Школа искусств и гуманитарных наук — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Школа искусств и гуманитарных наук

2022-07-03 31
Школа искусств и гуманитарных наук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ШКОЛА ИСКУССТВ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ОП   Директор Департамента коммуникаций и медиа
   
_____________ Распутная Л.И.   ______________ АргыловН.А.  
«» __________ 2019 «» _______2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Создание мультимедийного ресурса

Направление подготовки 42.03.02 Журналистика

профиль «Мультимедийная журналистика»

Форма подготовки очная

 

курс 3 семестр 6

лекции 18   час.

практические занятия 18 час. 

лабораторные работы 0 час.

в том числе с использованием МАО лек.18/пр. 0/лаб. 0 час.

всего часов аудиторной нагрузки 36 час.

в том числе с использованием МАО 18 час.

самостоятельная работа 117 час.

в том числе на подготовку к зачету 27 час.

контрольные работы (количество) не предусмотрено

курсовая работа / курсовой проект не предусмотрено

экзамен 6 семестр

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» (Приказ Министерства образования и науки № 524 от 08.06.2017).

 

Рабочая программа обсуждена на заседании департамента коммуникаций и медиа, протокол № ____ от «_____» _____________20____г.

 

Директор Департамента коммуникаций и медиа _ канд. полит. наук, Н.А. Аргылов _____________

Составитель: ___________________

 

Владивосток

2020


 

Оборотная сторона титульного листа РПУД

 

Рабочая программа пересмотрена на заседании департамента:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Директор департамента _______________________ _____________

                                                     (подпись)        (И.О. Фамилия)

 

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании департамента:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Директор департамента _______________________ _____________

                                                     (подпись)        (И.О. Фамилия)

 

III. Рабочая программа пересмотрена на заседании департамента:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Директор департамента _______________________ _____________

                                                     (подпись)        (И.О. Фамилия)

IV. Рабочая программа пересмотрена на заседании департамента:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Директор департамента _______________________ _____________

                                                     (подпись)        (И.О. Фамилия)

 


Цель курса – формирование у студентов научных представлений о сущности и функциях современных мультимедиа систем и технологий, их месте и роли в системе информационных систем и технологий, овладение практическими навыками эффективного использования мультимедиа технологий в условиях решения реальных практических задач журналиста. Также к целям освоения дисциплины мультимедиа технологии относятся формирование у обучаемых способности оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно- технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях, а также обеспечение владением широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий.

Задачи:  

– формирование у студентов умения определять круг задач в рамках целей журналистики,

– выработка знаний о деловой коммуникаций и её осуществлении в устной и письменной формах,

– формирование способности создавать востребованные индустрией медиатексты и медиапродукты,

– выработка умения осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Результаты освоения (формирование компетенций):

Код и формулировка компетенции

I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Лекционные занятия (18 ч.)

Тема 1. Основные понятия мультимедиа (2 часа)

Что такое мультимедиа-технологии. Краткий экскурс в историю развития мультимедиа. Классификация и области применения мультимедиа технологий. Мультимедиа в образовании, в бизнесе, в медицине, в военном деле и в других областях.

Тема 2. Текст в мультимедиа системах (2 часа)

Основное назначение текста и его параметры. Характеристики текстового потока. Гипертекст.

 

Тема 3. Физиологические основы восприятия цвета (2 часа)

Понятие цвета. Физические основы цвета. Особенности восприятия цвета. Векторная и растровая графика. Понятие векторной и растровой графики. Многообразие форматов графических файлов.

Тема 4. Компьютерная графика (2 часа)

Типы компьютерной графики. Понятие растра, пиксела.

Тема 5. Основные понятия звука (2 часа)

Физические основы звука. Особенности восприятия звука. Виды звука. Форматы звуковых файлов. Возможность преобразования форматов. Физические основы сжатия звука. Типы алгоритмов сжатия.

Тема 6. Понятие анимации (2 часа)

Основные подходы, принципы и методы анимации. Анимация в мультимедиа системах. Основные типы и виды анимации. Широко распространенные способы создания анимации. Примеры применения анимации в различных областях.

