Средства реализации программы по развитию речи дошкольников. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Средства реализации программы по развитию речи дошкольников.

2021-10-05 193
Средства реализации программы по развитию речи дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом главных дидактических принципов — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений.Все задачи и требования в программе изложены кратко. Четко названы лишь общие требования к знаниям и умениям детей. Каждое общее требование программы воспитатель должен научиться конкретизировать.В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение.Обучение родному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей", усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.Основная форма дошкольного обучения — занятия.По дидактическим целям можно выделить типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или учетно-проверочные (контрольные); комбинированные (объединенные).Чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать общим дидактическими требованиями:тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения,Оптимальная интенсивность нагрузки,Воспитательный характер занятия,Эмоциональный характер занятий,распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия,речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия,сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом,правильная организация занятия,учет результатов занятия,необходимость закрепения пройденного материала на других занятиях или в другой Д-ти.(игра, ИЗО, дет книга, праздники, зрелища, бытовая Д-ТЬ)

10. Занятие как средство развития речи детей в дошкольном учреждении.

Занятия по развитию речи отличаются от других занятий тем, что на них основная деятельность – речевая. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании. Занятия по развитию речи могут быть классифицированы следующим образом: в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия; в зависимости от применения наглядного материала; в зависимости от дидактических целей; в зависимости от количества участников и др. В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия выделяют: занятия по формированию словаря; занятия по формированию грамматического строя речи; занятия по воспитанию звуковой культуры речи; занятия по обучению связной речи, занятия по формированию способности к анализу речи, занятия по ознакомлению с художественной литературой. В зависимости от применения наглядного материала занятия делятся на занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности; занятия с применением изобразительной наглядности; занятиясловесного характера, без опоры на наглядность. В зависимости от дидактических целей могут быть занятия по сообщению нового материала; занятия по закреплению знаний, умений и навыков; занятия по обобщению и систематизации знаний; комбинированные занятия (смешанные, объединенные). Широкое распространение получили комплексные занятия. На этих занятиях используется комплексный подход к решению речевых задач, под которым понимается объединение речевых задач в программном содержании одного занятия. Принцип единого содержания является на этих занятиях ведущим. Занятия, посвященные решению одной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но с использованием разных приемов обучения. Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу.

Речевые занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности. В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а педагог предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). В средней группе характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). В старшей группе повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Проводится больше занятий словесного характера. Существуют следующие виды занятий: а) занятия, которые проводятся с каждой возрастной подгруппой отдельно и характеризуются типичными для того или иного возраста содержанием, методами и приемами обучения; б) занятия с частичным участием всех детей. В этом случае младшие воспитанники РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ приглашаются на занятие позже или раньше уходят с него. Такие занятия проводят на интересном, эмоциональном материале. Кроме того, возможны занятия с одновременным участием всех воспитанников на едином содержании, но с разными учебными задачами на основе учета речевых навыков и умений детей.

 

 

11.Дидактические требования к занятию по развитию речи дошкольников. Дидактические требования:

1.Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его сод-ния и приемов обучения. 2. Оптимальная интенсивность нагрузки. Даются задания на достаточно высоком уровне трудности, чтобы выполнение их требовало активной умств. деят-ти.3.Воспитательный хар-р занятия. Воспитывающее воздействие оказывает само сод-ние реч. деят-сти и ее языковое оформление, правильная организация, методика ведения занятия. На занятиях педагог приучает Д. самостоятельно, творчески использовать полученные знания и умения.4. Эмоц. хар-р занятий. Прежде чем начать занятие, у Д. нужно вызвать желание учиться, любознательность, стремление узнавать новое. 5. Распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия. Построение занятия должно быть четким. В начале устанавливают связи с пройденным материалом, с опытом Д. Затем педагог сообщает цель занятия. В Осн. части занятия на 1 ее этапе сосредоточены ведущие приемы обучения, которые помогают д. уяснить хар-р последующей реч. деят-ти и ее цель. Затем следует самостоят.работа Д. (ответы, упражнения в др.) Заключ. часть занятия должна быть краткой и эмоциональной, закрепление материала может осуществляться в форме чтения худож. произведения, загадки, игра. При построении занятия учитывают переход от более трудного к легкому, от менее эмоционального к более эмоциональному. Между его частями планируют 1—2 физкультминутки. 6. Речевая активность каждого Реб. на всех этапах занятия. Понятие «речевая активность» должна выражаться в активном восприятии Реб. речи педагога и сверстников, в понимании ее. 7. Сочетание коллективного хар-ра обучения с индивид. подходом. Фронтальные формы работы — общие задания, общий ритм, хоровые ответы — должны сочетаться с заданиями, предлагаемыми отдельным детям. При подборе индивид. заданий и приемов обучения воспитатель учитывает уровень знаний и реч. навыки Реб., его интересы и склонности. 8. Правильная орг-ция занятия. Должны быть соблюдены все гигиенич. условия: достаточная освещенность, чистый воздух, мебель по росту. Педагог занимает правильную позу сидящего человека, располагает на своем столе наглядные пособия так, чтобы они хорошо были видны 9. Учет результатов занятия. Учет знаний проводится воспитателем по ходу самого занятия, в процессе наблюдения за речью Д. и не требует, в отличие от школьного урока, отдельного этапа — опроса.10. Необходимость закрепления пройденного материала на других занятиях.

