Потягивание за ручки в положение сидя. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Потягивание за ручки в положение сидя.

2022-05-12 15
Потягивание за ручки в положение сидя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обработка результатов:

Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).

x = (y: na) * nb

Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на третьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).

В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.

 

4. Обсуждение результатов и рекомендации родителям.

Процесс диагностики - неотъемлемая часть коррекционной работы. Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.

5. Письменный отчёт.

Для написания необходимо иметь всю доступную информацию о ребёнке, включая поликлиническую карту. Подсчёт коэффициента развития - первый, а не последний шаг в диагнозе развития. Нельзя переоценивать его значения, но недооценивать также вредно.

Надо отметить, что методика является не только тестирующей, но и обучающей. Указанные таблицах тестовые пункты являются «целями», к которым надо стремиться, а описание методики тестирования может служить методикой обучения, как для педагогов, так и для родителей.

Методика обследования в положении на спине.

Положение на спине.

4-20 недель.

Исследователь наблюдает за позой и самостоятельной деятельностью ребёнка.

В 24-28 недель ребёнок может сопротивляться укладыванию. Тогда горизонтальное положение на спине будет последним этапом тестирования. В такой ситуации лучше сразу предложить ребёнку кольцо на верёвочке или погремушку.

Кольцо на верёвочке.

4-28 недель.

Исследователь держит кончик верёвочки в левой руке, колечко свисает. Оно подносится к ножкам ребёнка на высоте 10-15 см и постепенно продвигается вверх к лицу. Удерживается на высоте 20-25 см от глаз. Если ребёнок не поворачивает голову, то стоит привести кольцо к линии зрения ребёнка. Наблюдайте за тем, когда ребёнок замечает кольцо и как на него реагирует.

4-16 недель. Прослеживание кольца.

Перемещайте кольцо медленно по дуге 180 градусов перед глазами ребёнка на постоянной высоте. Если ребёнок больше смотрит на Вашу руку, продолжайте перемещать кольцо, до тех пор, пока щека ребёнка не коснётся поверхности кроватки. Повторите указанную процедуру несколько раз. Чтобы уловить наилучший ответ на движущийся предмет, будь то кольцо или рука. Скорость передвижения должна быть адаптирована в соответствии с возможностями ребёнка.

12-28 недель. Исследование кольца.

Если заметив кольцо, ребёнок к нему мгновенно тянется, можно отложить процедуру прослеживания. Кольцо удерживается над грудью ребёнка, на доступном расстоянии. Наблюдаем за поведением ребёнка. Если он не хватает кольцо, то подносим его непосредственно к кисти. Если и это неэффективно, то вкладываем кольцо сначала в одну руку, затем в другую. Наблюдаем за манипуляциями с кольцом, сравниваем симметричность. Если ребёнок роняет кольцо до завершения удовлетворяющего наблюдения, кольцо можно вложить обратно в руку или перейти к погремушке. Если ребёнок больше смотрит на лицо исследователя, надо удалиться из поля зрения, встать, например, сбоку. Если после 16 недель сохраняется асимметричный шейно-тонический рефлекс, то исследователь, подложив ладонь под головку ребёнка, пальцами мягко удерживает её в среднем положении, в то же время не предотвращая полностью повороты головы,

Процедура помогает отличить моторный компонент поведения от адаптивного.

Погремушка.

4-28 недель.

Держа погремушку в левой руке, исследователь бесшумно подносит её по направлению от ног к груди ребёнка. Наблюдаем за реакцией. Если её нет, можно потрясти погремушку для привлечения внимания. Ребёнок может взять погремушку за ручку. Если он этого не делает, надо поднести игрушку поближе к кисти или вложить её в кисть руки. Наблюдаем за исследованием погремушки ребёнком, за реакцией на упавшую погремушку (следит ли за её падением, ищет или нет). Если ребёнок длительно удерживает погремушку, то её можно аккуратно вынуть и положить сбоку от ребёнка в пределах непосредственной видимости и досягаемости, чтобы проследить опять таки реакцию на потерю погремушки, слежение за ней и даже, может быть, вызвать поворот на бок.

Социальная стимуляция.