Тема 7. Назначение и применение JavaScript, общие сведения.  (2 часа)

История развития JavaScript. Современное применение JavaScript. Основы синтаксиса JavaScript. Способы внедрения JavaScript-кода в HTML-страницу и принципы его работы. Вопросы совместимости версий JavaScript.

Тема 8. Понятие мультимедиа-презентации (2 часа)

Практические занятия (18 ЧАСОВ)

Практическое занятие № 1. Разработка мультимедиа презентаций. (2 часа)

План:

1.    Что такое Impress?

2.    Создание новой презентации

3.    Планирование презентации

4.    Запуск мастера презентации

5.    Форматирование презентации

6.    Основное окно Impress

7.    Панель слайдов

8.    Рабочее пространство

9.    Панель задач

10.  Построение презентации

11.  Выбор основной страницы

12.  Создание первого слайда

13.  Добавление элементов к титульному листу

14.  Вставка дополнительных слайдов

15.  Работа со слайдами

16.  Пользовательская анимация

17.  Переходы между слайдами

18.  Рабочее пространство

19.  Режим рисования

20.  Режим структуры

21.  Режим примечаний

22.  Режим слайдов

23.  Режим тезисов

24.  Демонстрация презентации

 

Вопросы для самоконтроля

1.    Что такое Impress?

2.    Назовите основные этапы создания мультимедийных презентаций.

3.    Что такое слайд?

4.    Что такое рабочее пространство?

5.    Какие виды мультимедийного контента может включать в себя презентация?

Задание для самостоятельной работы

Создайте презентацию на свободную тему, предварительно согласовав ее с преподавателем.

Требования к работе:

• Наличие не менее 7 слайдов.

• Применение эффектов смены слайдов.

• Применение эффектов анимации к тексту.

• Применение анимации к рисункам (эффекты входа, выделения, выхода, …)

• Настройка возможности работы без вмешательства докладчика (смена слайдов по времени).

• Звуковое сопровождение презентации и эффектов анимации.

• Наличие альтернативных переходов в презентации, гиперссылок, скрытых слайдов.

• Наличие колонтитулов и видеофрагментов.

• Создать вариант презентации для размещения в web.

 

Практическое занятие 2. Основы работы с растровой графикой (2 часа).

План:

1.    Создание двух многослойных изображений (коллажей), совмещающих несколько фрагментов других изображений;

2.    Создание двух файлов gif-анимации;

3.    Создание рисунка текста с применением различных «эффектов», например: текст с цветным контуром, контур текста, искажение контуров букв, текст по контуру и т.п.;

4.    Создание двух изображений из примитивов;

5.    Создание двух шаблонов кнопки для сайта и двух шаблонов заголовка;

6.    Создание изображения, демонстрирующего применение трех различных фильтров и работу с маской.

 

Вопросы для самоконтроля

1.    Как создать  многослойное изображение  (коллаж), совмещающее     несколько фрагментов других изображений;

2.    Как создать файл gif-анимации;

3.    Как создать рисунок текста с применением различных «эффектов;

4.    Как создать изображение из примитивов;

5.    Как создать шаблон кнопки для сайта и шаблон заголовка;

6.    Как создать изображение, демонстрирующие применение различных фильтров и работу с маской.

Задания для самостоятельной работы

1.    Создать два многослойных изображения (коллажа), совмещающих несколько фрагментов других изображений;

2.    Создать два файла gif-анимации;

3.    Создать рисунок текста с применением различных «эффектов», например: текст с цветным контуром, контур текста, искажение контуров букв, текст по контуру и т.п.;

4.    Создать два изображения из примитивов;

5.    Создать два шаблона кнопки для сайта и два шаблона заголовка;

6.    Создать изображения, демонстрирующие применение трех различных фильтров и работу с маской.

 

Практическое занятие 3. Работа со звуком (2 часа)

План:

1.    Ознакомиться с теоретической частью работы с цифровым звуком.

