Святой Дух - источник христианского мужества — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Святой Дух - источник христианского мужества

2022-05-09 25
Святой Дух - источник христианского мужества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Современным людям, в особой степени ощущающим на себе враждебность и соблазны мира сего, необходим дар мужества, отваги, а значит, и стойкости в борьбе с духом зла, осаждающим живущих на земле людей, чтобы увести их с праведного пути, ведущего в рай. Особенно в минуты искушений или страданий многие могут поколебаться и сдаться. Христианам угрожает и постоянная опасность отступиться от своего высшего призвания, перестать руководствоваться благодатью, полученной при крещении как залог вечной жизни. Именно поэтому Иисус явил нам Духа и дал обетование о Нем как об Утешителе и Защитнике (ср.: Ин 16, 5-15). Это Он дает нам дар сверхприродного мужества, благодаря которому мы сопричастны силе и незыблемости Божественной Сущности (ср.: св. Фома, Summa Theol., I-II, q. 61, а. 5; q. 68, а. 4).

2. Уже в Ветхом Завете мы находим многочисленные примеры действия Духа Божия, поддерживавшего как отдельных людей, так и весь народ в трудных исторических обстоятельствах. Но только Новый Завет особым образом открывает нам силу Святого Духа и дарует верующим обетование о Его присутствии и действии в каждом сражении, вплоть до окончательной победы. Мы уже говорили об этом не раз в предыдущих катехизических беседах. Сегодня стоит только напомнить, что в Благовещении Святой Дух был явлен и дарован Марии как «сила Всевышнего», действие которой показывает, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1, 35-37). В день Пятидесятницы Святой Дух, явивший Свою силу в виде «сильного ветра» (Деян 2, 2), наполнил апостолов и других учеников, находившихся в том же месте (ср.: Деян 2, 1), новой силой, обещанной Иисусом в прощальной проповеди (ср.: Ин 16, 8-11) и перед Вознесением: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян 1, 8; ср.: Лк 24, 49).

3. Речь здесь о внутренней силе, укорененной в любви (ср.: Еф 3, 17), о которой св. апостол Павел пишет к верующим Ефеса: пусть Отец «даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф 3, 16). Апостол Павел молился Отцу о том, чтобы получателям его Послания Бог даровал силу свыше, которую христианская традиция относит к дарам Святого Духа, ссылаясь на текст пророка Исайи, относящего ее к свойствам Мессии (ср.: Ис 11, 2 и след.). Святой Дух, среди многих даров, исходящих из Его святейшей сущности, дарует также и мужество исповедникам Христа, Который явил совершенный образец этой добродетели Своей жизнью и смертью. Можно сказать, что христианин, ведущий духовную борьбу, становится сопричастником мужества крестной жертвы!

Святой Дух постоянно и глубоко воздействует на христианина во всех обстоятельствах и аспектах его жизни, чтобы придать истинное направление человеческим устремлениям, а значит, чтобы вести его путем бескорыстной любви к Богу и ближнему по примеру Иисуса. С этой целью Святой Дух укрепляет волю человека, чтобы он сумел побороть искушения, победить во внутренних и внешних борениях, одолевать силы зла, — и в особенности сатану, подобно Иисусу, Который был поведен Духом в пустыню (ср.: Лк 4, 1), — а также жить согласно Евангелию.

4. Святой Дух дарует христианину силу верности, терпения и стойкости для следования путем добра и для борьбы со злом. Уже в Ветхом Завете пророк Иезекииль возглашал народу Божию обетование: «Вложу внутрь вас дух Мой», чтобы склонить народ к верности Новому Завету (Иез 36, 27). В Послании к Галатам св. апостол Павел, перечисляя плоды Святого Духа, называет долготерпение, веру и воздержание (ср.: Гал 5, 22-23). Это добродетели, необходимые для подлинно христианской жизни. Среди них выделяется долготерпение как признак любви (ср.: 1 Кор 13, 4), ниспосланное в душу Святым Духом вместе с самой любовью (ср.: Рим 5, 5) и составляющее основу мужества. Долготерпение необходимо проявлять, борясь со злом и претерпевая страдания в течение жизни и в момент смерти. Долготерпению сопутствует стойкость, которая способствует непрерывности в совершении добрых дел и которая помогает преодолевать трудности на долгом пути к цели. Схожей с ней добродетелью является постоянство — оно помогает оставаться добрым вопреки всем внешним препятствиям. Обе эти добродетели — плоды благодати, дающей возможность человеку всю жизнь следовать путем добра (ср.: св. Августин, De perseverantia, с. 1, PL: 45, 993; De corrept. et gratia, c. 12: PL 44, 937).

