Крестьбины – поглядки – варуши — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Крестьбины – поглядки – варуши

2022-05-09 35
Крестьбины – поглядки – варуши 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Крещение – это одно из таинств древнеправославной церкви, после совершения которого происходит новое рождение человека для духовной жизни.

Староверы Причудья крестят новорожденного в моленной, в купели, с полным погружением в воду. Возле купели ставят четыре свечи по сторонам света и наполняют купель водой, обычно принесенной из Чудского озера. Подогревать воду нельзя, даже если крестят зимой. Считается, что при нагреве вода становится мертвой. Обычно крестили через одну–две недели после рождения, хотя время между рождением и крещением могло доходить до двух и более месяцев. Но если ребенок родился слабым и была угроза смерти, то крестить его старались сразу же, чтобы он не умер некрещеным. Если малыш был болезненным, то по просьбе матери наставник мог совершить таинство крещения, например зимой, и на дому.

В день крестин крестные родители несут ребенка в моленную в сопровождении родственниц матери. Сама мать не может присутствовать в моленной, так как считается нечистой после родов. Крестные должны быть обязательно староверами, так как они берут на себя ответственность за духовное воспитание малыша. Крестных обычно выбирает мать новорожденного в основном из многочисленных родственников. Главное, чтобы крестные родители не были мужем и женой.

На таинство крещения крестная мать приносит новорожденному крестильную одежду, а крестный отец – нательный крестик. Во время всего обряда крестный держит новорожденного на руках, а крестная после троекратного погружения в воду принимает малыша в полотенце и потом надевает на него белую крестильную рубашку и поясок; крестик надевает сам наставник.

Имя малышу дают по святцам, веря, что Ангел-Хранитель принесет ребенку счастье и будет всю жизнь ему покровительствовать. До сих пор в Причудье встречаются очень редкие имена – Агрипина, Аполииария, Гликерия, Домника, Иустинья, Миропия, Олимпиада, Синклитикия, Февронья, Фекления, Хиония; Иов, Селиверст, Фока.

По окончании обряда крещения возвращаются домой и устраивают чаепитие, на котором крестные кумятся. Это небольшое домашнее торжество без особых угощений называлось крестьбинами.

Через две–три недели или даже через месяц после рождения малыша приходили родственницы и подруги молодой матери на поглядки – то есть смотреть новорожденного. Обычно это были несколько замужних женщин, уже имеющих своих детей. На поглядки, или смотрины, специально не приглашали. Женщины сами определяли день посещения роженицы, но предварительно сообщали молодой матери о дне своего прихода. Иногда роженица сама назначала удобный для нее день. Женщины шли в гости со сладкими пирогами или сдобными кренделями. Возвращаясь домой, они по дороге пели песни, пританцовывали и колотили в пустые противни, на которых приносили пироги.

Примерно с 1920-х годов обряд, связанный со смотринами новорожденного, стал называться варуши (от эст. varrud). На праздничном столе, кроме принесенных в дар пирогов, стали присутствовать мясные и рыбные блюда. Теперь и роженица принимает участие в застолье.

В советское послевоенное время обряд очень меняется. День смотрин молодая мама теперь устанавливает сама через месяц-полтора после рождения малыша. Стол богато накрывается, на нем появляется и спиртное. Все чаще вместо своих пирогов близкие родственницы и соседки приносят покупные торты. Они в складчину покупают роженице небольшой подарок, а для новорожденного могут принести вещи своих уже подросших детей или игрушки. На праздник стали допускаться мужчины, и за праздничным столом зазвучали песни и частушки под гармонь, которые продолжают исполняться и при возвращении гостей по дороге домой.

 

514. Крестют ребёнка теперь, кто когда хочет. Раньше... Я, например, крястила старшего сына на шестой день. В ноябре крестили. А другие крестют... Смотря в какого рябёнка како здоровье, ведь купают-то в нас – в холодну воду кладут в купель. Четыре свящи* над купелью. Посерёд церкви ставится. Батька* читает. Крёстная и крёстный рядом стоят. Крёстный держит ребёнка всё время на руках, когда батька читает, а крёстная ребёнка раздявает и одявает. А одявают то же самое: платье длинное, если девочка; мальчикам – длинная рубашка, пояс. Крест батька сам оденет. Мы-то крестим маленьких, так ни колготок, ничаго не было, заворачивали сразу в белое махровое полотенце, чтоб только тепло было, ведь маленькие! В меня Ваня народивши 6-го ноября, и мы 14-го ноября его крястили. Крястили, положили с купели, пар так и ходил в моленной. Ведь крошешный ребёночек-то! И вот тогда в тёплое заворачивают, всё это делает крёстная. Крёстные потом знаются: и на день рождения ходют и поздравляют. В меня-то крёстная мамина сястра была. Она была в Кикита, а крёстный у меня был мамин двоюродный брат. Были все свои, и мы зналися.

Крёстных самы родители выбирают. Они должны быть одной веры люди, батька это сразу спросит, «умеешь креститься и какой ты веры», потому что это ведь идёт в архив в Таллин. Кто крёстный, кто крёстная – это всё там вздымается*, так чтоб не было неприятностей, надо говорить правильно сразу. Нарождается ребёнок, и сразу же документы, и всё туда, в архив. Документы в моленной остаются, и на руки даются документы.

И в нас ишшё* такой обряд: если родиха*-мать родит ребёнка, до шасти недель она не смеет идтить в храм, до сорок дней. А тогда должна придти в храм, положить начал* батьке. Тогда батька отчитает, и тогда благословит, и можно остаться в храме. А то рожает мать и закаивается, и проклинает себя и, можа, и ребёнка. И надо за всё это отнесть петимью [4]. Вот так было строго, а теперь наставников нет, так... А раньше вот так строго было.

Батька сразу выбирает по календарю имя. Я вот старшего так Иваном уже, как было, так я против не имела. А младшего, так я всё Серёжа и Серёжа. И приносит мне свекровушка ребёнка, и мама моя и говорит: «Вот, Ульяниюшка, посылала с Серёжей, а мы тебе принясли Василия. Батька ни в какую не измянил День Ангела. Вот ни в какую! Говорит, если верующие, вы должны учитывать День Ангела ребёнку. Это ихный первый Ангел, который борется за его душу, и чтоб этот Ангел был и наречён рябёнку!». Ни за что не измянил. И так вот с Сергеем провожала, а Василия принясли. Вот так.

Вот покрестют когда, едут домой, тоже стол. Собираем стол, все свои. Крёстная и крёстный кумятся – по рюмочке выпьют, кумятся. На стол ставили то же самое, что есть. Когда крестишь, так тогда уже не выбираешь, не так, как вот, например, на похоронах - всё по очереди подают. А тут сразу всё на столе. Вот поядят, на этом и расстаются.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.