Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-05-12 | 27 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Личность учителя
1. Структура личности учителя
2. Педагогическая направленность
3. Педагогические способности
4. Профессиональное самосознание
5. Индивидуальный стиль деятельности учителя
Структура личности учителя
Структура личности учителя (по А. К. Марковой)
Личность учителя:
1.Направленность личности: ценностные ориентации, цели, смыслы, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя,
2. Свойства личности: педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности.
3. Интегральные характеристики личности: педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал.
Профессиональное самосознание включает в себя осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда, соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентификация; оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка в которой выделяются: когнитивный аспект, осознание себя и своей деятельности и эмоциональный аспект.
Педагогическая направленность
В настоящее время выделяют три направления, определяющие сущность педагогической направленности:
o эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии (Маркова А.К., 1993; Кузьмина Н.В., 1990; Коломинский Я.Л.; Томилова Г.А.; Зимичева С.А и др.);
o профессионально-значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин; А.И. Щербаков; В.А. Сластенин; А.Н. Леонтьев; А.А. Бодалев; В.П. Симонов и др.);
|
o рефлексивное управление развитием учащихся (Ю.Н. Кулюткин; Г.С.Сухобская; С.Г. Вершловский; И.В. Фастовец; А.Б. Орлов и др.).
А.К. Маркова считает, что анализ личности учителя следует начинать с изучения направленности, т.е. того, на что устремлен учитель в своем труде, тогда как способности в целом являются более компенсируемой чертой личности, их можно сформировать, если у человека есть устойчивое желание быть учителем.
Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика. Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащегося.
Н.В. Кузьмина (1967, 1990) под сущностью педагогической направленности понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства.
Педагогическая направленность — устойчивая мотивация на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог (Н. В. Кузьмина).
Наиболее полно, пожалуй, педагогическая направленность рассмотрена в работах Л.М. Митиной, выделившей педагогическую направленность в качестве одной из интегральных характеристик педагогического труда учителя, наряду с педагогической компетентностью и эмоциональной гибкостью
|
Структура педагогической направленности по Л.М. Митиной
Педагогические способности
Всякая деятельность требует от человека специфических свойств или профессионально-важных качеств, которые обуславливают ее эффективность. По определению С.Л.Рубинштейна, способности - это индивидуальные психические свойства, являющиеся условиями успешности выполнения определенных видов деятельности.
Все авторы указывают на то, что существуют способности общие и специальные. Общие - это способности интеллекта - хорошая память, сообразительность и др. Специальные способности необходимы для успешности выполнения специальных видов деятельности: музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство), способность оценки пропорций, важная для художника, математические способности. Специфика специальных способностей состоит в том, что они нужны только для какой-то одной деятельности. Каково же содержание педагогических способностей, являются ли они специальными? Существуют различные точки зрения, например, Н.В.Кузьмина говорит о 'том, что педагогических способностей как специальных нет, но если их не определить теоретически, то нельзя показать их полной сущности.
Общепринято, что показателем общих способностей у учителя является успешность обучения в школе и в институте Но довольно часты случаи, когда студент учится блестяще, а с самостоятельной работой в школе справляется плохо. Правда, может быть и наоборот. Отсюда можно сделать вывод, что все-таки необходимы специальные способности к педагогической деятельности. Если они будут, то деятельность педагога будет успешной. Вследствие связи способностей и деятельности, способности должны отражать ее структуру.
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Педагогические способности — специфическая форма чувствительности педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу, результату педагогической деятельности и к учащемуся как субъекту общения, познания, труда (Н. В. Кузьмина).
|
Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей
Педагогическими способностями, по Н.В.Кузь миной, являются:
1. Конструктивные способности - способность проектировать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Организаторские способности - способность включать учащихся в различные виды деятельности, делать коллектив инструментом воздействия на отдельную личность, делать личность активной в коллективе.
3, Коммуникативные способности - способность устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, перестраивая их в соответствии с развитием учащихся и их требованиями к учителю.
Уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине, разносторонности информации, которую учитель получает о своих учениках. Все педагогические способности в связи с этим имеют как бы двойную природу, они обращены на совершенствование учителя и совершенствование ученика.
Личность учителя
1. Структура личности учителя
2. Педагогическая направленность
3. Педагогические способности
4. Профессиональное самосознание
5. Индивидуальный стиль деятельности учителя
Структура личности учителя
Структура личности учителя (по А. К. Марковой)
Личность учителя:
1.Направленность личности: ценностные ориентации, цели, смыслы, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя,
2. Свойства личности: педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности.
3. Интегральные характеристики личности: педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал.
Профессиональное самосознание включает в себя осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции учительского труда, соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном, идентификация; оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка в которой выделяются: когнитивный аспект, осознание себя и своей деятельности и эмоциональный аспект.
|
Педагогическая направленность
В настоящее время выделяют три направления, определяющие сущность педагогической направленности:
o эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии (Маркова А.К., 1993; Кузьмина Н.В., 1990; Коломинский Я.Л.; Томилова Г.А.; Зимичева С.А и др.);
o профессионально-значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин; А.И. Щербаков; В.А. Сластенин; А.Н. Леонтьев; А.А. Бодалев; В.П. Симонов и др.);
o рефлексивное управление развитием учащихся (Ю.Н. Кулюткин; Г.С.Сухобская; С.Г. Вершловский; И.В. Фастовец; А.Б. Орлов и др.).
А.К. Маркова считает, что анализ личности учителя следует начинать с изучения направленности, т.е. того, на что устремлен учитель в своем труде, тогда как способности в целом являются более компенсируемой чертой личности, их можно сформировать, если у человека есть устойчивое желание быть учителем.
Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика. Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащегося.
Н.В. Кузьмина (1967, 1990) под сущностью педагогической направленности понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства.
Педагогическая направленность — устойчивая мотивация на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог (Н. В. Кузьмина).
Наиболее полно, пожалуй, педагогическая направленность рассмотрена в работах Л.М. Митиной, выделившей педагогическую направленность в качестве одной из интегральных характеристик педагогического труда учителя, наряду с педагогической компетентностью и эмоциональной гибкостью
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!