Божественное учительство в Откровении Лица Святого Духа — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Божественное учительство в Откровении Лица Святого Духа

2022-05-09 18
Божественное учительство в Откровении Лица Святого Духа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В двух предыдущих циклах катехизических бесед мы говорили о деяниях Святого Духа: вначале в свете Ветхого Завета, затем — в отдельные периоды жизни Иисуса Христа. Теперь мы переходим к тайне Самого Лица Святого Духа, живущего в общении с Отцом и Сыном в единстве Божественной Троицы. Тем самым мы вступаем в высшую фазу явления, о котором многократно говорили как о Самооткровении Бога. Бог, Которого согласно учению Христа мы называем и признаем Отцом, открывает Свою сущность и Свой замысел. Этот Бог — беспредельно истинный и благой — с самого начала использует своего рода трансцендентную педагогику, чтобы научить нас и привлечь к Себе. Так происходит и в Откровении Святого Духа.

2. Об этом нам напоминает св. Григорий Назианзин в замечательном тексте, в котором он объясняет логику постепенного — на протяжении истории спасения — раскрытия Богом тайны Лиц Пресвятой Троицы в Их единосущном единстве. «В самом деле, — говорит этот великий Отец Церкви, — Ветхий Завет прямо возвещал об Отце и очень неясно упоминал о Лице Сына; Новый Завет явил Сына и указал на Божественную сущность Святого Духа. Ныне Дух пребывает в нас, и Его присутствие становится более ощутимым. Ибо неразумно было бы явно возвещать о Сыне, когда не веровали еще в Божественность Отца, и к тому же навязывать нам — осмелюсь так выразиться — Лицо Святого Духа, прежде чем была признана Божественность Сына» ( Orat. XXXI; Theol, 26; PG 36, 161). Нелегко было человеку, говорит Григорий Назианзин, воспринять откровение о Боге как о Существе, имеющем единую природу в трех Лицах. Это превышало возможности человеческого разума в общепринятом смысле. Впрочем, это осталось труднодоступным для многих людей, даже глубоко религиозных, о чем свидетельствует история иудаизма и ислама.

3. Постепенный характер Божественного Откровения просматривается в содержании предыдущих катехизических бесед, в ходе которых мы убедились, что в Ветхом Завете во многих местах и по-разному говорится о Духе Божием, начиная с первых стихов Книги Бытие (ср.: Быт 1, 2). Однако мы всегда старались подчеркнуть, что все эти обетования и знамения относились, скорее, к действию Святого Духа в человеке и в истории, а не к Его Лицу, во всяком случае не столь явно и прямо. Можно сказать, что в течение долгого периода истории Ветхого Завета происходит открытие, первоначальное познание и уяснение действий Святого Духа, но остается сокрытой множественность Лиц в единстве Божественной Сущности. Уже древние тексты указывают нам на происхождение от Духа Божия целого ряда явлений физического мира, а также психической и духовной сферы: говорится о дыхании Божием, оживляющем мир в момент сотворения; о нечеловеческой силе, ниспосылаемой предводителям и защитникам народа Божия — примерами здесь могут служить физическая сила Самсона (ср.: Суд 14, 6), призвание Гедеона (ср.: Суд 6, 34), победа Иеффая над Аммонитянами (ср.: Суд 11, 29). В другом месте мы видим, что Дух Божий не только охватывает, но и уносит человека (Илия — ср.: 3 Цар 18, 12), является причиной пророческих видений и экстатических состояний, наделяет даром истолкования снов (Иосиф в Египте — ср.: Быт 41, 38). Во всех этих случаях действия Духа носят непосредственный и экстраординарный, можно сказать — харизматический характер; они совершаются ради блага народа Божия.

