Пятидесятница - рождение Церкви — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Пятидесятница - рождение Церкви

2022-05-09 24
Пятидесятница - рождение Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В день Пятидесятницы Церковь, родившаяся в силу искупительной смерти Христа, является миру благодаря Святому Духу. Такова тема сегодняшней беседы. Предыдущая катехизическая беседа как бы подготовила сегодняшнюю тему, показав, каким образом сошествие Святого Духа дает начало новому Народу Божию. Продолжая Ветхий Завет между Богом-Ягве и Израилем — Его избранным народом, народ Нового Завета, заключенного в Крови Христа (ср.: 1 Кор 11, 25), силою Святого Духа призван к святости. Это народ, освященный «помазанием Духа Святого», — уже в таинстве крещения. Это «царственное священство», призванное «приносить духовные жертвы» (1 Петр 2, 5. 9).

Созидая таким образом народ Нового Завета, Святой Дух способствует явлению Церкви, рожденной из пронзенного на кресте сердца Искупителя.

2. Еще в беседах христологического цикла нами было показано, как Христос, препоручая апостолам Царство, вверенное Ему Отцом (ср.: Лк 22, 29; Мк 4, 11), закладывает фундамент Своей Церкви. Он не только привлекает к Себе многочисленных слушателей и учеников евангельским словом и знамениями, но и со всей ясностью предвещает, что построит Свою Церковь на апостолах, и в частности на апостоле Петре (ср.: Мф 16, 18). Накануне Своих Крестных Страданий Христос молился о том, чтобы апостолы были «освящены истиною» (ср.: Ин 17, 17), молился об их единстве. «Да будут едино, как Мы едино. Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе (...) да познает мир, что Ты послал Меня» (ср.: Ин 17, 22. 21. 23). Наконец, Христос жертвует Своею жизнью «для искупления многих» (Мк 10, 45), дабы «рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин 11, 52).

3. В Догматическом Постановлении о Церкви Lumen gentium подчеркнута связь, существующая между пасхальной тайной и Пятидесятницей: «Когда Иисус, претерпев крестную смерть за людей, воскрес, Он явился как Господь Христос и Священник, поставленный вовек (...) и излил на учеников Своих Духа, обещанного Отцом» (СН 5). Это совершилось в соответствии с обетованиями, данными во время Тайной Вечери перед Крестными Страданиями и подтвержденными перед окончательным уходом Христа из этого мира к Отцу: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме (...) и даже до края земли» (Деян 1, 8).

Это переломное и решающее для зарождения Церкви событие. Христос возвестил о ней, установил ее; наконец, на Кресте, в момент Его искупительной смерти, Церковь как бы родилась духовно. Но зримое рождение Церкви произошло в день Пятидесятницы, когда был ниспослан Святой Дух, и апостолы «начали свидетельствовать» о пасхальной тайне Христа. И с этого дня мы говорим о рождении Церкви, как о рождении человека мы говорим начиная с момента, когда он выходит из лона матери и «является» миру.

4. В энциклике Dominum et Vivificantem мы читаем: «Время Церкви началось "приходом", то есть сошествием Духа Святого на апостолов, собравшихся в Иерусалимской Горнице вместе с Марией, Матерью Господа. Время Церкви началось в тот момент, когда обетования и предсказания, столь явно относившиеся к Утешителю, к Духу Истины, стали со всею силою и очевидностью сбываться в апостолах, предрешив рождение Церкви (...) Святой Дух невидимо и в то же время весьма "ощутимо" охватил своей опекой тех, кто по уходе Господа глубоко переживал свое сиротство. Вместе с сошествием Святого Духа они почувствовали в себе способности к исполнению порученного им посланнического служения. Они почувствовали в себе мужество. Преобразил их именно Святой Дух, продолжающий неустанно осуществлять это и в их преемниках» (п. 25).

