Д ругие финансовые показатели — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Д ругие финансовые показатели

2022-05-13 25
Д ругие финансовые показатели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Д

ля успешного инвестирования приходит­ся анализировать не только прибыли и объемы продаж компании, но и многое

другое, только анализ совокупности многих показателей может дать некую гарантию (к сожалению, отнюдь не стопроцентную) успешности приобретенных вами акций. Наша книга не является учебным руковод­ством по финансам, и мы рассмотрим только самые основные финансо­вые характеристики, без понимания которых нельзя начинать серьезное инвестирование.

Покупая акции, вы становитесь совладельцем компании. Естествен­но, вас интересует, какова реальная стоимость бумаг, которыми вы владеете. Рыночную стоимость вы хорошо знаете это цена акций на бирже. А что будет, если компания, акциями которой вы владеете, завтра объявит себя банкротом и акции перестанут циркулировать на рынке? Сколько заплатит вам компания в этом случае?

В случае банкротства компания должна расплатиться не только с держателями акций (совладельцами компании), но в первую очередь с кредиторами, которые давали ей деньги в долг, например, с банка­ми. Капитал, полученный компанией в долг под проценты, называется авансированный капитал. После расплаты с кредиторами у компании останется так называемый собственный капитал. Сумма собственного и авансированного капитала называется основным капиталом, или актива­ми компании.

Активы компании — это сумма средств, находящихся в распо­ряжении компании. Это стоимость земли, которой владеет компания.


построек, оборудования, сырья, конечных продуктов, наличный капитал компании (в том числе взятый в долг), ценные бумаги, патенты и т.п.

Если разделить собственный капитал компании на количество вы­пушенных акций, то получится учетная цена акции (book value). Это доля собственного капитала компании, приходящаяся на одну акцию, по начальным буквам английских слов будем обозначать ее BV. Тут имеется ряд тонкостей, связанных с существованием акций нескольких типов, но мы это обсуждать не будем. Для инвестора важно знать только величину учетной стоимости его акций, т.е. сумму, на которую он приблизительно может рассчитывать в том очень мало вероятном случае, если компания пойдет с молотка.

Инвестору желательно понимать, что расчеты учетной цены ак­ций — это некое искусство, которое зависит от финансистов компании, ибо оценка реальной стоимости оборудования и другой собственности весьма проблематична. Износ и моральное устаревание приводят к тому, что цена многих станков реально равна цене металлолома, а не тем цифрам, которые существуют в бухгалтерских документах. Цена земли обычно растет с годами, но если компания находится в зоне частых наводнений или неблагоприятной экологии, то истинная цена ее земли может быть в несколько раз меньше, чем указано в финансовых отче­тах. Цена готовых продуктов на складах компании зачастую вообще не подлежит оценке. Кто сейчас купит механические пишущие машинки? Кому нужны дисководы с емкостью 100 мегабайт? Питер Линч правиль­но отметил, что продавать хлопок легко, а рубашки из этого хлопка — очень трудно. Чем ближе продукция компании к конечному продукту, тем труднее рассчитывать ее реальную стоимость. Поэтому ликвидацион­ная цена акции (та, которую инвесторы реально узнают при ликвидации компании) может существенно отличаться от их учетной стоимости, за­писанной в бухгалтерских книгах. Тем не менее, учетная цена может служить неплохой характеристикой ценности акции:

.

Для сравнительной характеристики учетных цен различных акций аналитики используют коэффициент котировки акции (price to book ratio). Этот коэффициент равен отношению рыночной цены акции к ее учетной цене. Мы его будем обозначать р/ b.

.

Естественно, чем больше это отношение, тем хуже для компании и для инвесторов. Следует помнить, что коэффициенты котировки можно сравнивать только в рамках одной отрасли. Нельзя сравнить стоимость


компании по разработке программного обеспечения со стоимостью ком­пании по производству автомобилей. Отношение р/ b для компании Microsoft равно 12, а для компании Ford Motor — 1,5. Такие известные компании задают некий стандарт отраслевого рынка, и если вы решите инвестировать ваши деньги в автомобильную компанию, стоимость ко­торой в пять раз меньше стоимости выпущенных акций, то стоит еще раз подумать и попробовать найти что-нибудь получше.

