Итоги анкетирования муниципальных библиотек области по работе в направлении «семейное чтение» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Итоги анкетирования муниципальных библиотек области по работе в направлении «семейное чтение»

2022-07-03 84
Итоги анкетирования муниципальных библиотек области по работе в направлении «семейное чтение» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анкетирование было организовано Отделом методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс». Основная цель проведения – выявление наиболее перспективных форм и направлений работы с семьями в муниципальных библиотеках Тульской области для дальнейшего развития деятельности в рамках областной программы по продвижению семейного чтения в Тульской области на 2022-2024 гг.

Опрос проводился с 1 февраля по 1 мая 2021 года. В нем приняло участие 93 респондента.

По условиям участия в опросе это должны были быть отдельные муниципальные библиотеки области. Однако, некоторые библиотечные системы по согласованию с ОМОПР заполнили общую форму, охватывающую работу всех своих структурных подразделений.

Таким образом, в исследовании приняло участие 86 библиотек и 7 централизованных библиотечных систем, охватывающих работу ещё 65 библиотек. Общее количество участников составило 151 библиотека, что составляет 38% от общего числа работающих на сегодняшний день муниципальных библиотек в Тульской области, 46% от библиотек, обслуживающих детей до 14 лет.

Участникам были предложены открытые вопросы, требующие чаще всего развернутых ответов и затрагивающие практически все стороны деятельности библиотеки по семейному чтению.

На первый вопрос «Как Вы думаете, является ли деятельность библиотеки по семейному чтению актуальным на сегодняшний день направлением», 88,7% участников (134 библиотеки) ответили, что да, безусловно, это одно из актуальных направлений в библиотеке. И причины, почему библиотекам необходимо работать в этом направлении, специалисты озвучили следующие:

- традиции семейного чтения позволяют приобщить ребёнка к книге, чтению и сделать его систематическим;

- семейное чтение – это важнейший и лучший способ общения родителей с их детьми посредством книги;

- пример читающего старшего поколения (родителей, бабушек и дедушек) вызывает интерес к чтению у детей;

- родители в процессе совместного чтения учатся лучше понимать своего ребенка;

- бабушки и дедушки, принимая участие в семейных чтениях и обсуждениях, помогают социализации младшего поколения;

- для старшего поколения семейное чтение можно рассматривать как профилактику старения;

- семейное чтение литературы, интересующей всех членов семьи, обсуждение прочитанного – это общение, сближающее людей разных возрастов;

- очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе со взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают ее: такое общение воспитывает больше, чем назидательное слово. 

Один респондент затронул болезненную сторону исследуемой темы, говоря о том, что с течением времени и изменением жизненного уклада людей тема семейного чтения теряет свою актуальность. 2,6% респондентов (4 чел.) ответили на вопрос, что данная тема для них не является актуальной.

При этом ответ на второй вопрос «Ведётся ли в Вашей библиотеке работа по семейному чтению?» показал, какие муниципальные библиотеки региона проводят работу в этом актуальном направлении. 76 библиотек (50% от общего количества участников) ведут работу по семейному чтению, 62 библиотеки (41%) – не ведут, 13 библиотек (9%) недостаточно, как хотелось бы. Только 66% библиотек из тех, которые считают работу по семейному чтению актуальной, ведут работу по семейному чтению.

Одним из узких направлений работы по семейному чтению является ведение семейных формуляров. Всего в 95 библиотеках-участницах (63% от общего количества участников), где так или иначе ведется учет читающих семей (не обязательно через формат семейных формуляров), по итогам 2020 года обслуживается 5080 семей. В 67 библиотеках (44% от общего количества участников)осуществляется учет семей через ведение семейных формуляров, таких семей – 4489, формуляров – 4313, читателей в них – 10594 чел., среднее количество читателей, приходящихся на 1 семейный формуляр, составляет 2,5 ( т.е. 2-3 члена семьи). Таким образом, 85% семей учитываются в библиотеках-участницах через ведение семейных формуляров. Посещения по семейным формулярам в 2020 году составили 82020 чел., книговыдача – 212225 экз., среднее количество посещений на 1 семейный формуляр составило 19 чел., книговыдач – 49 экз., т.е. в течение года читатели семейных формуляров приходят в библиотеки примерно 1-2 раза, при этом выбирая 4-5 экз. документов. Данный показатель усредненный, поэтому в некоторых библиотеках эти показатели будут крайне малы (1-2 посещения в год, книговыдача – 4 экз.), а в других – достаточно весомые (32 посещения в год с книговыдачей 75 экз. и до 36 экз. на одного читателя семейного формуляра в год). При этом Положение о семейном формуляре разработали только 37 библиотек (24% от общего количества участников) из 5 библиотечных систем (Алексинской, Донской, Щекинской, Кимовской, Куркинской). Все Положения были представлены организаторам в виде прикреплённых документов в ходе анкетирования (см. Приложение 1). Образцы Положений некоторых библиотечных систем идентичны, поэтому представлены некоторые из них. Положения были официально приняты в период с 2015 по 2020 гг. (раньше всех, в 2015 г. – в Алексинской ЦБС, в 2017 г. – в Куркинской, в 2019 г. – в Кимовской, в 2020 гг. – в Щёкинской межпоселенческой и Донской ЦБС).