2.    Разбить файл с записью музыкального произведения на несколько файлов, в каждом из которых будет содержаться по одному куплету.

3.    Наложить голос на фоновую музыку.

4.    Использовать в работе не менее пяти фильтров.

Вопросы для самоконтроля

1.    Назовите основные этапы работы с цифровым звуком?

2.    Что такое Audacity?

3.    Что такое аудиодорожка?

4.    Как разбить аудиофайл на несколько частей при помощи программы для обработки и монтажа аудиозаписей?

5.    Как наложить одну аудиодорожку на другую?

Задания для самостоятельной работы

1.    Изучить основные понятия связанные с обработкой цифрового звука.

2.    Разбить файл с записью музыкального произведения на несколько файлов, в каждом из которых будет содержаться по одному куплету.

3.    Наложить голос на фоновую музыку.

4.    Использовать в работе не менее пяти фильтров.

Практическое занятие 4. Работа с цифровым видео. (2 часа)

План:

1.    Создать небольшой учебный фильм включающий не менее 3 - 4 видео фрагментов;

2.    Создать небольшой учебный фильм    со звуковым     сопровождением (2-3 аудиофрагмента);

3.    Создать небольшой учебный фильм со вставкой статичных сцен в фильм.

4.    Создать небольшой учебный фильм с применением видеоэффектов и видео переходов;

5.    Создать небольшой учебный фильм, обеспечив наличие слайдов с титрами;

6.    Создать небольшой учебный фильм.

Вопросы для самоконтроля

1.    Что такое WindowsMovieMaker?

2.    Как вставить статические сцены в фильм?

3.    Как внедрить титры в фильм?

4.    Как применить визуальные эффекты в фильме?

5.    Как наложить звуковую дорожку на видеоряд?

 

Задания для самостоятельной работы

Создайте небольшой учебный фильм на свободную тему, предварительно согласовав ее с преподавателем.

Требования к работе:

1.    Наличие не менее 3 - 4 видео фрагментов в составе фильма.

2.    Наличие звукового сопровождения (2-3 аудиофрагмента).

3.    Вставка статичных сцен (фотографий) в фильм.

4.    Применение видеоэффектов и видео переходов.

Практическое занятие 5. Основы работы с HTML и принципы сайтостроения (2 часа)

План:

Создать небольшой Web-сайт на свободную тему, предварительно согласовав ее с преподавателем.

Сайт должен включать:

1.    Не менее пяти-семи веб-страниц;

2.    Элементы написанные на DHTML и JavaScript;

3.    Анимированные баннеры из лабораторной работы 2;

4.    Каскадные таблицы стилей. (CSS) (CSS реализовать в отдельном файле).

Важным условием является зампред на использование WYSIWYG – редакторов.

При сдаче работы преподавателю, студент должен быть готов ответить на вопросы по ходу выполнения работы, примененным тегам, методам, и т.д.

Свободное владение информацией и полные и правильные ответы в процессе сдачи работы являются главным условием ее успешной сдачи.

Вопросы для самоконтроля

1.    Что такое HTML?

2.    Что такое JavaScript?

3.    Что такое CSS?

4.    Назовите основные раздели веб-страницы и их назначение?

5.    Что такое тег, какие виды тегов Вы можете назвать?

Задания для самостоятельной работы

Создать небольшой Web-сайт на свободную тему, предварительно согласовав ее с преподавателем.

Сайт должен включать:

1.    Не менее пяти-семи веб-страниц;

2.    Элементы написанные на DHTML и JavaScript;

3.    Анимированные баннеры из лабораторной работы 2;

4.    Каскадные таблицы стилей. (CSS) (CSS реализовать в отдельном файле).

Практическое занятие 6. Разработка мультимедиа проигрывателя (2 часа)

План:

На любом языке программирования высокого уровня создать проигрыватель, способный воспроизводить:

• аудио файлы различного формата;

• небольшие видеоролики формата AVI и MPEG;

• графические файлы нескольких распространенных форматов. Проигрыватель должен обеспечивать:

1.    Возможность выбора файлов в ручном режиме;

2.    Возможность загрузки списков воспроизведения (плейлистов);

3.    Реализацию    основных функций управления     проигрыванием     (запуск, пауза остановка, и т.д.);

Сдающий должен быть готов ответить на вопросы по коду программы проигрывателя. Свободное владение информацией и полные и правильные ответы в процессе сдачи работы являются главным условием ее успешной сдачи.

