Часть 7. Святой Дух и Церковь — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Часть 7. Святой Дух и Церковь

2022-05-09 16
Часть 7. Святой Дух и Церковь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

62. СВЯТОЙ ДУХ - ДУША ЦЕРКВИ

63. СВЯТОЙ ДУХ - ИСТОЧНИК ЕДИНСТВА ЦЕРКВИ

64. СВЯТОЙ ДУХ - ИСТОЧНИК СВЯТОСТИ ЦЕРКВИ

65. СВЯТОЙ ДУХ - ДУША КАТОЛИЧНОСТИ ЦЕРКВИ

66. СВЯТОЙ ДУХ - НАЧАЛО И ОСНОВА АПОСТОЛИЧНОСТИ ЦЕРКВИ

67. СВЯТОЙ ДУХ - ГАРАНТ НЕЗЫБЛЕМОСТИ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ В ЦЕРКВИ

68. СВЯТОЙ ДУХ - ИСТОЧНИК САКРАМЕНТАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ

69. СВЯТОЙ ДУХ - ИСТОЧНИК ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ

70. СВЯТОЙ ДУХ - ИСТОЧНИК ДАРОВ И ХАРИЗМ В ЦЕРКВИ

71. СВЯТОЙ ДУХ — УТЕШИТЕЛЬ

СВЯТОЙ ДУХ - ДУША ЦЕРКВИ

1. Сегодня мы начинаем новый цикл катехизических бесед на тему пневматологии, в котором я хочу сосредоточить ваше внимание на основополагающей христианской истине о Святом Духе. Мы убедились, что Новый Завет, полностью основываясь на Ветхом Завете, являет нам Святого Духа как Лицо Пресвятой Троицы. Эта истина восхищает нас как своим внутренним содержанием, так и тем влиянием, которое она оказывает на нашу жизнь. Можно даже сказать, что это «жизненно необходимая истина», как впрочем, и все Откровение, в кратком виде изложенное в Символе Веры. Святой Дух был особым образом явлен нам и дарован, чтобы стать путеводным светом для нас и для всей Церкви, для всех людей, призванных познать Его и принять.

2. Обратим же наши взоры на Святого Духа — прежде всего как на животворный источник Церкви.

Уже в прошлых христологических беседах мы говорили о том, что с первых дней Своего мессианского служения Иисус собирал вокруг Себя учеников, из числа которых Он избрал Двенадцать, названных апостолами. Одному из них — Петру — Иисус даровал главенство в свидетельствовании и наивысшее вселенское право быть Пастырем Церкви (ср.: Мф 16, 18; Ин 21, 15-17). Когда накануне жертвенной смерти на кресте Христос установил Евхаристию, Он наделил апостолов правом и властью совершать ее в воспоминание о Нем (ср.: Лк 22, 19; 1 Кор 11, 24-25). По Воскресении из мертвых Он дал им право отпускать грехи (ср.: Ин 20, 22-23) и повелел им проповедовать Евангелие по всей земле (ср.: Мк 16, 15).

Можно сказать, что все это связано с предсказанием и обетованием сошествия Святого Духа, свершившегося в день Пятидесятницы, как говорится об этом в Деяниях Апостолов (2, 1-4).

3. В целом ряде важных документов II Ватиканского Собора подчеркнуто особое значение Пятидесятницы, часто определяемой как день рождения Церкви в земном мире. Так, в Догматической Конституции Dei Verbum написано: «ниспосланием Духа Истины Христос завершает во всей полноте Откровение и подтверждает его Божественным свидетельством Того, что с нами — Бог, чтобы освободить нас от тьмы греха и смерти и воскресить нас в жизнь вечную» (БО 4). Таким образом, в деле спасения существует тесная связь между Иисусом Христом и Святым Духом.

В свою очередь в Догматическом Постановлении о Церкви Lumengentium о Святом Духе говорится: «Он есть Дух Жизни или Источник воды, текущей в жизнь вечную (ср.: Ин 4, 14; 7, 38-39), и через Него Отец оживотворяет людей мертвых во грехе, пока не воскресит во Христе их смертные тела» (СН 4). Таким образом, та же сила и то же действие Духа, которые привели к Воскресению Христа, воскресят живущих во Христе. Здесь соборный документ следует за учением св. апостола Павла (ср.: Рим 8, 10-11).

Кроме того, в тексте соборного документа сказано далее, что Святой Дух, сходя на апостолов, основал Церковь (ср.: СН 19), которая в Новом Завете, и особенно в Посланиях св. апостола Павла, представлена как Тело Христа: «Сын Божий (...) дарованием (...) Духа Своего, (...) составил таинственно из братьев Своих, призванных из всех народов, Свое Тело» (tamquam corpus suum rnys-tice constituit — CH 7).

Христианское предание, восприняв от св. апостола Павла концепцию Церкви как Тела Христова (Ecclesia Corpus Christi), для которой Святой Дух, согласно учению того же апостола, является животворящим началом, выражает эту концепцию в прекрасных словах: Святой Дух есть душа Церкви. Здесь следует вспомнить слова св. Августина: «Чем наш дух, то есть наша душа, является для членов наших, тем Святой Дух является для членов Христа, то есть для Его Тела, которым является Церковь» (Sermo 269, 2; PL 38, 1232). Столь же впечатляющий текст мы находим в Summa Theologiae св. Фомы Аквинского, который, говоря о Христе, Главе Тела — Церкви, сравнивает Святого Духа с сердцем, поскольку «Он невидимым образом животворит и объединяет Церковь, как сердце изнутри движет человеческое тело» (III, q. 8, а. 1, ad 3).