4-28 недель.

Исследователь наклоняется над лежащим на спине ребёнком, улыбается ему, разговаривает с ним, кивает головой, словом, делает всё, чтобы привлечь внимание и вызвать ответ. В возрасте до 24 недель эту процедуру не затягиваем надолго, постепенно переходим к колокольчику (5).

Звон колокольчика.

4-28 недель.

В то время как ребёнок живо реагирует на беседу исследователя, легонько трясём погремушкой несколько раз на расстоянии 5-7 см от уха ребёнка с одной и с другой стороны. Наблюдаем за реакцией. После этого, выдержав небольшую паузу, можно позвонить колокольчиком, соблюдая те же правила, что и для погремушки. Исследователь должен проследить, чтобы ребёнок реагировал именно на звук, поворачивая голову в сторону раздражителя, а не отслеживал движения рук взрослого и смену раздражителей. Если ребёнок занят какой-либо игрушкой, лучше убрать её до этого исследования и отвлечь ребёнка разговором. Если ребёнок не хочет лежать, то ту же процедуру можно провести и в сидячем положении.

После 28 недель, если есть малейшая тень подозрения на нарушение слуха, необходимо обязательно проводить это исследование.

Один кубик.

12-56 недель.

Наблюдаем за реакцией ребёнка. В возрасте до 24 недель можно даже вкладывать кубик в руку.

Второй кубик

20-56 недель.

В то время, как ребёнок держит один кубик, предлагаем ему второй в той же манере, что и первый. До 28 недель можно вкладывать кубик в ручку

Третий кубик.

20-56 недель.

Ребёнок держит 2 кубика, предлагаем третий, смотрим за реакцией. До 28 недель кубики можно вкладывать кубик в ручку или добиваться схватывания, положив кисти рук ребёнка поверх кубиков на столе.

Башня из двух кубиков.

48-56 недель.

Удерживая внимание ребёнка, исследователь строит башню из двух кубиков на краю стола, кладёт рядом с ребёнком третий кубик и предлагает ребёнку четвёртый. Можно указать на кубик, можно повторить «строительство» башни несколько раз в качестве объяснения задачи. Ребёнку может быть позволено снять верхний кубик с башни, но сразу же за этим модель башни надо убрать.

Несколько кубиков.

16-56 недель.

Исследователь укладывает десять кубиков в форме квадрата. Десятый кладёт сверху. Продвигаем кубики к ребёнку, следим за его исследованием и манипуляциями.

48 недель - 15 месяцев.

Если ещё не удалось построить башню при (10), то сейчас можно попытаться ещё раз.

18 - 36 месяцев.

Укладываем кубики и просим ребёнка «сделать что-нибудь». Наблюдаем за самостоятельной игрой.

Башня.

15-36 месяцев.

Ребёнок держит один кубик, исследователь указывает на другой кубик, лежащий на столе: «Положи сюда». Если ребёнок не понимает задание, взрослый может начать строить. Положив один или два кубика на нижний. Каждый раз, когда ребёнок удачно или через равномерные интервалы времени укладывает кубик, его обязательно хвалят. Если очевидно. Что у ребёнка есть трудности с точным помещением кубиков, но очевидно, что он понимает смысл задания, исследователь может удерживать каждый последующий кубик и всю башню, не мешая ребёнку ставить кубики сверху.

Поезд

18-30 месяцев.

Исследователь: "Я покажу тебе, как построить поезд. «Чу-чу»". На столе остаётся 4 кубика. «Вот один вагончик, рядом второй вагончик, третий вагончик». Поезд толкают по столу: «Чу-чу». Модель разбирают и предлагают ребёнку сделать поезд самому.

Поезд с трубой.

24-36 месяцев.

Повторив (13), берём пятый кубик: «Это вагончики, а это - труба от паровоза, из нее выходит дым». Провозим «поезд по столу. «А теперь ты построй! А где труба?»

Мост.

36 - 42 месяца.

Пока ребёнок занят «поездом», исследователь вне поля зрения строит мост. «Смотри, какой я построил мостик! Под ним можно проехать!» или «Смотри, какой домик! Можно подняться по ступенькам на верх, можно спуститься вниз, есть дверь!» (показываем поочерёдно на каждый кубик и на промежуток между ними). Оставляем модель. Просим построить копию.

