Педагогическая направленность — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Педагогическая направленность

2022-05-12 27
Педагогическая направленность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личность учителя

1. Структура личности учителя

2. Педагогическая направленность

3. Педагогические способности

4. Профессиональное самосознание

5. Индивидуальный стиль деятельности учителя

 

Структура личности учителя

Структура личности учителя (по А. К. Марковой)

Личность учителя:

1.Направленность личности: ценностные ориентации, цели, смыслы, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя,

2. Свойства личности: педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности.

3. Интегральные характеристики личности: педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал.

Профессиональное самосознание включает в себя осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда, соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентификация; оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка в которой выделяются: когнитивный аспект, осознание себя и своей деятельности и эмоциональный аспект.

 

 

Педагогическая направленность

В настоящее время выделяют три направления, определяющие сущность педагогической направленности:

o эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии (Маркова А.К., 1993; Кузьмина Н.В., 1990; Коломинский Я.Л.; Томилова Г.А.; Зимичева С.А и др.);

o профессионально-значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин; А.И. Щербаков; В.А. Сластенин; А.Н. Леонтьев; А.А. Бодалев; В.П. Симонов и др.);

o рефлексивное управление развитием учащихся (Ю.Н. Кулюткин; Г.С.Сухобская; С.Г. Вершловский; И.В. Фастовец; А.Б. Орлов и др.).

А.К. Маркова считает, что анализ личности учителя следует начинать с изучения направленности, т.е. того, на что устремлен учитель в своем труде, тогда как способности в целом являются более компенсируемой чертой личности, их можно сформировать, если у человека есть устойчивое желание быть учителем.

Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика. Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащегося.

Н.В. Кузьмина (1967, 1990) под сущностью педагогической направленности понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства.

Педагогическая направленность — устойчивая мотивация на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предме­та, на переструктурирование предмета в расчете на формирование ис­ходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог (Н. В. Кузьмина).

Наиболее полно, пожалуй, педагогическая направленность рассмотрена в работах Л.М. Митиной, выделившей педагогическую направленность в качестве одной из интегральных характеристик педагогического труда учителя, наряду с педагогической компетентностью и эмоциональной гибкостью

Структура педагогической направленности по Л.М. Митиной

Педагогические способности

Всякая деятельность требует от человека специ­фических свойств или профессионально-важных качеств, которые обуславливают ее эффективность. По определению С.Л.Рубинштейна, способности - это ин­дивидуальные психические свойства, являющиеся усло­виями успешности выполнения определенных видов деятельности.

Все авторы указывают на то, что существуют спо­собности общие и специальные. Общие - это способно­сти интеллекта - хорошая память, сообразительность и др. Специальные способности необходимы для успеш­ности выполнения специальных видов деятельности: музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство), способность оценки пропор­ций, важная для художника, математические способно­сти. Специфика специальных способностей состоит в том, что они нужны только для какой-то одной деятель­ности. Каково же содержание педагогических способно­стей, являются ли они специальными? Существуют раз­личные точки зрения, например, Н.В.Кузьмина говорит о 'том, что педагогических способностей как специаль­ных нет, но если их не определить теоретически, то нельзя показать их полной сущности.

Общепринято, что показателем общих способно­стей у учителя является успешность обучения в школе и в институте Но довольно часты случаи, когда студент учится блестяще, а с самостоятельной работой в школе справляется плохо. Правда, может быть и наоборот. Отсюда можно сделать вывод, что все-таки необходимы специальные способности к педагогической деятельно­сти. Если они будут, то деятельность педагога будет успешной. Вследствие связи способностей и деятельно­сти, способности должны отражать ее структуру.

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Педагогические способности — специфическая форма чувстви­тельности педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу, ре­зультату педагогической деятельности и к учащемуся как субъекту об­щения, познания, труда (Н. В. Кузьмина).

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей

Педагогическими способностями, по Н.В.Кузь­ миной, являются:

1. Конструктивные способности - способность про­ектировать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал приме­нительно к возрастным и индивидуальным особенно­стям детей.

2. Организаторские способности - способность включать учащихся в различные виды деятельности, делать коллектив инструментом воздействия на отдельную личность, делать личность активной в коллективе.

3, Коммуникативные способности - способность устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, перестраивая их в соответствии с развитием учащихся и их требованиями к учителю.

Уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине, разносторонности информации, которую учитель получает о своих учениках. Все педагогические способности в связи с этим имеют как бы двойную природу, они обращены на совершенствование учителя и совершенствование ученика.

Личность учителя

1. Структура личности учителя

2. Педагогическая направленность

3. Педагогические способности

4. Профессиональное самосознание

5. Индивидуальный стиль деятельности учителя

 

Структура личности учителя

Структура личности учителя (по А. К. Марковой)

Личность учителя:

1.Направленность личности: ценностные ориентации, цели, смыслы, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя,

2. Свойства личности: педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности.

3. Интегральные характеристики личности: педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал.

Профессиональное самосознание включает в себя осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда, соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентификация; оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка в которой выделяются: когнитивный аспект, осознание себя и своей деятельности и эмоциональный аспект.

 

 

Педагогическая направленность

В настоящее время выделяют три направления, определяющие сущность педагогической направленности:

o эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии (Маркова А.К., 1993; Кузьмина Н.В., 1990; Коломинский Я.Л.; Томилова Г.А.; Зимичева С.А и др.);

o профессионально-значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин; А.И. Щербаков; В.А. Сластенин; А.Н. Леонтьев; А.А. Бодалев; В.П. Симонов и др.);

o рефлексивное управление развитием учащихся (Ю.Н. Кулюткин; Г.С.Сухобская; С.Г. Вершловский; И.В. Фастовец; А.Б. Орлов и др.).

А.К. Маркова считает, что анализ личности учителя следует начинать с изучения направленности, т.е. того, на что устремлен учитель в своем труде, тогда как способности в целом являются более компенсируемой чертой личности, их можно сформировать, если у человека есть устойчивое желание быть учителем.

Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика. Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащегося.

Н.В. Кузьмина (1967, 1990) под сущностью педагогической направленности понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства.

Педагогическая направленность — устойчивая мотивация на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предме­та, на переструктурирование предмета в расчете на формирование ис­ходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог (Н. В. Кузьмина).

Наиболее полно, пожалуй, педагогическая направленность рассмотрена в работах Л.М. Митиной, выделившей педагогическую направленность в качестве одной из интегральных характеристик педагогического труда учителя, наряду с педагогической компетентностью и эмоциональной гибкостью


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.