Формы и методы проведения занятий — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Формы и методы проведения занятий

2022-05-12 27
Формы и методы проведения занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы и формы обучения в школе в последнее время активно развиваются. Стремительно появляются новые, модифицируются старые, уже известные в педагогике, ориентируясь на новые требования ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие методы и формы организации обучения существуют.

Под формой обучения принято понимать механизм, способ организации учебного процесса. По сути, это не только форма урока, но и процесс организации всей педагогической деятельности — по отношению к упорядочиванию отдельных субъектов, целей обучения, функций и отдельных циклов.

Эффективность занятия зависит от правильного выбора форм проведения.

В соответствии с ФГОС формы проведения занятий выбираются свободно.

Выделяют следующие виды форм проведения занятий:

1) индивидуальные

2) групповые

3) коллективные

4) парные.

Индивидуальная форма обучения, подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником, например, консультации или репетиторство.

Групповой формой обучения, является организация таких учебных занятий, при которых задача ставится перед определенной группой обучающихся.

При коллективном способе обучения, обучающийся выступает поочередно учеником или учителем, создаются сменные пары, где каждый учит каждого путем общения.

В парном обучении, основное взаимодействие происходит между двумя обучающимися, они работают в паре и осуществляют взаимное обучение или взаимный контроль.

Метод обучения - это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Общие характеристики методов обучения:

• направлены на организацию деятельности учащихся, их взаимодействие, общение;

• должны соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям учащихся;

• соответствуют возможностям и индивидуальным особенностям учителя;

• соответствуют формам организации обучения.

Выделяют три группы методов:

• Словесные: лекция, рассказ, беседа.

• Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные.

• Практические: выполнение лабораторно-практических, творческих работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Какие формы и методы применяются для проведения занятий по предмету ОБЖ по теме «Безопасность на дороге» мы рассмотрим чуть ниже.

Обучение учащихся безопасности на дорогах рекомендуется проводить в специальном классе и на специализированных транспортных площадках.

На занятиях не более 40% времени отводить на изучение теоретических основ, а остальное - на привитие практических навыков. В кабинете должно быть достаточное количество учебной, учебно-методической литературы и наглядных пособий, желательно должен быть макет местности микрорайона, а к нему комплект моделей дорожных знаков и автотранспорта, которые используются при определении безопасного пути в школу и проведении занятий по обучению учащихся разгадыванию «дорожных ловушек».

Так же должна иметься хорошая видеотека, набор различных игр, «копилка» нестандартных форм работы для обучения и пропаганды безопасности дорожного движения. Все это обеспечивает мотивацию к изучению по данной теме, облегчает понимание и запоминание информации учениками.

Формы и методы работы педагога среди учащихся разнообразны и включают в себя беседы, организацию самообучения (рекомендации и разъяснения по работе с различными печатными материалами) и обучения с использованием наглядных материалов, дискуссии, мозговые штурмы, моделирование, передача навыков, знаний, умений по цепочке и т.д.

Формы работы: учебно-плановые, включающие теоретические, практические и тренировочные занятия.

Учебно-плановые занятия являются ведущей формой и выполняют главную обучающе-образовательную функцию по передаче-усвоению новых знаний, навыков и умений. Как правило, эта форма занятий реализуется в виде урока. Урок следует планировать и проводить так, чтобы на нем произошло полное усвоение учебного материала всеми обучаемыми. Поэтому уроки должны быть разнообразными, соответствующими особенностям содержания и уровню подготовки учащихся.

Одной из главных форм организации обучения по теме «Безопасность на дороге» для 8 класса является индивидуально-групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся.

В процессе обучения используются следующие формы организации занятий:

• фронтальная - дети под руководством педагога выполняют одинаковую работу;

• коллективная – дети выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь;

• индивидуальная – выполнение ребёнком индивидуального задания.

Так же используют практическое занятие, занятие–игра, комбинированное занятие.

Метод работы - это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися. Наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний: рассказ-объяснение и беседа.

К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт обучающихся, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.

Беседа - этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развевает их знания, умения и навыки. Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает учащихся вспоминать известные им знания о действиях в дорожных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы - диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление.

Работа с учебной книжкой-тетрадью - это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и дорожные термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. В книжке-тетради есть сюжетные картинки и рисунки опасных ситуаций, светофоров, дорог, перекрестков, дорожных знаков и т.д. По ходу занятий педагог обращает внимание учащихся на эти иллюстрации. При этом важно учить осознавать отличительные признаки предметов.

