Правовое регулирование трудовых отпусков — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Правовое регулирование трудовых отпусков

2022-07-03 25
Правовое регулирование трудовых отпусков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как было выше сказано Всеобщая декларация прав человека (ст.24) провозглашает в качестве неотъемлемого права каждого человека право на отпуск и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. Ст.43 Конституции Республики Беларусь закреплено право на отдых. Это право обеспечивается как законодательным ограничением продолжительности рабочего времени, так и четким регулированием видов времени отдыха и условий его предоставления [42].

Время отдыха - это часть календарного времени, в течение которого работник в соответствие с законодательством свободен от выполнения своих трудовых обязанностей и вправе использовать это время по своему усмотрению. Однако не все время, считающееся временем отдыха, работник использует непосредственно для отдыха (время проезда к месту работы и обратно, время домашнего труда) [43, с.101].

Правовое регулирование времени отдыха имеет большое значение. Это время работник использует в своих интересах: для восстановления затраченных сил, повышения культурного и образовательного уровня. Полноценный отдых способствует профессиональной трудоспособности, сохранению жизни и здоровья работников [44].

Право на отдых, провозглашенное ч.5 ст.37 Конституции Республики Беларусь, в соответствии со ст.24 Всеобщей декларации прав человека относится к числу основных прав.

Республика Беларусь в Конституции провозглашает себя социальным и правовым государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достичь этой цели невозможно без предоставления свободного времени.

Дополнительный отпуск предоставляется отдельным категориям работников вследствие особых условий или характера труда, за ненормированный рабочий день, продолжительность стажа, в качестве поощрения (ст.157-160 ТК). Очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается графиком, с учетом требования законодательства о предоставлении трудового отпуска отдельным категориям граждан в определенный период, утверждаемым нанимателем по согласованию с профсоюзом [45].

В ТК, законах и специальных нормативных правовых актах охвачены трудовые отпуска, их статус.

Однако в них имеются недостатки. Нет четкого определения понятия «трудовой отпуск». Нововведения ухудшили правовое положение работников: дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день сократился с 14 до 7 календарных дней (ст.158 ТК). Нанимателю предоставляется возможность решать вопрос о категориях работников, имеющих право на отпуск за ненормированный рабочий день, и за рамками перечня, утвержденного нанимателем, могут остаться работники у которых явно по характеру труда ненормированный рабочий день. Уменьшился отпуск за продолжительный стаж работы с 4 до 3 календарных дней. Норма о предупреждении работника об отпуске за 15 календарных дней (ст.169), в силу производственной занятости, часто не выполняется [46].

Указанные проблемы можно решить путем совершенствования законодательства о труде. Следует легализовать понятие трудового отпуска, что способствовало бы разграничению трудового и социального отпусков, так как они имеют существенные различия. Нужно дифференцировать интересы работников в части продолжительности отпусков, основания которых могут служить субъективные особенности работников: пол, возраст, состояние здоровья, кроме инвалидности. Это усилило бы социальную роль государства, о которой сказано в Конституции Беларуси.

Во-первых, сам термин «социальные отпуска» в конвенциях МОТ не используется, он применяется (наряду с термином «трудовые отпуска») для обозначения отпусков в законодательстве о труде ряда государств на постсоветском пространстве (Республика Беларусь, Республика Казахстан и др.). Во-вторых, в конвенциях МОТ не используется системный подход к характеристике социальных отпусков, в них затрагиваются вопросы предоставления и использования некоторых социальных отпусков отдельным категориям работников. Этим вопросам посвящены, в частности, конвенции МОТ № 140 об оплачиваемых учебных отпусках (1974 г.) (далее – Конвенция № 140), № 183 о пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства (2000 г.)  Так, Конвенцией № 140 государствам предлагается разрабатывать и осуществлять политику, направленную на содействие предоставлению оплачиваемых учебных отпусков для целей профессиональной подготовки на любом уровне; общего, социального или гражданского образования; профсоюзной учебы [47].

Конвенцией № 183, имеющей широкое нормативное содержание, установлено, что по представлении медицинского свидетельства или после иной надлежащей проверки, предусмотренной национальными законодательством и практикой, удостоверяющих предполагаемый срок родов, женщина имеет право на отпуск по беременности и родам продолжительностью не менее 14 недель (ст. 4); в соответствии с национальным законодательством или любым иным способом, соответствующим национальной практике, женщинам, отсутствующим на работе в связи с отпуском по беременности и родам, предоставляются денежные пособия. При этом денежные пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы женщина могла содержать себя и своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни (ст. 6); увольнение работодателем женщины в период ее беременности или отсутствия на работе в связи с отпуском по беременности и родам или в период после ее возвращения на работу, устанавливаемый национальным законодательством, является незаконным, за исключением увольнения по причинам, не связанным с беременностью или рождением ребенка и последствиями этого или с кормлением грудного ребенка. По окончании отпуска по беременности и родам женщине гарантируется право вернуться на свое прежнее или эквивалентное место работы с оплатой труда по прежним ставкам (ст. 8) [48].

