Глава 1. Антропонимика как раздел ономастики — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 1. Антропонимика как раздел ономастики

2022-07-03 42
Глава 1. Антропонимика как раздел ономастики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

 

Основная часть………………………….…………………………………………... 5

· Антропонимика как раздел ономастики…………………………………5

· История возникновения и принципы создания никнеймов……………6

· Закономерности выбора никнеймов подростками………………………8

· Классификация прозвищ подростков…………………………………….9

· Рекомендации по выбору никнейма…………………………………….10

 

Заключение………………………………………………………………………….12

 

Список использованных источников……………………………………………...13

 

Приложения…………………………………………………………………………14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый человек уникален: он обладает определенными внешними данными, способностями, чертами характера, волевыми качествами и т.п. Кроме того, все мы носим имена, данные нам при рождении.

На уроках русского и английского языка  изучаются имена собственные, они вводятся в тексты упражнений, используются в теме «Приложение». Собственные имена встречаются практически во всех дисциплинах школьного курса. Следовательно, на уроках проводится работа по изучению антропонимии на протяжении всех лет обучения.

У многих народов наряду с официальной антропонимической системой бытуют различные виды и формы неофициальных наименований. Неофициальное наречение отдельного человека прозвищем издавна было неотъемлемой частью народной культуры. Возникновение прозвищ говорило о желании отчётливо различать из массы определённое лицо по его характерным чертам и особенностям. Обычно при наречении каким-либо прозвищем принимались во внимание главным образом физические или нравственные недостатки, а порой и достоинства члена общины.

Исследователи-языковеды неофициальные антропонимы называют общим термином – прозвища. Прозвища раскрывают много интересных подробностей старинного и современного быта, в них могут в более или менее изменённом виде сохраняться слова, уже утраченные общеупотребительным словарём. То, что подобные именования заслуживают сбора и специального изучения со стороны языковедов, фольклористов, этнографов, историков, отмечают многие учёные.

Для нас, школьников, прозвища тоже интересны, ведь очень часто они появляются именно в годы учебы – иногда шутливые, подчас меткие, порой странные, а иной раз обидные...

Но ни выбор личного имени, ни тем более наречение прозвищем не зависит от воли самого носителя антропонима. В последнее время у людей появилась уникальная возможность самим выбрать себе имя (и даже не одно!) при пользовании всемирной компьютерной сетью – Интернетом.

Меня очень интересуют никнеймы, ведь сейчас они есть практически у всех подростков. И, поскольку никнейм, в отличие от других антропонимов, человек выбирает сам, возникают вопросы: почему именно такое сетевое имя выбрано им, что может рассказать никнейм о своём обладателе, есть ли какие-то закономерности в создании никнеймов?

Предмет моего исследования:

никнеймы, или сетевые имена.

Цель исследовательской работы:

· выяснить, существуют ли закономерности в выборе никнеймов, с чем они связаны, какие факторы влияют на их выбор;

· дать рекомендации по созданию никнеймов.

Задачи:

· изучить научную литературу по ономастике и антропонимике;

· собрать путем опроса среди подростков ГУО «Гимназия №2 г. Новополоцка» сведения об их никнеймах и выдвинуть гипотезу;

· проанализировать собранный материал и подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу;

· дать некоторые рекомендации по созданию никнейма.

Этапы исследования:

сбор материала, классификация, получение результатов.

Объект исследования:

Участники ВОРОГОВСКОЙСШ

Методы исследования:

анализ никнеймов с позиций лингвистики (никнейм рассматривался как словоформа – лексема в некоторой грамматической форме); классификация никнеймов по ведущему признаку; сравнение результатов, полученных в ходе исследования никнеймов учащихся.

Гипотеза:

Никнеймы, или сетевые имена, подростков являются одним из способов самовыражения, их выбор зависит от пола и возраста пользователя сети Интернет, а также от типа сайта, на котором зарегистрирован интернет-пользователь.

Новизна исследования заключается в том, что вопросы происхождения никнеймов в целом и никнеймов подростков в частности практически не изучены.

 

Рекомендации по выбору никнейма

 

От никнейма во многом зависит, насколько его владелец будет интересен собеседникам. Если в реальной жизни человека встречают по одежке, то в Интернете – по никнейму и аватару. Поэтому выбор никнейма представляет особую важность для пользователя.