Отметим, что несмотря на весьма приближенный характер величи­ны р/ b, которая во многом зависит от бухгалтеров компании, аналитики часто используют ее для анализа акций. Это идет еще от классических работ Бенжамина Грехема (Benjamin Graham), который в 1934 году на­писал «Анализ ценных бумаг» (Security Analysis), до сих пор являющийся настольной книгой аналитиков рынка акций. Грехем уделял огромное внимание величине р/ b, а также другим способам оценки реальной сто­имости акций, так как в те годы общего недоверия к рынку акций после краха 1929 года, множество акций было недооценено. На современном рынке ситуация другая: среднее значение этого отношения равно 3,5 и найти акции с р/ b меньше единицы очень трудно. Статистический же анализ различных стратегий инвестирования показывает, что акции компаний с маленьким отношением р/ b растут быстрее, чем рыночные индексы. Иллюстрации этого утверждения будут приведены в следующей главе.

Рост отношения валовой прибыли к объему продаж (рентабельность, profit margin, РМ), как мы уже говорили, является великолепным показателем деятельности компании:

.

При выборе компаний нужно обращать внимание, чтобы рента­бельность РМ была больше 10%. Для растущих компаний РМ обычно превышает 15%, хотя это сильно зависит от отрасли. Уже упоминалось, что торговые предприятия часто работают с небольшой рентабельностью, стараясь увеличить прибыль за счет роста объема продаж.

Для характеристики объема продаж аналитики используют объем продаж в долларах, приходящийся на одну акцию SPS (sales per share):

.

Отношение цены акции к величине объема продаж в расчете на одну акцию SPS обозначается p/s (price to sale ratio):

 

.


В следующем разделе мы покажем, что для компаний, у которых отношение p / s меньше единицы, можно предложить очень успешные стратегии инвестирования.

Для инвесторов важно также знать как руководство компании ис­пользует их деньги, иными словами — сколь эффективно работает ее собственный капитал. Это определяется по отношению прибыли компа­нии к величине собственного капитала, которое называется рентабельно­стью собственного капитала (ROE — по начальным буквам английского названия return on equity):

.

Величина ROE — один из важнейших индикаторов для держателей акций, показывающий, как работают их деньги. Если компания, исполь­зуя деньги держателей акций, не может делать хорошую прибыль, то имеет смысл перевложить их во что-нибудь более рентабельное. Вели­чина ROE меньше 15% считается весьма неудовлетворительной. Мы бы рекомендовали искать компании с ROE больше 20%. Кроме того, следу­ет обращать внимание на тенденцию изменения ROE: у перспективных компаний величина ROE должна расти.

Долги компании. Их следует разделить на два типа: долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочные (current liabilities) нужно выплатить в течение одного года, долгосрочные (long term debts) — в течение нескольких лет. С первого взгляда может показаться, что нужно поку­пать акции компаний, которые совсем не имеют долгов. Однако, если посмотреть историю успешных компаний, акции которых выросли в несколько раз за короткий срок, то видно, что почти все они имели краткосрочные долги, которые не мешали, а помогали этим компаниям получать хорошие прибыли и эффективно развиваться. Долги опасны для компаний из циклических отраслей, таких как автомобильная и сталелитейная промышленности, производство алюминия, капитальное строительство и т. п. Во времена рецессии прибыли таких компаний резко уменьшаются, и выплата банковских процентов, которые в это время очень высоки, часто приводит к финансовому краху. Если вели­чина долгов таких компаний составляет более 25% основного капитала, их акции опасны для инвестирования. Для развивающихся компаний вполне допустимы долги в размере до 35% от основного капитала или до 50% от собственного капитала, но при условии, что рентабельность собственного капитала ROE превосходит 20%. Долги могут быть тем больше, чем более предсказуемы доходы компании. Так, для компаний по коммунальному обслуживанию, где надежные доходы планируются на много лет вперед, вполне допустимы долги до 50 % от основного капитала.


В качестве одного из показателей долгосрочных долговых обяза­тельств компании обычно рассматривается DOE (debts on equity):

.