В рамках проведения мероприятий для семей в библиотеках области и реализации программ и проектов можно сказать, что данная работа налажена не на должном уровне. За 2020 год выявлено всего 4 клуба (представлена информация по 3 клубам), 3 проекта, 5 программ и ни одного конкурса для читающих семей.

Среди клубов можно назвать:

- клуб семейного чтения «Слово» при городской библиотеке №1 МКУК «Узловская городская ЦБС» (организован в 2019 г., имеется Положение о работе КЛО, План работы на 2021 г., 15 постоянных участников, 40% детей (6 чел.), 60% взрослых (9 чел. – родители, бабушки, дедушки);

- клуб любительского объединения «В гостях у сказки» детского отдела Куркинской районной библиотеки (создан в 2013 г., имеется Положение о работе КЛО, План работы на 2021 г., 25 постоянных участников в соотношении 68% детей (17 чел.), 32% взрослые (8 чел.);

- «Школа экологических знаний» (нет информации, функционирует при МКУК «Куркинская централизованная библиотечная система»);

- познавательно-развивающий клуб для дошкольников «Читалочка» при библиотеке №2 МКУК «Кимовская МЦРБ» (работает с 2014 г., имеется Положение о работе, План работы на 2021 г., 40 постоянных участников, 50% родителей, 50% детей).

Среди программ, реализуемых библиотеками в рамках семейного чтения, можно выделить:

- программа литературного развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье «Дошколенок» в детской библиотеке МКУК «Кимовская МЦРБ» (имеется план работы на 2021 г.);

- программа семейного чтения «Войдем в мир книги вместе» в детской библиотеке МБУК «Чернская межпоселенческая библиотека им. А.С. Пушкина» (имеется план работы на 2021 г.),

- программа по семейному чтению «Библиотека-книга-семья» в библиотеке №2 МКУК «Кимовская МЦРБ» (2019-2020 гг.);

- программа по приобщению к чтению детей дошкольного возраста при поддержке родителей и педагогов «Волшебный рюкзачок» в Спас-Конинском сельском филиале МБУК «АЦБС» (2019-2020 гг.);

- программа семейного чтения «Семья 21 века и библиотека» в Спасской сельской библиотеке №25 МБУК «Новомосковская библиотечная система» (имеется план реализации на 2021 г.).

Среди проектов по семейному чтению можно выделить:

- «Библиотекари читают вслух» в ЦГБ им. А.С. Пушкина МБУК «Новомосковская библиотечная система» (2018-2021 гг., ссылка на созданные ролики проекта http://www.nmosk-lib.ru/information_resources/proekty/bibliotekari-chitayut-vslukh/); 

- «Библиотека – территория семейного чтения» в городской библиотеке МКУК «Узловская городская ЦБС» (2020 г.);

- «Чтение – дело семейное» в детском филиале МУК «Ясногорская центральная библиотека им. В.В. Вересаева».

Конкурсы по семейному чтению, к сожалению, в библиотеках области в 20221 году не проводились.

Наиболее развитой формой работы с семьями в библиотеках области является книжная выставка. В 2021 году было оформлено 289 выставок по семейному чтению, в среднем – 3 выставки в каждой библиотеке-участнице исследования, ведущей работу по семейному чтению, среднее количество документов на ней – 23-24 экз., выданных – 19-20 экз.

 

 

   

 

 

Интересные книжные выставки по семейному чтению в названиях распределены по группам:

- общая тематика: «Семейному чтению наше почтение», «Семью сплотить сумеет мудрость книг», «Всей семьей у книжной полки», «Где семья – там и книга», «Семейное чтение – для души», «С книгой дружим всей семьёй», «Книжная мудрость – семейное богатство», «Неразлучные друзья – папа, мама, книга, я», «Семья в мире книг», «Чтение – дело семейное», уголок семейного чтения «Знакомство с книгой начинается в семье»;

- чтение поколений: «Папина и мамина книга», «Книги трех поколений», «Их читали ваши родители», «Что читаем мы, что читали наши родители», «Семейный ЧИТАЙмер», «Семейный книжный шкаф»;

- читаем вместе, читаем вслух: «Почитаем вместе с мамой», «Вместе весело читать!», «Читайте детям, читайте вместе с детьми», «Читаем вместе, вместе интересней», «Почитайте детям вслух!», «7 причин, почему чтение вслух – лучшее, что вы можете сделать для ребенка», «Книга в вашей семье. Читаем вслух» и др.