Как правило, люди либо выбирают себе один постоянный ник и подписываются им везде и всегда, либо каждый раз придумывают новый ник, соответствующий случаю.

Когда выбирается постоянный никнейм, лучше всего придумать что-то красивое и звучное, имеющее абстрактное значение. Если каждый раз выбирается новый ник, то нужно исходить из конкретной ситуации и тематической направленности сайта.

Ник должен привлекать к себе внимание и отражать настроение. Для того чтобы привлечь внимание, используют разные приемы: неправильное написание, чередование заглавных и строчных букв, чередование букв и цифр и т.д. Например, КраСоТка, LLLтурм, Ело4ка. Пишутся ники как на русском языке, так и с на любом доступном пользователю иностранном языке.
Для общения на тематических сайтах часто выбирают никнейм, тем или иным образом связанный с темой сайта: Строитель, Touareg, Авеовод и т.п.

Предлагаем сспособы создания никнейма:

1. Аббревиатура. Можно попробовать составить ник из первых или последних букв имени, фамилии и отчества. Если подключить фантазию, таким образом можно изобрести нечто уникальное и неповторимое. Например, Ларина Ирина – Лира. Можно попробовать прочитать свое имя или фамилию наоборот. Например, Оля – Яло, Ирина – Анири и т.д.

2. Обратите внимание на любимые книги и фильмы: там можно обнаружить очень интересные варианты для своего никнейма. Обратитесь к мифологии – там тоже можно отыскать массу привлекательных имен. Если хотите привлекать внимание, избегайте слишком популярных героев: Бэтмен, Аполлон и т.д. Выберите что-то малоизвестное и загадочное. Можно воспользоваться различными справочниками и энциклопедиями. Из художественной литературы поможет фантастика или исторические романы – там можно отыскать самые необычные имена.

3. Можно использовать при выборе никнейма и знания научной терминологии (Вектор, Синус, Изотоп и т.д.). Используем всевозможную справочную литературу. Например, справочник лекарственных средств: Пирр а Мидон, Дик Лофенак.

4. Если вам нравятся оцифрованные никнеймы, не пишите Вася12345, а представьтесь как Василий V. Это придаст вашему сетевому псевдониму историческую значимость.

5. Можно составлять ник из нескольких слов (Сладкая девчонка, Лесная фея, Мама Оли и т.д.). Можно создать никнейм на основе каких-то известных аналогий или явлений (Лунное затмение, Мания величия и т.д.). А можно, создавая никнейм, совмещать несовместимое (Ледяное пламя, Хищный заяц и т.д.). Все зависит от фантазии и желания. В Интернете не места неловкости и стеснению, здесь каждый может придумать себе самое необычное имя и использовать свои самые необычные идеи.

Рекомендации по выбору никнейма для девушек:

1. Хороший источник ников – литература, сказки, мифы. Подумайте, с кем из героинь вы себя ассоциируете, и выберите её имя себе в качестве псевдонима.

2. Для составных ников (из 2 – 3 слов) используйте прилагательные, характеризующие чисто женские черты.

3. Терминология женских профессий и хобби: Вышиваю_крестиком, Макияжница.

4. Имена великих женщин в истории, в т.ч. актрис. Выбирайте имена тех личностей, которые вам близки по мировоззрению, например: NewMadonna.

5. Красивые явления природы: Радуга, Капель.

Избегайте распространенных ошибок:

· уменьшительно-ласкательные имена "Леночка", "Настена", "Катена" в качестве ников подойдут только для младших и средних школьниц. Если вы хотите более серьезного к себе отношения (особенно противоположного пола), избегайте детсадовской терминологии;

· выбрав ник, связанный с кошками, вы рискуете остаться в памяти собеседников как "киски" и "мявки".

· не выбирайте ники, отражающие ваши личные проблемы (например, О динокая, Я_сегодня_злая): проблемы уйдут, а впечатление о вас по нику останется.

Рекомендации по выбору никнейма для парней:

1. Как и в случае с женскими никами, используйте имена литературных персонажей.