Чашка.

12 - 20 недель.

Убираем кубики, ставим чашку ручкой к ребёнку. Последовательность меняется. Если ребёнок уже коснулся кубиков.

Чашка и кубики.

28-56 недель.

В то время, как ребёнок держит хотя бы один из представленных нескольких кубиков, его внимание привлекают к чашке и размещают чашку слева от кубиков в пределах досягаемости. Наблюдают за самостоятельной игрой. После 36 недель, если ребёнок держит кубик, ему говорят, указывая на чашку: «Положи его сюда!». При отсутствии движения исследователь берёт кубик и, удерживая внимание ребёнка, бросает его в чашку. Наблюдаем за реакцией ребёнка.

15-24 месяца.

Чашка слева от кубиков. Если ребёнок не начинает самостоятельно складывать кубики в чашку, то исследователь побуждает его к этому вербально. Если ребёнок пребывает в нерешительности или начинает вынимать кубики, положив в чашку лишь несколько, исследователь говорит: «А ещё? Чашка не наполнилась, ещё остались кубики, надо их все сложить.» Кубики пододвигают к ребёнку. Можно подавать кубики по одному или мягко препятствовать выниманию. Когда все кубики уложены, ребёнка просят отдать чашку.

Пилюля.

12-52 недель.

Ребёнку предлагают пилюлю, наблюдают, предотвращают съедание пилюли. Если это не удаётся, то маму ребёнка заверяют, что пилюля безопасна. К пилюле на столе можно привлечь внимание, постучав ею. Надо быстро убрать руку, так как самые младшие следят больше за рукой.

Пилюля рядом с бутылочкой.

36 - 48 недель.

Пилюля справа от бутылочки. Привлекают внимание ребёнка к пилюле, потом к бутылочке и обратно. Оба объекта одновременно придвигают к ребёнку. Наблюдают. Если ребёнок берёт только бутылочку, его внимание привлекают к пилюле снова.

52 недели - 21 месяц.

Повтор (19). Ребёнка просят положить пилюлю в бутылочку. До 15 месяцев требуется предварительный показ. «А теперь достань её оттуда!» Можно показать, как вытряхнуть.

Пилюля в бутылочке.

36 - 56 недель.

Исследователь держит бутылочку за горлышко так, что донышко располагается напротив глаз ребёнка. Правой рукой держит пилюлю около горлышка. Будучи уверенным, что ребёнок смотрит на пилюлю, исследователь бросает её в бутылочку. Бутылочку ставят на стол так, чтобы ребёнок видел пилюлю внутри её. Наблюдают за манипуляциями ребёнка, Если при этом пилюля не выпадает наружу, то на стол незаметно подкладывают ещё одну.

Пилюль и бутылочка.

36 месяцев и дальше.

10 пилюль и бутылочка на столе со стороны предпочитаемой руки. «Положи их все в бутылочку по одной как можешь быстро!» Повторить инструкцию, если ребёнок взял сразу несколько штук. Фиксируется время, за которое ребёнок справляется с заданием. Потом то же повторяется с другой рукой, можно придерживать доминирующую руку при отсутствии явного протеста.

Колокольчик.

20 - 48 недель.

Колокольчик тихо ставят на стол. В 20 недель ребёнку можно помочь захватить ручку колокольчика, вложить обратно в руку, если колокольчик выпал. Можно показать, как звонить. Если ребёнок не делает самостоятельных попыток.

Кольцо и верёвочка.

28 - 56 недель.

Исследователь держит кольцо в левой руке, кончик верёвочки - в правой, натягивая веревочку. Кольцо укладывается ближе к дальнему концу стола, а кончик верёвочки - ближе к ребёнку. Стараются привлечь внимание к верёвочке, если ребёнок не тянется к верёвочке можно менять положение верёвочки, придвинуть её поближе. Если у ребёнка не получается защипить кончик веревочки, лежащий на столе, и он вот-вот заплачет, надо приподнять верёвочку. Для возраста 48-56 недель можно покачать кольцо на веревочке.