Каждый христианин должен проявлять мужество, дабы выстоять в добронравии, ибо если он и живет в состоянии благодати, то все же подвержен опасностям, которые таит в себе свобода, как подчеркивал св. Августин в споре со сторонниками Пелагия (ср.: De corrept. et gratia, с. 12). Но Святой Дух дарует сверхъестественную силу, позволяющую исполнять волю Божию и поступать в жизни согласно заповедям Христа. Св. апостол Павел пишет: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим 8, 2). Благодаря этому христиане могут поступать по Духу и исполнять предписанное законом (ср.: Рим 8, 4), а значит, исполнять волю Божию.

5. Святой Дух дарует также силу совершать апостольское служение избранным проповедникам Евангелия, а в какой-то степени — и всем христианам. Поэтому Иисус, поручая Своим ученикам исполнять служение, велит дождаться дня Пятидесятницы, когда они получат силу Святого Духа: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян 1, 8). Только благодаря этой силе они смогут стать свидетелями Евангелия по всей земле, в соответствии с волей Христа.

Во все эпохи, вплоть до сегодняшнего дня, Святой Дух дает силы для того, чтобы мы могли посвятить все свои способности и всю энергию доверенному нам служению, вложить в него все свои таланты, отдать служению целую жизнь, а если потребуется — отдать ее всю без остатка. Это Святой Дух совершает чудеса посредством апостольских дел народа Божия и Церкви, Им избранных и вдохновляемых. Это прежде всего Святой Дух придает действенность этим делам, несмотря на ограниченные возможности призванных. Об этом говорит св. апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам, характеризуя свое проповедничество как проявление духа и силы (ср.: 1 Кор 2, 4), а значит, как апостольство, совершаемое «силою знамений и чудес, силою Духа Божия» (Рим 15, 19). Св. апостол Павел приписывает успешность своего дела евангелизации именно силе Святого Духа.

Также и в случае больших затруднений, встречающихся в апостольской деятельности, Святой Дух придает силу, стойкость, возвращает утраченное мужество и ободряет тех, кого искушает желание отказаться от своего служения. Это испытала уже первая христианская община, когда преследуемые противниками веры братья молились: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое (...). И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян 4, 29. 31).

6. Это Святой Дух укрепляет гонимых, которым Сам Иисус обещал: «Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф 10, 20). Особенно мученичество, определяемое в Постановлении II Ватиканского Собора «как драгоценнейший дар и наивысшее доказательство любви», является героическим актом мужества, вдохновленным Святым Духом (СН 42). Об этом свидетельствуют многочисленные святые мученики и мученицы всех времен, сумевшие принять смерть в силу бесконечной любви, горевшей в их сердцах. Св. Фома, анализируя множество примеров древних мучеников, в том числе и молодых женщин, и изучая повествующие об этом тексты Отцов Церкви, приходит к заключению, что мученичество — это совершеннейший человеческий акт, поскольку он исходит из милосердной любви и является наивысшим выражением ее совершенства (ср.: Summa Theol., II-II, q. 124, a. 3). Сам Иисус говорит об этом в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15, 13).

В заключение следует вспомнить о таинстве миропомазания, в котором дар Святого Духа дается adrobur: для укрепления христианина. Он призван наделить верующего мужеством, необходимым в христианской жизни, а также в апостольском служении словом и делом, к чему призваны все христиане. Знаменательно, что таинство помазания святым миром призвано напомнить то помазание, которое Святой Дух дарует мученикам. Мученичество — это наивысшая форма свидетельствования. Церковь знает об этом и надеется, что Дух поддерживает, когда это необходимо, свидетельствование верующих, подчас достигающее вершин героизма.

(26. 06. 1991)


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.