Выражения «душа Церкви», «сердце Церкви» — определения, которые в Священном Предании даны Святому Духу, — стоят того, чтобы рассмотреть их более углубленно.

4. Очевидно, что выражение «Святой Дух — душа Церкви», согласно мнению богословов, следует понимать по принципу аналогии. Ибо Дух — это не «субстанциальная форма» Церкви, каковой является душа для человеческого тела, поскольку в соединении с телом душа образует единую субстанцию — человека. Святой Дух — это животворящее начало Церкви — внутреннее, но трансцендентное. Он одаряет Церковь жизнью и единством как действенная причина, то есть как созидатель и распространитель Божественной жизни Тела Христова. На это обращается внимание в соборном документе: Христос, «чтобы мы постоянно обновлялись в Нем (ср.: Еф 4, 23), (...) дал нам от Своего Духа, Который единый и всегда тот же в Главе и в членах, так оживотворяет, объединяет и движет все Тело, что свв. Отцы могли сравнивать Его действие с действием, выполняемым в человеческом теле жизненным началом или душой» (СН 7).

Проводя ту же аналогию, можно сравнить весь процесс созидания Церкви, начиная со времени мессианского служения Христа на земле, с сотворением человека, как оно описано в Книге Бытие, и особенно с моментом дарования дыхания жизни, благодаря которому «стал человек душею живою» (Быт 2, 7). В древнееврейском тексте присутствует слово nefesh (что означает: существо, движимое животворящим дыханием), но в другом месте этой же Книги животворящее дыхание живых существ обозначается словом ruah, то есть «дух» (Быт 6, 17). Святой Дух ассоциируется, по аналогии, с животворящим дыханием «нового творения», которым является Церковь.

5. В документах Собора сказано также, что «послан был Святой Дух в день Пятидесятницы, чтобы Он непрерывно освящал Церковь и чтобы таким образом верующие через Христа имели доступ к Отцу в одном Духе (ср.: Еф 2, 18)» (СН 4). Святость — это первичная и основополагающая форма жизни; ею Святой Дух, наподобие «животворящей души», наполняет Церковь; святость освящает Церковь по примеру Христа, «Которого Отец освятил и послал в мир» (Ин 10, 36). Святость осуществляет глубокое отождествление Церкви и Тела Христова, оживотворяемого и сопричастного Его Духу. Святость говорит о духовном здоровье этого Тела. Святость предопределяет и его духовную красоту, превосходящую всякие чудеса природы и искусства; надприродную красоту Церкви — Тела Христова, красоту, в которой выразительнее и непосредственнее, чем в красоте какого-либо иного творения, отражается красота Самого Бога, именно потому, что Церковь — это Corpus Christi (Тело Христово). К теме святости Церкви мы вернемся в одной из будущих бесед.

6. Святой Дух называется «душой Церкви» также и в том смысле, что Он Своим Божественным светом пронизывает все мышление Церкви, приводя ее к истине в согласии с обетованием Христа на Тайной Вечере: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит (...) от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 13-14).

Таким образом, в свете Святого Духа возвещение истин Откровения и углубление веры совершаются на всех «уровнях» Церкви — Тела Христова: на уровне апостолов и преемников их учительной власти, в сфере всеобщего «понимания веры» верующих людей, в том числе катехизаторов, богословов и других христианских мыслителей. Все животворится и должно оживотворяться Духом.

7. Святой Дух — это также источник всей динамики Церкви: как в свидетельствовании миру о Христе, так и в распространении евангельской проповеди. В Евангелии от Луки воскресший Христос, в Своем обетовании о ниспослании апостолам Святого Духа, подчеркивает именно этот аспект: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк 24, 49). Связь между действием Святого Духа и динамизмом Церкви еще выразительнее представлена в параллельном тексте Деяний Апостолов, где Иисус говорит: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян 1, 8). Как в Евангелии, так и в Деяниях Апостолов для определения «силы» или «мощи» применено греческое слово dynamis — «динамизм». Речь идет о даре сверхъестественной энергии, который побуждает человека прежде всего к молитве. Этому же учит II Ватиканский Собор, в документах которого говорится, что Святой Дух «обитает в Церкви и в сердцах верующих (...), и в них ходатайствует и свидетельствует о их усыновлении» (СН 4). Также и в этом тексте имеются в виду взгляды св. апостола Павла (ср.: Гал 4, 6; Рим 8, 15-16. 26), который в Послании к Римлянам пишет: «Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26).

8. В заключение вспомним еще один короткий фрагмент соборного документа, в котором написано, что Святой Дух «силою Евангелия (...) сообщает Церкви юность, непрестанно обновляет ее и ведет к совершенному сочетанию с ее Женихом. Ибо Дух и Невеста говорят Господу Иисусу: "Прииди!" (ср.: Откр 22, 17)» (СН 4) В этом тексте слышен отзвук слов св. Иринея (Adv. Haereses, III, 14, 1: PG 7, 966 В), стремившегося передать нам убежденность веры первых Отцов. Эту же убежденность выразил св. апостол Павел, говоря, что верующие освободились от закона, которым были связаны, чтобы «служить Богу в обновлении Духа» (Рим 7, 6)/Вся Церковь пребывает в этом служении и в Святом Духе находит источник постоянного обновления и единства. Ибо сильнейшим орудием против всех человеческих слабостей и грехов является сила Духа - животворящая и объединяющая Любовь.

(28. 11. 1990)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.