Тема 2.3. Трудовые ресурсы и производительность труда — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 2.3. Трудовые ресурсы и производительность труда

2022-07-03 24
Тема 2.3. Трудовые ресурсы и производительность труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 2.3. Трудовые ресурсы и производительность труда

Лекция 6.

Вопросы:

1. Персонал предприятия: понятие, классификация по характеру трудовой деятельности, выполняемым функциям. Авиационный персонал: определение и классификация.

2. Баланс рабочего времени. Производственный календарь. Суммированный учет рабочего времени.

3. Планирование численности персонала.

4. Производительность труда: показатели, методы ее измерения, факторы роста.

 

Персонал предприятия

Персонал предприятия – это занятые на предприятии работники, прошедшие специальную подготовку, имеющие опыт и навыки труда.

В зависимости от характера трудовой деятельности персонала предприятии подразделяется по: профессиям, специальностям, квалификации.

- Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и навыков;

- Специальность – вид деятельности в пределах данной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работника дополнительных специальных знаний и навыков;

- Квалификация – уровень подготовки работника, подтверждаемый соответствующим документом об образовании (диплом, аттестат, свидетельство и т.д.), определяется тарифным разрядом, категорией, классностью и т.д..

По участию в производственно-хозяйственной деятельности персонала предприятия подразделяется в общем случае на:

Производственный персонал (ПП) - персонал основной деятельности. Это работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов, всех видов охраны, руководство предприятия.

Непроизводственный персонал (НП) – работники, занятые в непроизводственной сфере деятельности предприятия (поликлиники, сфера питания, культуры, ЖКХ, подсобные хозяйства и др.)

В гражданской авиации работники подразделяются в соответствии с Воздушным кодексом Республики Беларусь на:

- авиационный персонал – граждане, имеющие специальную подготовку и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов ВС и авиационной безопасности, по организации, выполнению, а также обеспечению и обслуживанию полетов ВС, воздушных перевозок и авиационных работ, организации, обслуживанию воздушного движения и управление полетами. Авиационный персонал разделяется на:

- летный состав;

- нелетный авиационный персонал.

В Беларуси систематизация персонала осуществляется в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» ОКРБ 006-2009 (далее – ОКПД) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). В соответствии с ОКПД в зависимости от выполняемых функций персонал подразделяется на рабочих и служащих:

- рабочие подразделяются на рабочих основной деятельности (в гражданской авиации к ним относятся авиационные механики и техники различных специальностей) и вспомогательной – не связанные с обслуживанием авиационной техники;

- служащие – работники, осуществляющие административно-хозяйственные и управленческие функции. В совокупности они формируют административно-управленческие аппарат (АУП) предприятия.

В зависимости от выполняемых функций выделяются три категории служащих:

1. Руководители – работники, занимающие должности руководителей предприятия и его структурных подразделений, которые отвечают за принятие и выполнение управленческих решений (директор, зам. директора, руководители цехов, структурных подразделений, начальники служб и др.). Руководители подразделяются:

1.1 линейные – руководители и их заместители, осуществляющие руководство производственными подразделениями предприятия;

1.2 функциональные – выполняют управленческие функции в масштабе предприятия по направлениям деятельности. Это главные специалисты (гл. инженер, гл. энергетик, гл. технолог, гл. бухгалтер и т.д.).

2. Специалисты – сотрудники, разрабатывающие на базе имеющейся у них специальной подготовки варианты управленческих решений или производственных задач (инженеры, технологи, бухгалтеры, юристы и др.).

3. Другие служащие – технические исполнители, обеспечивающие процесс управления производством (канцелярия, коменданты, дежурные, корректоры и др.).

На основе классификации ОКПД составлены:

1. Единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих (ЕТКС), которые содержат наименование профессий рабочих и квалификационные характеристики;

2. Единые тарифно-квалификационные справочники должностей служащих (ЕКСД) содержат наименование должностей, квалификационные характеристики должностей служащих.

