Глава вторая: Из истории Печеньгской Воскресенской церкви. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава вторая: Из истории Печеньгской Воскресенской церкви.

2022-05-09 17
Глава вторая: Из истории Печеньгской Воскресенской церкви. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Храм располагался на правом берегу реки Печеньги, примерно в одном километре от деревни Подлипное.

    Окна первого этажа храма оформлены в соответствии с традициями русской культовой архитектуры, а второй этаж несёт на плоскости стен филенки и фронтоны, характерные для ранней стадии местного барокко. Однако нельзя не отметить некоторую упрощенность и вместе с тем привлекательность внешнего облика церкви, что можно рассматривать и как результат более позднего подражания местной школе церковной архитектуры уездного города Тотьма.[6]. Со слов А.В. Кузнецова,   в строении Печеньгской Воскресенской церкви использован классический стиль, барокко и ампир.

    Сохранились некоторые фотографии церкви: широкое основание в два этажа. Затем происходит разделение. Венчают церковь два купола с крестами. Церковь была видна изо всех деревень прихода. Старые люди рассказывают, что в ней было три колокола, звон которых раздавался по всей округе.

Фото картины В.Н. Ильина «Печеньгская Воскресенская церковь».

    Печеньгская Воскресенская церковь построена в 1768 г., усердием прихожан, каменная, в связи с колокольнею. Престолов в ней три: в верхней – во имя Воскресения Христова; в нижней – во имя св. Николая Чудотворца и Димитрия Митрополита Ростовского [1].

    В 1872 году при Печеньгской церкви была открыта земская приходская школа, содержавшаяся на средства земства при церковном приходе. Школа помещалась в доме священника, который был её наставником. Жалование наставника составляло 30 рублей 15 копеек.

    В журнале Печеньгского уезда земского собрания законоучителем школы с 1872 года числится священник Александр Голубев. Попечителем школы с 28 ноября 1874 года  является член Тотемской земской управы купец А.В. Фоминский. На содержание приходских школ, а их в уезде было 11, в 1878 году земство отпускало 60 рублей на каждую. В марте месяца школа осматривалась Членом Училищного Совета Благочинным Священником города Поповым. Он отметил, что «учащиеся доказывают особенное усердие».

    Количество учеников земской приходской школы в первые годы было следующим:

 

Учебные года

Количество учеников

мальчиков девочек
1871/1872 11 -
1872/1873 12 -
1873/1874 13 -
1875/1876 17 -

 

    Как видно из приведённых таблиц учились только мальчики.

    До 1888 года законоучителем в школе был Александр Голубев. Он на свои средства приобрел буквари, по которым и обучал детей. В школе имелась парта и доска с треножником. В 1886 году земство назначило на устройство церковноприходской школы 50 рублей. Кроме того, на содержание церковноприходской школы поступали средства из уездного земства, взносы членов различных братств, пожертвования прихожан, частные взносы.

    С марта месяца 1889 года в должности законоучителя состоял Стефан Мудров. В отзыве о Мудрове читаем: «К делу преподавания усерден и способен». В 1890 году за полезную деятельность и усердие в обучении детей получил письменную благодарность от Уездного земского собрания. Священник Стефан Мудров долго преподавал в Печеньгской Воскресенской школе. Имя его встречается и в списках законоучителей 1905 года.

    Все предметы в школе преподавались по учебникам и руководствам, одобренным Святым Синодом. В школах преподавали Закон Божий, церковнославянский язык, русский язык, арифметику, чистописание по прописи Гербача, пение. Наиболее опытной и способной в введении учебного дела в 1889-1890 учебный год признана учительница Печеньгской Воскресной школы Надежда Светляева. Именно тогда в школе стали обучаться девочки.

    Удивительная история жизни одной из учениц школы стала нам известна. Работая над материалами,  нам чудом удалось разыскать потомков Двойнишниковой (Селивановой) Анны Федоровны (1894 года рождения), которая, являясь одной из немногих девочек,  окончила церковно- приходскую школу при Печеньгской Воскресенской церкви. Внучка этой девочки- москвичка- Нина Михайловна Жемчужина была очень приятно удивлена  и с удовольствием поделилась воспоминаниями о своей любимой бабушке: «Бабушка моя родилась в 1894 году в деревне Нефедиха Тотемского уезда Вологодской губернии в семье крестьянина, была единственным ребенком в семье. С самых ранних лет она стремилась к знаниям, по благословлению родителей закончила церковно- приходскую школу, затем прогимназию, затем гимназию в г. Тотьма, что само по себе было редкостью для крестьянского ребенка. Работала учительницей в школах г. Тотьмы, г. Архангельска, г. Савелова, г. Москвы. Закончила свою трудовую деятельность в 1942 году в должности директора одной из школ г. Москвы (на Воробьевых Горах)».

На фото крайняя слева А.Ф. Двойнишникова, Москва, Воробьевы Горы, 1945 год

    Стефан Мудров прожил долгую жизнь, и умер, по воспоминаниям некоторых старых жителей Великодворья, в конце 20-х в начале 30-х годов.

    По рассказам старожилов, был священнослужитель- отец Иван.

