа от себя. Мишку поставь слева от себя”. После выполнения ребенком этой части игры педагог задает ему вопросы: “С какой стороны от тебя мишка?”. “С какой стороны от тебя кукла?”. “С какой стороны от тебя матрешка?”. “С какой стороны от тебя собачка?”. После этого педагог просит ребенка рассказать гостям какое-нибудь стихотворение, загадать загадку (или гости (педагог) загадывают ему загадки).

Примечание. Игра проводится неоднократно с увеличением числа игрушек (до 4—5), располагаемых с каждой стороны. Педагог может предложить сосчитать игрушки: “Сколько всего игрушек пришло к тебе в гости?”, “С какой стороны от тебя больше (меньше) игрушек?”, “С каких сторон от тебя игрушек поровну?”.

2. “КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?” (Игра может проводиться с подгруппой из 5—7 детей. При необходимости можно провести ее индивидуально).

48

Дидактическая задача. Учить детей запоминать игрушки и их расположение в пространстве, обозначая его в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: Разнообразные крупные игрушки (от 5 до 10 шт.); скамейка.

I вариант,

Ход игры.

На ковре ставят несколько игрушек. “Рассмотрите игрушки внимательно”, — просит педагог детей. “Расскажите, как с ними можно проиграть, в какие игры”. Затем предлагает детям расставить игрушки в ряд на скамейке, (См. рис. 1). После того, как дети расставят игрушки, педагог просит их рассказать, где стоит каждая игрушка. Если дети затрудняются ответить, педагог дает образец словесного описания пространственного расположения игрушек на скамейке: “Пирамидка стоит на скамейке слева”, “Елочка стоит посередине, между матрешкой и кубиком” и т. д.

Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и прячет одну игрушку. Оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. После этого просит детей открыть глаза. “Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?”. В случае, если дети не могут назвать игрушку, педагог помогает им, например, так: “Послушай загадку про игрушку, которую я спрятала”. (Далее следует словесное описание спрятанной игрушки). Когда дети называют спрятанную игрушку, педагог просит сказать, где она стояла.

Примечание. Игра проводится неоднократно с усложнением (увеличивается количество игрушек, используемых в игре, увеличивается количество спрятанных игрушек (до 3—4).

II вариант

Ход игры.

Игрушки ставят на ковре вокруг детей на расстоянии примерно 1 м, по 2—3 игрушки слева, справа, впереди и сзади.

Педагог просит детей внимательно рассмотреть игрушки (и обследовать с помощью осязания), затем — назвать местоположение каждой игрушки. После того, как дети сделают это, педагог предлагает им закрыть глаза. В это время он прячет одну (при последующих проведениях — 2—3) игрушку. “Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?”, — спрашивает педагог. После того, как дети назовут игрушку, педагог просит их рассказать, где она стояла.

3. “КАКИЕ ИГРУШКИ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ?”. (Игра может проводится индивидуально или с подгруппой из 4—5 детей).

49

Дидактическая задача. Учить детей определять изменения в пространственном расположении игрушек, обозначая что в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Крупные игрушки.

Ход игры. Игрушки расставлены на скамейке (см. рис. 1). После того, как все игрушки рассмотрены детьми и обследованы с помощью осязания, педагог дает им следующие инструкции: “Назови игрушки слева направо, Саша”, “Скажи, где стоит матрешка, Ира” и т. д. Затем просит детей закрыть глаза. Дети закрывают глаза, педагог меняет местами 2 игрушки. “Откройте глаза”, — говорит педагог. “Какие игрушки поменялись местами?”, “Где стояли эти игрушки?”, — спрашивает детей.

Примечание. В дальнейшем игра усложняется (увеличивается число используемых игрушек (с 5 до 10); педагог.меняет местами не 2, а 4 игрушки.

4. “ГДЕ ЖИВУТ ИГРУШКИ?”. (Игра проводится с подгруппой из 4—5 детей).

Дидактический задача. Учить детей определять пространственное расположение игрушек в шкафу, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек, (см. рис. 2).