ЕТКС и ЕКСД обязательны к применению во всех организациях независимо от их организационно-правовых форм.

ЕКСД состоит из 14 разделов по отраслям экономики и 34 выпусков по видам деятельности. Структура ЕКСД приведена в Приложении 1. Информация по специалистам ГА содержатся в выпуске 14 ЕКСД «Должности служащих, занятых на воздушном транспорте» (Приложение 2.)

ЕКСД применяется в целях:

- определения наименований должностей служащих;

- определения трудовых функций служащих, которые прописаны в квалификационных характеристиках и содержат три раздела: должностные обязанности, должен знать и квалификационные требования;

- разработки должностных инструкций, определяющих задачи, функции, права, обязанности и ответственность по конкретным занимаемым должностям;

- аттестации специалистов на присвоение им квалификационных категорий;

- организации обучения, повышения квалификации, переподготовки и т.д.;

- установления дифференциации оплаты труда через установление тарифных разрядов.

Квалификационная характеристика должности имеет три раздела (Приложение 3):

1. «Должностные обязанности» - устанавливает основные для данной должности трудовые функции;

2. «Должен знать» - содержат требования в отношении специальных знаний, знаний нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые служащий должен применять при выполнении должностных обязанностей;

3. «Квалификационные требования» - определяет уровень образования, специальность, требования к стажу работы, специальной подготовки и т.д.

На основании раздела «Должностные обязанности» квалификационной характеристики разрабатывается должностная инструкция служащего.

Должностная инструкция определяет должностные обязанности служащего, конкретные виды выполняемых работ, его права и ответственность. Должностная инструкция является нормативным актом организации, утверждается руководителем и обязательна для исполнения служащим.

Пример.

Для работников АТБ с нормальными условиями труда установлен суммированный учет рабочего времени, кроме администрации, с учетным периодом квартал (3 месяца) и продолжительностью смены 12 часов.

Производственным календарем на 2020 год расчетная норма рабочего времени I квартала составляет 495 часов, в том числе в январе - 159 часов, в феврале - 160 и марте - 176 часов. Графиком работ для работников запланировано (цифры условные): в январе - 168 часов (+9), в феврале - 156 (-4) и марте – 172 часа (-5). В целом за I квартал 2020 года рабочее время, предусмотренное графиком, равно расчетной норме 495 часов по производственному календарю. Запланированная графиком работы продолжительность в январе норма времени (168 ч.) превышает установленную производственным календарем 159 часа. Однако, отработанное сверх нормы время 8 часов не является сверхурочным временем. Для работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, сверхурочной считается работа, выполненная сверх нормы рабочего времени установленного учетного периода (в IV кв 495 часов), которая оплачивается в соответствии с законодательством в повышенном размере (ст. 69 ТК). В случае, когда количество фактически отработанных часов меньше расчетной нормы учетного периода, оплата производится за фактически отработанное время. Пример оформления графика работы при суммированном учете рабочего времени диспетчерского состава УВД приведен в Приложении 6.

 

Планирование численности персонала.

Планирование численности персонала - это комплекс мер по обеспечению потребности предприятия в работниках.

Работники предприятия могут быть постоянными, временными, сезонными или принятыми для выполнения разовых работ по гражданско-правовым договорам.

Различают   виды численности работников:

- общая (Чобщ) - общее количество персонала предприятия работающих на постоянной основе (контракт или бессрочный договор), временно, сезонно, принятыми для выполнения разовых работ по гражданско-правовым договорам и

совместители;

- списочная (Чсп) - включает работников, работающих по трудовому контракту и выполняющих постоянную, временную, сезонную работу. Списочная численность не включает совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера. Она отражает фактических и отсутствующих работников, определяет потребность в работниках для полного укомплектования рабочих мест.