Вопросы для самоконтроля

1.    Назовите основные программные компоненты, используемые при разработке мультимедиа плеера.

2.    Какие события Вы использовали при разработке плеера?

3.    Какие свойства каких компонентов Вы настраивали? Задания для самостоятельной работы

На любом языке программирования высокого уровня создать проигрыватель, способный воспроизводить:

• аудио файлы различного формата;

• небольшие видеоролики формата AVI и MPEG;

• графические файлы нескольких распространенных форматов. Проигрыватель должен обеспечивать:

1.    Возможность выбора файлов в ручном режиме;

2.    Возможность загрузки списков воспроизведения (плейлистов);

3.    Реализацию    основных функций управления     проигрыванием     (запуск, пауза остановка, и т.д.);

Практическое занятие 7. Основы работы c технологией Flash (2 часа)

План:

1.    Интерфейс

2.    Настройка ролика

3.    Работа с текстом

4.    Слои

5.    Рисование

6.    Геометрические фигуры

7.    Символы

8.    Анимация

9.    Motion- tweening

10.  Shape-tweening

11.  Работасосценами

12.  Actions

13.  Вектор

14.  Рисование векторных изображений

15.  Анимация персонажей

16.  Текст

17.  Кнопки

18.  Добавление событий кнопкам

19.  Работа со звуком

Литература

Вопросы для самоконтроля

1.    Что такое символы во FlashMX?

2.    Как настроить частоту кадров ролика?

3.    Что делает метод Motion- tweening?

4.    Что делает метод Shape-tweening?

5.    Какие операции можно выполнять со сценами?

Задания для самостоятельной работы

Создать небольшой интерактивный анимированный флеш-ролик или «флеш-урок» на выбранную тему.

При этом должны выполняться следующие условия:

1.    Продолжительность не менее 60 секунд;

2.    Использовать не менее трех сцен;

3.    Применить различные эффекты перемещения и трансформации;

4.    Применить эффекты анимации к тексту;

5.    Реализовать звуковое сопровождение и наличие альтернативных переходов.

 

Практическое занятие 8. Анализ современного сайта (2 часа)

Практическое занятие 9. Особенности создания текстов для электронных СМИ (2 часа)

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Создание мультимедийного ресурса» включает в себя:

план-график выполнения самостоятельной работы по дисциплине, в том числе примерные нормы времени на выполнение по каждому заданию;

характеристика заданий для самостоятельной работы обучающихся и методические рекомендации по их выполнению;

требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы;

критерии оценки выполнения самостоятельной работы.

 

План-график выполнения самостоятельной работы по дисциплине

«Создание мультимедийного ресурса»

 

  № п/п   Дата/сроки выполнения   Вид самостоятельной работы Примерные нормы времени на выполнение   Форма контроля
1. 1–18 неделя Подготовка                 к практическому занятию 39 час. Работа на практических занятиях
2. 1–18 неделя Подготовка материалов для письменной работы 39 час. Защита проекта /доклада / эссе
3. 1–18 неделя Написание                      ислледов. работы, создание проекта, доклад. Подготовка к экзамену 39 час. Защита работы Устный опрос (зачет)
      117  

 

Под самостоятельной работой понимается познавательная деятельность студентов, осуществляемая на всех видах учебных занятий, а так же в часы внеаудиторной подготовки к аудиторным занятиям. Следует отметить, что обучение студента – это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем познавательная деятельность студента, направленная на развитие профессиональных и общекультурных компетенций, на преобразование информации в знание;

Структурно самостоятельную работу студента по изучению дисциплины можно разделить на две части – работа, организуемая преподавателем работа на аудиторных занятиях и работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя.