Ход игры. Педагог подводит детей к шкафу с игрушками. “Сколько полок в этом шкафу?”, — спрашивает у детей. “Правильно, три. (Педагог дотрагивается рукой до каждой полки): верхняя, средняя и нижняя. На полках расставлены разные игрушки. Рассмотрите их. (Педагог снимает с полок и дает рассмотреть и ощупать детям каждую игрушку). Назовите игрушки. (Дети называют игрушки). У каждой игрушки есть свое место в шкафу”, — говорит педагог и дает образец словесного описания пространственного расположения 3-х—4-х игрушек. Например: “Зайчик стоит на верхней полке слева”, “Матрешка стоит на нижней полке справа”, “Мяч лежит на верхней полке посередине, между зайчиком и грибком”. Затем педагог предлагает детям самостоятельно описать пространственное расположение игрушек: “А теперь вы расскажете мне, где расположены игрушки. Где сидит кукла?, — скажи, Сережа” и т. д. Когда дети ответят на вопросы, педагог продолжает: “Игрушкам надоело в шкафу. Поиграйте с ними” (Раздает детям игрушки). Через 3—5 минут педагог говорит: “Игрушкам пора возвращаться домой. Помогите им найти свои места. Я буду вам подсказывать. Слушайте внимательно”. Затем педагог дает детям следующие инструкции: “Саша, поставь мишку на среднюю полку слева” и т. д.

Примечание. С этим же материалом проводятся игры “Какой игрушки не стало?”, “Какие игрушки поменялись местами?”.

5. “ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?”. (Игра проводится индивидуально или с подгруппой из 2—3 детей).

50

I вариант

Дидактическая задача. Учить детей определять разницу в пространственном расположении игрушек и отражать ее в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. 2 детских стула, 2 крупные одинаковые игрушки * (например, два мяча).

Ход игры. Педагог ставит справа и слева от ребенка по одному стулу. Спрашивает: “С какой стороны от тебя стоит этот стул? А этот? (указательные жесты в сторону каждого стула). На сиденье одного стула педагог кладет мяч, второй мяч он кладет под сиденье другого стула. Обращается к ребенку: “Посмотри внимательно. Расскажи мне, куда я положила мячи”.

Примечание. Эта же игра проводится с расположением предметов впереди и сзади от ребенка. При повторном проведении игры мяч заменяется другой игрушкой.

II вариант

Дидактическая задача. Та же.

Материал: Крупные игрушки (по две одинаковые игрушки. Например, 2 машины и 2 пирамидки).

Ход игры. Педагог ставит слева и справа от ребенка по 2 одинаковые игрушки. Просит внимательно рассмотреть их, обследовать с помощью осязания, назвать. Затем педагог обращает внимание ребенка на то, как расположены игрушки: машина стоит ближе к нему (и справа, и слева), а пирамидка — дальше от него. Просит ребенка закрыть глаза и меняет игрушки местами (пирамидку ставит ближе к нему, а машину дальше — и слева, и справа) Говорит ребенку: “Открой глаза. Посмотри внимательно направо. Теперь налево. Что изменилось в расположении игрушек?”.

Примечание. Эта же игра проводится с расположением игрушек в направлениях впереди и сзади от ребенка. Игра проводится неоднократно (с другими игрушками, с поворотом ребенка в разные стороны).

6. “ДАЛЕКО — БЛИЗКО”. (Игра проводится с группой из 3-х—5-ти детей).

Дидактическая задача. Учить детей понимать слова “далеко— близко, дальше—ближе”, использовать их в речи.

Ход игры. Педагог просит детей подойти друг к другу: “Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу. Саша, отойди к окну. Сейчас Саша стоит далеко от вас. Затем педагог просит детей рассказать, кто стоит далеко, кто близко.

II вариант

Ход игры. Двое детей стоят близко друг к другу, а третий на некотором расстоянии (примерно 1 м) от них.

51

Педагог объясняет детям: “Ира и Саша, вы стоите близко друг к другу, а Сережа —дальше от вас”. (Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им, кто где стоит по отношению к другим). Затем педагог предлагает детям рассказать, кто где стоит.