Ребёнок и зеркало

Зеркало.

16-56 недель.

Ребёнка надо удерживать на руках, обеспечивая поддержку грудной клетки, зеркало должно быть очень близко. Если малыш смотрит на свои ножки или их отражение в зеркале, исследователь может постучать по стеклу, чтобы привлечь внимание к отражению лица.

Зеркало и мячик.

40 - 56 недель.

Ребёнок смотрит в зеркало, за спиной его держат мячик так, чтобы его изображение было в зеркале. Наблюдаем за реакцией. Если нет никакого ответа на изображение мячика, поднесите мячик поближе, чтобы ребёнок его заметил. Это может служить тестом определения полей зрения. Затем ребёнку отдают мячик, он его исследует. Если ребёнку по каким-то причинам не удаётся взять мячик, проведите ту же процедуру с кольцом.

Рисование.

Если ребёнок не хочет выпускать мелок (карандаш) из рук, возьмите другой После каждого показа задания дополнительный мелок надо убирать. Во время показа нужно следить за тем, чтобы ребёнок не отвлекался и видел всё полностью. Каждый показ надо проводить на «чистой» стороне листа или новом листе

Спонтанное рисование.

15-36 месяцев.

Перед ребёнком кладут лист бумаги размером минимум 12 на 20 см Исследователь удерживает лист левой рукой, кладёт мелок (карандаш) по центру листа Его просят «написать на листе» или «сделать что-нибудь».

В 24-36 месяцев ребёнка спрашивают, что он нарисовал. Если ребёнок не берёт мелок, надо подать ему, вложить в руку.

Имитация штрихования.

52 недель - 18 месяцев.

Ребёнок что-то чертит на листе. Исследователь забирает мелок и, удерживая внимание ребёнка, чертит в верхней части листа несколько штрихов, не отрывая мелка от бумаги. Ребёнка просят повторить то же.

Имитация окружности.

18-24 месяца.

Исследователь рисует окружность, повторяет рисунок несколько раз в верхней части листа. Ребёнка просят нарисовать то же (слово кружок не употребляют до тех пор, пока сам ребёнок не назовёт так рисунок).

Срисовывание окружности.

30-42 месяца.

Ребёнку показывают карточку с нарисованной окружностью диаметром 7,5 см. «Нарисуй такое же на своём листе!». Если нет ожидаемой реакции, то исследователь сам рисует окружность, затем следует (30).

Имитация креста.

30 - 42 месяца.

Исследователь рисует в верхней части листа сначала вертикальную линию, потом горизонтальную, приговаривая при этом: «Сначала такая линия, а потом такая.» Ребёнка просят повторить.

Неоконченный человечек».

36 месяцев и далее.

Перед ребёнком кладут картинку с незаконченным рисунком фигуры человека. Вопрос: «Что это?» Не стоит ожидать, что в этом возрасте ребёнок дорисует недостающие части, даже если их ему показать.

Доска с формами.

Исследователь каждый раз предлагает доску с левой стороны, круглое отверстие справа от ребёнка, вершина треугольника - по центру, ориентирована вверх. После того, как ребёнок осмотрел доску и взял в руки блок, его просят: «Положи его сюда!». Исследователь помогает правильно положить блок. Если ребёнок не может самостоятельно вынуть блок, надо показать, как приподнять его за краешек. Наконец, исследователь вынимает блок, возвращает его ребёнку и пытается повторить ту же процедуру.

15 месяцев.

Исследователь левой рукой придерживает доску, правой предлагает ребёнку круглый блок. После того, как ребёнок осмотрел доску и взял в руки блок, его просят: «Положи его сюда!». Либо ребёнок, либо исследователь вставляют блок. Исследователь говорит: «Смотри, что я делаю!» и поднимает доску. Блок остаётся на столе. Доску поворачивают на 180 градусов. Круглый блок укладывают на стол напротив квадратного отверстия. Ребёнка просят: «Положи его на место!». Исследователь помогает правильно положить блок, если ребёнок сам не справляется с заданием.

18-36 месяцев.

