Понятие, особенности и формы — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие, особенности и формы

2022-05-12 20
Понятие, особенности и формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 межэтнических конфликтов

Многие беды на Земле происходят из-за того, что люди стали недоверчивы и нетерпимы друг к другу. Мы каждый день можем наблюдать проявления агрессии не только среди взрослых людей, но и среди подростков, большинство из которых имеют националистическую почву. Конечно, многое делается для того, чтобы обратить внимание людей на эту проблему, которая не может не волновать нас. От нашего взаимного отношения зависит не только наша жизнь, но и жизнь многих других людей, поэтому я считаю, что эту глобальную проблему необходимо решать немедленно.

В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран, (9 % всех государств мира). В 25 государствах (18,9 %) основная этническая общность составляет 90% населения,  еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5 %) меньше половины населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей, так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда. На почве националистических разногласий разжигаются целые межэтнические войны. Русско-американский социолог П.Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами[1].

Но в первую очередь следует обратиться к определению межэтнического конфликта и выяснить его специфические особенности.

Итак, этнический конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, в которой, так или иначе, проявляется этническая идентичность сторон.

Различают несколько форм этнических конфликтов: межэтническая напряжённость и политическая борьба, спорадическое (непостоянное, случайное) насилие и погромы, этнические чистки, открытая вооружённая борьба.

Таким образом, этнический конфликт - это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:

1. Все межэтнические конфликты носят комплексный, сложносоставной характер. Поскольку суть их определяется, в конечном счете, стремлением этноса к собственной государственности (даже если в настоящий момент такая цель и не ставится ввиду отсутствия реальной возможности ее достичь), то эти конфликты неизбежно становятся политическими. Но этого мало: для того, чтобы этнический кризис «созрел», этнос должен чувствовать себя дискриминированным и по социально-экономическим показателям (низкий уровень доходов, преобладание не престижных профессий, недоступность хорошего образования и т.д.), и по духовным (притесняют религию, не уважают обычаи и традиции и т.д.). Так что любой межэтнический конфликт — это даже не «два в одном», а и три, и четыре «обычных» конфликта в едином межэтническом пространстве.

2. Конфликты этого рода всегда отличаются высоким накалом эмоций, страстей, проявлением иррациональных (противоречащих) сторон человеческой природы.

3. Большинство из крупных этнических конфликтов имеют глубокие исторические корни.

4. Этнические конфликты характеризуются высокой мобилизацией. Защищаемые этнические особенности (язык, быт, вера) — это не свобода слова или собраний, которые волнуют далеко не всех. Эти особенности составляют повседневную жизнь каждого члена этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту.

5. Межэтнические конфликты носят «хронический» характер, они не имеют окончательного разрешения. Ибо этнические отношения весьма подвижны. И та степень свободы и самостоятельности, которой удовлетворяется нынешнее поколение этноса, может показаться недостаточной следующему.

 

 

Причины и факторы

 межэтнических конфликтов

В общественном сознании современной России, да нередко и в научной среде, бытует мнение, что этнические конфликты являются результатом соци­ально-экономических проблем, что в основе их лежит либо нищета народа, либо борьба элит за ресурсы или за власть ради контроля над ресурсами. Широкому распространению этой точки зрения способствуют и средства массовой инфор­мации. В этом, как правило, устойчиво убеждены практические работники. Так,  в ходе осуществляемого в Тюменской области мониторингового исследования методом экспертного опроса (в качестве экспертов выступали практические ра­ботники городского и районного звена, в компетенцию которых входят те или иные аспекты этнических проблем) 70 % респондентов отметили, что причины этнических конфликтов имеют экономический характер, а 90 % убеждены, что главной мерой по преодолению этнической конфликтности в регионе явля­ется работа по выходу из экономического кризиса. Эти результаты наглядно свидетельствуют о том, что эксперты фактически отказывают этническому конфликту в своей собственной сущности.

В зависимости от причин конфликты подразделяются на социально – экономические (по поводу средств жизнеобеспечения, доступа к благам общества и т.д.), политические (по поводу распределения власти), национально-этнические, религиозные, территориальные и др.

Бесспорно, на протекание этнического конфликта оказывает воздействие множество факторов, например, культурная среда протекания конфликта, отношение к нему близлежащих стран и пр. Каждый из этнических конфликтов уникален, но при этом в нем можно выделить устойчивые признаки, присущие этническим конфликтам определенного типа. Идентификация этнического конфликта и отнесение его к тому или иному типу позволяет перейти к более сложным видам его изучения - моделированию и прогнозированию его динамики.

 В развитии конфликтов, как правило, большую роль играет субъективный фактор, т.е. имеются люди заинтересованные в конфликте и сознательно их провоцируют и поддерживают. Действие этих людей обычно непросто обнаружить: свои интересы подобные люди вуалируют броскими лозунгами, доступными простому человеку призывами, или вообще находятся в тени конфликтов.

Таким образом, среди основных причин этнических конфликтов выделяются территориальные проблемы, религиозные и социально – экономический фактор.