Самостоятельная учебная работа представляет собой овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него. При этом необходимо целенаправленное управление самостоятельной деятельностью учеников посредством формулировки темы-проблемы, ее расшифровки через план или схему, указания основных и дополнительных источников, вопросов и заданий для самоконтроля осваиваемых знаний, заданий для развития необходимых умений и навыков, сроков консультаций и форм контроля.

Познавательные игры с учащимися проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом способ - выполнения. Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом.

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков. Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.

Ролевая игра всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью. Важно наблюдать за отношением к роли. В ней поведение школьника существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с образцом.

Экскурсия проводится для закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на общественном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д.

Только активное непосредственное участие школьников в событиях и действиях, максимально приближенных к обстановке на улицах города или поселка с помощью форм и методов работы, побуждает их к обдумыванию ситуаций, заставляет почувствовать свою причастность к происходящему и исподволь формирует у них основы правильного поведения на улице и дороге.[4]

Подготовка учебно-материальной базы

Учебно-материальная база по основам безопасности жизнедеятельности - это совокупность помещений, площадок и сооружений, оснащенных учебным имуществом и оборудованных тренажерами и различными материальными средствами обучения, используемыми для привития обучаемым твердых навыков и глубоких теоретических знаний по принятию правильных решений для выхода из экстремальных и чрезвычайных ситуаций и обучению учащихся школы практическим способам поведения в критических условиях.

Учебно-материальная база создается с таким расчетом, чтобы в ходе изучения курса ОБЖ способствовать развитию у обучаемых мотивированного здорового образа жизни, чувства ответственности и сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Учебно-материальная база совершенствуется с развитием современной науки и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями руководящих документов Министерства образования РФ.

Материально-техническое обеспечение курса "Основы безопасности жизнедеятельности" Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его много профильностью и практической направленностью.

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время.

Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.

Средствами оснащения ОБЖ являются:

• Учебно-методическая литература.

• Аудио и видеоаппаратура, проекционная аппаратура.

• Средства программного обучения и контроля знаний.

• Макеты, муляжи, модели.

• Тренажеры.

• Стенды, плакаты.

• Средства индивидуальной защиты.

• Аудиовизуальные пособия.

1.Учебно-методическая литература

• Конституция Российской Федерации

• Правила дорожного движения Российской Федерации

• Уголовный кодекс Российской Федерации

• Федеральный закон «О гражданской обороне»

• Закон "Об образовании"

• Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"

• Периодические издания

Учебная литература

• Пособие для учителя "Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы"

• Пособие для учителя "Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5-11 классы"

• Пособие - для учителя "Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-9 классы"

• Пособие для учащихся "Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы"

• Программа для системы дополнительного образования детей "Безопасность дорожного движения"

• Справочник для учащихся "Основы безопасности жизнедеятельности"

• Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классов

• Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях

• Все нормативные документы необходимо иметь в последней редакции.

2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура

• Телевизор

• DVD-плеер

• DVD-рекордер

• Кодоскоп

• Мультимедиапроектор

• Оверхед-проектор

• Экран настенный

• Комплект аппаратуры по демонстрации ЭОИ

3. Средства программного обучения и контроля знаний
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу "Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи"
 Компьютерное учебное пособие "Безопасность на улицах и дорогах"
Нормативно-правовые документы, пособия для учащихся и учебники рекомендуется иметь исходя из количества учеников в классе, пособия для учителя - в 1 экземпляре.

· Стенды

· Безопасность на улицах и дорогах

· Правила оказания первой помощи

· Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)

· Дорожные знаки

· Безопасность дорожного движения

· Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

· Правила транспортировки пострадавших[17]

Для проведения занятий по теме «Безопасность на дороге» использовались следующие учебные материалы:

1. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников ОБЖ. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2012.

2. Смирнов А.Т. Рабочая тетрадь по ОБЖ: 8 кл.: к учебнику А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова, «ОБЖ 8 класс» под ред. А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2012.

3. Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал.

Вывод по первой главе

Безопасность на дороге в настоящее время можно и нужно считать неотъемлемой частью безопасности жизнедеятельности. Рассмотрев календарно-тематический план занятий, мы увидели, что весь курс ОБЖ в 8 классе составляет 35 часов в год. Из них всего 3 часа отведено на «Безопасность на дороге», что крайне недостаточно в современных реалиях.

Именно поэтому, для проведения занятий по теме: «Безопасность на дороге», были выбраны:

Форма проведения занятий: фронтальная, парная.

Методы проведения: словесный, наглядный, практический.

 



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.