На стол укладывают доску и все три блока напротив соответствующих отверстий. Ребёнка просят: «Положи их на место!». До того как начать помогать. Исследователь наблюдает за самостоятельной деятельностью ребёнка. Ребёнку можно помочь. Если ему трудно правильно расположить фигуры с углами. Когда все блоки на месте, доску поднимают (за исключением возраста 18 месяцев) и поворачивают на 180 градусов. Блоки лежат на столе. Круглый блок оказывается напротив квадратного отверстия. Ребёнка просят: «Положи их правильно!». Если ребёнок допускает ошибки, его спрашивают: «А куда этот блок надо положить?» Ребёнок может ощупать отверстия, указать пальцем на правильное. Можно повторить процедуру.

Чудесная коробка.

18-24 месяца.

Держа коробку за ручку её предлагают ребёнку слева, отверстия в стенке «смотрят» на ребёнка. Правой рукой ребёнку подают белый квадратный блок. Если ребёнок не вкладывает его правильно, ему указываю правильное отверстие. «Положи внутрь!». Если необходимо, исследователь сам выполняет процедуру. Затем коробку поворачивают открытой стороной к ребёнку. Ребёнка просят вынуть блок. Переворачивают коробку и повторяют всё сначала. Если ребёнку не удаётся выполнить задание, и он начинает беспокоиться, ему помогают снова.

Цветные формы.

30-36 месяцев.

На стол кладут карту с нарисованными на ней цветными формами, кружок располагается в правом верхнем углу. Ребёнку выдают вырезанные картинки соответствующие формам на картинке. «Куда их надо положить?» Если ребёнок раскладывает неправильно, исследователь показывает правильный порядок.

Последовательно выдают карточки: квадрат, треугольник, полукруг, крест. Задание изменяют: «Рассмотри фигурки на бумаге. Положи эту на её место. Положи её поверх нарисованной фигурки!» Показывают только, как укладывать круглую фигурку. Все остальные манипуляции ребёнка воспринимаются сами по себе, исследователь хвалит ребёнка независимо от правильности выполнения.

Геометрические фигуры.   

36 месяцев и старше.

Перед ребёнком укладывают карту с десятью геометрическими фигурами. Показывают карточку с кружочком: «Куда мы её положим?», «Где ещё такая фигурка?» Показывают только, как укладывать круглую фигурку. Все остальные манипуляции ребёнка воспринимаются сами по себе, исследователь хвалит ребёнка независимо от правильности выполнения. Последовательно выдают карточки: кружок, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шестиугольник, ромб, квадрат в виде «рамочки», трапецию и неправильный многоугольник.

Взвешенные блоки.

42 месяца и старше.

Положите перед ребёнком блоки весом 3 и 15 гр. «Видишь эти блоки? Они похожи друг на друга, но один из них тяжелее. Возьми их в руки, скажи, какой тяжелее». Блоки берут двумя пальцами. Меняя блоки местами процедуру повторяют три раза.

Книга с картинками.

15-36 месяцев.

В этом возрасте этот пункт является отправным в тестировании. Исследователь начинает с обсуждения нарисованного на обложке, потом переходит к перелистыванию страниц, рассказывает сюжет сам и просит ребёнка прокомментировать. Ребёнок может перелистывать самостоятельно.

15 - 36 месяцев: Ребёнка просят сначала назвать, а затем показать глазки, ботинки, шапку, собачку, ложку, ребёнка, зонтик и т.д. Если ребёнок этого не делает, то исследователь сам и называет и показывает.

30 - 36 месяцев: Ребёнка просят рассказать и показать, что происходит на картинке. Если ребёнок этого не делает, то исследователь сам и называет и показывает. В 36 месяцев можно попросить рассказать стихотворение, может потребоваться помощь и подсказка.

Карты с картинками.

18-36 месяцев

Исследователь с левой стороны показывает карту с четырьмя картинками (чашка, собака, ботинок, дом). Взрослый указывает на картинки в обозначенном порядке и спрашивает: «Что это?» Если ребёнок этого не делает, то исследователь сам и называет и показывает.

24 - 36 месяцев.