Самостоятельная работа помогает студентам:

1) овладеть знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.);

- составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста и т.д.;

- работа со справочниками и др. справочной литературой;

- ознакомление с нормативными и правовыми документами;

- учебно-методическая и научно-исследовательская работа;

- использование компьютерной техники и Интернета и др.;

2) закреплять и систематизировать знания:

- работа с конспектом лекции;

- обработка текста, повторная работа над учебным материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей;

- подготовка плана;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста;

- подготовка мультимедиа презентации и докладов к выступлению на семинаре (конференции, круглом столе и т.п.);

- тестирование и др.;

- использовать известные программные продукты в учебной и научной деятельности;

3) формировать умения:

- подготовка к контрольным работам;

- подготовка к тестированию;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

- анализ специализированного программного обеспечения;

- анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности и уровня умений студентов.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов должен осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

 

Самостоятельная работа на лекции

Студенту необходимо быть готовым к лекции до прихода лектора в аудиторию, так как именно в первую минуту объявляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затрудняется.

Эффективность познавательной деятельности студента при слушании всецело зависит от направленности его внимания. Внимание обусловлено единством субъективных и объективных причин. В зависимости от действия этих причин оно может быть непроизвольным, т.е. возникает помимо сознательного намерения человека, и произвольным, сознательно регулируемым, направляемым. Работа студента на лекции – сложный процесс, включающий в себя слушание, осмысливание и собственно конспектирование (запись).

Слушать на лекции фактически является лишь первым шагом в процессе осмысленного слушания, который включает в себя несколько этапов, начиная от речи лектора  и кончая оценкой сказанного.

Каждый слушатель должен разделять ответственность за качество общения с говорящим. Лектор отвечает за эффективность выступления, а аудитория – за эффективность слушания.

Лекцию необходимо записывать, вести краткие конспекты, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Обычно запись производится в специальной тетради. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции.

Основное отличие конспекта от текста – отсутствие или значительное снижение избыточности, то есть удаление отдельных слов или частей текста, не выражающих значимой информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными словосочетаниями (свертывание). При конспектировании основную информацию следует записывать подробно, а дополнительные и вспомогательные сведения, примеры – очень кратко. Умение отделять основную информацию от второстепенной – одно из основных требований к конспектирующему. Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный приём, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции: 1. Разбивку текста на части по смыслу. 2. Нахождение в каждой части текста одного слова краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, выражающих основу содержания этой части.

Рекомендуется применять систему условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Основные термины, повторяющиеся наиболее часто, могут быть выделены как ключевые слова и обозначены начальными заглавными буквами этих слов (сокращение, называемое аббревиатурой). Ключевые слова записываются первый раз полностью, после чего в скобках дается их аббревиатура. Процесс записи значительно облегчается при использовании сокращений общепринятых вспомогательных слов. В самостоятельной работе над лекцией целесообразным является использование студентами логических схем. Они в наглядной форме раскрывают содержание и взаимосвязь категорий, законов, понятий, наиболее важных фактов.

Прослушанный материал лекции студент должен проработать. Насколько эффективно он это сделает, зависит и прочность усвоения знаний. Опыт показывает, что только многоразовая, планомерная и целенаправленная обработка лекционного материала обеспечивает его надежное закрепление в долговременной памяти человека.

Повторение нужно разнообразить. При первом повторении изучаются все параграфы и абзацы, при втором, возможно, будет достаточно рассмотреть только отдельные параграфы, а в дальнейшем лишь тему лекции.

Необходимым является подготовка студента к предстоящей лекции. Основным требованием, предъявляемым к такой работе, является, прежде всего, систематичность ее проведения. Она включает ряд важных познавательно-практических этапов: чтение записей, сделанных в процессе слушания и конспектирования предыдущей лекции, вынесение на поля всего, что требуется при дальнейшей работе с конспектом и учебником; техническое оформление записей (подчеркивание, выделение главного, выводов, доказательств); выполнение практических заданий преподавателя; знакомство с материалом предстоящей лекции по учебнику и дополнительной литературе.