В связи с анализом долгов следует обратить внимание, чтобы ве­личина краткосрочных долгов компании (текущие обязательства) не превосходила ее текущих (ликвидных) активов (current assets), включаю­щих наличный капитал, а также ценные бумаги и материальные запасы, которые можно превратить в наличность в течение одного года. Отноше­ние величины ликвидных активов к величине краткосрочных долговых обязательств называется коэффициентом покрытия или коэффициентом ликвидности (current ratio, CR):

.

Если CR < 1, значит, текущих активов компании недостаточно для покрытия долговых обязательств в течение года. Если у нее не намечается больших прибылей, то для покрытия долгов она будет вынуждена взять дополнительный кредит в банке или увеличить выпуск акций. Естествен­но, что это приведет к падению цены ее акций, и таких компаний следует избегать. Считается нормальным, если CR > 2.

Многие аналитики считают, что более надежным показателем пер­спектив компании на ближайший год является коэффициент быстрой ликвидности QR (quick ratio), который представляет собой отношение разности между текущими активами и материальными запасами к теку­щим обязательствам:

.

В коэффициенте быстрой ликвидности не учитывается наименее ликвидная часть активов — материальные запасы. Очевидно, что ма­териальные запасы, состоящие из складированных готовых продуктов, полупродуктов, закупленного сырья и т.п., превратить в наличность гораздо сложнее, чем облигации и другие ценные бумаги, находящиеся на балансе компании. Если QR ³ 1, это считается удовлетворитель­ным.

В качестве примера рассмотрим вновь введенные финансовые пока­затели для тех компьютерных компаний, состояние которых на лето 1995 года мы уже анализировали. Попробуем убедиться, что наши избран­ники действительно имели реальный шанс поддерживать темпы роста прибылей. В таблице 7.7 приведены основные индикаторы, обсужденные в данном разделе.


Таблииа 7.7.

Символ Компания p/b ROE DOE CR
      в % в %  
IBM IBM 2,5 14 56 1,4
INTC Intel 6,0 27 4 2,0
APPL Apple Computer 1,8 14 13 2,3
HWP Hewlett-Packard 4,1 17 6 1,5
SUNW Sun Microsystems 4,6 13 7 2,0
DELL Dell Computer 7,2 32 21 2,0
MSFT Microsoft 12,0 30 0 4,7

 

Из таблицы видно, что перечисленные компании имели допустимые пределы финансовых показателей, кроме, быть может, IBM, у которой был весьма высокий уровень долговременных долговых обязательств. Очень осторожному инвестору следовало бы исключить акции IBM из инвестиционного портфеля, составленного в предыдущем разделе.

Наличный капитал компании есть показатель ее успешной дея­тельности и ее способности к развитию. Обычно аналитики используют отношение цены акции к величине наличного капитала на одну акцию р/с (price to cash ratio):

.

 

Для успешных компаний это отношение обычно менее 0,1. Если компания в стадии развития накапливают наличный капитал, то при отборе кандидатов для инвестирования это является неплохим дополни­тельным аргументом. Однако если наличный капитал компании очень велик, то у руководства часто возникает соблазн купить конкурирующую компанию или часть ее бизнеса. Когда это происходит, акции поку­пающей компании могут резко пойти вниз, ибо новое приобретение всегда вызывает дополнительные расходы (например, на модернизацию купленного производства), а следовательно — уменьшение прибылей, по крайней мере временное. В таких случаях лучше подождать, когда акции компании-покупательницы заметно упадут, и потом начать инвестиро­вание, рассчитывая на последующее увеличение ее прибылей (иначе, зачем она покупала новый бизнес?). Иногда компания действует проти­воположным образом — начинает выкупать с рынка свои собственные акции, что приводит к росту их цены. В любом случае, при большом наличном капитале у компании, в которую вы вложили деньги, нужно очень внимательно следить за ее действиями и изменением цены акций, ставя «стопы» как можно ближе к текущей цене.


