Святой Дух - основа подлинного мира — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Святой Дух - основа подлинного мира

2022-05-09 59
Святой Дух - основа подлинного мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Мир — это великая мечта современного человечества. Она выражается главным образом в двух стремлениях: отказаться от войн как средства разрешения конфликтов между народами или государствами, а также устранить общественные противоречия путем установления социальной справедливости. Трудно отрицать, что уже сам факт всеобщего характера этих стремлений есть проявление прогресса общественного сознания и политической ментальности, а также установления добрососедских отношений внутри отдельных стран и между ними. Церковь, особенно будучи свидетельницей драматических событий последних десятилетий, не перестает проповедовать мир и добиваться его установления, с радостью принимая новые достижения в области права, в деятельности общественных и политических международных организаций, а также — в более глубоком плане — перемены в человеческом сознании, все более чутко воспринимающем проблемы мира.

Тем не менее и в современном мире существуют глубокие конфликты, порождающие не только экономические и политические, но также этнические и культурные противоречия. Рассматривая эту проблему реалистически и беспристрастно, мы обнаруживаем большие трудности или даже невозможность сохранения мира, если он не проистекает из источника высшей природы, Божественная сила которого глубоко пронизывает человеческие души.

2. Согласно Богооткровенной истине, таким источником является Святой Дух, дарующий людям мир духовный, сокровенный, который, распространяясь, становится миром социальным.

Сам Иисус, во время Тайной Вечери обращаясь к ученикам, обещает им Свой мир: «мир Мой даю вам» (Ин 14, 27). Мир этот дается ученикам вместе с даром Святого Духа и пребывает в их сердцах. Существенно, что в тексте Евангелия от св. Иоанна обетованию о мире предшествует обетование о пришествии Параклета (ср.: Ин 14, 26). Установление мира Христом совершается посредством Святого Духа, посланного для завершения миссии Спасителя.

3. Заметим, что мир Христов обещается и дается вместе с даром отпущения грехов. Это можно заключить из слов воскресшего из мертвых Иисуса, обращенных к ученикам: «Мир вам! (...) Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 21-23). Ибо речь идет о мире, который является плодом искупительной жертвы, осуществленной на кресте и окончательно завершенной, когда Христос был прославлен.

Это — первая форма мира, необходимая людям: мир, полученный благодаря победе над грехом. Этот мир можно получить только от Бога, посредством искупления грехов, силою Христовой жертвы. Святой Дух, совершающий в душах людей это прощение грехов, является для них побудительной причиной установления этого самого глубокого мира, суть которого — в единении с Богом.

4. По словам св. апостола Павла, мир — это плод Святого Духа, тесно связанный с любовью: «Плод же духа: любовь, радость, мир» (Гал 5, 22). Он — полная противоположность «делам плоти», к которым апостол относит вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси (ср.: Гал 5, 20). Все это препятствия главным образом внутреннего характера, стоящие на пути к миру души и миру в обществе. Святой Дух, изменяя этот внутренний строй, формирует в человеке то состояние, которое становится основой и мира в обществе. Св. апостол Павел говорит, что Христос — «мир наш» (Еф 2, 14), и поясняет: это Он установил мир, соединяя всех людей с Богом Своею жертвой, благодаря которой родился единый новый человек на месте разрушенной преграды из вражды и ненависти между людьми. Но он же добавляет, что этот мир осуществляется в Святом Духе: «через Него и те и другие имеем доступ к Отцу в одном Духе» (Еф 2, 18). Это один и тот же истинный мир Христов, пронизывающий сердца людей и живущий в них с помощью Святого Духа.

5. В Послании к Филиппийцам апостол говорит о мире как о даре, даваемом тем, кто обращается в трудную минуту к Богу «в молитве и прошении с благодарением», после чего уверяет: «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления во Христе Иисусе» (Флп 4, 6-7).

