Святой Дух - Божественный житель души — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Святой Дух - Божественный житель души

2022-05-09 16
Святой Дух - Божественный житель души 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В одной из предыдущих катехизических бесед было обещано, что мы вернемся к темам, связанным с присутствием и действием Святого Духа в душе. Богатое богословское и духовное содержание этих вопросов притягивает к себе души верующих, стремящихся к духовной жизни, пробуждая в них восхищение сверхъестественным. Они прислушиваются к голосу Того, Кто живет в них, как в храме, изнутри просвещает их и помогает жить согласно Евангелию. К этим душам обращался мой предшественник Лев XIII в энциклике Divinum illud о Святом Духе (9 мая 1897 г.), а затем в Послании Ad fovendum о богослужении христианского народа, посвященном Божественному Лицу Святого Духа (18 апреля 1902 г.). В Послании была утверждена особая новенна в честь Святого Духа, молитвенно испрашивающая у Него благодать единства христиан (ad maturandum Christianae unitatis bonum). Автор энциклики Rerum novarum, следовательно, был одновременно распространителем культа Святого Духа, ибо он знал, из какого источника следует черпать силы для созидания истинного блага, в том числе и в социальной сфере. К этому же источнику я хотел направить внимание современных христиан в энциклике Dominum et Vivificantem (19 мая 1986 г.), а теперь я посвящаю ему последнюю часть пневматологического цикла катехизических бесед.

2. Можно сказать, что основой христианской жизни, основой ее внутренней глубины, молитвы и единения с Богом является истина веры, которая, как и пневматология и все богословие, восходит к текстам Священного Писания, и в особенности к словам Христа и апостолов, — истина о том, что Святой Дух как Божественный Гость обитает в душе праведного человека. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел спрашивает: «Разве не знаете, что (...) Дух Божий живет в вас?» (3, 16). Очевидно, что Святой Дух присутствует и действует во всей Церкви, как мы уже говорили в предыдущих беседах, но Его присутствие и действие принимает форму конкретных отношений с человеческой личностью, с душой праведного человека, в которой Он обитает и которую наполняет даром, полученным от Христа благодаря Искуплению. Святой Дух проникает Своим воздействием в самые глубины человеческой души, в самое сердце верующего и изливает животворящий свет и благодать. Об этом мы и просим в молитвенном песнопении во время св. Мессы в праздник Сошествия Святого Духа: «Владычествуй Святейшим светом в сердцах верующих в Тебя».

3. Апостол Петр в проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, призывает слушателей к покаянию и крещению, после чего говорит: «получите дар Святаго Духа» (Деян 2, 38). Из контекста следует, что это обетование касается лично каждого покаявшегося и крещенного человека, ибо Петр обращается к каждому из присутствующих. Так же и Симон-маг, упрашивая апостолов передать ему их сакраментальную силу, говорил: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руку, получал Духа Святаго» (Деян 8, 19). Тем самым оба убеждены, что дар Духа даруется каждому отдельно. Это подтверждается и в эпизоде обращения Корнилия и его семьи. Когда Петр разъяснил им тайну Христа, «Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (Деян 10, 44). Апостол признает, что «Бог дал им такой же дар, как и нам» (Деян 11, 17). По мнению Петра, сошествие Святого Духа означает, что Дух присутствует в тех, кому Он даруется.

4. Говоря о присутствии Святого Духа в человеке, следует вспомнить, каким образом Бог являл Свое присутствие на каждом этапе истории спасения. В Ветхом Завете Бог присутствовал сначала в скинии в пустыне, а затем в Святая Святых Иерусалимского храма. В Новом Завете Божественное присутствие претворяется и отождествляется с Воплощением Слова: Бог пребывает среди людей в Своем предвечном Сыне, в Его человеческом образе, ипостасно соединенном с Его Божественной природой. Посредством этого видимого присутствия в Христе Бог подготавливает новое присутствие — невидимое, которое осуществится с пришествием Святого Духа. Таким образом, присутствие Христа среди людей открывает путь присутствию Святого Духа, которое является внутренним присутствием в человеческих сердцах. Так исполняется пророчество Иезекииля: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; (...) Вложу внутрь вас дух мой» (36, 26-27).

5. Сам Христос, накануне Своего ухода из мира к Отцу через распятие и Вознесение, обещает апостолам пришествие Святого Духа: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, (...) Он в вас будет» (Ин 14, 16-17). Но Иисус говорит также, что это присутствие Святого Духа, Его пребывание в человеческом сердце, означающее вместе с тем и пребывание в нем Отца и Сына, — это плод любви: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23).

Иисус говорит здесь об Отце и Сыне, но имеет в виду и Святого Духа, Который, согласно св. апостолу Павлу, богословской традиции и преданию Отцов Церкви, является созидателем присутствия в человеке Святой Троицы, так как Он — Лицо-Любовь, а внутреннее присутствие может быть только духовным. Отец и Сын проявляются в любви, а значит, в Святом Духе. Именно в Святом Духе Бог дарует Самого Себя человеческой душе в тринитарном единстве.

Св. Фома Аквинский напишет в свое время, что Бог может обитать только в душе человека (и ангела), ибо только разумное творение обладает способностью познавать, любить осознанно и ощущать присутствие Бога в своей душе: все это происходит благодаря Святому Духу, Который тем самым является первым и основным Даром Божиим (ср.: Summa Theol, I, q. 38, a. 1).

6. Благодаря такому Божественному присутствию люди становятся храмом Бога — Бога-Троицы, как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам. Бог всегда свят и освящает человека. Апостол прямо говорит, «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор 6, 19). Следовательно, пребывание Святого Духа в человеке влечет за собой особое освящение всего человека (апостол Павел подчеркивает здесь телесную сторону). В этом освящении человека — самая суть спасительной благодати, посредством которой он соучаствует в тринитарной жизни Бога. Тем самым в человеке открывается внутренний источник святости, из которого берет свое начало жизнь по Духу, как говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: «вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (8, 9). И в этом — основа надежды на воскресение тела, ибо «если (...) Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Святым, живущим в вас» (Рим 8, 11).

8. Заметим, что пребывание Духа Святого в человеке, освящающее всего человека, его душу и тело, возвышает человеческое достоинство и придает новую ценность межличностным отношениям, в том числе и телесным, на что обращает внимание апостол Павел в уже цитированном тексте из Первого Послания к Коринфянам (6, 19).

И таким образом — через присутствие Святого Духа — христианин вступает в особые взаимоотношения с Богом, которые распространяются на все межличностные связи в семейной и общественной сфере. «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия» (Еф 4, 30), наставляет апостол Павел, движимый именно этой Богооткровенной истиной, истиной о пребывающей в душе человека Божественной Личности, Которую оскорбляет всякий грех, ибо всякий грех противится любви. Святой Дух же, обитающий в человеке как Лицо-Любовь, пробуждает в душе внутреннюю потребность в любви. Это следует из обращенных к римлянам слов св. апостола Павла: «любовь Божия», эта могучая сила любви, исходящая от Бога, «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5).

(20. 03. 1991)


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.