Карта с шестью картинками (часы, корзина, книга, флажок, листик, звезда). «Здесь есть ещё картинки.» Взрослый указывает на картинки в обозначенном порядке и спрашивает: «Что это?» Если ребёнок не называет какую-нибудь картинку надо спросить: «А где часики (тик-так)?» Если ребёнок не называет первые 2-3 картинки, надо отказаться от процедуры.

Имя и пол.

30 - 36 месяцев.

Если на вопрос об имени ребёнок не называет полное имя, его переспрашивают. Не надо настаивать на ответе. «Ты маленькая девочка или маленький мальчик?» Если нет удовлетворительного ответа, спрашивают: «Ты девочка (мальчик)?»

43. Ситуационные вопросы.

36 месяцев и старше.

«Что ты делаешь, когда проголодаешься?»

«Что ты делаешь, когда хочешь спать?»

«Что ты делаешь, когда тебе холодно?»

Повторение цифр.

30-36 месяцев.

Если ребёнок достаточно свободно говорит, его просят: «Скажи 4 - 2», «Хорошо», «Скажи теперь 6 - 4 - 1». Цифры надо называть с небольшими паузами. Используемые серии: 641, 352, 837. Серии не повторяются. Если ребёнок очень торопится, попросите его дослушать Вас.

Тестовые объекты.

18-30 месяцев.

Показывают карандаш, ботинок (исследователь указывает на свой), ключ, монету, маленький мяч и спрашивают: «Что это?» В 24 - 30 месяцев в случае правильного ответа спрашивают об использовании предмета. Ребёнок, не владеющий речью, может показать жестами. Если ребёнок в возрасте 18-21 месяца не реагирует на первые 2 объекта - переходите к мячику.

Игры с мячиком.

Игры с мячиком.

48 недель - 15 месяцев.

Убирают тестовый стол. Исследователь катит мячик по направлению к ребёнку. Сидящему в кроватке или на полу. Когда ребёнок взял мячик, его просят бросить мячик обратно. Повторяют несколько раз.

18-36 месяцев.

Ребёнок только что назвал мячик в ответ на вопрос взрослого. Его просят бросить мячик в руки исследователя.

Мячик и направления.

18-30 месяцев.

Исследователь и ребёнок сидят на полу. «Сейчас мы будем играть в игру. НЕ бросай мячик, а положи его на стол....на стул.... отдай маме,... отдай мне. Спасибо.»

Мяч в коробке.

18-21 месяц.

Исследователь ставит «чудесную коробку» на пол открытой стороной вверх, просит бросить туда мячик. «Можешь ли ты его оттуда достать? Попробуй.» Если ребёнок не справляется с заданием, можно показать. Как перевернуть коробку.

Мячик и предлоги.

36 месяцев и старше.

Ребенок только что кинул мячик. «А теперь положи его на стул... Положи его под стул, за стул, около стула». При неудаче перейти к (47).

Поддержание позы.

После 15 месяцев наблюдение за положением тела в пространстве происходит по ходу выполнения остальных процедур. Во время беседы ребёнок может продемонстрировать свои возможности в области крупной моторики достаточно полно. На первом году жизни перед наблюдением с ребёнка необходимо снять ползунки и колготки. В возрасте старше 15 месяцев раздевать ребёнка не требуется.

Сидение с поддержкой.

Заметка: Ребёнка надо перенести на твердую поверхность.

4 - 20 недель.

После выполнения пунктов (6) или (24) исследователь располагается напротив глаз ребёнка, держа руки по бокам грудной клетки ребёнка. Можно чуть ослабить поддержку, чтобы пронаблюдать за самостоятельным контролем положения ребёнка. Естественно, нельзя допустить падения ребёнка вперёд или назад или затягивания процедуры.

24 - 36 месяцев.

По окончании игр с зеркалом исследователь сажает ребёнка на платформу, сам располагается на уровне глаз ребёнка и убирает руки так, чтобы не поддерживать, но оказать помощь в случае попытки падения. Если необходимо, можно придать ребёнку устойчивое сидячее положение с опорой на руки. Потом ребёнку предлагают сцепленные кольца, с тем чтобы посмотреть может ли ребёнок сидеть с опорой на одну руку или вообще без опоры.