Библиотеками-участницами исследования в 2021 году проведено 274 мероприятия по семейному чтению, участниками которых стали 4151 чел. В среднем получилось 3 мероприятия с посещением 46 чел. на каждую библиотеку-участницу исследования, ведущую работу по семейному чтению.

 

       

 

    

 

Среди интересных форм мероприятий по семейному чтению можно выделить: мастер-классы, дни открытых дверей для семей, квест «По страницам любимых книг», акция «Читаем всей семьей», праздники семейного чтения «Что важней всего на свете? – Мир, любовь, семья и дети»» и «С книгой мир в семье добрей и ярче!», арт-обзор «Мне дверь открыла в книжный мир читающая мама», беседа с детьми и родителями «Прочитай ребенку книгу – подари ребенку мир», родительское собрание «Детское чтение. Что могут родители?», литературная викторина «День читающей семьи», литературный вечер «Книги из детства», встреча в библиотеке «К книге и чтению через досуг и общение», экскурсия «Всей семьей в библиотеку», обзор книг для семейного чтения «Лучшее чтение – семейное чтение».

Были проведены циклы мероприятий: «О пользе семейного чтения» (для родителей), «Семейное чтение для сердца и разума», «Читайте детям не нотации, а книжки» и др. В ходе исследований названо 17 циклов мероприятий, реализованных в 2020 году. В рамках циклов проведено всего 80 мероприятий, среднее количество мероприятий одного цикла составляет 3-4 мероприятия на каждую библиотеку-участницу исследования, ведущую работу по семейному чтению.

В 2020 году также использовались онлайн-формы для работы по семейному чтению, например: слайд-обзор детских книг о семье «По литературному морю всей семьёй» https://vk.com/dbfvenev1919?w=wall553899261_325, буктрейлер по книге Ольги Колпаковой «Полынная ёлка» для семейного чтения http://www.nmosk-lib.ru. Только 29 библиотек-участниц исследования (22% из тех, кто ведет работу по теме, и 19% из общего числа участников исследования) получили в 2020 году или имели раньше опыт проведения мероприятий по семейному чтению в онлайн-формате.

Особого внимания заслуживает работа библиотек с социально-незащищёнными семьям и. 70 библиотек-участниц исследования (52% от числа библиотек, ведущих работу по семейному чтению, 46% от общего числа библиотек-участниц исследования) показали, что проводят ее. За 2020 год было реализовано 45 мероприятий для этой группы пользователей. Мероприятия носят различную тематику, можно выделить: праздник семейного чтения «Что важней всего на свете? – Мир, любовь, семья и дети», познавательную игру «Приключения на острове Чтения», литературно-музыкальный вечер «Поэтическая ода матерям», праздник дружбы и добра «Мир под солнцем книги», ознакомительную экскурсию по библиотеке «Всей семьёй в библиотеку», игровую программу «Новогодние приключения в библиотеке», час чтения с увлечением «Свидание с природой: Джеральд Даррелл», рождественские чтения «Свет Рождественской звезды», познавательную игру «Наш друг Мурзилка», развлекательно-игровую программу «Путешествие по книжным полкам», беседу-совет                                                                                                                                                                                                                                                           «Брось мышку, возьми книжку» и др.

Среди библиографических пособий по семейному чтению, созданных библиотеками-участницами исследования, можно выделить: книжку-малышку «Читаем с папой», буклет-рекомендацию «Чтение – дело семейное», рекомендательный список литературы для семейного чтения «Читайте детям сказки», памятку для родителей «О пользе семейного чтения», буклет «Рекомендации для родителей по использованию произведений в работе с детьми младшего школьного возраста», буклет «Читаем вместе» (подсказка для родителей), информационную закладку «Читаем книги всей семьей», рекомендательный список «Библиотека – территория семейного чтения»», буклет «Семейное чтение сближает поколения», лэпбуки, созданные детьми совместно с родителями и библиотекарями и др. В целом только 35 библиотеки-участницы (26% из тех, кто работает по семейному чтению, 23% от общего количества библиотек-участниц исследования) имеют опыт создания библиографических пособий по теме исследования.    

 

 

   

 

Только 6 библиотек-участниц исследования (4% от общего количества) показали, что были участниками профессиональных мероприятий по семейному чтению, из которых районного уровня – 2, всероссийского уровня – 4. Были названы: районный семинар для библиотечных специалистов «Семейное чтение как источник духовного общения семьи», онлайн-конференция «Внеклассные чтения», всероссийская научно-практическая конференция «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения» от РГДБ. В 2020 году 4 муниципальные библиотеки стали участниками Всероссийского онлайн-фестиваля семейного чтения #ЧитайФест. Из участников исследования — это детский филиал МУК «Ясногорская центральная библиотека им. В.В. Вересаева» и Ненашевский сельский филиал МКУК «Заокская межпоселенческая ЦБС».