Требует уточнения норма о порядке предоставления социальных отпусков. Согласно ч. 5 ст. 183 ТК социальные отпуска предоставляются за тот календарный год, в котором работник имеет на них право. Таким образом, по смыслу данной нормы все социальные отпуска предоставляются за текущий календарный год.

Вместе с тем очевидно, что некоторые социальные отпуска предоставляются не за текущий календарный год, а в иные периоды времени. Это касается, к примеру, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (которые предоставляются в любые периоды времени с учетом срока беременности или возраста ребенка); отпусков в связи с получением образования (которые предоставляются в учебном году, не совпадающим с календарным годом). С учетом сказанного предлагаем ч. 5 ст. 183 ТК изложить в следующей редакции: «Социальные отпуска предоставляются за текущий календарный год, в котором работник получил на них право, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Нуждается в уточнении норма о последствиях неиспользования социального отпуска. В соответствии с ч. 6 ст. 183 ТК в случаях неиспользования социального отпуска в текущем календарном году он не переносится на следующий рабочий год и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении [49, с. 126].

Мы разделяем позицию тех специалистов, которые считают, что в данном случае допущена технико-юридическая ошибка и здесь следует вести речь о том, что социальный отпуск не переносится на следующий календарный год. С учетом изложенного предлагаем ч. 6 ст. 183 ТК изложить в следующей редакции: «В случаях неиспользования социального отпуска в текущем календарном году он не переносится на следующий календарный год и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении» [50].

В заключение считаем возможным предложить следующее определение социального отпуска с учетом отсутствия легального определения в ТК: «Социальный отпуск – связанное с определенными обстоятельствами освобождение работника от работы для различных социальных целей с сохранением прежней работы, а также среднего заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Нет четкого определения понятия «трудовой отпуск». Нововведения ухудшили правовое положение работников: дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день сократился с 14 до 7 календарных дней (ст.158 ТК). Нанимателю предоставляется возможность решать вопрос о категориях работников, имеющих право на отпуск за ненормированный рабочий день, и за рамками перечня, утвержденного нанимателем, могут остаться работники у которых явно по характеру труда ненормированный рабочий день. Уменьшился отпуск за продолжительный стаж работы с 4 до 3 календарных дней. Норма о предупреждении работника об отпуске за 15 календарных дней (ст.169), в силу производственной занятости, часто не выполняется.

Указанные проблемы можно решить путем совершенствования законодательства о труде. Следует легализовать понятие трудового отпуска, что способствовало бы разграничению трудового и социального отпусков, так как они имеют существенные различия. Нужно дифференцировать интересы работников в части продолжительности отпусков, основания которых могут служить субъективные особенности работников: пол, возраст, состояние здоровья, кроме инвалидности. Это усилило бы социальную роль государства, о которой сказано в Конституции Беларуси.

Во-первых, сам термин «социальные отпуска» в конвенциях МОТ не используется, он применяется (наряду с термином «трудовые отпуска») для обозначения отпусков в законодательстве о труде ряда государств на постсоветском пространстве (Республика Беларусь, Республика Казахстан и др.). Во-вторых, в конвенциях МОТ не используется системный подход к характеристике социальных отпусков, в них затрагиваются вопросы предоставления и использования некоторых социальных отпусков отдельным категориям работников.

Требует уточнения норма о порядке предоставления социальных отпусков. Согласно ч. 5 ст. 183 ТК социальные отпуска предоставляются за тот календарный год, в котором работник имеет на них право. Таким образом, по смыслу данной нормы все социальные отпуска предоставляются за текущий календарный год.

Вместе с тем очевидно, что некоторые социальные отпуска предоставляются не за текущий календарный год, а в иные периоды времени. Это касается, к примеру, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (которые предоставляются в любые периоды времени с учетом срока беременности или возраста ребенка); отпусков в связи с получением образования (которые предоставляются в учебном году, не совпадающим с календарным годом). С учетом сказанного предлагаем ч. 5 ст. 183 ТК изложить в следующей редакции: «Социальные отпуска предоставляются за текущий календарный год, в котором работник получил на них право, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Нуждается в уточнении норма о последствиях неиспользования социального отпуска. В соответствии с ч. 6 ст. 183 ТК в случаях неиспользования социального отпуска в текущем календарном году он не переносится на следующий рабочий год и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении.

 

«О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь»: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. №272-З. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – №2/1369. – 2007 г.

2 Трудовой кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 20 мая 2010 г. – Минск:Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2010 – 240 с.

3 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней»: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 24 января 2008 г. № 100 // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. – №5 / 26709 – 2008 г.

 

Островский, Л. Я. Трудовой кодекс Республики Беларусь: постатейный комментарий: в 2 ч. / Л. Я. Островский. – Минск: Техно-принт, 2000 – Кн. V. – Ч. 2 – 192 с.

 

Заключение

 

По трудовому законодательству временем отдыха признается время, свободное от выполнения трудовых обязанностей и предназначенное законом для отдыха работника. Работник сам распоряжается этим временем и может использовать его, как правило, по своему усмотрению.