- среднесписочная (Чсс) - определяется суммированием списочного состава работников за каждый календарный день расчетного периода, включая нерабочие дни, и делением полученной суммы на число календарных дней в этом периоде (месяц, квартал, год)

 

ЧСС = ,                                                                                 (1)

где n - количество календарных дней в данном периоде.

Применяется при экономических расчетах.

- явочная (Чяв) - количество рабочих, явившихся на работу:

 

ЧЯВ =                                                                              (2)

где Рм - число рабочих мест;

Т - время работы предприятия за данный период, дней или часов;

Нвр - норма работы одного работника за данный период, дней или часов.

Перевод явочной численности в списочную необходим в связи увольнением, приемом на работу, повышением квалификации работников и осуществляется по формуле

 

Чспяв  Кпр                                                                                 (3)

где Кпр - коэффициент приведения, рассчитывается или принимается Кпр=1,1 и учитывает отсутствие работников по различным причинам.

Для характеристики движения кадров применяется коэффициент текучести кадровт) - отношение числа уволенных по субъективным причинам (собственное желание, окончание контракта и др.) к среднесписочной численности работников

Кт=  100 (%)                                                                   (4)

где Чув - численность уволенных работников.

 

Основные этапы планирования численности персонала:

- оценка численности, соответствие структуры имеющегося персонала производственному процессу;

- планирование потребности текущей и долгосрочной по профессиям, специальностям и квалификации;

- планирование работы с персоналом на соответствие требованиям производственного процесса и развития предприятия (повышение квалификации, переучивание на новую технику и технологии и др.);

- определение потребности средств на оплату труда персонала.

Для определения потребности в производственном персонале применяются различные методики в зависимости от характера работы предприятия.

1. Метод количества рабочих мест. Расчет проводится в следующей последовательности:

1.1. определяется количество рабочих мест (например, цеха, диспетчерского пункта и т.д.);

1.2. определяется явочная численность работников, формула (2) или по табелю учета рабочего времени;

1.3. вычисляется списочная численность, формула (3).

2. По количеству рабочих мест и нормам обслуживания.

 

Чраб = n·Ксмобс                                                                                                                                    (5)

где n - количество обслуживаемых рабочих мест;

Ксм - коэффициент сменности;

Нобс - норма обслуживания.

3. По нормам выработки

 

Чраб=                                                         (6)

где ППi - годовая производственная программа выпуска, шт., т. и т.д.

Нвыр - годовая норма выработки по i - му. изделию;

квыр - коэффициент выполнения норм выработки.

Расчет численности руководящего состава, АУП производится на основании методик Минтруда и соцзащиты РБ: численность руководящего состава (постановление от 9 марта 2004 г. № 25); работников кадровых служб (постановление от 27.12.2005 г. № 187); служб организации труда и заработной платы (постановление от 24.09.2007 г. № 117); работников бухгалтерии (постановление от 14.11.2006 г. № 143); специалистов по охране труда (постановление от 23.07.1999 г. № 94) и другие.

В гражданской авиации наряду с нормативными документами Министерства труда и социальной защиты РБ руководствуются отраслевыми нормативными документами, учитывающими специфику отрасли, рекомендациями DОС ИКАО (летного состава, диспетчеров ОВД, службы авиационной безопасности и др.).

На основании расчета потребности в персонале разрабатывается и утверждается руководителем штатное расписание. Штатное расписание - документ, указывающий необходимое количество работников (списочную численность) по численности, профессиям, специальностям, квалификации. В штатном расписании предприятия указывается наименование должностей служащих и профессий рабочих, их необходимое количество, приводится расчет и размеры заработной платы каждого работника, и фонд оплаты труда предприятия. Пример оформления приведен в ПРИЛОЖЕНИИ7.

 

Производительность труда.

Эффективность использования персонала предприятия характеризует производительность труда.

Производительность труда (ПТ) - это эффективность общественного труда в процессе производства, которая выражается количеством производимой продукции (услуг) в единицу времени или количество рабочего времени затрачиваемого работником на изготовление единицы продукции.