 

Самостоятельная работа при подготовке к практическому занятию.

Практическое занятие является формой учебного процесса, построенной на самостоятельном изучении студентами по заданию преподавателя отдельных вопросов, проблем и тем с последующим оформлением материала в виде доклада и его совместного обсуждения. Работа на практическом занятии не может быть ограниченна пересказом заученного наизусть текста учебника или лекционного материала, она предполагает углубление и развитие тех знаний, что были приобретены в ходе лекций и изучения учебной литературы. Поэтому для успешного участия в практическом занятии студенту необходимо провести серьёзную подготовительную работу.

Подготовку к практическому занятию следует разбить на несколько взаимосвязанных этапов. Первые этап начинается с тщательного ознакомления с заданием и проблемой занятия. Следует учитывать, что в практическом занятии участвует вся группа, а потому представляется желательным процесс подготовки к семинару вести осуществлять коллективно. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Обратившись к плану практического занятия, следует внимательно прочесть тему занятия и, используя имеющиеся знания и лекционный материал определить, какой исторической эпохе посвящено данное занятие. Каковы были основные события этой эпохи? Необходимо выяснить, какие исторические термины связаны с тематикой практического занятия, деятельность каких исторических личностей нашли в ней своё отражение.

Следующим шагом будет внимательное ознакомление с вопросами к практическому занятию. Студенту необходимо четко уяснить, какую задачу ставит перед ним преподаватель в каждом вопросе, какую проблему требуется раскрыть. Также следует четко определить хронологические рамки каждого вопроса, очертить круг относящихся к нему исторических терминов, и составить список исторических личностей, чья деятельность была связана с изучаемой темой. Только вооружившись этими знаниями, можно приступать к непосредственному изучению вопросов. Студент, пропустивший вышеописанный подготовительный этап, как правило, не имеет четкого представления, что именно ему требуется отыскать в рекомендованной литературе, а потому сильно рискует не найти ответы на поставленные вопросы, либо, что хуже, подготовится вообще не к тем темам, которые ставил преподаватель.

Работу со списком рекомендованной литературы следует начинать с учебников и учебных пособий. Прочитанный текст необходимо подвергнуть тщательной аналитической обработке, которая выражается в нескольких последовательных действиях. Прежде всего, необходимо вычленить и отработать основные идеи данного научного произведения.

Затем, разделив текст на абзацы, следует отметить в каждом абзаце ключевые фразы, выражающие основные положения раздела. Эти положения, в свою очередь, по смыслу и содержанию необходимо объединить группы, после чего постараться сформулировать положения, выражающие основную идею всей группы или раздела. Проведя эту операцию несколько раз, всё более увеличивая уровень обобщения, можно вычленить основную идею изучаемого текста и набор тезисов, последовательно эту мысль раскрывающих. Таким образом, по итогам работы студент получит полноценный конспект исследуемого текста.

Соотнеся полученный конспект с заданием к практическому занятию, следует составить тезисный план ответа на поставленные вопросы. Тезисный план составляется отдельно к каждому вопросу. Этот план необходимо расширить, раскрыв содержание каждого из тезисов, проиллюстрировав его на конкретных примерах. Поэтому необходимо ещё раз прочитать текст учебного пособия, выискивая в нем информацию, касающуюся конкретных проблем и вопросов.

Поэтому следующим этапом подготовки к практическому занятию является поиск, чтение и анализ дополнительной литературы, прежде всего той, которая указана в списке рекомендованной преподавателем к занятию в качестве дополнительной, хотя право привлечения студентом иных, не указанных преподавателем источников не ограничивается. Такую литературу следует искать используя не только возможности научной библиотеки ДВФУ, но и привлекая фонды научной библиотеки Приморского края, а так же ресурсы электронных библиотек, размещенных в сети Internet.

Аналитическая работа с дополнительной литературой осуществляется по тому же общему алгоритму, что и работа с литературой основной. Полученная из дополнительных источников информация заносится в конспект ответа к вопросу, расширяя уже имеющийся тезисный план, наполняя его фактологическим материалом.

