Зрительно-пространственных представлений — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Зрительно-пространственных представлений

2022-05-12 22
Зрительно-пространственных представлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Игры и упражнения для развития

зрительного восприятия

«Классификация»

Учащимся предлагаются наборы на 20 геометрических фигур - кругов, треугольников, квадратов, ромбов. Необходимо по 5 штук фигур каждой формы, но разных размеров и цветов.

Дети должны разложить фигуры на несколько - подходящие к подходящим, т.е. провести классификацию. Классификация может быть произведена по цвету, форме, размеру. Например, если ребенок произвел классификацию по одному из признаков, следует задать вопросы: «Почему ты так разложил фигуры? А как еще можно их разложить?»

«На что похоже?» ( приложение № 1)

Для игры потребуется 15-20 картинок с изображением предметов, имеющих четкую геометрическую форму: тарелка, аквариум, яйцо, пирамидка и т.п. Каждый ребенок получает одну из следующих геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Ведущий показывает предметную картинку и спрашивает: «На что это похоже?» Ребенок, у которого есть соответствующая геометрическая фигура, должен ответить.

Можно предложить детям найти в классе предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру.

«Хитрые картинки» (приложение № 2)

Детям предлагаются для восприятия зашумленные изображения, наложенные друг на друга изображения различных предметов, контурные или неполные изображения. Задается вопрос: «Что изображено на картинке?» Если ребенок испытывает трудности, нужно предложить ему обвести указкой или пальцем контур предмета.

2. Игры и упражнения для развития

зрительного внимания, памяти

«Мы - художники»

Один ребенок - художник. Он выбирает человека, чей портрет будет «рисовать», и в течение 30 секунд внимательно смотрит на него. Затем отворачивается и описывает черты лица, прическу, одежду.

«Корректурная проба» (приложение № 3)

Детям предлагаются бланки с изображением геометрических фигур, елочек, девочек, снеговиков, человечков и т.п. Следует подчеркивать (зачеркивать, обводить) изображения с определенными признаками.

«Найди пару»

Предлагаются бланки с изображением предметов, имеющих незначительные различия. Требуется найти 2 абсолютно одинаковых предмета.

«Найди отличия» (приложение № 4)

Для этого задания необходимы картинки с незначительными различиями. Детям сообщается, что у этих картинок 5 (6, 7…) отличий. Предлагается называть отличия по очереди.

«Что изменилось? Чего не стало?»

Игра может проводиться с использованием игрушек, геометрических фигур, предметных картинок (не менее 7).

Варианты заданий:

1. Посмотри внимательно на эти предметы. Закрой глаза. Открой и скажи, что изменилось.

2. Посмотри внимательно на эти предметы. Закрой глаза. Сейчас один из предметов «убежит». Открой глаза. Скажи, чего не стало.

3. Упражнения для развития зрительного анализа,

синтеза, конструктивных действий

«Из каких фигур состоит рисунок? (приложение № 5)

Детям демонстрируются различные рисунки, выполненные из геометрических фигур.

К рисунку могут предлагаться следующие виды заданий:

1. Назвать фигуры, из которых состоит рисунок.

2. Подсчитать, сколько треугольников, квадратов, кругов и т.д. на данном рисунке.

3. Сказать, какой рисунок состоит из 3 треугольников, из 4 прямоугольников, одного круга и одного квадрата и т.п.

«Сложи картинку» (приложение № 6)

Необходимо наклеить на картон картинку и разрезать её на 15-20 неравных частей различной формы. Ребенок, рассматривая отдельные части, старается догадаться, что изображено на картинке, и сложить её. Если упражнение проводится с группой детей, то посередине стола смешиваются части нескольких картинок. Каждый ребёнок получает целую картинку и выбирает подходящие детали из общей кучки.

Можно не давать целую картинку, а только назвать её. Например: «Сейчас Миша будет складывать лисичку, а Вера - зайчика» и т.д. Это более сложный вариант упражнения.

«Колумбово яйцо» (приложение № 7)

Ребенку предлагается набор частей колумбова яйца и образцы фигур, которые можно выложить из них.

Если ребенок испытывает значительные трудности, нужно предложить трафарет фигуры. После того как дети освоят выкладывание фигур по образцам, можно попросить их придумать свои собственные фигуры, зарисовать их.

Методика Кооса (приложение № 8)

Задания методики Кооса используются не только в диагностических, но и в коррекционных целях. Можно самим изготовить различные узоры, аналогичные предлагаемым в методике. Детям предлагается выложить узор или красивый коврик по образцу.

4. Упражнения для развития пространственных

представлений

Правая и левая части тела

Эта работа со школьниками начинается с определения правой и левой руки. Логопед также может использовать различные упражнения, направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых частях тела. С этой целью можно использовать целый ряд упражнений.

Ученикам задания должны предъявляться в виде понятной им инструкции, например: «Покажи (покажите)…», «Отгадай (отгадайте)…».

Упражнение 1

Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если ученики затрудняются в определении левой руки, логопед называет её сам, а дети повторяют.

Педагог учитывает, что в группе могут заниматься дети с левшеством. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. В таких случаях необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

Упражнение 2

Поднять левую и правую руку поочередно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.

Упражнение 3

Закрепить различение и называние рук с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Школьникам предлагается подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1-3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение школьникам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Упражнение 4

Нарисовать отражения домов (приложение № 9).

Упражнение 5

Дорисовать левое и правое ухо (приложение № 9).

Упражнение 6

Дорисовать левую бровь и правый глаз (приложение № 9).

Упражнение 7

Дорисовать правое ухо и левый глаз (приложение № 9).

Упражнение 8

Опознать правую и левую варежки, соединить их с соответствующими руками человечка (приложение № 9).

Упражнение 9

Провести линии, выбрав пару ботинок на правую и левую ноги (приложение № 9).

Упражнение 10

Соединить стрелками пары перчаток (приложение № 10).

Упражнение 11

Самостоятельно определить и показать правую и левую руки. Представить свое отражение в зеркале. Затем обратить внимание на своего соседа по парте (повернувшись для этого лицом друг к другу). Пожать друг другу руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие.

Совместно с учениками педагог делает вывод, что при анализе отражения правая рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим человеком правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.