Перспективные компании

 

И

нвестирование в акции компаний, нахо­дящихся в начале своего развития, всегда связано с высокой степенью риска, но в случае успеха здесь можно получить огромную прибыль. Существует множество примеров роста акций небольших компаний за несколько месяцев в десятки раз. Мы уже отмечали, что серьезный подход к такому инвестированию требует больших затрат усилий и времени. Принцип лотереи тут не проходит — в среднем вы будете проигрывать. По данным североамериканской ассоциации по ценным бумагам (The North Ameri­can Securities Administration Association), инвесторы США теряют около двух миллиардов долларов в год, пытаясь инвестировать в малоизвестные небольшие компании, и именно это является основным источником потерь для рядового инвестора. Если вы все-таки решили использовать часть своего инвестиционного капитала для такой игры и подбираете подходящую компанию, то необходимо обратить внимание на массо­вый интерес к ее продукции и на возможную конкуренцию. Давайте в качестве примера рассмотрим компанию Iomega.

Небольшая компания из штата Юта Iomega выпускает заменяемые жесткие диски с объемом 100 — 500 мегабайт, которые можно вынимать из компьютера и держать в ящике стола. Информация хранится очень компактно, и ее можно удалять и записывать снова, объем хранимой информации в сто раз больше, чем на дискете, и скорость записи гораздо выше. Это все очень удобно, но у каждого пользователя компьютером накоплено много файлов, и, наверное, вам будет лень переносить эту информацию на заменяемые жесткие диски. Если бы вам предложили эти жесткие диски или дешевый дисковод, который считывает дискеты с большей скоростью, и к тому же появились бы дискеты, скажем, с десятикратным объемом, — что бы вы выбрали? Лично меня — хотя по роду моей деятельности мне приходится хранить огромные объемы информации — устроил бы именно такой дисковод. И они действительно скоро появятся на рынке (ряд американских и японских фирм уже практически готовы к их выпуску), а новые, более емкие дискеты будут много дешевле, чем заменяемые жесткие диски. Если же надо передать кому-то небольшой файл, то можно использовать старые дискеты — очень много удобств.

Это подробное обсуждение демонстрирует важность изучения рынка сбыта и конкуренции. Для держателей акций Iomega критически важным оказался май 1996 года, когда компания 3М и другие, заявив о скором выпуске более емких дискет, объявили войну заменяемым жестким


дискам. Стало очевидно, что появление таких мощных конкурентов приведет к уменьшению роста прибылей Iomega, и ее акции, которые с сентября 1995 по май 1996 года выросли в 20 раз (!), полетели вниз с такой скоростью и с такими колебаниями, что некоторые брокерские фирмы отказывались принимать заказы для игры на понижение очень редкий случай в практике биржи.

Если некоторая компания объявила о выпуске нового продукта или предложила новый тип услуг, то помимо рынка сбыта и конкуренции есть еще одна проблема: способна ли эта компания выполнить свои обеща­ния. Вот свежий пример. Во всем мире существует острая необходимость борьбы с махинациями, связанными с подделкой и воровством кредит­ных пластиковых карт. Один из предложенных методов решения этой задачи идентификация обладателя карты по отпечаткам пальцев. Весной 1996 года по Америке прошел слух, что одна небольшая компания нашла способ надежно считывать отпечатки. Начался бум: за три дня цена акций этой компании взлетела с нескольких центов до нескольких дол­ларов, а объем торговли достигал почти 200 миллионов (!) акций в день (средний объем дневной торговли на рынке NASDAQ, где обращаются эти акции, составляет в среднем 400 — 500 миллионов акций). Корре­спонденты осаждали компанию, а ее сотрудники с растерянным видом туманно отвечали на их вопросы. Вскоре выяснилось, что информация была ложной и бум не имел никаких оснований. Торговля акциями этой компании остановилась на неопределенный срок, и деньги многих тысяч инвесторов и трейдеров оказались в лучшем случае заморожены. Какой вывод? В такие игры нельзя играть без анализа финансового положения компании. Если вы готовы проиграть, то лучше сделать это в казино, где царит приятная обстановка и потерянные деньги будут платой за полученное удовольствие.

И еще несколько кратких замечаний-советов.

Если некоторая компания отпочковалась от большой компании, то обычно это свидетельствует о ее мощных потенциальных резервах и перспективности.

Хороший признак, если компания покупает свои собственные ак­ции. Это показатель того, что компания уверена в себе и в скором будущем ожидает большие прибыли.

Относительно надежны для инвестирования компании, произво­дящие постоянно потребляемые продукты, как, например, батарейки, электрические лампочки и т. п. Такие компании менее подвержены влиянию экономических циклов.