Уровень ПТ характеризуется показателями:

- Выработка (В) - количество произведенной продукции к среднесписочной численности работников

 

В = Qp / Чсс                                                                                                                                    (7)

Выработка является экономическим показателем производства продукции (услуг).

- Трудоемкость (ТЕ) - количество времени затраченного на единицу продукции или отношение среднесписочной численности работников (или числа отработанных человеко-часов) к объему производственной продукции.

 

ТЕ = Чсс / Qp                                                                                                                             (8)

Трудоемкость является производственным показателем, т.е. определяет трудовые затраты на единицу продукции или на рубль ее стоимости.

Показателем роста ПТ является увеличение выпуска продукции за определенное время или уменьшение затрат труда, измеряемого рабочим временем, на выпуск определенного количества продукции.

Производительность труда формируется как на основе личностных факторов работника (производительность работника), так и производственных факторов. Элементы производительности труда представлены на рисунке 1.

 

 


 Производительность

Производительные факторы
 труда

Производительность     рабочего
             
 
   
     

 

 


Рис 1. Элементы производительности труда.

 

Для измерения ПТ в зависимости от вида производства применяется натуральный, условно-натуральный, стоимостной и трудовой методы.

4.1. Натуральный метод - ПТ определяется отношением объема произведенной продукции в натуральных единицах (ткм, пкм, штуки, тонны и др.) к среднесписочной численности персонала основного производства. Применяется на предприятиях выпускающих однородную продукцию (перевозка грузов или только пассажиров, добывающая промышленность и др.)

ПТн =                                                                     (9)

где Q- объем произведенной продукции, т·км, пасс·км, штуки, тонны и др.;

Чсс - численность среднесписочная работников основного производства, чел.

4.2. Условно-натуральный — разнородная продукция с помощь различных коэффициентов приводится к единому (основному) виду продукции в условно-натуральном выражении. Этот метод менее экономически обоснован виду неоднородности продукции и необходимости приведения к общему виду. Рассчитывается по формуле

 

ПТу.н.=                                                                        (10)

где - Qi - количество произведенной продукции в натуральном измерений;

Кi - коэффициент приведения, с помощью которого продукция i -гoвида условно приводится к основному (базовому) виду;

n - количество видов продукции, шт.

Условно-натуральный метод измерения производительности труда нашел широкое применение на транспорте. Например, объем отправок аэропорта путем деления общего тоннажа приведенных отправок на среднесписочную численность работников аэропорта

 

ПТАП=                                                         (11)

где - Кi= 0,09 - коэффициент приведения пассажиров, равный весу пассажира с бесплатным багажом;

Qnac- отправки пассажиров, пкм;

Qгр, Qпоч – оправка грузов и почты соответственно, т.

ПТ авиакомпании определяется путем давления эксплуатационного таннокилометража (Wприв.экс) на среднесменную численность авиационного персонала

 

ПТак=                                                                       (12)

В структурных подразделениях предприятий ГА: АТБ, базах ЭРТОС производительность определяется путем деления объема вида технического обслуживания, исчисленного в приведенных единицах на среднесписочную численность работников основного производства. При выполнении работ ПАНХ, например, за единицу принята себестоимость летного часа самолета Ан-2. По другим типам ВС производится расчет при помощи коэффициентов приведения. Например, для Ан-26 и Ан-30 коэффициент равен 7.

4.3. Стоимостной метод применяется на предприятиях выпускающих множество видов продукции или оказывающих различные виды услуг. Общим измерителем продукции, работ, услуг является цена. Стоимостной метод является наиболее универсальным, применим для любой отрасли, обеспечивает возможность сравнения эффективности работы различных по роду деятельности предприятий. В рыночных условиях хозяйствования стоимостной метод является основным методом оценки эффективности общественного труда.