Примечание. Игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов окружающей обстановки, игрушек (например, игра “Что далеко, а что близко?”).

7. “Катится мяч”. (Упражнение проводится индивидуально).

Дидактическая задача. Учить детей определять различные направления “от себя”, обозначая их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Кукла, маленький мяч.

Ход упражнения. Педагог говорит: “К нам на занятие пришла кукла. Она принесла с собой мяч. Кукла просит тебя научить ее играть в мяч”. Педагог дает ребенку в руки куклу (спиной к нему). Ребенок должен взять руки куклы в свои и бросать мяч в разные направления от себя. По ходу выполнения ребенком задания педагог задает вопросы: “В какую сторону кукла бросила мяч?”.

8. “АВТОГОНКИ”. (Игра проводится с группой из 2 детей).

Дидактическая задача. Та же.

Материал. 2 заводные машинки, воротики.

Ход игры. Педагог дает каждому ребенку по одной машинке. Дети рассматривают их, обследуют с помощью осязания. Педагог показывает, как они заводятся, как ездят. Потом педагог предлагает детям посоревноваться, чья машинка быстрее доедет до во-ротиков. (Педагог ставит воротики справа от детей, на расстоянии примерно 2-х метров). Говорит детям: “Вы должны так направить свои машинки, чтобы они проехали в воротики”. Когда машинки достигают цели, педагог спрашивает: “В каком направлении ехали машинки?”. Затем педагог переставляет воротики налево от детей, игра продолжается.

Примечание. Игра продолжается до тех пор, пока машинки не проедут во всех направлениях от ребенка.

9. “ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В КУКОЛЬНОЙ КОМНАТЕ”. (Игра проводится с группой из 2 детей).

Дидактическая задача. Учить детей определять пространственные отношения между предметами, видеть изменения в их расположении; обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Большая кукольная мебель, кукла, счетные палочки.

Ход игры. Педагог заранее выкладывает на ковре очертания кукольной комнаты, с обозначением окна и двери. Говорит детям: “Кукла купила новую мебель. Она просит вас помочь расставить мебель в комнате. Вот ее комната. (Указательный жест). Какой она формы? Правильно, комната прямоугольной формы.” Затем педагог просит детей показать и назвать стены комнаты

52

 (“Эта стена левая” и т. д.), показать и сказать, где расположены окно и дверь. После этого ребенок расставляет в комнате мебель, проговаривая, где и что он ставит. Например, “Стол я поставлю в середину комнаты”, “Диван я поставлю у левой стены” и т. д. Когда вся мебель расставлена, педагог предлагает детям погулять с куклой, поиграть с ней. В это время он меняет 2 предмета в кукольной комнате местами. Затем просит детей подойти. Говорит: “Мы приехали к кукле в гости, а у нее в комнате что-то изменилось. Посмотрите внимательно. Какая мебель стоит в другом месте?”.

Примечание. Игра проводится несколько раз с различным расположением мебели в кукольной комнате, с увеличением предметов и изменений в их расположении, с усложнением заданий. Так, мебель ставится во всех углах комнаты, ближе к стене, дальше от стены и т. д.).

10. “ЧТО Я ДЕЛАЮ”?”. (Игра проводится с группой из 5— 7 детей).

Дидактическая задача. Учить детей различать звуки, производимые различными предметами.

Материал: ножницы, бумага, чашка с водой, чайная ложечка, два стакана с водой и др. предметы.

Ход игры. Дети сидят. (Педагог заранее приготовил на столе необходимые предметы, накрыл их салфеткой). Педагог объясняет, что он будет сейчас что-то делать с разными предметами: “Вы должны внимательно слушать с закрытыми глазами. Потом скажете мне, что я делала”. Затем педагог просит детей закрыть глаза. Поочередно производит различные действия: 1. Берет в руки лист 'бумаги, рвет ее. 2. Мнет 'бумагу в руках. 3. Режет бумагу ножницами. 4. Размешивает в чашке воду ложечкой, позвякивая ею. 5. Переливает воду из одного стакана в другой. 6. Ударяет мячом о пол. 7. Передвигает стул и т. д. После окончания каждого действия педагог просит детей открыть глаза и сказать, что и с какими предметами делалось.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СХЕМ