4. С другой стороны, в Ветхом Завете мы находим много примеров постоянного действия Духа Божия, Который, говоря библейским языком, почиет на человеке, как в случае с Моисеем, Иисусом Навином, Давидом, Илией, Елисеем. Пророки особенно щедро наделены Духом Божиим. Связь пророческого слова с Духом Божиим подчеркивается уже в истории с Валаамом (ср.: Числ 24, 2-3) и упоминается в Третьей Книге Царств (ср.: 3 Цар 22, 24). После изгнания Иезекииль полностью осознает источник своего вдохновения: «нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи» (Иез 11, 5). Захария же вспоминает, как Бог обращался к Своему народу «Духом Своим через прежних пророков» (Зах 7, 12).

Также и в этот период Духу Божию и его действиям приписывается прежде всего характер нравственного обновления (например, в Псалмах 51 [50], 143 [142] и в Книге Премудрости Соломона). В свое время мы указывали на эти тексты и обсуждали их.

5. Однако наиболее знаменательны и важны пророческие тексты, говорящие о Духе Господнем, Который должен был почить на Мессии, на мессианском сообществе и на его членах, и прежде всего — тексты мессианских пророчеств Исайи. В них вначале говорится, что Дух Господень почиет на ветви «от корня Иессеева», на потомке и преемнике Давида (ср.: Ис 11, 1-2), затем — об Отроке Господнем (ср.: Ис 42, 1), Который станет «заветом для народа, во свет для язычников» (Ис 42, 6), и, наконец, о Том, Кто будет «благовествовать нищим» (Ис 61, 1; ср.: Лк 4, 18).

Согласно древним пророчествам, Святой Дух обновит также духовный облик «остатка Израиля», то есть мессианского сообщества, сохранившего верность Божественному призванию. Об этом говорят тексты не только Исайи (44, 3; 59, 21), но и Иезекииля (36, 27; 37, 14), Иоиля (3, 1-2), Захарии 12, 10).

6. Таким образом, Ветхий Завет многими упоминаниями о действиях Святого Духа подготавливает людей к пониманию того, что будет открыто в Новом Завете о Святом Духе как о Лице, едином с Отцом и Сыном. Все это происходит в рамках Божественного учительства, ведущего к познанию и принятию величайших тайн: Троицы, Воплощения Слова и пришествия Святого Духа. В Ветхом Завете все сосредоточено на вверенной народу Израиля истине монотеизма, которую следовало постоянно защищать и утверждать перед лицом грозящих с разных сторон искушений политеизма.

7. Новый Завет знаменует собой новый этап — большее осознание достоинства человеческой личности, создает также обстановку, благоприятную для принятия откровения о Святом Духе как о Лице. Святой Дух — это Тот, Кто, пребывая в человеке, освящает Его прежде всего силою любви, каковой Он Сам и является. Тем самым через откровение Духа-Лица открывается внутренняя глубина человека. Проникая же в глубины человеческой души, можно лучше понять, что Святой Дух — это источник общения человека с Богом, равно как и межличностного общения между людьми. Именно в этом и состоит суть нового откровения Святого Духа, которое станет предметом наших будущих катехизических бесед.

(22. 08. 1990)

ОТКРОВЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА

 КАК ТРЕТЬЕГО БОЖЕСТВЕННОГО ЛИЦА

1. После Воскресения из мертвых Иисус явился двенадцати апостолам и сказал им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28, 19). Апостол и евангелист Матфей в конце своего Евангелия передает повеление Христа идти по всему миру, дабы свидетельствовать о Нем и продолжать Его дело спасения. На эти слова ссылается наша древняя христианская традиция, в соответствии с которой крещение совершается во имя Пресвятой Троицы. Но в тексте Матфея заключено также, можно сказать, последнее слово о Пресвятой Троице, откровение Святого Духа как Лица, равного Отцу и Сыну и единосущного Им в Божественном единстве.

Это откровение Нового Завета. В Ветхом Завете Дух Божий в Своих многообразных действиях, о которых мы говорили в предыдущих катехизических беседах, был откровением силы, премудрости и святости Самого Бога. В Новом Завете отмечен прямой переход к откровению Святого Духа как Божественного Лица.