Важное направление деятельности любой библиотеки – комплектование ее фондов. Работа по семейному чтению также невозможна без пополнения фондов библиотек книгами и периодическими изданиями для совместного чтения детей любого возраста и родителей. Исследование показало, что 76 библиотек-участниц исследования (50% от общего количества) комплектуются по теме исследования, некоторые участники отметили комплектование только периодическими изданиями (подписка) и недостаточное комплектование.

Не случайно говорят, что книга для семейного чтения может быть любой, поэтому среди книг, поступивших в муниципальные библиотеки в 2020 году и используемых в рамках работы по семейному чтению, были названы следующие авторы и их произведения: «Алиса в Стране Чудес» Л. Кэрролла, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Поллианна» Э. Портер, «Щенок Барни, или Пушистый герой» и «Где же медведь?» Холли Вебб, «Сказки» А.С. Пушкина, «Веселая семейка» Н. Носова, «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Любимые сказки малышей» М. Пляцковского, «Умная и знаменитая собачка Соня» А. Усачева, поучительные сказки «Зайчик Сева обиделся» Е. Кралич и «Мамины уроки» В. Лясковского для чтения взрослыми детям, «Когда отдыхают ангелы» М. Аромштан, «На качелях между холмами» М. Самарского, «Дом П» Ю. Кузнецовой, «Островитяне» Т. Михеевой, «Витька-Винтик» Л. Романовской и др. Названные книги имеют год издания не ранее 2017.

66 библиотек-участниц исследования (44% от общего количества) комплектовались в разные годы по теме исследования различными периодическими изданиями, среди которых можно увидеть преимущественно журналы:

- для родителей («Воспитание школьников», «Дошкольное воспитание», «Семейное чтение», «Семья и школа»);

- познавательные и развлекающие для детей разного возраста («Веселые уроки», «Геоленок», «Детская энциклопедия», «Ёжик», «Мир детей и подростков», «Мурзилка», «Непоседа», «Саша и Маша», «Сказочный мир», «Тошка и компания», «Чудеса и приключения детям», «Шишкин лес»);

- литературные («Детская роман-газета», «Школьная роман-газета», «Детское чтение для сердца и разума», «Путеводная звезда», «Читайка»);

- экологические («Лазурь», «Муравейник», «Свирель», «Свирелька», «Филя», «Юный натуралист»);

- православные («Божий мир», «Православная радуга»);

- предназначенные для совместного чтения и досуга с дошкольниками и младшими школьниками («Веселые картинки», «Веселый колобок», «Маленькие академики», «Умняша»).

Всего указано 33 названия подписных периодических изданий. В 2020 году подписка была оформлена у 52 библиотек-участниц исследования. Среди журналов, не названных в общем списке и выписанных в 2020 г. можно отметить: «А почему?», «АБВГДейка», «Детская газета», «Наш Филиппок», «Понимашка», «Почемучкам обо всем на свете».

Библиотеки слабо комплектуются современными пособиями для родителей, в которых традиционно освещаются вопросы развития детей, в т.ч. и посредством совместного чтения. Только 40 библиотек указали на наличие подобных изданий, временной охват которых представлен от 1948 до 2020 гг. Большинство названных пособий крайне скудно освещают тему исследования. Среди книг можно выделить следующие: Пеннак Д. «Как роман», Тимофеева И.Н. «100 книг вашему ребёнку: беседы для родителей», Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», Беленькая Л.И. «Ребенок и книга: о читателе восьми-девяти лет», Л.Н. Толстой «Воспитание в свободе».

 

Таким образом, несмотря на убежденность большинства библиотечных специалистов о необходимости деятельности по семейному чтению, можно сделать вывод о низком уровне работы муниципальных библиотек Тульской области в данном направлении. Наблюдается отсутствие или слабая проработка идей продвижения семейного чтения, способов привлечения детей, родителей и других членов семьи к библиотечным мероприятиям, организации их совместного интеллектуального досуга в библиотеке. Для данной группы пользователей организовано недостаточно клубов по интересам, не прописаны программы и проекты, помогающие всесторонне взглянуть на данную проблему, отсутствуют творческие конкурсы для читающих семей. Наблюдается низкий уровень комплектования книгами и периодическими изданиями для семейного чтения в исследуемых библиотеках. Данные проблемы требуют комплексного подхода для их решения, организации централизованного руководства деятельностью библиотек и совместной работы в регионе по направлению.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.