Обучение слабовидящих дошкольников седьмого года жизни ориентировке в пространстве с применением схем осуществляется в несколько этапов:

1. Обучение конструированию и моделированию пространственных отношений на реальных предметах, игрушках и их заменителях;

2. Формирование умений создавать объемные композиции согласно предложенной схеме;

3. Обучение обозначению пространственного расположения реальных предметов и нахождения их на схеме;

53

4. Обучение самостоятельному составлению схем пространства.

Начинать необходимо с обучения детей обследованию помещений (например, групповой комнаты). Обследование любого помещения необходимо проводить с определенной отправной точки отсчета, например, от двери и слева направо. Это дает детям возможность быстрее запомнить расположение мебели в помещении. Обследование проводится индивидуально, с каждым ребенком до полного усвоения. Вопросы педагога, приводящие к правильным ответам, помогают детям обобщить воспринятые ими пространственные признаки и отношения и получить адекватные представления о пространстве. Необходимо дать детям представление об относительности положения предметов в пространстве в зависимости от точки отсчета.

С помощью педагога дети анализируют форму помещения и соотносят ее с поверхностью стола (или листа бумаги), на котором создается модель помещения. Для преодоления возникающих у детей в процессе моделирования трудностей необходимо многократное повторение игр и упражнений.

При обучении детей применению схем пространства прежде всего необходимо научить их соотносить реальные предметы и игрушки с условными, схематичными изображениями на схемах. Научившись рассказывать, что изображено на схеме, и как расположены на ней изображенные предметы, дети могут уже выполнять задания на ориентировку в пространстве с применением схем. В играх и упражнениях, помещенных в данном пособии, дети учатся располагать предметы так, как указано на схеме; находить предметы в местах, обозначенных на схеме; обозначать на схеме места расположения реальных предметов. Упражняясь таким образом, слабовидящие дети хорошо запоминают условные обозначения реальных предметов, правильно соотносят их.

Обучение слабовидящих детей подготовительной к школе группы самостоятельному составлению схем пространства — наиболее сложная часть работы. Использование предлагаемых игр и упражнений поможет педагогам успешно осуществить ее.

1. “КАБИНЕТ ВРАЧА” (Игра проводится с группой из 4— 5 детей). Предварительно (за 1—2 дня) с детьми проводят экскурсию в кабинет врача, во время которой дети под руководством педагога обследуют с помощью зрения и осязания мебель и оборудование кабинета; педагог даёт образец словесного описания кабинета и пространственного расположения в нем мебели и оборудования; затем дети делают это самостоятельно).

Дидактическая задача. Учить детей моделировать кабинет врача, используя предметы-заменители; учить обозначать в речи пространственное расположение предметов-заменителей на модели.

54

Материал. Листы бумаги обычного формата (по 1 на каждого ребенка), детали настольного строительного конструктора (кубики, брусочки и т. д.), счетные палочки для обозначения окна и двери.

Ход игры. Педагог говорит: “Дети, вчера мы были в кабинете врача. Сегодня вы смоделируете кабинет врача из конструктора. Пододвиньте к себе листы бумаги. На них вы будете конструировать кабинет. Вспомните, какой формы кабинет врача? Правильно, прямоугольной формы. Какой формы лист бумаги? Правильно, тоже прямоугольной. Где в кабинете находится дверь? (Дети отвечают). Найдите это место на своем листе. Обозначьте дверь счетной палочкой. Где в кабинете расположено окно?” и т. д. Когда дети заканчивают моделирование кабинета, педагог просит одного-двух детей рассказать, где что расположено.

Примечание. 1. По мере выполнения детьми задания педагог проверяет его правильность, помогает детям соотнести пространственное расположение реальных предметов в реальном пространстве с расположением на модели; 2. По типу предложенной проводятся игры на моделирование других помещений (спальни, игровой комнаты, кухни и т. д.).