2. Действительно, слова из Евангелия от Матфея (28, 19) явно указывают на Святого Духа как на Лицо; Он назван наряду с двумя другими Лицами точно так же, без малейшего различия между Ними: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Из этого Евангелия ясно следует, что Отец и Сын — это два отдельных Лица. Отец — это Тот, Кого Иисус называет Своим небесным Отцом (ср.: Мф 15, 13; 16, 17; 18, 35); Сын — это Сам Иисус, названный так «гласом с небес» в момент Крещения (Мф 3, 17) и Преображения (Мф 17, 5) и узнанный Симоном-Петром как Христос — Сын Бога живого (ср.: Мф 16, 16). К этим двум Божественным Лицам теперь присоединяется — как равный Им — Святой Дух. О тесной связи всех Лиц свидетельствует тот факт, что в тексте говорится об Их имени: повелевается крестить все народы «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». «Во имя» — это выражение, которое в Библии не применяется иначе как только по отношению к лицам. Характерно также и то, что в Евангелии говорится об одном имени, хотя перечисляется несколько лиц. Все это неопровержимо свидетельствует о том, что Святой Дух — это третье Божественное Лицо, тесно связанное с Отцом и Сыном в единстве одного Божественного имени.

Крещение устанавливает личную связь между нами и тремя Божественными Лицами и вводит нас в сокровенное единение с Богом. И всякий раз, когда мы осеняем себя крестным знамением, мы повторяем слова из Евангелия, дабы обновить эту связь с Отцом и Сыном и Святым Духом.

Признание Святого Духа как Лица — необходимое условие христианской жизни в вере и любви.

3. Слова Христа о крещении (ср.: Мф 28, 19) появляются в Евангелии от Матфея после предварительной подготовки. Ибо существует связь между этими словами и повествованием о крещении Самого Христа, в котором описывается теофания Троицы. Матфей говорит нам, что когда Иисус вышел из воды, то «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3, 16-17). Так же описывается эта сцена и в двух других синоптических Евангелиях (Мк 1, 9-11; Лк 3, 21-22). Здесь нам дано откровение трех Божественных Лиц. Иисус называется Сыном. Лицо Отца явлено голосом, произносящим: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Лицо Святого Духа предстает отдельно от Отца и Сына, но связано и с Тем, и с Другим: с Отцом небесным, ибо Он нисходит с неба; и с Сыном, ибо на Нем почиет. Если при первом прочтении такое истолкование не совсем очевидно, то при сопоставлении с заключительной фразой из Евангелия от Матфея (28, 19) оно становится вполне обоснованным.

4. Тот свет озарения, какой несет с собой заключительная фраза из Евангелия от Матфея, позволяет нам и в других текстах открыть личностную природу Святого Духа. С откровением Духа, тесно связанного с Отцом и Сыном, мы встречаемся также в повествовании о Благовещении (ср.: Лк 1, 26-38).

У Луки написано, что архангел Гавриил, посланный Богом к Деве по имени Мария, объявил Ей волю предвечного Отца, говоря: «вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего» (Лк 1, 31-32). На вопрос же Марии, как это возможно, если она девственница, ангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1, 35).

Этот текст сам по себе не указывает на Святого Духа как на Лицо. Он свидетельствует только о том, что Дух — это Существо, в чем-то отличное от Всевышнего, то есть от Бога Отца, и от Его Сына. Но если мы прочтем текст, следуя внезапному порыву, в свете веры «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28, 19), то мы различим в нем единство трех Божественных Лиц, участвующих в таинстве воплощения Слова. Личность Святого Духа стала причастной к свершению этой тайны согласно замыслу Отца, полностью воспринятого Сыном. Благодаря Святому Духу Сын Божий, единосущный предвечному Отцу, был зачат как человек и родился от Девы Марии. в предыдущих беседах мы уже говорили об этой тайне, имеющей одновременно и христологический, и пневматологический аспект. Здесь же ограничимся утверждением, что в Благовещении нам явлена тринитарная тайна, и в особенности Лицо Святого Духа.

5. Здесь мы можем также указать на значение этой тайны для христианской антропологии. Ибо существует взаимосвязь между рождением предвечного Сына Божия в человеческом облике и возрождением членов человеческого сообщества через Божественное усыновление силою благодати. Эта взаимосвязь относится к домостроительству спасения. В силу этой взаимосвязи в домостроительстве таинств было установлено крещение.