Опасайтесь компаний-посредников, так как они бывают недолго­вечны: от таких «помощников» всегда стараются избавиться.

Полезно следить за покупками акций какой-нибудь компании ее собственными сотрудниками. В большинстве случаев они знают что-то


про возможный в недалеком будущем успех компании. Эта информация доступна по Интернету, ибо такие покупки, как и продажи, должны быть зарегистрированы специальным образом. Одна из компаний, которая поставляет данные о покупке и продаже акций сотрудниками, — Vickers Insider. Доступ к ней, в частности, может быть получен через сервис Quote.Com., который мы неоднократно упоминали. Однако при выборе объектов инвестирования такие данные должны быть дополнительными, но никак не определяющими: сотрудники компании хорошо знают ее перспективы, но могут иметь весьма туманное представление об отношении к ней на рынке.

Если крупные финансовые институты (инвестиционные и пенси­онные фонды, банки и т. п.) не владеют акциями некоторой компании (или имеют менее 20% акций), а с вашей точки зрения она перспектив­на, то такая компания может оказаться прекрасным кандидатом. Став популярной, она принесет своим инвесторам замечательные прибыли: фонды, входя в эту получившую популярность компанию большими суммами, вызовут бурный рост цены акций и привлекут внимание дру­гих инвесторов и трейдеров. Но нужно быть готовым и к долгому ожиданию увеличения популярности вашего кандидата, и к возможной ошибочности вашей оценки.

Нетрудно видеть, что выбор малых, развивающихся компаний, оце­ниваемых в основном по их потенциальной перспективности, имеет значительную специфику. Для тех. кто собирается играть на акциях именно таких компаний, их своеобразие будет рассмотрено более деталь­но в шестом разделе следующей главы.

После проведенных исследований всегда следует проверять свои выводы. Это можно сделать двумя путями. Самый простой узнать ранг выбранной вами компании в специальном справочнике. Наиболее по­пулярные из них — Standart & Poor's и Value Line, в которых все крупные компании рассортированы по степени их успехов и перспектив. Учитывая скорость роста и стабильность прибылей за последние 5 лет, всем значимым компаниям присвоен ранг в диапазоне от 1 до 99. Он ежедневно корректируется и печатается в газете Investor's Business Daily, где тоже можно найти оценку своего кандидата.

Опасность состоит в том, что успех компании в прошлом не гарантирует будущих успехов. Так, компании Apple и Dell в сентябре 1995 года имели приблизительно одинаковый ранг (74 и 76 соответственно), однако, мы видели, как по-разному провели они последующий год. К мнениям специалистов относительно будущего компаний нужно также относиться с большой осторожностью. Они настолько часто не совпадают с реальным развитием событий, что появились специальные стратегии инвестирования, основывающиеся на выборе компаний, для которых


аналитики предсказывают плохой рост прибылей. Об этом мы подробно расскажем в следующей главе.

Второй путь проверки ваших выводов — это анализ поведения цены акций за последние годы. Стабильный рост прибылей компании обязательно должен соответствовать росту цены акций. Если этого не происходит, то нужно собрать дополнительную информацию и выяснить причины малого интереса инвесторов к этой компании. Если ее акции не растут только потому, что аналитики крупных финансовых институтов до сих пор не рассматривали ее всерьез, то, возможно, вы сделали открытие, которое принесет вам огромную прибыль. Но в большинстве случаев нужно остерегаться компаний, акции которых не растут, несмотря на прекрасные показатели.

При анализе фундаментальных показателей конкретной компании вы нередко столкнетесь с их противоречивостью. Какие-то будут луч­ше, чем у других компаний, а какие-то обязательно хуже, например, будет хорошая история прибылей, но большие долги. Многие аналити­ки разработали свои системы бальных оценок. Скажем, если долги у компании менее 20% от собственного капитала, то это 5 очков. Если темпы роста прибылей опережают темпы роста объемов продаж, то это 10 очков, и т.д. Мы не будем рассказывать о таких системах, так как они очень субъективны и плохо проверены статистическим анализом. Нако­пив достаточно опыта, вы выработаете собственную систему оценок, не обязательно ставя баллы и скрупулезно перебирая все показатели. Ведя анализ и сопоставляя его результаты с реальным поведением акций и рынка, вы очень быстро научитесь «чувствовать» компании и повысите вероятность правильного выбора.