2. “ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА СХЕМЕ?”. Игра проводится с группой из (4—5 детей). (Как и предыдущая, эта игра проводится после предварительного тщательного зрительно-осязательного обследования моделируемого пространства, словесного описания педагогом и детьми пространственного расположения предметов, игрушек в этом пространстве).

Дидактическая задача. Учить детей с помощью зрения и осязания соотносить схему с реальным пространством; учить обозначать в речи пространственное расположение предметов и игрушек в реальном пространстве и на схеме.

Материал. Карточки с изображением схемы стола с игрушками; стол с расставленными на нем крупными яркими игрушками.

Ход игры. Педагог подводит детей к столу с игрушками. Просит внимательно рассмотреть и обследовать игрушки осязательно; назвать их; рассказать, где каждая игрушка расположена. После этого педагог дает каждому ребенку схему с изображением стола с игрушками. Просит внимательно рассмотреть схему, сказать, что на ней нарисовано; затем дети соотносят расположение игрушек в реальном пространстве со схемой. Педагог просит затем детей отвернуться и в это время меняет местами 2 игрушки. Говорит детям: “Посмотрите внимательно на стол. Что изменилось в расположении игрушек? Посмотрите на схему”, — предлагает педагог детям, которые сумели увидеть, какие игрушки поменялись местами. “Сравните расположение игрушек на столе со схемой. Расскажите, чем оно отличается”.

Примечание. Когда дети осваивают ориентировку в пространстве стола с применением схемы, задания усложняются. Так, детям предлагают соотнести расположение игрушек в шкафу со схемой, затем расположение мебели в кукольном уголке с его схемой и т. д.

55

3. “НАЙДИ ИГРУШКУ ПО СХЕМЕ” (Игра проводится с группой из 4—5 детей).

Дидактическая задача. Учить детей находить игрушку в реальном пространстве в месте, указанном на схеме.

Материал: Карточки с изображением схемы стола с указанием места расположения игрушки в реальном пространстве.

Ход игры. После зрительно-осязательного обследования стола с расположенными на нем игрушками детям дают схему этого пространства (без изображений игрушек), на которой отмечено место нахождения заданной игрушки. Педагог говорит: “Внимательно посмотрите на схему. Подойдите к столу. Найдите игрушку, место которой указано на схеме”.

Примечание. После того, как дети научатся хорошо ориентироваться по схеме парты, находить по ней игрушки в реальном пространстве стола, им предлагают более сложные задания (Например, найти игрушки в шкафу, в кукольном уголке — в том месте, которое указано на схеме шкафа, кукольного уголка.

4. “К МИШКЕ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ” (Проводится с группой из 4 детей).

Дидактическая задача. Закрепить навыки ориентировки с применением схем. Учить самостоятельно составлять схемы пространства. Учить словесному обозначению пространственных отношений.

Материал. Крупные игрушки; шкаф с двумя полками; карточки с изображением схемы пути к Мишке, схемы шкафа; “скатерть” (лист картона, расчерченный на квадраты), изображения посуды и продуктов — на отдельных карточках; листы бумаги, фломастеры).

Ход игры. Педагог говорит детям: “Мишка пригласил нас на День рождения. Давайте выберем ему в подарок игрушки”. (Игрушки стоят в шкафу на полках). “Каждый из вас должен рассказать об игрушке, которую он выбрал и сказать, где она расположена в шкафу”. (Дети по очереди рассказывают об игрушках и их расположении). “Теперь мы можем идти к Мишке, — говорит педагог. Чтобы мы не заблудились, Мишка прислал нам схему пути к своему дому. Смотрите на нее и рассказывайте, как мы будем идти”. (Дети рассказывают, как идти к Мишкиному дому). Педагог: “Мы пришли к Мишке. Давайте поздороваемся с Мишкой, поздравим его с Днем рождения и подарим подарки. Мишка благодарит за подарки и просит поставить их в шкаф в указанное на схеме место (у каждого ребенка своя схема). Расскажите Мишке, куда вы поставили игрушки”. “А теперь сделайте Мишке на память рисунки шкафа с игрушками”, — говорит педагог. Когда дети заканчивают рисовать, педагог говорит: “Мишка приглашает нас за стол выпить чаю”.

