Структура педагогической направленности по Л.М. Митиной — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Структура педагогической направленности по Л.М. Митиной

2022-05-12 50
Структура педагогической направленности по Л.М. Митиной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая направленность

(система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении)

Направленность на ребенка и других людей Связана с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности Направленность на себя Связана с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда Направленность на предметную сторону профессии учителя Связана с ориентацией на определенное содержание учебного предмета и методы обучения.

Психологическим условием развития педагогической направленности, по мнению Л.М. Митиной, является осознание учителем ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общения и необходимости его изменения. Динамика педагогической направленности определяется перестройкой мотивационной структуры личности учителя с предметной направленности на гуманистическую.

 

Н.В. Кузьмина С.А. Зимичева (1985) в структуру педагогической направленности включают такие параметры:

    • наличие и объект педагогической направленности (связь субъекта переживания с объектами или отдельными аспектами деятельности);
    • обоснованность (характеризует объем класса объектов, к которым имеется направленность);
    • осознанность;
    • готовность к педагогической деятельности;
    • валентность как степень связанности педагогической направленности с направленностью на искусство, литературу;
    • удовлетворенность профессией учителя;
    • сопротивляемость трудностям, гражданственность;
    • целеустремленность;
    • потребность в педагогической деятельности;
    • продуктивность в работе;
    • возможность видеть и оценивать производительность своего труда.

В.А. Сластенин в номенклатуру личностных и профессионально-педагогических качеств учителя включает профессионально-педагогическую направленность, представляющую:

    • интерес и любовь к ребенку как отражение потребности в педагогической деятельности;
    • психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность (прогностические способности);
    • педагогический такт;
    • организаторские способности;
    • требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, самооценку, профессиональную работоспособность.

Педагогические способности

Всякая деятельность требует от человека специ­фических свойств или профессионально-важных качеств, которые обуславливают ее эффективность. По определению С.Л.Рубинштейна, способности - это ин­дивидуальные психические свойства, являющиеся усло­виями успешности выполнения определенных видов деятельности.

Все авторы указывают на то, что существуют спо­собности общие и специальные. Общие - это способно­сти интеллекта - хорошая память, сообразительность и др. Специальные способности необходимы для успеш­ности выполнения специальных видов деятельности: музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство), способность оценки пропор­ций, важная для художника, математические способно­сти. Специфика специальных способностей состоит в том, что они нужны только для какой-то одной деятель­ности. Каково же содержание педагогических способно­стей, являются ли они специальными? Существуют раз­личные точки зрения, например, Н.В.Кузьмина говорит о 'том, что педагогических способностей как специаль­ных нет, но если их не определить теоретически, то нельзя показать их полной сущности.

Общепринято, что показателем общих способно­стей у учителя является успешность обучения в школе и в институте Но довольно часты случаи, когда студент учится блестяще, а с самостоятельной работой в школе справляется плохо. Правда, может быть и наоборот. Отсюда можно сделать вывод, что все-таки необходимы специальные способности к педагогической деятельно­сти. Если они будут, то деятельность педагога будет успешной. Вследствие связи способностей и деятельно­сти, способности должны отражать ее структуру.

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Педагогические способности — специфическая форма чувстви­тельности педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу, ре­зультату педагогической деятельности и к учащемуся как субъекту об­щения, познания, труда (Н. В. Кузьмина).

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей

Педагогическими способностями, по Н.В.Кузь­ миной, являются:

1. Конструктивные способности - способность про­ектировать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал приме­нительно к возрастным и индивидуальным особенно­стям детей.

2. Организаторские способности - способность включать учащихся в различные виды деятельности, делать коллектив инструментом воздействия на отдельную личность, делать личность активной в коллективе.

3, Коммуникативные способности - способность устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, перестраивая их в соответствии с развитием учащихся и их требованиями к учителю.

Уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине, разносторонности информации, которую учитель получает о своих учениках. Все педагогические способности в связи с этим имеют как бы двойную природу, они обращены на совершенствование учителя и совершенствование ученика.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.