5. Рождение Церкви — это новое сотворение (ср.: Еф 2, 15). Здесь возникает аналогия с первым сотворением, когда «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лице его дыхание жизни» (Быт 2, 7). Благодаря этому «дыханию жизни» человек получает своего «духа», и человеческое существо становится лицом (личностью). Это животворящее «дыхание» следует иметь в виду, когда мы читаем, что воскресший Христос, явившись собравшимся в горнице апостолам, «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 22-23). Это событие, случившееся в пасхальный вечер, можно назвать «первой Пятидесятницей» — для узкого круга учеников. За нею наступила «вторая Пятидесятница» — явление дара Святого Духа при стечении народа, когда Христос, «быв вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил Его» (Деян 2, 33). Благодаря Святому Духу свершилось новое сотворение (ср.: Пс 104 [103], 30).

6. Кроме аналогии с Книгой Бытие, можно провести также аналогию с пророчеством Иезекииля. «Так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут (...) Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву (...) И вложу в вас дух Мой, и оживете (...), и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал» (Иез 37, 9. 12-14). «И вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои» (Иез 37, 10).

В этом великом проникновенном пророческом видении предстает перед нами образ мессианского возрождения Израиля, обетование о котором дал Бог после долгого периода страданий народа (ср.: Иез 37, 11-14). Предсказание о возрождении и новой жизни мы находим также у Осии (ср.: 6, 2; 13, 14) и у Исайи (ср.: 26, 19). Но символика видения Иезекииля пробуждает в душе израильтян идею личного воскресения из мертвых, о которой, может быть, догадывался уже Иов (ср.: 19, 25-26). Эта идея вызревала с течением веков, как свидетельствуют тексты Ветхого (ср.: Дан 12, 2;

2 Мак 7, 9-14. 23-36; 12, 43-46) и Нового Завета (ср.: Мф 22, 29-32; 1 Кор 15). Именно из этой идеи вырастает понятие той «новой жизни», которая будет явлена в Воскресении Христовом, силой Святого Духа, и сойдет на уверовавших.

7. И последний аспект тайны Церкви, родившейся благодаря Святому Духу. В день Пятидесятницы сбылись слова первосвященнической молитвы Христа во время Тайной Вечери: «да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17, 21). Сойдя на апостолов, собравшихся в Горнице вместе с Марией, Матерью Христа, Святой Дух «наполняет» их полнотой Божественной жизни. Ставшее «единым», сообщество апостолов готово свидетельствовать о распятом и Воскресшем из мертвых Христе. Это и есть «новое творение», родившееся на кресте и оживотворенное Святым Духом, которое в день Пятидесятницы силою Святого Духа вошло в историю мира.

(30. 08. 1989)

КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ

1. Церковь родилась благодаря Святому Духу, сошедшему на апостолов, собравшихся в Сионской Горнице в день Пятидесятницы. Собственно говоря, Церковь зародилась еще раньше, в момент Крестной Жертвы Искупителя, но миру она открылась благодаря Святому Духу, Которого Отец послал во имя Христа. Началось «время» Церкви и ее посланнического служения, совершаемого в истории человечества из поколения в поколение: единение Церкви со Святым Духом способствует тому, что Христово Искупление приносит свои плоды в человечестве. Именно в этом служении и в этом единении проявляется «таинство» Церкви, о чем в Догматическом Постановлении II Ватиканского Собора сказано так: «Церковь есть во Христе некое таинство или знамение и орудие глубочайшего единения с Богом и единства всего человеческого рода» (СН 1). Глубокое значение этого «таинства» тесно связано с тайной Пятидесятницы, дающей Церкви силу и харизмы, дабы она могла зримым образом действовать во всей человеческой семье.