 

 

Роль и место религии

 в межэтнических конфликтах  России

Россия - это многоконфессиональное государство: в нашей стране проживает более 150 национальностей. Каждая из них исповедует свою определённую религию. Авторы исследования, проведенного в ряде регионов России, пришли к выводу, что в межэтнических конфликтах религиозный фактор не играет существенной роли[2]. Я не могу с этим согласиться: конечно, религия не является основной причиной возникновения межнациональных конфликтов, однако, я считаю, что и она играет не последнюю роль в их разжигании.

 В современной России наблюдается ренессанс религии. Это связано с крушением коммунистической идеологии, девальвацией прежних социальных ценностей, дезориентацией целых слоев населения. Так считает наука. Серьезный удар по русскому православию нанесло стремление выйти из-под юрисдикции Московской патриархии части православного духовенства Украины. Но оно и само испытывает трудности из-за экспансии католицизма и протестантизма.    Отличаясь высокой централизованностью и большой дисциплинированностью католики, воспользовавшись сложной ситуацией в России, успешно расширяют свое влияние в ней. Кроме этого, усиливают свое влияние и протестанты, имея большие (огромные) финансовые возможности. Все это осложняет и ослабляет духовную силу христианского населения России.

Несмотря на то, что после распада СССР основные регионы распространения ислама (Средняя Азия и Азербайджан) оказались за пределами России, тем не менее, эта религия по количеству верующих в России занимает второе место после православия.  Ислам динамичен, он расширяет свои ряды, решительно вытесняет католицизм, увеличивает количество мусульман в Европе, России и даже Америке. Идеологическое влияние ислама в Россию идёт в настоящее время в основном из Ирана и Саудовской Аравии. Из Аравии мусульманские круги получают и финансовую помощь для строительства и оборудования мечетей, организации хаджи (паломничества) в Мекку, создание мусульманских учебных заведений, финансирование студентов, обучающихся в мусульманских учебных заведениях исламского мира.

В России есть этносы, исповедующие одно из направлений буддизма - ламаизм; это тувинцы, буряты, калмыки. В настоящее время в Калмыкии, Бурятии, Туве идет процесс восстановления ламаистской церкви, разрушенной советским варварством.

Таким образом, каждый народ России старается утвердить свою религию, вернуть её к жизни после жёсткой атеистической политики СССР. Нередко, к сожалению, эти процессы используются экстремистскими элементами, нагнетающими национализм, поэтому я считаю, что роль религии в подобных конфликтах нельзя недооценивать.

Межнациональные конфликты

 в России, ХМАО, Когалыме

Большинство сформированных в прошлом идеологий настаивали на том, что межэтнические противоречия должны уйти в прошлое под влиянием интернационализации экономики и культуры. Но происходит обратный процесс – нарастание противоречий и конфликтов, волна суверенизаций  этнонациональных групп.

Проблема состояния, динамики и взаимосвязи межнациональных и межконфессиональных отношений, их влияния на социально-политическую и морально-психологическую атмосферу в стране и отдельных регионах в последние годы становится всё более актуальной. По количеству тайных и явных столкновений Россия удерживает пальму печального первенства, и в первую очередь благодаря крайне многонациональному составу населения. Особое значение эта проблема имеет для такого региона, как Ханты-Мансийский автономный округ, который в силу исторической специфики своего становления и развития изначально формировался как многонациональный (полиэтничный) и многоконфессиональный по составу своего населения.

Итак, на государственном уровне происходит большое количество подобных конфликтов. Существует масса примеров подобных ситуаций. Они подробно отражены в таблице ( Приложение 2 )

Что касается, ХМАО, то в характеристике сегодняшнего состояния межнациональных отношений на наличие каких-либо проблем или противоречий в Ханты-Мансийском округе указали 65,4% экспертов и 37,2% населения (44,4% - населения Сургута, 51,3% - Нягани и 54,0% - Радужного). Среди экспертов, вследствие постоянного соприкосновения с этой сферой общественной жизни (73,5% в своей работе приходится лично сталкиваться с вопросами межнациональных или межконфессиональных отношений), почти не оказалось затруднившихся с ответом на этот вопрос, в то время как среди населения пятая часть респондентов не смогла дать определенную оценку (Приложение 3).

    При том, что наличие проблем в межнациональной сфере отмечает значительно бóльшая часть экспертов, чем населения, следует обратить внимание властных структур округа на тот факт, что в сознании населения в ряде территорий эти проблемы имеют более тревожную динамику изменений. Анализ результатов опроса показывает прямую зависимость ответов на вопрос о произошедших за последние пять лет изменениях между людьми разных национальностей и типом поселения респондентов. Чем крупнее место проживания, тем большая доля жителей отмечает ухудшение состояния межнациональных отношений (Приложение 4)

  • В крупных городах - 35,7%;
  • В средних городах - 20,9%;
  • В малых городах - 19,2%;
  • В поселках городского типа - 26,8%
  • В селах, деревнях - 16,5% населения.

Не обошла стороной эта проблема и Когалым. Как и многие города России, Когалым – многонациональный город. Вопрос межнациональных отношений в Когалыме стоит также остро, как и в других городах ХМАО, и не только среди взрослых, но и в подростковой среде, хотя по официальным данным ГОВД по городу Когалыму межнациональных конфликтов официально зарегистрировано не было.