Все изложенное в данной главе представляет только низший уро­вень анализа. Аналитик рынка акций — одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий в Америке: от его выводов зачастую зависит успех инвестиционных фондов и капиталы миллионов их вклад­чиков, а нередко и сам факт существования той или иной компании. Профессионалы обычно специализируются на отдельных отраслях, где их хорошо знают, и каждый их визит в компанию напоминает визит ревизора из известной пьесы Н. В. Гоголя.

Аналитики высокого класса изучают еще многое сверх того, что мы кратко перечислили. Каков уровень перспективных разработок и какая часть капитала отводится для таких исследований? Сколь современно используемое оборудование? Чем вызваны большие долги и зачем был куплен дополнительный бизнес? И еще многое, многое другое. Выводы аналитиков формулируются обычно очень кратко: покупать, держать или продавать те или иные акции. И все! Но за этим стоит колоссальная не­видимая работа, и эти выводы могут стоить многих миллионов долларов.


Мнение аналитиков ведущих фондов, банков и брокерских фирм всегда составляют главную новость на Уолл-стрите.

Инвестору-любителю такой уровень анализа недоступен. Но он может ознакомиться с уже готовыми выводами аналитиков-профессио­налов. Издаются специальные справочники, еженедельно сообщающие новости «мира мнений». Есть специальные (обычно платные) страницы в Интернете, где эти мнения обобщаются и преобразуются в краткосроч­ные и долговременные прогнозы. Среди них много халтуры (особенно нужно опасаться новых имен), и только опыт позволяет любителю отделять зерна от плевел.


Стратегии инвестирования


Пример выбора инвестиционного портфеля

 

В

 этом разделе речь пойдет о первом вари­анте инвестирования, т.е. о выборе ком­паний с установившейся историей роста прибылей и выплаты дивидендов. Акции таких компаний стоят отно­сительно дорого и объем торговли этими акциями обычно превышает 200000 акций в день. Такие компании в основном представлены на нью-йоркской бирже NYSE и отслеживаются большим количеством ана­литиков. Очень большие прибыли от такого инвестирования получить трудно. Даже если такая компания выпустит новый продукт, то обычно доля этого продукта в общем объеме ее продаж невелика и слабо скажется на росте прибылей в целом. Мы уже отмечали, что в идеальном вари­анте акции таких компаний лучше покупать на минимумах рынка, что иногда позволяет увеличить прибыль от инвестирования в несколько раз. Выбор подобных компаний следует проводить заранее, чтобы удобный момент для покупки их акций не застал вас врасплох. Отличительной особенностью акций таких компаний является то, что они падают не так сильно, как рынок, а когда он начинает восстанавливаться, то первыми возвращаются к прежним значениям.

Теперь сформулируем первую стратегию успешного инвестирова­ния, которая состоит в следующем:

1. Выбрать компании с хорошими фундаментальными показателями, т. е. с растущими прибылями, дивидендами, объемами продаж и т. п.

2. Дождаться падения рынка (коррекции около 5%) или индексов отрасли, к которым относятся выбранные компании.

3. Купить акции и расставить «стопы».


4. Постоянно контролировать финансовые квартальные отчеты «сво­их» компаний и следить за поведением акций методами техничес­кого анализа, (более подробно о них будет рассказано в следующих главах).

5. При появлении признаков финансового неблагополучия какой-либо компании продать ее акции и быть готовым к покупке новых акций.

Давайте рассмотрим конкретный пример выбора компаний для ин­вестирования. Мы рекомендуем ограничиться компаниями, входящими в индекс S&P—500. Попасть в этот индекс нелегко и очень почетно, что уже дает некоторую гарантию безопасности инвестирования. История компа­ний, входящих в этот индекс, отслеживается в течение многих лет, и эту информацию легко получить по Интернету. Индекс S&P-500 предста­вляет большое число отраслей, что позволяет выбрать компанию практи­чески на любой вкус, а информационная компания Standart & Poor's пу­бликует по ним обширную статистику, значительно облегчающую поиск.