2. В этой катехизической беседе мы рассмотрим взаимосвязь, возникающую между Пятидесятницей и таинством крещения. Мы знаем, что на реке Иордан было предсказано пришествие Святого Духа вместе с пришествием Христа. Иоанн Креститель соединил эти два пришествия и, говоря о «крещении», указал на их глубокую связь: «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк 1, 8); «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3, 11). Взаимосвязь между Святым Духом и огнем следует рассматривать, учитывая особенности библейского языка, в соответствии с которым уже в Ветхом Завете об огне говорится как о средстве, с помощью которого Бог очищает совесть (ср.: Ис 1, 25; 6, 5-7; Зах 13, 9; Мал 3, 2-3; Сир 2, 5 и т. д.). В свою очередь крещение, практикуемое в иудаизме и в других древних религиях, состояло в ритуальном погружении в воду, имевшем значение очищения и обновления. Иоанн Креститель перенял этот способ крещения, подчеркивая в то же время, что он имеет не только ритуальное, но и нравственное значение, ибо это было «крещение в покаяние» (ср.: Мф 3, 2. 6. 8. 11; Лк 3, 10-14), а также своего рода начальный обряд, после которого каждый крещенный становился учеником Иоанна Крестителя, вместе с другими образуя общину, пребывающую в эсхатологическом ожидании пришествия Мессии (ср.: Мф 3, 2. 11; Ин 1, 19-34). Однако это было только крещение водой, лишенное очищающей силы таинства. Такую силу имело крещение Мессии огнем — сила этой стихии превышала силу воды. Иоанн прямо говорил, что его крещение носит подготовительный характер, является символическим действием по отношению к крещению Мессии, Который будет крестить «Духом Святым и огнем» (Мф 3, 11; ср.: 3, 7. 10. 12; Ин 1, 33). Он говорил также, что Мессия огнем Духа окончательно очистит людей, подчинившихся Его воле, которых Он соберет как «пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф 3, 12), ввергнет «в геенну огненную» (Мф 18, 9), где погибнет все, что не поддается очищению (ср.: Ис 64, 24; Иф 16, 17; Сир 7, 17; Соф 1, 18; Пс 21 [20], 10 и т.д.).

3. В согласии со своей ролью пророка и предтечи, а также продолжателя ветхозаветной символики, Иоанн Креститель встречается однажды у реки Иордан с Иисусом. Он узнает в Нем Мессию и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29), и по Его просьбе крестит Иисуса (ср.: Мф 3, 14-15). Иоанн Креститель свидетельствует о Мессии, Которого он сам только возвещает и предваряет (ср.: Ин 1, 30-31). Свидетельство Иоанна, высказанное им перед учениками и слушателями, — это сообщение о том, как он распознал Христа, построенное, возможно, по аналогии с описанием конца потопа в Книге Бытие (ср.: Быт 8, 10): Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин 1, 32-33; ср.: Мф 3, 16; Мк 1, 8; Лк 3, 22).

«Крестить Духом Святым» — это означает возрождать человечество Святым Духом. Именно это и делает Мессия, на Котором, согласно Исайи (11, 2; 42, 1), почиет Святой Дух, обожествивший Его человеческую природу, начиная с Воплощения и до самого Воскресения после смерти на кресте (ср.: Ин 7, 39; 14, 26; 16, 7. 8, 20, 22; Лк 24, 49). Обретая эту полноту, Мессия-Иисус может совершать новое крещение — Духом, Которым Он исполнен (ср.: Ин 1, 33; Деян 1, 5). Из прославленной человеческой природы Иисуса, как из источника живой воды, истекает Дух и разливается по миру (ср.: Ин 7, 37-39; 19, 34; Рим 5, 5). Именно об этом свидетельствует Иоанн, совершая крещение Иисуса, в Котором соединяются символы воды и огня, выражая тайну новой животворящей силы, даруемой миру через Мессию и Святого Духа.