Таким образом, откровение о Святом Духе как о Лице, существующем внутри тринитарного единства Бога, дано совершенно отчетливо как в тайне Воплощения предвечного Сына Божия, так и в тайне Божественного «усыновления» людей. В свете этих тайн непрерывно осуществляется сказанное Иоанном Крестителем об Иисусе на берегу Иордана: «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф 3, 11). Ибо это сверхприродное «усыновление» совершается в ходе таинства, в силу крещения «от воды и Духа» (Ин 3, 5). (29. 08. 1990)

ДЕЙСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА

 СОГЛАСНО СИНОПТИЧЕСКИМ ЕВАНГЕЛИЯМ

1. В Новом Завете Святой Дух познается через действия, приписываемые Ему богодухновенными авторами. Не всегда на основании действия можно говорить об «особенностях» Лица в строго богословском значении. Но цель нашей катехизической беседы будет вполне достигнута, если мы определим место Святого Духа в Божественной действительности, анализируя события, в которых, согласно Новому Завету, Он играет главную роль. Этим же путем шли Отцы и Учители Церкви (ср.: св. Фома, Summa Theol, I, q. 30, аа. 7-8).

2. Сегодня мы ограничимся тем, что вспомним некоторые тексты из синоптических Евангелий. В последующих беседах мы воспользуемся и другими книгами Нового Завета.

Мы уже говорили, что при описании Благовещения Святой Дух выступает в качестве Свершителя событий:!!! «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», — говорит ангел (Лк 1, 35). Из этого мы познаём, что Святой Дух, особенно в Воплощении, — источник действия. Это Он — предвечная Любовь (как Третье Лицо), и поэтому именно Ему приписывается действующая сила, или сила любви.!!!

Первые главы Евангелия от Луки говорят во многих местах о действии Святого Духа в людях, тесно связанных с тайной Воплощения. Например, Елизавета при посещении Марии «исполнилась Святого Духа» и по Божию вдохновению приветствует свою благословенную Родственницу (ср.: Лк 1, 41-45). Еще более выразителен случай со святым старцем Симеоном, которому Святой Дух открыл, что он перед смертью увидит Мессию-Господа (ср.: Лк 2, 26). Вдохновляемый и руководимый Святым Духом, Симеон берет Младенца на руки и пророчествует. Его пророчество представляет собой емкое и волнующее обобщение всей искупительной миссии Сына Марии (ср.: Лк 2, 27 и след.). Пресвятая Дева более чем кто-либо находится под воздействием Святого Духа (ср.: Лк 1, 35), давшего Ей способность глубокого понимания тайны и побудившего Ее душу к принятию Своей миссии и к созерцанию замысла спасения, что выразилось в Ее радостной песни (ср.: Лк 1, 46 и след.).

3. В этих святых образах запечатлен как бы образец действий Святого Духа — всемогущей Любви, дарующей свет, силу, утешение, побуждающей к деятельности. Но еще более впечатляющий образец дан нам в жизни Самого Иисуса, находившейся под постоянным воздействием и руководством Духа, что тем самым претворяло в жизнь пророчество Исайи о служении Мессии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк 4, 18; ср.: Ис 61, 1). Как известно, Христос громко прочитал эти пророческие слова в синагоге Назарета и возвестил, что отныне в Нем будет исполняться написанное пророком (ср.: Лк 4, 21).

В самом деле, действия и слова Иисуса были исполнением мессианского служения, в котором, согласно предсказанию пророка, действовал Святой Дух. Во всей миссии Христа, которая носила видимый, общественный и исторический характер, скрывалось действие Святого Духа. Поэтому Его миссия одновременно была — по словам Самого Христа, на которые ссылаются евангелисты и другие авторы священных писаний, — свидетельством действия Святого Духа и откровением Его Лица.