При оформлении тезисного плана-конспекта следует учитывать, что устное выступление по одному вопросу занятия должно составлять не более 10-15 минут. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. При подготовке ответа на вопросы занятия следует предусмотреть возможность ответа на дополнительные вопросы сокурсников и преподавателя, которые могут возникнуть после выступления по освещаемому вопросу темы.

Тщательная подготовка к практическим занятиям имеет очень большое значение: занятие пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, при этом высказываемые студентом мнения и собственные позиции должны опираться на фактический материал и быть обоснованными. Студенту следует помнить, что на практическом занятии идёт не проверка подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому в ходе самого практического занятия следует вести себя корректно, внимательно слушать выступления своих однокурсников, при необходимости задавать им уточняющие вопросы, для чего в течение занятия следует делать небольшие пометки.

Практические занятия предполагают выполнение определенного алгоритма действий по настройке некоторых параметров мультимедийного продукта или разработки собственного программного продукта. Они начинаются со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, студенты знакомятся с методической и теоретической информацией, необходимой для успешного выполнения работы. В процессе работы студенты имеют возможность обращаться к преподавателю за консультативной помощью и разъяснениями. В заключительном слове преподаватель подводит итоги лабораторной работы и объявляет оценки студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе занятий может осуществлять текущий контроль знаний с помощью дополнительных заданий.

 

Рекомендации по составлению конспекта

Конспект – это наиболее совершенная форма записей. Это слово произошло от лат (conspectus), что означает обзор, изложение.

В конспекте, составленном по правилам, сосредоточено самое главное, основное в изучаемой теме, разделе или произведении. В нем сосредоточено внимание на самом существенном, в кратких обобщенных формулировках приведены важнейшие теоретические положения.

Конспектирование

• способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала;

• помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов;

• формирует умения ясно излагать чужие мысли своими словами.

Конспект может быть текстуальным и тематическим.

В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста. Запись делается в соответствие с расположением материала в тексте или книге.

В тематическом конспекте это делается иначе: за его основу берется не план произведения, а содержание темы, проблемы.

Текстуальный конспект. Этапы работы.

1. Конспектирование делается только после того, как прочитано или усвоено, продумано произведение.

2. Необходимо мысленно или письменно составить план произведения. По этому плану и будет строиться текстуальный конспект далее.

3. Составление самого конспекта. Можно сказать, что конспект – это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в произведении, а также собственными мыслями и положениями составителя конспекта. Конспект также включает и выписки. В него могут включаться отдельные дословно цитируемые места произведения или материала, а также примеры, цифры, факты, схемы, взятые из конспектируемого произведения. Конспект требует большего наполнения знаниями, чем только фиксация неких сведений. Поэтому для полноценного и успешного конспектирования требуется дальнейшая работа над материалом и определения, связи того или иного произведения с другими в данной тематике или проблематике.

4. Оформление конспекта. Приступая к конспектированию, следует подумать и о его оформлении. Для этого требуется указать:

• имя автора,

• полное название работы,

• место и год издания,

• для статьи указывается, где и когда она была напечатана,

• страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в тексте нужное место.

Писать конспект рекомендуется четко и разборчиво. Небрежная запись со временем становится малопонятной даже для ее автора. Существует общее правило: конспект, составленный для себя, должен быть написан так, чтобы его легко прочитал кто-нибудь другой.

При конспектировании допускается сокращение слов, но здесь следует допускать известную осторожность и меру. Использование общеупотребительных сокращений не вызывает сомнений и опасений. В большинстве же случаев каждый составитель вырабатывает свои сокращения. Однако если они не систематизированы, то лучше их не применять. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным и неудобочитаемым. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях.

В конспекте можно выделять места текста в зависимости от их значимости. Для этого применяются различного размера буквы, подчеркивания, замечания на полях.

В конспекте могут быть диаграммы, таблицы, схемы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

Конспект, обычно ведется в тетрадях или на отдельных листках.

Записи в тетрадях:

• легче оформить,

• <


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.