4. Сам Иисус говорил о Своих Крестных Страданиях и смерти как о крещении, которое Он примет, потому что полностью погрузится в страдания, символизируемые чашей, которую Он должен испить (ср.: Мк 10, 38; 14, 36). Иисус связывает Свое крещение также и с символом огня, «низвести на землю» который Он и пришел (ср.: Лк 12, 49-50). В этом символе легко распознать Святого Духа, наполняющего Его человеческую природу, и в определенный день, уже после великого огня смерти на кресте (ср.: Ин 3, 14-15) и Своего прославления на небесах (ср.: Ин 3, 13). Благодаря «крещению» Христа посредством жертвенной смерти на кресте крещение водой — первое таинство Церкви — дарует рождение от Святого Духа и открывает людям возможность «войти в Царствие Божие». Ибо, как пишет св. апостол Павел в Послании к Римлянам, «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6, 3-4). Первое такое крещение произошло в день Пятидесятницы в Иерусалиме.

9. Св. апостол Павел в своих Посланиях неоднократно говорит о значении крещения (ср.: 1 Кор 6, 11; Тит 3, 5; 2 Кор 1, 22; Еф 1, 13). Он видит в нем «баню возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3, 5), обетование возможного оправдания «именем Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор 6, 11; ср.: 2 Кор 1, 22), печать «обетованного Духа Святого» (Еф 1, 13), «залог Духа в сердцах наших (2 Кор 1, 22). Принимая во внимание, что Святой Дух присутствует в каждом из крещенных, апостол настоятельно просит всех христиан — его современников и нас с вами: «не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф 4, 30).

(6. 09. 1989)


СВЯТОЙ ДУХ И ЕВХАРИСТИЯ

1. «Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян 1, 5). Эти слова указывают на особую связь между Святым Духом и крещением. В предыдущей беседе, исходя из «крещения в покаяние», совершаемого на реке Иордан Иоанном, предсказывающим пришествие Христа, мы приблизились к образу Того, Который будет крестить «Духом Святым и огнем». Мы приблизились к теме того единственного крещения, которым должен был креститься Сам Христос (ср.: Мк 10, 38). Это «крещение» означает жертвенную смерть на кресте, в которой Христос «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (Евр 9, 14) и в силу которой Он стал «последним Адамом». Как «последний Адам» Он, по словам апостола Павла, становится «духом животворящим» (ср.: 1 Кор 15, 45). Духа, Который «животворит», Христос «дал» апостолам в день Своего Воскресения (ср.: Ин 20, 22), а затем в праздник Пятидесятницы, когда «исполнились все Духа Святаго» (ср.: Деян 2, 4).

2. Итак, между пасхальной жертвой Христа и сошествием Святого Духа существует очевидная взаимосвязь. И если спасительная жертва Христова мистическим образом обновляется в Евхаристии, то нетрудно убедиться, что и это таинство глубоко связано с даром Святого Духа. Созидая Церковь Своим пришествием в день Пятидесятницы, Святой Дух в то же время основывает эту Церковь на Евхаристии, направляет ее к Евхаристии.

В одной из Своих притч Иисус сказал: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» (Мф 22, 2). Евхаристия — это предвосхищение в таинстве, как бы «предвкушение» той евхаристической Трапезы, которая названа в Откровении св. Иоанна Богослова «брачной вечерей Агнца» (ср.: Откр 19, 9). В то же время Агнец, «Который берет на Себя грех мира», — это Искупитель, это Жених, навечно обрученный с Церковью грядущей славой.

3. В Церкви, рождающейся из крещения в день Пятидесятницы, когда апостолы, а с ними и все ученики и последователи Христа «исполнились Духа Святаго», — Евхаристия есть и остается до конца времен таинством Тела и Крови Христа.

Это «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (Евр 9, 14), Кровь, пролитая за многих (ср.: Мк 14, 24) «во оставление грехов» (Мф 26, 28), Кровь, очищающая душу от мертвых дел (ср.: Евр 9, 14), «Кровь Завета» (Мф 26, 28). «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (1 Кор 11, 25; ср.: Лк 22, 20), — говорит Христос при установлении таинства Евхаристии, наставляя затем апостолов: «сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор 11, 25).