Жизнь святых — это свидетельство и подтверждение Божественных истоков мира. У святых мы замечаем внутреннее спокойствие даже в минуты тяжелейших испытаний и жизненных невзгод, которые, казалось бы, подавляют их. Нечто, а вернее, Некто присутствует в них и действует, оберегая не только от внешних влияний, но и от собственной внутренней слабости и страха. Этим Некто является Святой Дух, созидатель этого мира, возникающего как плод излитой Им в сердца любви (ср.: св. Фома, Summa Theol., II-II, q. 29, aa. 3-4).

6. По словам св. апостола Павла, «Царствие Божие» — это «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14, 17). Апостол формулирует этот принцип, когда наставляет христиан не осуждать со злобой тех, кто слабее их, кто не сумел избавиться от некоторых аскетических обычаев, продиктованных ложным пониманием нравственной чистоты, таких как запрещение употреблять в пищу мясо или пить вино, распространенных среди некоторых язычников (например, пифагорейцев) и части евреев (например, ессеев). Апостол Павел призывает следовать голосу чистой и верной совести (ср.: Рим 14, 5-6. 23), но прежде всего поступать «по любви» — ею должны руководствоваться более сильные в своем поведении: «нет ничего в себе самом нечистого (...). Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим 14, 14-15).

Таким образом, апостол наставляет христиан, чтобы они не нарушали мир в общине, не возбуждали конфликтов, не соблазняли других: «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим 14, 19). Все должны заботиться о сохранении гармонии, стараясь не пользоваться христианской свободой односторонним образом, что могло бы причинить боль ближнему или же повредить ему. Принцип, провозглашаемый апостолом, состоит в том, что любовь должна руководить свободой и господствовать над нею. Затрагивая частную проблему, апостол Павел устанавливает общий принцип: Царствие Божие — это мир в Святом Духе.

7. Христианин должен стремиться к тому, чтобы подчинить себя воздействию Святого Духа, развивая «помышления духовные», которые ведут к жизни в мире (ср.: Рим 8, 6). Отсюда неоднократные призывы апостола к верующим, чтобы они старались «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф 4, 3), чтобы вели себя «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф 4, 2), чтобы они добивались как можно большей свободы от «помышлений плотских», враждебных Богу и противящихся «помышлениям духовным», ведущим к миру (ср.: Рим 8, 6-7). Только христиане, соединенные узами мира, едины в Духе как истинные исповедники Того, Кто пришел на землю, чтобы принести мир.

Апостол желает им получить от Бога великий дар, являющийся главным элементом жизни по Духу: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере (...) силою Духа Святаго» (Рим 15, 13).

8. В заключение этой катехизической беседы я также хочу пожелать всем христианам, всем людям — мира в Святом Духе. Одновременно я хочу еще раз напомнить им, что, согласно учению св. апостола Павла и свидетельству святых, действие Святого Духа распознается по тому внутреннему спокойствию, какое они носят в своем сердце. Воздействие Святого Духа ведет к миру, а не к смятению, несогласию, спорам и противостоянию добру. Конечно же, может возникнуть вполне естественное несовпадение мнений по конкретным вопросам или относительно средств, ведущих к общей цели, но любовь, даруемая Святым Духом, приведет к согласию и к глубокому единству во благе, которого желает Бог. Св. апостол Павел говорит об этом однозначно: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор 14, 33).

Конечно же, это относится к примиренности душ и сердец в христианских общинах. Но Святой Дух, когда Он господствует в сердцах, побуждает прилагать всевозможные усилия к установлению мира во взаимоотношениях с другими — во всех сферах: семейной, гражданской, социальной, политической, этнической, национальной и международной (ср.: Рим 12, 18; Евр 12, 14). Особенно же Он побуждает христиан к разумному посредничеству и к разрешению конфликтов между людьми путем диалога, позволяющего избежать искушений и угроз войны.

Мы молимся, дабы христиане, Церковь и все люди доброй воли старались сохранять как можно большее послушание Духу мира!

(29. 05. 1991)


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.