Стояние с поддержкой.

4 - 28 недель.

Ребёнка приподнимают из положения сидя. Наблюдаем за балансом.

Положение на животе.

4 - 20 недель.

Переход из положения (51). Если ребёнок удерживает голову, то перед глазами помещают и поднимают сцепленные кольца с тем, чтобы ребёнок попытался поднять голову выше, приподняться на руках.

24 - 32 недели.

Ребёнок уже переворачивается сам на живот. Повторить (52).

Сидение без поддержки.

36-56 недель.

Перед сидящим на твёрдой поверхности ребёнком помещают интересный предмет. Наблюдаем за способностью наклониться вперёд и выпрямиться или за переходом в положение на животе.

15-36 месяцев.

Это начальный пункт исследования. Ребёнок естественно сидит в детском стульчике.

Ползание.

36 - 56 недель.

Ребёнка укладывают на живот или он переворачивается самостоятельно. Используя привлекательный объект, расположенный на некотором удалении ребёнка, наблюдают за попытками поползти.

Перила кроватки.

36 - 56 недель.

Ребенок сидит перед перилами. Используя привлекательный объект, расположенный на некотором удалении ребёнка выше перил, наблюдают за попытками подняться. Можно положить кисти рук ребёнка на перила. Если ребёнок не встаёт самостоятельно, его можно поставить с опорой на перила и убрать поддержку.

Перемещение.

40 - 56 недель.

Ребёнок стоит с опорой о перила кроватки. Используя привлекательный объект, расположенный на некотором удалении сбоку от ребёнка, наблюдают за попытками переступить вбок ближе к этому предмету. Меняйте стороны. Если это удалось, положите предмет на пол кроватки с тем, чтобы посмотреть, как ребёнок переходит обратно в сидячее положение.

Ходьба с поддержкой.

40 - 56 недель.

Исследователь или мама берут стоящего на полу ребёнка за руки, пытаются побудить сделать шаг (наклон корпуса вперёд). Если ребёнок идет с поддержкой под руки на уровне плеча или, если руки подняты вверх, попробуйте отпустить одну руку.

Ребёнок пинает мячик.

18-36 месяцев.

После того, как ребёнок бросил несколько раз большой мячик, его просят: «Толкни этот мячик ногой!» Исследователь может показать или даже помочь ребёнку в движении.

Ходьба. Бег.

15-36 месяцев.

Ходьба по лестнице.

15-36 месяцев и старше.

Понаблюдайте за этим, либо до исследования, либо по окончании.

Ходьба «на носочках».

30 - 36 месяцев.

Исследователь демонстрирует задание сам. Может потребоваться поддержка ребёнка за руку.

Стояние на одной ноге.

Ребёнка ставят в центре комнаты так, чтобы он не мог опереться о стенку или окружающие предметы. Исследователь демонстрирует задание сам и говорит: «Подними одну ножку! Встань так же, как и я! Стой-стой!» Можно договориться «постоять» определённое время под счёт: «Один, два, три..»

Прыжки.

30 - 36 месяцев.

Исследователь демонстрирует задание сам и говорит: «Повторяй за мной!» Если есть лесенка, можно попросить прыгнуть с нижней ступеньки.


ТАБЛИЦЫ ОЦЕНКИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Таблица 1

А Н Ранний неонатальный период А Н 4 недели и младше А Н 8 недель

1. Ориентация

          Подвешенное кольцо, погремушка: замечает только на линии зрения (8 нед.)     Подвешенное кольцо: замечает и вне линии зрения (12 нед.)
          Подвешенное кольцо: прослеживает до границы поля зрения     Подвешенное кольцо: реагирует на руку исследователя
          Погремушка: сразу теряет вложенную в руку погремушку (8 нед.)     Погремушка: держит дольше, чем раньше
          Звон колокольчика: прислушивается, снижает двигательную активность (24 нед.)     Колокольчик: ответ мимикой (24 нед.)
                Подвешенное кольцо: следит дальше границ поля зрения