Разберем один из возможных вариантов такого поиска. Начать анализ можно с выявления в S&P-500 компаний, у которых в последние годы вырастала выплата дивидендов. В начале октября 1995 года было 43 компании, у которых дивиденды превышали 2%, а средний годовой рост дивидендов в последние пять лет превосходил 10%. Если бы вы составили портфель из акций всех этих компаний, вложив в каждую одинаковую сумму денег, то через год — как видно из изменений цен акций — ваш инвестиционный капитал вырос бы на 20,1%, не считая прибыли, полученной от выплаты дивидендов. Индекс S&P-500 за этот промежуток времени вырос на 18%. Таким образом, даже без глубокого анализа, используя только критерий роста дивидендов, удалось бы на 2% превзойти рост рынка, который, как мы уже говорили, в настоящее время измеряется по поведению индекса S&P-500 в целом.

Селекцию можно улучшить, если отбросить компании, у которых отношение р/е превосходит 20. Тогда число компаний сокращается до 36, а средний рост инвестированного капитала составил бы 22,8%, что уже на 5 % превосходит рост рынка. Если выбрать компании, у которых дополнительно к перечисленным показателям долгосрочные долговые обязательства не превышают 20% от собственного капитала, то число компаний уменьшается до 21, а полученная прибыль от роста цен их акций составила бы 24,6%. Список можно еще урезать, оставив только компании, имевшие в последние два года рост прибылей. Оставшиеся 12 компаний дали бы инвестору 30,2 % за счет роста цен акций и еще 3 % за счет выплаты дивидендов. И, наконец, ограничившись компаниями с величиной ROE больше чем 20 %, мы получим список из пяти компаний, которые дали бы прибыль 48,2 % за счет роста цен акций и 2,6 % за счет дивидендов. Общая прибыль составила бы 50,8%, что более чем в два


раза превышает рост индекса S&P-500. Отметим также, что при сильной коррекции рынка в июле 1996 года падение средней цены акций из этого списка было в несколько раз меньше, чем падение индекса S&P-500. Перечень компаний-победительниц с указанием дивидендов и изменения цен акций с 1 октября 1995 по 1 октября 1996 года приведен в таблице 8.1.

Таблииа 8.1.

Символ Компания Дивиденды Прибыль от роста
    в % цены акций в %
USHC U. S. HealthCare 2,8 45,3
FMN Federal Natl Mtge. Ass'n 2,6 99,2
СРВ Campbell Soup 2,4 55,2
NOB Norwest 3,0 26,1
АВТ Abbot Laboratories 2,1 15,2

 

В данный перечень попали страховая медицинская компания (USHC), две финансовые компании (FMN, NOB), компания по произ­водству пищевых продуктов (СРВ) и фармацевтическая компания (АВТ). Является ли рассмотренный пример моделью поведения, гарантирующе­го успешное инвестирование? К сожалению, не является. Не исключено, что выбрав компании в следующем году, тем же способом вы получите прибыль не большую, а меньшую, чем рост рыночного индекса. Приве­денный пример — только иллюстрация одного из методов выбора акций для инвестирования. Метода, который повышает вероятность получения прибыли, превышающей рост рынка, и уменьшает вероятность потерь.

Рассмотренный пример построен на реальной истории роста акций выбранных компаний в течение одного конкретного года. Этот год был замечательным для крупных компаний, подъем рынка почти на 50% превышал средний, и поэтому приведенные цифры прибылей реальны, но не типичны. Полученные прибыли были довольно большими даже без точного выбора момента инвестирования, хотя и при растущем рынке покупка акций в моменты коррекции заметно увеличивает прибыль и уменьшает вероятность потерь.

Стратегия для ленивых

 

О

писанный выше метод выбора ком­паний довольно трудоемок и требу­ет наличия хороших справочни­ков или доступа к компьютерным базам данных. Есть более простые способы составления инвестиционного портфеля, позволяющие проводить выбор за короткое


время и не требующие анализа большого числа экономических показате­лей. В этом разделе мы расскажем о самом простом методе, основанном только на анализе дивидендов и цен акций, который был популяризо­ван Майклом О’Хиггинсом (Michael O'Higgins) и братьями Гарднерами (David and Tom Gardner). Этот метод относится к компаниям из про­мышленного индекса Доу Джонса, для которых характерны высокие выплаты дивидендов в течение очень длительного времени. Цены их акций, хотя и подвержены колебаниям рынка, но в среднем растут при­близительно на 10% в год. Компании, входящие в этот индекс, являются столпами американской экономики, и вероятность их банкротства очень мала. Промышленный индекс Доу Джонса содержит 30 компаний, акции которых представлены на Нью-Йоркской бирже NYSE (в скобках указаны их торговые символы):