Время отдыха время, в течение которого работник должен быть свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Правовое регулирование времени отдыха обеспечивает Трудовой кодекс Республики Беларусь. Время выполнения государственных или общественных обязанностей, время учебных и других отпусков, именуемых социальными, дополнительные нерабочие дни, время повышения квалификации с отрывом от производства, период временной нетрудоспособности, обследования в медучреждении не относятся ко времени отдыха и должны из него исключаться

Каждый работодатель обязан предоставить работнику междудневной отдых, то есть освободить его от исполнения трудовых обязанностей и предоставить ему право распоряжаться этим временем по собственному усмотрению. Максимально возможный промежуток времени, который приходится на (междусменный) отдых равен 12 рабочим часам.

Данный вид времени отдыха не выделяется в распорядке либо графике работы (сменности), но он закладывается в графике (распорядке) путем нормирования рабочего времени, перерывов на обед, начала и окончания рабочего дня (смены), т.е. нормируется косвенно.

Таким образом, в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, работа не производится. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни возможно только с согласия работника с предоставлением ему дополнительных льгот. Привлечение оформляется приказом или распоряжением работодателя с указанием причин и предоставляемых компенсаций.

Всем работникам в течение каждого рабочего года гарантируется право на предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Он представляет собой основной минимальный или основной удлиненный отпуск. Продолжительность основного минимального отпуска не - 24 календарных дня.

Социальный отпуск – это время, которое предоставляется не для отдыха, а для других общественно полезных целей. Право на социальный отпуск не зависит от места и вида и продолжительности работы, т.е. имеют все категории работников.

Согласно требованиям законодательства о труде наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск в течение рабочего года (ежегодно) (часть 2 статьи 153, часть 1 статьи 170 ТК)

Отпуска оформляются приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске, которые подписываются от имени нанимателя уполномоченным им должностным лицом

  В период нахождения работника в трудовом отпуске он может быть уволен по любому основанию, например по соглашению сторон, в порядке перевода к другому нанимателю, за отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, за исключением оснований увольнения по инициативе нанимателя (статья 42 ТК, кроме пункта 6).

Считаем возможным предложить следующее определение социального отпуска с учетом отсутствия легального определения в ТК: «Социальный отпуск – связанное с определенными обстоятельствами освобождение работника от работы для различных социальных целей с сохранением прежней работы, а также среднего заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Нет четкого определения понятия «трудовой отпуск». Нововведения ухудшили правовое положение работников: дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день сократился с 14 до 7 календарных дней (ст.158 ТК). Нанимателю предоставляется возможность решать вопрос о категориях работников, имеющих право на отпуск за ненормированный рабочий день, и за рамками перечня, утвержденного нанимателем, могут остаться работники у которых явно по характеру труда ненормированный рабочий день. Уменьшился отпуск за продолжительный стаж работы с 4 до 3 календарных дней. Норма о предупреждении работника об отпуске за 15 календарных дней (ст.169), в силу производственной занятости, часто не выполняется.

Указанные проблемы можно решить путем совершенствования законодательства о труде. Следует легализовать понятие трудового отпуска, что способствовало бы разграничению трудового и социального отпусков, так как они имеют существенные различия. Нужно дифференцировать интересы работников в части продолжительности отпусков, основания которых могут служить субъективные особенности работников: пол, возраст, состояние здоровья, кроме инвалидности. Это усилило бы социальную роль государства, о которой сказано в Конституции Беларуси.

Во-первых, сам термин «социальные отпуска» в конвенциях МОТ не используется, он применяется (наряду с термином «трудовые отпуска») для обозначения отпусков в законодательстве о труде ряда государств на постсоветском пространстве (Республика Беларусь, Республика Казахстан и др.). Во-вторых, в конвенциях МОТ не используется системный подход к характеристике социальных отпусков, в них затрагиваются вопросы предоставления и использования некоторых социальных отпусков отдельным категориям работников.

Требует уточнения норма о порядке предоставления социальных отпусков. Согласно ч. 5 ст. 183 ТК социальные отпуска предоставляются за тот календарный год, в котором работник имеет на них право. Таким образом, по смыслу данной нормы все социальные отпуска предоставляются за текущий календарный год.

Вместе с тем очевидно, что некоторые социальные отпуска предоставляются не за текущий календарный год, а в иные периоды времени. Это касается, к примеру, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (которые предоставляются в любые периоды времени с учетом срока беременности или возраста ребенка); отпусков в связи с получением образования (которые предоставляются в учебном году, не совпадающим с календарным годом). С учетом сказанного предлагаем ч. 5 ст. 183 ТК изложить в следующей редакции: «Социальные отпуска предоставляются за текущий календарный год, в котором работник получил на них право, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Нуждается в уточнении норма о последствиях неиспользования социального отпуска. В соответствии с ч. 6 ст. 183 ТК в случаях неиспользования социального отпуска в текущем календарном году он не переносится на следующий рабочий год и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.