2. грубая моторика

          Положение лёжа на спине: преобладает поворот головы вбок (16 нед.)     Сидение: при присаживании поднимает голову (16 нед.)
          Положение лёжа на спине: шейно-тонический рефлекс (16 нед.)     При поддержке под живот: на весу удерживает голову
          Положение лёжа на спине: поэтапное поворачивание на бок (8 нед.)     Положение лежа на животе: голова в срединном положении    
          Присаживание за руки: значительное или заметное отклонение головы назад     Положение лежа на животе: поднимает голову на 45° от горизонтальной поверхности, коротко
          Сидение: голова падает (8 нед.)      
          При поддержке под живот: на весу не удерживает голову      
          Положение лёжа на животе: лёгкий поворот головы      
          Положение лёжа на животе: попытки поднять голову      
          Положение лёжа на животе: ползающие движения (8 нед.)      

3. РЕЧЬ

          Выражение лица: спокойное (8 нед.)     Выражение лица: улыбка
          Выражение лица: неопределённый ответ мимикой на внешние раздражители     Выражение лица: настораживается
          Произнесение звуков: при спокойном бодрствовании слабая непродолжительная вокализация     Произнесение звуков: простые гласные: "а" "э", "о" (36 нед.)

4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

          Фиксирует внимание на лице исследователя, снижает двигательную активность (6 нед.)     Социальный ответ: мимикой
          Положение лёжа на спине: внимательно изучает окружающее     Положение лёжа на спине: следит за движущимся человеком
          Кормление: 2 ночных кормления     Положение лёжа на спине: фиксирует внимание на исследователе
                Кормление: 1 ночное кормление

 


Таблица 2

А Н 12 недель А Н 16 недель А Н 20 недель

1. Ориентация

    Подвешенное кольцо: замечает преимущественно по срединной линии     Подвешенное кольцо, погремушка: сразу же замечает.     Погремушка, колокольчик: приближаются обе руки (28недель)
    Подвешенное кольцо: следит в пределах 180°     Подвешенное кольцо, погремушка: активизация движений рук (24 нед.)     Погремушка, подвешенное кольцо: схватывается, если рядом с рукой.
    Погремушка: рассматривает в руке     Подвешенное кольцо, погремушка: замечает в руках     Погремушка: следит глазами за упавшей погремушкой
    Кубик, чашка: более длительная реакция     Подвешенное кольцо, погремушка: подносит ко рту     Кубик: держит один, реагирует на другой
          Подвешенное кольцо, погремушка: перекладывает в другую руку по средней линии (28 нед.)     Несколько кубиков: схватывает один при дотрагивании (24 нед.)
          Крышка стола: смотрит вниз на крышку стола или на руки      
          Кубик, чашка: переводит взгляд с объекта на руки.      
          Пилюля: реагирует повторно      

2. грубая моторика

    Супинация: голова в основном несколько повернута в сторону (шейно-тонич. рефлекс) - (16 нед.)     Супинация: преимущественно в среднее положение головы.     Вытягивание: в положение сидя, голова не падает
    Сидение: голова наклонена вперед, падает (16 нед.)     Супинация: симметричное положение конечностей     Сидение: шея выпрямлена, голова не падает.
    Супинация: срединное положение головы и симметричное положение конечностей.     Супинация: играет руками (24 нед)     Пронация: руки разогнуты
    Стояние: короткий момент устойчивости     Сидение: голова устойчива, наклон корпуса вперед (20 нед.)      
    Стояние: поднимает ноги (28 нед.)     Пронация: голова в зоне 3 устойчива      
    Пронация: голова в зоне 2, устойчиво.     Пронация: ноги разогнуты или полусогнуты (20 нед.)      
    Пронация: опора на предплечья (20 нед.)     Пронация: на грани переворота (20 нед.)      
    Пронация: бедра низко, ноги согнуты            

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

    Супинация: кисти разогнуты или слегка согнуты     Повешенное кольцо: удерживает     Пронация: крышка стола, царапает поверхность (28 нед.)
    Погремушка: активные движения рук     Супинация: движения пальцами, царапается, сжимает.     Кубики: случайно захватывает (24 нед.)
    Чашка: дотрагивается            

4. РЕЧЬ

   

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.