    По данным журнала чрезвычайного и очередного Тотемских Уездных Земских собраний созыва 1912 года представляет картина доходов и капиталов церкви: церковные суммы – 720 рублей 53 копейки, капиталы притча – 54 рубля 41 копейки, переходные суммы – 5 рублей 6 копеек.У этого прихода доход от Печеньгской Воскресенской церкви в 1913 году составил, по данным архивных материалов, 850 рублей 61 копейку.

    Рядом с церковью располагались прихрамовые сооружения, дома священнослужителей, сторожа. Так в начале двадцатого века около церкви стоял дом священника Стефана Мудрова и псаломщика (дьякона), а также сторожа, Андрея Васильевича. Рядом с церковью находилась избушка Аннушки Повойской, так её ласково называли жители, она в церкви была техничкой, топила печи. По соседству жила Мария Павловна, жители её фамилию не помнят, она пекла просвиры [2].

     Судьба нашей  церкви трагична. Печеньгскую Воскресенскую церковь постигла такая учесть, как и многие другие.25 апреля 1936 года было принято решение общего собрания колхозников о закрытии церкви [9] (Приложение 2).

    Сначала в ней не стало пения, потом её закрыли, некоторое время использовали как склад для зерна, а позднее как мастерские и гаражи. И сейчас на её развалинах кое-где сохранились краски, видны смутные облики святых. Они вызывают в нас, русских, не умеющих ценить истинное, и упрёк, и боль, и сострадание.

    После закрытия церкви в ней несколько раз побывали воры, которые забирали церковные ценности. Часть икон была унесена жителями волости. В конце концов было решено оставшиеся ценности, иконы перевезти в амбар Селиванова А.М. Впоследствии часть их была передана в Усть-Печеньгскую церковь, а части (в том числе многих церковных книг) судьба не известна.

    По словам местных жителей, часть книг из церкви «Воскресенья» одно время была у Трофимовой Капиталины Васильевны в деревне Подлипное. Судьба их тоже не известна.

    Одна из икон хранилась в деревне Нефедиха у Слободиной М.С. Она её подобрала у церкви, когда проходила мимо. Икона интересна: с одной стороны изображён Иисус Христос, а с другой Святая Дева Мария.

Печеньгская Воскресенская церковь, 50-е гг. 20 века.

Одни из первых порон на «новом» кладбище, на заднем плане Печеньгская Воскресенская церковь, 50-е гг. 20 века.

 

Печеньгская Воскресенская церковь, 1964 год.

Печеньгская Воскресенская церковь, 1970 год, вид из д. Подлипное.

 

    Когда понадобился кирпич, церковь взорвали. У некоторых великодворцев из этого кирпича сложены печи.

    Рядом с церковью находилось кладбище. Сейчас оно заросло деревьями. Над старыми могилами шумит лес. В нескольких десятках метрах от развалин церкви находится «новое» кладбище, которое было основано в 1955 году и существует по сей день. Место его было выбрано по приказу председателя Великодворского сельского совета Селиванова А.М.

     По мнению старых жителей Великодворья, те, кто принимал участие в разрушении церкви, сильно пострадали. Многие рано ушли из жизни по трагическим стечениям обстоятельств.

Сейчас церковь представляет печальное зрелище,  руины…

 

 

 

 

Печеньгская Воскресенская церковь, фото наших дней

    В процессе работы мы активно общались со многими людьми- жителями Великодворья, г. Тотьмы, г. Вологды, г. Гатчины, г. Москвы, г. Санкт- Петербурга, г. Минска,г. Иванова, г. Череповца, г.-к. Анапы, в том числе и с родственниками тех великодворцев, кого уже нет в живых. Все они охотно рассказывали нам о церкви, часовнях, делились воспоминаниями родственников  об историческом прошлом малой родины. Много белых пятен, много утрачено и безвозвратно потеряно. Но кое-что можно восстановить.

    Интересными историческими материалами  и фотографиями  поделился Слободин Михаил Иванович. «В столбах сводов церкви находились встроенные ниши, закрывались деревянными коваными дверями с пробоями, видимо там раньше хранились писцовые книги. На второй этаж вела винтовая лестница с фресками, по одну сторону -рай, по другую ад, как это красиво надо только видеть. Мое восприятие частичное, даже примерно нарисовать не могу, помню, что в аду котел и черти подкладывают хворост. Видимо слишком мал был, да и втолковвали нам, что это сказка - бога нет. А то, что в будущем заинтересует, как то не думали. Один из колоколов с  церкви некоторое время находился в д. Великий Двор возле дома Селиванова Василия Павловича (ныне Ф.В. и В.Е. Кореповых) и выполнял функции пожарного рельса. Звук был у колокола  звонкий и при пожаре слышен на всю округу. Однажды горело гумно, где сейчас колхозный свинарник, мы (ребятня) были на реке, где впадает ручей Высокий, так вот там и то слышно было хорошо, мы все бегом в деревню. Далее его судьба не известна. Неужели металлолом?! А ведь он с нашей церкви» - сокрушается Слободин.

 М. И. Слободин, колокол с колокольни Печеньгской Воскресенской церкови

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.