 

Allied Signal (ALD) Good Year (GT)
Alcoa (AA) IBM (IBM)
American Express (AXP) International Paper (IP)
AT&T (T) Johnson & Johnson (JNJ)
Boeing (BA) McDonald's (MCD)
Caterpillar (CAT) Merck (MRK)
Chevron (CHV) ЗМ (МММ)
Coca-Cola (КО) J. P. Morgan (JPM)
Disney (DIS) Philip Morris (MO)
DuPont (DD) Procter & Gamble (PG)
Eastman Kodak (EK) Sears (S)
Exxon (XON) Travelers Group (TRV)
General Electric (GE) Union Carbide (UK)
General Motors (GM) United Technologies (UTX)
Hewlett Packard (HWP) Wal-Mart Stores (WMT)

 

Компании данного списка весьма различны по прибылям и пер­спективам роста. Как выбрать лучшие, не проводя тщательного анализа, который новичкам зачастую не под силу?

О’Хиггинс и Гарднеры предлагают очень простой метод, опира­ющийся только на один выпуск газеты The Wall Street Journal. Для уменьшения риска следует поместить деньги в несколько компаний, выбор которых нужно проводить по следующей простой схеме.

1. Найти 10 компаний, выплачивающих максимальные дивиденды в процентах относительно текущей цены акций.

2. Из этой группы оставить 5 компаний с наименьшей ценой акций.

3. Убрать одну компанию с минимальной ценой акций, оставив из первоначального списка 4 компании.


4. Разделить свой инвестиционный капитал на 5 равных частей.

5. 2 /5 капитала вложить в компанию с самыми дешевыми акциями.

6. Оставшиеся 3/5 капитала разделить поровну между тремя остальны­ми компаниями из списка.

7. Вычислить количество акций каждой компании, которое соответ­ствует выделенным на нее деньгам, и купить эти акции. У вас обра­зовался инвестиционный портфель, который не следует трогать в течение года.

8. Через год пересмотреть свой инвестиционный портфель, применяя прежнюю схему. Если новый список не соответствует старому, то провести необходимые замены, а затем ежегодно повторять эту процедуру.

Данный метод подкупает своей простотой, но есть ли у него разумные основания? Безусловно, есть.

1. Компании, входящие в индекс Доу Джонса, являются гигантами американской индустрии, лидерами соответствующих отраслей, на долю которых приходится 20% инвестиционного капитала США. Экономика США развивается, доходы данных компаний в среднем растут, соответственно растут и цены их акций.

2. Схема выбора не учитывает принадлежности компаний к какой-либо отрасли, что способствует диверсификации (разнообразию) инвестиционного портфеля.

3. Акции компаний этого индекса активно переходят из рук в руки, и разница между покупной и продажной ценой очень небольшая.

4. Высокие дивиденды означают способность компаний отдавать часть прибыли своим инвесторам, что указывает на наличие некоторого свободного капитала для развития.

5. Наряду с ожидаемым ростом цены акций высокие дивиденды дают инвесторам дополнительную прибыль.

6. Небольшая цена акций всегда привлекает инвесторов, и эти акции имеют больший шанс вырасти.

7. Самая маленькая цена акций может оказаться результатом уменьше­ния прибылей компании, и для уменьшения риска такую компанию следует исключить.

8. Исследования статистики, проведенные О’Хиггинсом и Гарднерами, показали, что из четырех компаний, наибольший рост дают самые дешевые акции (в среднем — 28,9 % в год), и потому количество капитала, вкладываемого в эти акции, следует увеличить.


9. Остальные три компании следует включать для подстраховки ин­вестирования, так как ограничившись одним кандидатом, можно случайно выбрать компанию с финансовыми затруднениями.

10. Анализ, необходимый для выбора объектов инвестирования, прост, дешев (одна газета в год) и доступен любому инвестору.

11. Метод дает четкую стратегию, которая не позволяет поддаваться э


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.