2. Словари технической и научной терминологии, мужские профессии и хобби: автомобили, компьютеры и прочая электроника, математика, строительство, военная техника. Технические термины разбавляйте прилагательными, характеризующими ваши качества как мужчины. Примеры: Шпалоукладчик, Военный_хакер, Синий_металл, AudiMan.

3. Имена актеров-исполнителей главных ролей в известных фильмах, имена политиков, спортсменов (гонщиков, боксеров) и т.п. Выбирайте близких по темпераменту людей. Примеры: КулакТайсона, Цой_Жив.

4. Суровые явления природы (шторм, лавина, снегопад и т.п.). Загадочно звучат ники типа ПитерскийШторм.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, проведя исследование, я пришла к подтверждению гипотезы, выдвинутой вначале:

· никнеймы, или сетевые имена, подростков являются одним из способов самовыражения (это положение подтверждено частично, т.к. большинство исследованных мною никнеймов представляют собой личное имя и (или) фамилию пользователя либо их производные);

· выбор никнейма зависит от пола и возраста пользователя сети Интернет, а также от типа сайта, на котором зарегистрирован интернет-пользователь.

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

1. Среди подростков нашей гимназии самым распространённым способом выбора сетевого имени является сохранение полного личного имени и (или) фамилии либо их производных, что объясняется желанием ребят быть узнаваемыми и на просторах всемирной сети, а также тем, что для большинства подростков Интернет – это средство виртуального общения, в том числе с теми, кто входит в круг их общения и в реальной жизни.

2. Выбор никнейма зависит от пола пользователя сети Интернет: девочки гораздо чаще используют в качестве ника свои личные имена и фамилии и их производные, нежели мальчики; сетевыми именами юношей чаще становятся слова и фразы, которые кажутся пользователю интересными либо отражают их интересы и предпочтения.

3. Выбор никнейма зависит также от возраста пользователя: чем старше пользователи, тем чаще они выбирают в качестве ника свои личные имена и фамилии и их производные.

4. Принцип выбора никнейма зависит и от типа сайта, на котором зарегистрирован интернет-пользователь: в социальных сетях и на форумах для общения в качестве никнейма чаще используют личные имена и фамилии и производные от них; на информационных сайтах, а также сайтах, предназначенных для скачивания интернет-ресурсов, нет необходимости называть своё имя, т.к. их назначение утилитарно и здесь можно воспользоваться любым ником, в том числе и сгенерированным случайным числом; на игровых сайтах предпочтение отдаётся никнеймам, представляющим собой слова и выражения, связанные с той или иной виртуальной игрой.

Данные проведённого исследования могут быть использованы на уроках русского и белорусского языка при изучении имён собственных, на уроках информатики при изучении темы «Интернет», на факультативных занятиях и классных часах. Кроме того, подростки могут воспользоваться рекомендациями по выбору никнейма, чтобы быть оригинальнее и привлекать своим сетевым именем внимание потенциальных виртуальных собеседников.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

 

Основная часть………………………….…………………………………………... 5

· Антропонимика как раздел ономастики…………………………………5

· История возникновения и принципы создания никнеймов……………6

· Закономерности выбора никнеймов подростками………………………8

· Классификация прозвищ подростков…………………………………….9

· Рекомендации по выбору никнейма…………………………………….10

 

Заключение………………………………………………………………………….12

 

Список использованных источников……………………………………………...13

 

Приложения…………………………………………………………………………14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый человек уникален: он обладает определенными внешними данными, способностями, чертами характера, волевыми качествами и т.п. Кроме того, все мы носим имена, данные нам при рождении.

На уроках русского и английского языка  изучаются имена собственные, они вводятся в тексты упражнений, используются в теме «Приложение». Собственные имена встречаются практически во всех дисциплинах школьного курса. Следовательно, на уроках проводится работа по изучению антропонимии на протяжении всех лет обучения.

У многих народов наряду с официальной антропонимической системой бытуют различные виды и формы неофициальных наименований. Неофициальное наречение отдельного человека прозвищем издавна было неотъемлемой частью народной культуры. Возникновение прозвищ говорило о желании отчётливо различать из массы определённое лицо по его характерным чертам и особенностям. Обычно при наречении каким-либо прозвищем принимались во внимание главным образом физические или нравственные недостатки, а порой и достоинства члена общины.