ПТ определяется путем деления объемов авиационных работ и услуг в стоимостном выражении (выручки) на среднесписочную численность работников основного производства

 

ПТц =                                                                      (13)

где - ПТц - производительность труда в стоимостном выражении, р/чел.;

Qi- объем выпущенной продукции, работ, услуг i - го вида, руб.

n - количество видов продукции, работ, услуг.

4.4. Трудовой метод - объем вырабатываемой продукции, выполненной работы или оказанных услуг определяется по ее трудоемкости, т.е. затрат  рабочего времени в нормо-часах на изготовление единицы продукции, работ или услуг. Метод дает положительные результаты при наличии точного определения норм труда. В гражданской авиации этот метод находит применение при техническом обслуживании ВС. Трудоемкость в чел.-час. указывался в Технологических указаниях по выполнению регламентных работ данного типа BC.

Факторы роста ПТ.

Факторы роста ПТ объединяют в три группы: материально-технические, организационные, социально-экономические.

1.Материально-технические - определяются техническим прогрессом. Это совершенствование и внедрение новых экономичных типов воздушных судов, новых типов локационного, навигационного, связного и электрооборудования, внедрение автоматизированных систем управления воздушным движением и диагностирования воздушных судов, систем посадки и др. Технический процесс увеличивает объем производства, что и повышает производительность труда авиационного персонала без увеличения его численности.

Увеличение производительности труда ( ПТ) при увеличении объема производства и неизменной численности работников определяется по формуле

ПТ =  · 100%                                                        (14)  где - Qпл,Qотч– объем производства планируемый и отчётный соответственно,руб.

Повышения производительности за счёт снижения трудоемкости производства (  определяется по формуле

 · 100%                                          (15)

2 .Организационные - совершенствование организации труда, совершенствование организационной структуры предприятия и методов управления, планирования и других факторов. Например, переход на новое сокращенное эшелонирование полетов в воздушном пространстве, более рациональное размещение локационного оборудования на территории республики, слияние и присоединение авиапредприятий и др.

Рост производительности за счет сокращения численности работников определяется по формуле

 

 · 100%                                                      (16)

Эч – расчетная экономия численности, за счет факторов роста производительности труда, чел.

3 .Социально-экономические - к ним относится укрепление трудовой дисциплины, повышение квалификации работников, материально-бытовых условий, моральная и материальная заинтересованность в результатах труда и др.

Экономическая эффективность деятельности предприятия определяется соотношением производительности труда и уровнем оплаты труда. Для повышения эффективности работы предприятия необходимо обеспечивать опережающей рост производительности труда по отношению к росту заработной платы.

Вопросы самоконтроля

1. Определение понятия персонал предприятия.

2. Как подразделяется персонал предприятия в зависимости от:

2.1 характера трудовой деятельности;

2.2 выполненных функций

3. Как подразделяется персонал в ГА. Какими документами определяется?

4. Каким документом персонал подразделяется на категории «рабочие» и «служащие».

5. Какими документами определяется перечень должностей служащих, рабочих.

6. Какой документ определяет квалификационные характеристики рабочих.

7. Какой документ определяет квалификационные характеристики служащих.

8. Какие разделы содержат квалификационная характеристика, их содержание.

9. Понятие производственного календаря его содержание, кто составляет.

10. Понятие рабочее время и баланс рабочего времени.

11. Табель учета рабочего времени: содержание, назначение.

12. Нормативная продолжительность рабочего времени в неделю.

13. Понятие и особенности метода суммированного учета рабочего времени.

14. Виды численности работников предприятия, их содержание и расчет.

15. Этапы планирования численности работников предприятия.

16. Методы планирования количества рабочих мест, их содержание.

17. Содержание и назначение штатного расписания предприятия (структурного подразделения).

18. Понятие производительности труда и способы ее определения.

19. Методы измерения производительности труда и их содержание.

20. Расчет роста производительности труда: за счет роста объема производства; за счет сокращения численности работников.