Особенности занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах. В мл. группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи. Занятия носят подгрупповой и инд-ный характер. Структура занятий проста. Первое время от д. не требуют индивид-ных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те,

кто захочет, все вместе. В ср. гр. д. начинают осознавать особенности своей речи. Усложняется содержание занятий. Ставится учебная задача.Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин. В ст.и подготов-ной к школе группах повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные граммат-кие и лексические упражнения, словесные игры. Все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах. Длительность занятий 30—35 мин.

 

В. 12 Особенности занятий по развитию речи в разных возрастных группах В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе. В средней группе характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин. В старшей группе повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. Длительность занятий составляет 25 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма. Проведение занятий в смешанной по возрасту группе сложнее, поскольку одновременно решаются разные учебные задачи. Существуют следующие виды занятий: а) занятия, которые проводятся с каждой возрастной подгруппой отдельно и характеризуются типичными для того или иного возраста содержанием, методами и приемами обучения; б) занятия с частичным участием всех детей. В этом случае более младшие воспитанники приглашаются на занятие позже или раньше уходят с него. в) занятия с участием всех детей группы одновременно. Такие занятия проводят на интересном, эмоциональном материале. Это могут быть драматизация, чтение и рассказывание с наглядным материалом, диафильмы. Кроме того, возможны занятия с одновременным участием всех воспитанников на едином содержании, но с разными учебными задачами на основе учета речевых навыков и умений детей. Например, на занятии по картине с несложным сюжетом: младшие активны в рассматривании, средние составляют описание картины, старшие придумывают рассказ.

№ 13 Методика развития речи детей раннего возраста.

К полутора годам дети усваивают артикуляции многих согласных звуков: [б], [в], [г], [д], [м], [н], [п], [т], поэтому могут уже более свободно и точно имитировать звуковой состав слов из обращенной к ним речи взрослых, прибауток, стихов, песенок. Ребенка от 1 года 6 мес. до 2 лет надо научить на материале доступных им речевых средств интонационно воспроизводить эмоциональную выразительность слов и фраз взрослых, чувствовать их оценочную суть («хорошо», «плохо»), приучать его в своей «речи», обращенной к взрослым, выражать дружелюбные чувства. Обогащение словаря. От 1 года до 1 года 6 мес. ребенок может научиться понимать собственные имена — свое и близких людей, названия некоторых вещей из одежды, обуви (туфли, сапоги), из мебели, посуды, названия некот. средств передвижения, нескольких знакомых животных и растений, названия частей тела человека, животных-игрушек (рука, голова, рот, глаза,). Расширяется запас слов, обозначающих действия, совершаемые в быту и в игре (ложиться, спать, садиться, гулять, показать).От 1 года 6 мес. до 2 лет тематика усваиваемой лексикирасширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, бабушка, дедушка, тетя, дядя); слова, обозначающие предметы, находящиеся не только в комнате и вне ее. Происходит знакомство малыша с природой. Он различает и пытается назвать камень, песок, дождь, снег, солнышко; узнавая животных, ребенок учится показывать их в натуре, на картинках, в игрушках, а также называть и подражать их голосам; учится называть основные части тела животных, движения, овощи и фрукты, которые употребляют в пищу. В этом возрасте ребенку доступны для понимания также названия некоторых признаков предметов: цвет, размеры, вкус, внешние признаки (чистый, грязный), общие оценки (плохой, хороший). Развитие грамматических навыков. На 2 году жизни совершенствуется понимание ребенком предикативных отношений в связи с усвоением грамматических форм времени и лица глагола, а также пространственных отношений в связи с усвоением некоторых предлогов (в, на, под, за, от, до) и форм соответствующих падежей (чашка стоит на столе, молоко в чашке). Формируется умение строить предложения, состоящие из трех-четырех слов. Развитие связной речи:Ребенок должен научиться понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из двух-трех действий, воспитатель побуждает их обращаться к взрослым и сверстникам по различным поводам и задавать вопросы, выражать словами свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах что видели. Речевые навыки у ребенка формируются в процессе бытового общения со взрослыми, во время игр, чтения художественных произведений, на специальных занятиях(3—4 мин). Произносить слова нужно так, чтобы ребенок и слышал слово, и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого. К 2 годам нужно научить детей пользоваться конструкцией «обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже». В виде ИГРЫ: спрятав зайца, воспитатель говорит с жалостью: «Нет зайчика», а потом, вынув игрушку, обрадованно произносит: «Кто это?! Зайчик! Скажи: «Зайчик». Знакомя детей на занятиях с величинами, воспитатель вводит слова большой — маленький, больше — меньше. Например, сравнивая две игрушки (маленькую машинку и большую машину), он четко произносит, выделяя голосом слова-признаки: «Это маленькая машинка, это большая машина. Дай маленькую машинку. Положи кубики на большую машину». При проведении занятий по сравнению величин желательно пользоваться и уменьшительными суффиксами в именах существительных: машина — машинка. В этом возрасте важно приучать детей к различению цветов и называть их соответствующими словами. К двум годам дети, как правило, имеют в своем активе 300 слов.

 

 

№14 Содержание словарной работы в дошкольном учреждении.
Содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. В содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности. Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;
Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;
Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия);
Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный), качественную оценку предметов (хороший, плохой); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли — приплелись, засмеялись — захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий — очень старый);
Лексика, обозначающая время, пространство, количество.
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях (по В. И. Логиновой):
расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать толкование слов и словосочетаний. При отборе слов учитываются следующие критерии:
коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей;
необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада;частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети;
отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т. е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм;
учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;
значимость слова для решения воспитательных задач;
значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;
отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия). Распределение лексики по частям речи нацеливает педагога на работу со всеми лексическими категориями

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.