56

 (На столе лежит “скатерть”, в каждом квадрате которой — карточка с изображением чайной посуды, конфет, печенья, сахара). Педагог просит детей рассказать что и где расположено на столе. “Давайте поблагодарим Мишку за угощение и попрощаемся с ним”, — говорит педагог.

Примечание. По такому типу проводят игры “В гости к кукле”, “В магазин за покупками” и т. д. Дети самостоятельно составляют не только схему помещения, но и схему пути к различным объектам.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Такие признаки пространства, как глубина, объем, протяженность, расстояние дети познают в процессе активного передвижения. Проведенное нами изучение особенностей пространственной ориентировки слабовидящих дошкольников показало, что дети испытывают значительные трудности в освоении названных категорий пространства. Проведение предложенных нами игр и упражнений поможет детям успешно осваивать окружающее пространство в процессе передвижения.

1. “ЗАЙЧИК И СОБАЧКА ЕЗДЯТ НА МАШИНЕ”. (Игра проводится с группой из 2 детей).

Дидактическая задача. Учить определять различные направления пространства в процессе передвижения; учить обозначать эти направления в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал. Крупные игрушки: грузовая машина, зайчик, собачка.

Ход игры. 1. Грузовая машина стоит в гараже (заранее построенном из строительного материала). Педагог выкатывает машину, говорит детям: “Зайчик и собачка решили покататься на машине.” (Игрушки в руках у детей). Посадите их в машину. Чтобы они не заблудились, ты, Саша, будешь говорить, в какую сторону от гаража они едут. (Ребенок производит действия с машиной. Педагог помогает ему выбрать правильное направление, придерживаться его). Педагог задает ребенку вопрос: “В каком направлении от гаража едет машина?” и т. д.

2. Педагог говорит: “Зайчик и собачка покатались на машине. Теперь они хотят погулять. Погуляйте с ними по группе. Чтобы им было интересно, рассказывайте, в какую сторону вы идете”.

Примечание. Игра проводится неоднократно в различных вариантах, с различными игрушками до тех пор, пока дети не усвоят дифференцировку направлений пространства при передвижении (в зависимости от точки отсчета).

2. “НАЙДИ ИГРУШКИ”. (Проводится индивидуально).

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться и идти в заданных направлениях, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.

57

Материал. Крупные игрушки. (3—5 и больше).

Ход игры. Педагог говорит ребенку: “Сегодня ты поучишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты, Рассмотри внимательно игрушки. (Педагог помогает ребенку обследовать игрушки с помощью зрения и осязания). “Закрой глаза, я спрячу игрушки” (педагог прячет игрушки). “Открой глаза. Чтобы найти игрушки, надо внимательно слушать, куда, в каком направлении идти. Иди, куда я скажу: Иди вперед до шкафа. Поверни направо. Иди до стола....и т. д.” Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (например, в шкафу, под стулом и т. д.). Игра заканчивается, когда ребенок находит все игрушки.

Примечание. Игра проводится неоднократно с изменением положения ребенка в пространстве (с различными поворотами: на 90° и 180°, с увеличением числа игрушек, с увеличением направлений пространства, в которых ребенок действует). По такому же типу проводятся игры: “Кукла идет в гости к Зайке”, “Путешествие по группе”, “Найди игрушку на участке” и т. д.

3. И. Упражнение “ПУТЬ ДО КАБИНЕТА ВРАЧА” (проводится с группой из 2—3 детей). Дидактическая задача. Та же, что и в предыдущих играх.

Ход упражнения. Дети вместе с педагогом неоднократно проходят путь до кабинета, проговаривая направления, в которых они движутся. Педагог помогает детям правильно словесно их обозначить. После того, как дети научатся самостоятельно ориентироваться и обозначать в речи различные направления своего движения, педагог дает им задание рассказать по памяти, как они шли до кабинета врача.

И. упражнения “Путь до кабинета логопеда”, “Путь до музыкального зала” и т. д, проводятся так же.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.