Становление методики обучения детей на родном языке в Беларуси. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Становление методики обучения детей на родном языке в Беларуси.

2021-10-05 68
Становление методики обучения детей на родном языке в Беларуси. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: национальная школа, родной язык, развитие речи, русско-белорусское двуязычие. В процессе становления и развития дошкольной лингводидактики в Беларуси можно условно выделить несколько периодов. I период: вторая половина XIX в. - начало XX в. - обоснование значения родного языка для воспитания личности. Со второй половины XIX в. в Беларуси нарастало общественно педагогическое движение, основной идеей которого являлось возрождение белорусской культуры и становление национальной системы образования. В пользу родного языка в обучении и воспитании детей высказались многие писатели и поэты. Среди них Ф. Богушевич, который призывал: «Не кiдайце мовы сваѐй, каб не ўмерлi». Время от времени на территории Беларуси возникали школы, в которых обучение детей велось на белорусском языке. Так, в середине XIX в. В. Дуниным-Марцинкевичем была создана подобная сельская школа, просуществовавшая около года. Решительно выступали за возрождение белорусского языка и литературы деятели белорусского национального возрождения конца XIX - начала XX в., как Э. Пашкевич, Якуб Колас, Янка Купала, С. Полуян, М. Богданович. ІІ период развития отечественной лингводидактики: начало ХХ в - 20-е гг. XX в. - создание первых учебников для детей на белорусском языке, поиски содержания языкового образования. В начале XX в. начала разрабатываться методика обучения белорусскому языку, создавались учебные пособия. Среди первых авторов белорусских учебников – Тѐтка (Э. Пашкевич). Ею были подготовлены такие учебные книги, как «Гасцiнец для малых дзяцей» и «Першае чытанне для дзетак беларусаў» (оба в 1906 г.). В 1905 г. был издан «Беларускi лемантар, або Першая навука чытання», автором которого считается К. Каганец. Таким образом, было положено начало развитию обучения на родном языке. Якуб Колас в 1909 г. создал книгу для чтения «Другое чытанне для дзяцей беларусаў», по которой могли учиться дети в белорусской школе. ІІІ период: 20-40-е гг. XX в. – начало разработки вопросов содержания и методов обучения детей родному языку, становление методики развития речи дошкольников как самостоятельной области науки. В начале 20-х гг. XX в. школы Беларуси переходили на обучение на родном языке. Поэтому было весьма своевременным появление в 1926 г. методического пособия Якуба Коласа «Методыка роднай мовы», в котором излагалась методика первоначального обучения белорусскому языку, показывалась его роль в развитии мышления, познавательной деятельности учащихся. Основные дидактические принципы, методические приемы обучения детей белорусскому языку, предложенные Якубом Коласом, легли в основу разработанной значительно позже методики развития белорусской речи детей дошкольного возраста. Основательницей дошкольной лингводидактики в Беларуси по праву считается Владислава Францевна Луцевич. Главным направлением работы В. Ф. Луцевич как педагога было развитие личности ребенка средствами родного слова, знатоком и пропагандистом которого она являлась. Под руководством В.Ф. Луцевич ее коллегами были созданы первые методические разработки по развитию белорусской речи дошкольников. IV период: 40-е - начало 80-х гг. XX в. - дальнейшая разработка вопросов содержания и методов обучения детей языку, постановка проблемы русско-белорусского двуязычия детей дошкольного возраста. В обозначенный период социолингвистическая ситуация в Беларуси значительно изменилась. В системе образования преобладало русскоязычное воспитание и обучение подрастающего поколения. В республике действовала разработанная в АПН СССР «Программа воспитания в детском саду», в которую были внесены дополнения по ознакомлению детей с белорусским фольклором, литературой, музыкой, элементами белорусского орнамента в декоративном рисовании детей. Приобщение детей дошкольного возраста к родному языку было сужено до ознакомления их с белорусской детской литературой (О. Регель, Д. Шишонок, А. Коляда). V период: вторая половина 80-х гг. XX в. - начало XXI в. - разработка теоретических основ дошкольной лингводидактики по основным направлениям развития речи детей дошкольного возраста в ситуации близкородственного двуязычия. Со второй половины 80-х - начала 90-х гг. прошлого века в нашей стране на первый план выдвинулась идея возрождения национальной культуры. С 1988 г. во всех дошкольных учреждениях Беларуси были введены обязательные занятия по развитию белорусской речи детей. Для детских садов в сельской местности основным языком воспитания и обучения дошкольников был провозглашен белорусский язык. В 1985 г. Н.С. Старжинской было опубликовано первое методическое пособие для воспитателей белорусско-язычных детских садов «Навучанне дашкольнікаў роднай мове», а в 1993 г – пособие «Развіццѐ маўлення дашкольнікаў», в которых излагались теоретические сведения и практические рекомендации по развитию у дошкольников родной речи.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.