21. Факторы роста производительности труда и их содержание.

 


Литература.

1. Экономика отрасли: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Экономика отрасли" / сост. А. И. Науменко. – [Электронный ресурс]. – Минск: БГАА, 2017. – Режим доступа http:// Z:\ FULLTEXT\ Высшее образование. Факультет гражданской авиации. Кафедра СГД/. – Дата доступа: 26.03.2018.

2. Экономика гражданской авиации: учеб. пособие / Под ред. Н.И. Степановой.- М.: МГТУ ГА, 2014. С 22-33.

3. экономика предприятия: учебное пособие / А. С. Головачев. – Минск: РИУВШ, 2018. – 396 с.

4. Диброва Г.С., Лисин Е.П., Хижняк А,Н. Экономика, организация и планирование гражданской авиации: учебник / Под ред. Г.С. Дибровы. – Москва: Транспорт, 1989. С 12-21

5.Постановление Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 21.05.2002 №77 (в ред. от 17.10.2005 3139)«Об утверждении квалификационного справочника «Должности служащих, занятых на воздушном транспорте».

7.Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих».

8. Единый квалификационный справочник должностей служащих. Раздел 4. Транспорт и связь. Выпуск 14 «Должности служащих, занятых на воздушном транспорте».


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛАССИФИКАТОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОКРБ006-2009

 

ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ И ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ

ПРАФЕСИ РАБОЧЫХ 1 ПАСАДЫ СЛУЖАЧЫХ

Издание официальное

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь

Минск


г

——

 

Структура Единого квалификационного справочника должностей служащих

Номер выпуска ЕКСД 1 Наименование выпуска ЕКСД

Раздел 1. Экономика

1 Должности служащих для всех отраслей экономики

ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ЭКОНОМИКИ

Раздел 2. Промышленность

   
2 Должности служащих для всех отраслей промышленности
3 Должности служащих, занятых в электроэнергетике
4 Должности служащих, занятых в нефтедобывающей промышленности и транспортировке нефти и газа
5 Должности служащих, занятых в торфяной промышленности
6 Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке
7 Должности служащих, занятых в легкой промышленности
8 Должности служащих, занятых в пищевой промышленности

Раздел 3. Сельское, рыбное и лесное хозяйства

9 Должности служащих, занятых в сельском и рыбном хозяйствах
10 Должности служащих, занятых в лесном хозяйстве

Раздел 4. Транспорт и связь

11 Должности служащих, занятых на железнодорожном транспорте
12   Должности служащих, занятых на наземном городском электротранспорте(трамваи, троллейбусы)
13 Должности служащих, занятых на автомобильном транспорте
14 Должности служащих, занятых на воздушном транспорте
15 Должности служащих, занятых на морском и внутреннем водном транспорте

 


 


    Раздел 5. Строительство
17   Должности служащих, занятых в строительстве
 

 

Раздел 6. Торговля, общественное питание, материально-техническое

снабжение, сбыт и заготовки

18   Должности служащих, занятых в торговле и общественном питании
19   Должности служащих, занятых в материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках

 


 

Туризм

 


Раздел 10. Образование, наука и научное обслуживание
28 Должности служащих, занятых в образовании
29 Должности служащих, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях

 

 

Раздел 4. Транспорт и связь

ВЫПУСК 14

 

 

Должности служащих, занятых на воздушном транспорте


Редакторы: Шимко В.П., Новикова И.Н.

Выпуск 14 ЕКСД «Должности служащих, занятых на воздушном транспорте» (далее - Справочник), утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 мая 2002 г. № 77, является нормативным документом, регламентирующим организацию труда служащих.

Применение Справочника обеспечивает:

- рациональное разделение труда между руководителями, специалистами и другими служащими (техническими исполнителями);

- единство при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований;

- правильное решение вопросом подготовки, повышения квалификации, подбора, расстановки и использовании кадров в соответствии со специальностью и квалификацией и пр.