4. Евангелисты иногда особо подчеркивают это действенное присутствие Святого Духа во Христе, например, при описании Его поста и искушения: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф 4, 1; ср.: Мк 1, 12). В этих словах евангелиста Дух представлен как Лицо, ведущее другое Лицо. Такое подчеркивание евангелистами действий Святого Духа во Христе означает, что мессианское служение Иисуса, имея целью победу над злом, с самого начала предполагает борьбу с тем, кто «лжец и отец лжи» (Ин 8, 44), — с духом противления Царствию Божию. Победа Христа над сатаной в начале Его мессианского служения — это начало и обетование окончательной победы, осуществленной через смерть на кресте и Воскресение из мертвых.

Сам Иисус, на каждом этапе Своего мессианского служения, приписывает эту победу Святому Духу: «Я Духом Божиим изгоняю бесов» (Мф 12, 28). В этой борьбе и в этой победе Христа проявляется, таким образом, сила Духа, исполняющая в Нем роль внутренней побудительной причины и неустанного свершителя. Вот почему Иисус столь настойчиво предостерегает Своих слушателей от греха, называемого хулой на Святого Духа (ср.: Мф 12, 31-32; Мк 3, 29; Лк 12, 10). И в этом случае евангелистами используются слова, благодаря которым Дух предстает как Лицо. Иисус сравнивает тех, кто говорит против Сына Человеческого, с теми, кто хулит Святого Духа, и утверждает, что оскорбление Духа — более тяжкая вина. «Хулить Святого Духа» означает встать на сторону духа тьмы, что равносильно закрытости внутреннего мира человека от освящающего действия Духа Божия. Вот почему Иисус говорит, что грех такого рода не может быть прощен «ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12, 32). Отвергать всей своей душой Святого Духа — это значит отказываться от самого источника жизни и святости. Тем самым человек добровольно и осознанно ставит себя вне спасительного воздействия Бога.

Предостережение Христа о грехе против Святого Духа — это еще одно, хотя и косвенное, указание на Святого Духа как на Лицо Троицы, ведущее борьбу с духом зла, являющееся свершителем победы добра и оказывающее освящающее воздействие.

5. Согласно синоптическим Евангелиям, действие Святого Духа — это источник глубочайшей внутренней радости. Сам Иисус испытал эту особую «радость в Духе Святом», когда сказал: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф 11, 25-26; Лк 10, 21). В текстах Луки и Матфея вслед за этим сразу же следуют слова Иисуса о познании Отца Сыном и Сына Отцом — истина, которую Сын открывает именно этим младенцам.

Таким образом, Святой Дух дает ученикам Иисуса не только силу побеждать зло, злых духов (ср.: Лк 10, 17), но и сверхприродную радость познания Бога и жизни в Нем через Его Сына.

6. Откровение Святого Духа, явленное через Его всемогущее действие, которым исполнена вся миссия Христа, будет сопровождать также апостолов и учеников в их деле, совершаемом по Божию повелению. Обетование об этом им дает Сам Иисус: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями (...) даже до края земли» (Деян 1, 8). И когда их будут преследовать, заключать в темницу и допрашивать, они не должны горевать, ибо, как уверяет Иисус, «в тот час дано будем вам, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф 10, 19-20; ср.: Мк 13, 11). Способность говорить — это особенность личностей. Безличная сила может двигать, толкать, уничтожать, но не может говорить. Дух же говорит. Вдохновлять и утешать в трудные минуты, переживаемые апостолами и Церковью, — это другая особенность Его действия, освещающая тайну Его Лица.

7. И поэтому можно сказать, что и в синоптических Евангелиях Святой Дух являет Себя как Лицо, действующее на протяжении всего служения Христа, а в жизни и в деятельности Его последователей Святой Дух выступает как сила, освобождающая от зла, вдохновляющая на борьбу с духом тьмы, умножающая сверхприродную радость от познания Бога и свидетельствования о Нем, несмотря на тяжелые испытания. Это Лицо являет Свою Божественную силу, действуя прежде всего в мессианском служении Иисуса и постепенно привлекая людей ко Христу, направляя тех, кто призван участвовать в Его спасительной миссии.

(19. 09. 1990)

ДЕЙСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.