В Евхаристии — каждый раз — обновляется (или вновь претворяется) та Жертва Тела и Крови, которую некогда Христос принес Отцу на кресте ради искупления мира. «В жертве Сына Человеческого, — читаем мы в энциклике Dominum et Vivificantem, — Святой Дух присутствует и действует (...) Христос Сам, в Своей человеческой природе, отдал Себя без остатка этому действию (...) которое претворяет страдание в спасительную любовь» (п. 40).

4. Евхаристия — это таинство той искупительной любви, которая тесно связана с присутствием и воздействием Святого Духа. Здесь следует сослаться на слова Христа, сказанные Им при установлении Евхаристии.

Это было недалеко от Капернаума, после чудесного умножения хлебов (ср.: Ин 6, 27). Многие из тех, кто слушал слова Христа о том, что Тело Его — пища и Кровь Его — питие (ср.: Ин 6, 53), эти слова казались «странными» (Ин 6, 60). Касаясь странности этих слов, Иисус говорил: «Это ли соблазняет вас? Что же, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» (Ин 6, 61-62). Это был явный намек на будущее Вознесение. И далее следуют слова о Святом Духе, полный смысл которых был понят только после Вознесения. Христос сказал: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6, 63).

Слова обетования о Евхаристии слушатели понимали в «телесном» смысле. Понять же подлинный смысл этих слов можно было только благодаря силе «Духа, Который животворит». В Евхаристии Христос дарует нам Свое Тело и Кровь как пищу и питие под видом хлеба и вина — как это было во время Тайной Вечери, пасхальной трапезы. Только силою Духа, Который животворит, евхаристическая пища и питие могут даровать нам единение (лат. соттито) — то есть спасительную соединенность с распятым и прославленным Христом.

5. Знаменательное значение Пятидесятницы в том, что начиная с первых дней после Сошествия Святого Духа апостолы, а также обращенные и крещенные их последователи «постоянно пребывали (...) в преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2, 42), как будто Сам Святой Дух направил их к Евхаристии. В энциклике Dominum et Vivificantem мною было сказано, что «Церковь, руководимая Святым Духом, с самого начала выражала и утверждала себя через Евхаристию» (п. 62).

Первоначальная Церковь была сообществом, живущим согласно учению апостолов (ср.: Деян 2, 42), оживотворяемым Святым Духом, Который наполнял верующих Своим светом, дабы они могли постичь Слово, и соединял их в причастии любви вокруг Евхаристии.

Таким образом Церковь возрастала и охватывала собой все большее число верующих, «у которых было одно сердце и одна душа» (ср.: Деян 4, 32).

6. В цитированной выше энциклике мы читаем, что «посредством Евхаристии отдельные люди и целые общины, под воздействием Параклета-Утешителя, учатся находить Божественный смысл своей человеческой жизни» (Dominum et Vivificantem, 62). Это значит, что они постигают значение духовной жизни, претворяя в себе образ Бога-Троицы, представленный в книгах Нового Завета, и особенно в Посланиях св. апостола Павла, как Альфа и Омега нашей жизни, и следовательно, как главный принцип, в согласии с которым человек был сотворен, и в то же время как конечная цель, к которой человек стремится согласно замыслу и воле Отца, — принцип и цель, отраженные в Сыне-Слове и в Духе-Любви. Такое прекрасное и глубокое истолкование ключевого принципа христианской духовности и христианского понимания человека дает нам патристическая традиция, обобщенная и изложенная в богословских категориях св. Фомой (ср.: Summa Theol. I, q. 93 а. 8). Этот принцип впервые был выражен св. апостолом Павлом в Послании к Ефесянам: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф 3, 14-19).

7. Христос дает нам эту полноту Божию (ср.: Кол 2, 9 и след.) посредством Святого Духа. Таким образом христиане, исполненные Божественной жизни, входят как живые члены в полноту тела Христова, в Церковь Христову, а через Церковь — в новый мир, постоянно созидаемый (ср.: Еф 1, 23; 4, 12-13; Кол 2, 10). В центре Церкви и нового мира — Евхаристия, а в ней — Христос, действующий в людях и во всем мире посредством Святого Духа.

(13. 09. 1989)


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.