Справочник служит основой при разработке должностных инструкций, определяющих конкретные обязанности служащих, их права и ответственность согласно занимаемой должности, с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Справочник разработан Научно-исследовательским институтом труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь совместно с Государственным комитетом по авиации Республики.

Беларусь, Белорусским оборонным спортивно техническим обществом (БелОСТО), Государственным Учреждением авиационной охраны лесов "Беллесавиа", Справочник сформирован в соответствии с Перечнем должностей авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1999 г. № 2076.

В Справочник включены квалификационные характеристики по 61 должности руководителей и 107 - специалистов и других служащих.

СОДЕРЖАНИЕ

ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ ЗАНЯТЫХ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Руководители

Главный штурман.............................................. 214

Директор представительства............................ 215

Командир авиационного звена........................ 216

Командир авиационного отряда....................... 217

Командир авиационной эскадрильи................. 218

Командир воздушного судна............................ 219

Командир (пилот, летчик) воздушного судна -

инструктор......................................................... 220

Командир учебно-тренировочного центра...... 220

Мастер газодымозащитной службы...................... 221

Мастер по ремонту транспорта....................... 222

Начальник авиационно-технической базы....... 222

Начальник аэровокзала..................................... 224

Начальник аэродромной службы (аэродромнотехнического комплекса)   224

Начальник аэропорта............................................. 225

Начальник базы аэродромно-технического обеспечения    226

Начальник базы эксплуатации радиотехнического оборудования и

связи................................... '............................. 226

Начальник бюро по розыску багажа................ 227

Начальник диспетчерской (производственно- диспетчерской) службы

(отдела).............................................................. 228

Начальник инженерно-авиационной службы по испытанию и

эксплуатации воздушных судов............................ 229

Начальник инспекции по безопасности полетов.      230

Начальник информационно-справочного бюро..        231

Начальник караула военизированной охраны …………232

Начальник летно-испытательного подразделения (базы, комплекса,

станции, центра).................................................. 233

Начальник летно-методического кабинета..... 234

Начальник отдела аэронавигационной информации235

Начальник отдела бронирования и продаж...... 235

Начальник отдела движения.............................. 237

Начальник отдела (дирекции) по обслуживанию

пассажиров.......................................................... 237

Начальник отдела маркетинга и организации регулярных перевозок...23 8

Начальнйк отдела оперативного управления производством и обслуживания рейсов на перроне239 Начальник отдела планирования и обеспечения

использования воздушного пространства............... 240

Начальник отдела радиоэлектротехнического

обеспечения........................................................ 241

Начальник подразделения досмотра................ 241

Начальник подразделения инженерно-технических средств охраны

и досмотра......................................................... 242

Начальник подразделения охраны и контроля.... 243 Начальник поисково-спасательного подразделения244 Начальник радиостанции....... 244

Начальник расчета пожарной машины.................... 245

Начальник склада горюче-смазочных материалов246 Начальник службы аэровокзального комплекса....246

Начальник службы бортпроводников...................... 247

Начальник службы горюче-смазочных материалов.. 248

Начальник службы грузового комплекса                    249

Начальник службы движения                                          249

Начальник службы движения и эксплуатации радиотехнического

оборудования и связи................................................. 250

Начальник службы (подразделения) авиационной

безопасности............................................................... 251

Начальник службы радиотехнического обеспечения и

связи............................................................................ 252

Начальник службы сервиса авиакомпаний............... 253

Начальник службы спецтранспорта.......................... 254

Начальник службы управления ресурсами и продажи

перевозок.................................................................... 255

Начальник узла светотехнического и

электротехнического обеспечения полетов.............. 256

Начальник узла связи................................................ 257

Начальник филиала.................................................... 258

Начальник центра управления воздушным движением   259

Начальник штаба авиационного отряда.............. 260

Руководитель полетов..........................................


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.