 

 

Межэтнические конфликты

В подростковой среде

На современном этапе развития межнациональных отношений, который характеризуется обострением этнических противоречий в России, проблема изучения и формирования национального самосознания приобретает особую актуальность. Особо остро этот вопрос стоит для подросткового возраста, для которого характерны повышенная чувствительность к социальным проблемам и эмансипация от норм и ценностей, принятых в обществе. Рост межэтнической напряженности как на государственном, так и на бытовом уровне является обсуждаемой и разрабатываемой проблемой социальной реальности.

Российские подростки XXI века, принадлежащие разным этническим группам и проживающие в едином геоисторическом пространстве, испытывают колоссальную нагрузку межэтнической напряженности в сфере обыденного взаимодействия друг с другом в условиях изменения статусных позиций этносов. Так как подростки являются наиболее сензитивной к социальным процессам возрастной группой, исследование межэтнических отношений через подростковые реакции (суждения, поведение) является особенно перспективным. Актуальность исследования состоит в необходимости изучения особенностей межэтнических отношений подростков в условиях социально-политической нестабильности.

Отношение подростков к межнациональным конфликтам хотелось бы рассмотреть на примере нашего города Когалыма.

В нашей школе, например, среди учащихся насчитывается около 20 национальностей. Самыми многочисленными являются русские – 392 человек (56%), на втором месте украинцы - 92 человека (13%), затем представители Кавказа - около 84 человек  (12%), татары – 58 учащихся (8%) и другие – 74 человека (11%). (Приложение 5).

Для исследования межэтнических конфликтов в подростковой среде нами был  проведен социологический опрос, в котором приняли участие учащиеся 9 – 11 классов. В анкетировании  приняло участие 50 респондентов. Участники анкетирования ответили на семь интересующих нас вопросов (Приложение 6).

Данные опроса показали, что 48 (96%) из 50 опрошенных имеют друзей другой национальности (приложение 12). При этом 21 (42%) опрошенный к традициям другой национальности относится уважительно, 9 (18%) – не интересуются, 18 человек (36%) относятся равнодушно, и только 1 (2%) – враждебно.

Когда мы спросили учащихся, учитывают ли они национальность при выборе друзей, 21 (42%) ответил «да», 29 (58%) – «нет». Что касается родителей респондентов, то у 10 (20%) человек к дружбе своих детей с представителями другой национальности родители относятся положительно, 8 (16%) – отрицательно и 33 (66%) – не придают этому значения.

И последнее, что мы попытались выяснить: часто ли ученики нашей школы являются свидетелями или непосредственными участниками таких конфликтов. Многие из них  слышали о подобных происшествиях в г. Когалыме. Оказалось, что, несмотря на то, что большинство участников опроса имеют друзей иной национальности, и к их традициям относятся уважительно или равнодушно, не редко случается так, что подростки становятся свидетелями межэтнических конфликтов, а некоторые принимают участие в них. Итак, на вопрос: «Был ли ты когда-нибудь свидетелем межнационального конфликта среди подростков»,  26 (52%) человек ответили, что были, а 24 (48%) – нет (Приложение 7). Что касается участия в подобных конфликтах, то оказалось, что из 50 опрошенных   6  человек (12%) были участниками. Кроме того, мы решили выяснить, знают ли учащиеся школы о подобных конфликтах, произошедших в нашем городе. Мы узнали, что 18 респондентов (36%) знают о подобных случаях, а 3 (6%)  были свидетелями (Приложение 7).

Кроме того, нами был проведён социологический опрос родителей старшеклассников нашей школы. (Приложение 6) Всего в анкетировании приняли участие двадцать респондентов.

На вопрос: «Как вы относитесь к тому, что ваш ребёнок общается с детьми других национальностей», «положительно» ответили 12 человек (60%); «отрицательно» - 1 (5%), «другое» - 7 (35%) (это зависит от того, какой национальности).

На вопрос: «Интересуетесь ли вы культурой и традициями других народов», «да» ответили 16 человек (80%), «нет» - 4 (20%).

На вопрос: «Часто ли вы разговариваете со своим ребёнком о толерантном отношении к людям другой национальности?», «да» ответили 7 человек (35%), «нет» ответили 10 человек (50%), «никогда» - 3 человека (15%) (Приложение 8).

На вопрос «Знаете ли вы о том, что существуют конфликты, основанные на межнациональной почве в подростковой среде?», «да» ответили 18 человек (90%), «нет» - 2 (10%).

Таким образом, проанализировав результаты данного опроса, можно сделать вывод о том, что проблема межнациональных конфликтов действительно существует  не только в больших городах России, но и в нашем городе.

 Несмотря на то, что люди стараются быть толерантными к представителям другой национальности, конфликты происходят и, к сожалению, все чаще и чаще. Но что вызывает особую тревогу, так это тот факт, что даже в подростковой среде мы наблюдаем неутешительную картину, так как люди становятся все более нетерпимыми друг к другу.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.