Исследователи-языковеды неофициальные антропонимы называют общим термином – прозвища. Прозвища раскрывают много интересных подробностей старинного и современного быта, в них могут в более или менее изменённом виде сохраняться слова, уже утраченные общеупотребительным словарём. То, что подобные именования заслуживают сбора и специального изучения со стороны языковедов, фольклористов, этнографов, историков, отмечают многие учёные.

Для нас, школьников, прозвища тоже интересны, ведь очень часто они появляются именно в годы учебы – иногда шутливые, подчас меткие, порой странные, а иной раз обидные...

Но ни выбор личного имени, ни тем более наречение прозвищем не зависит от воли самого носителя антропонима. В последнее время у людей появилась уникальная возможность самим выбрать себе имя (и даже не одно!) при пользовании всемирной компьютерной сетью – Интернетом.

Меня очень интересуют никнеймы, ведь сейчас они есть практически у всех подростков. И, поскольку никнейм, в отличие от других антропонимов, человек выбирает сам, возникают вопросы: почему именно такое сетевое имя выбрано им, что может рассказать никнейм о своём обладателе, есть ли какие-то закономерности в создании никнеймов?

Предмет моего исследования:

никнеймы, или сетевые имена.

Цель исследовательской работы:

· выяснить, существуют ли закономерности в выборе никнеймов, с чем они связаны, какие факторы влияют на их выбор;

· дать рекомендации по созданию никнеймов.

Задачи:

· изучить научную литературу по ономастике и антропонимике;

· собрать путем опроса среди подростков ГУО «Гимназия №2 г. Новополоцка» сведения об их никнеймах и выдвинуть гипотезу;

· проанализировать собранный материал и подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу;

· дать некоторые рекомендации по созданию никнейма.

Этапы исследования:

сбор материала, классификация, получение результатов.

Объект исследования:

Участники ВОРОГОВСКОЙСШ

Методы исследования:

анализ никнеймов с позиций лингвистики (никнейм рассматривался как словоформа – лексема в некоторой грамматической форме); классификация никнеймов по ведущему признаку; сравнение результатов, полученных в ходе исследования никнеймов учащихся.

Гипотеза:

Никнеймы, или сетевые имена, подростков являются одним из способов самовыражения, их выбор зависит от пола и возраста пользователя сети Интернет, а также от типа сайта, на котором зарегистрирован интернет-пользователь.

Новизна исследования заключается в том, что вопросы происхождения никнеймов в целом и никнеймов подростков в частности практически не изучены.

 

Глава 1. Антропонимика как раздел ономастики

 

 

Изучением имен собственных занимается раздел лингвистики, который называется ономастика. Термин "ономастика" образован от греческого ono-mastik – "искусство давать имена".

Ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих имена собственные. В ономастику входят: антропонимика, которая изучает имена людей, топонимика – изучает названия географических объектов, зоонимика – клички животных, астронимика – названия небесных тел. Отличительный признак имен собственных состоит в том, что в современном своем употреблении они, как правило, не называют понятий, но служат лишь для обозначения конкретных предметов.

Работа с антропонимами всегда вызывает интерес: имя есть у каждого человека, и каждому хочется узнать, что первоначально оно означало.

Антропонимика (от греч. anthropos – человек и ónyma – имя) – раздел ономастики, изучающий антропонимы – собственные именования людей: имена личные, патронимы (именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные или групповые), криптонимы (скрываемые имена), антропонимы литературных произведений (литературная антропонимика), героев в фольклоре, в мифах и сказках. Антропонимика разграничивает народные и канонические личные имена, а также различные формы одного имени: литературные и диалектные, официальные и неофициальные. Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антропонимикон – реестр личных имен.

Антропоним, особенно личное имя, отличается от многих других имен собственных характером индивидуализации объекта: каждый объект номинации (человек) имеет имя. Имена личные повторяются, что заставляет давать дополнительные именования. Официальное именование человека в развитом обществе имеет свою формулу имени: определенный порядок следования антропонимов и имен нарицательных (этнонимов, названий родства, специальности, рода занятий, званий, титулов, чинов и т.п.).

Антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты. Антропонимика изучает функции антропонима в речи – номинацию, идентификацию, дифференциацию, смену имен, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру, табуированием и др.

Данные антропонимики существенны и для других разделов языкознания, социологии, истории народов.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.