Пятидесятница - праздник жатвы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Пятидесятница - праздник жатвы

2022-05-09 18
Пятидесятница - праздник жатвы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В предыдущих катехизических беседах о Святом Духе мы обращались к Символу Веры, стараясь показать все библейское богатство пневматологической истины — истины учения о Святом Духе. Но мы должны подчеркнуть, что в Божественном Откровении эта истина имеет и другой аспект, отличный от истин христологии. Ибо, как следует из текстов Священного Писания, предвечный Сын, единосущный Отцу, являет Собой всю полноту Самооткровения Бога в человеческой истории. Становясь Сыном Человеческим, рожденным от Девы (ср.: Гал 4, 4), Он живет и действует как истинный человек. Он же, Христос, таким же исчерпывающим образом являет Святого Духа. Вначале Он возвещает о Его пришествии и указывает на Его связь с Отцом и Сыном в спасительном служении, а следовательно, и в тайне Троицы. В согласии с предсказанием и обетованием Иисуса, в этом Пришествии Параклета берет свое начало Церковь, являющаяся Телом Христовым (ср.: 1 Кор 12, 27) и Таинством, в котором Христос пребывает с нами «до скончания века» (ср.: Мф 28,20).

Но Святой Дух, единосущный Отцу и Сыну, остается «Богом сокровенным». Действуя в Церкви и в мире, Он не проявляет Себя в этом мире, подобно Сыну, Который принял человеческую природу и во всем уподобился нам, так что ученики во время Его земного бытия могли «рассматривать» и «осязать» — Его, Слово жизни (ср.: 1 Ин 1, 1).

И потому наше познание Святого Духа, основанное на вере в Откровение Христово, не подкрепляется видением Божественного Лица, живущего среди нас в человеческом облике; наше познание основано прежде всего на результатах Его действенного присутствия, на плодотворности Его деяний. Ключевой момент такого познания — событие в день Пятидесятницы.

2. Согласно религиозным традициям израильтян, Пятидесятница была праздником жатвы. «Три раза в году должен являться весь мужеский пол (...) пред лице Владыки, Господа Бога Израилева» (Исх 34, 23). Первый раз — на праздник Пасхи. Праздник жатвы в этой последовательности был вторым, третьим был праздник Кущей.

«Праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле» (Ис 23, 16), назывался Пятидесятницей, поскольку он отмечался через 50 дней после Пасхи. Он назывался также праздником Седмиц, так как наступал через 7 недель после праздника Пасхи. Особо отмечался еще «праздник собирания плодов в конце года» (ср.: Исх 23, 16; 34, 22). Книги Ветхого Завета содержат особые предписания, относящиеся к празднованию Пятидесятницы (ср.: Лев 23, 15 и след.; Числ 28, 26-31), которая, как мы увидим в дальнейшем, стала затем также праздником обновления Завета-Союза (ср.: 2 Пар 15, 10-13).

3. Сошествие Святого Духа на апостолов и на первоначальную общину учеников Христа, «единодушно пребывавших в молитве и молении (...) с Мариею, Материю Иисуса» (Деян 1, 14), в Сионской Горнице, связано с ветхозаветным характером этого праздника. Итак, праздник жатвы становится откровением новой «Жатвы» — жатвы духовной, свершителем которой является Дух Святой.

В этой жатве приносит плоды посев Христа-Сеятеля. Вспоминаются слова из Евангелия от св. Иоанна: «Я говорю Вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин 4, 35). Иисус дал понять, что жатву этого посева соберут апостолы уже после Его смерти: «"Один сеет, а другой жнет". Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин 4, 37-38).

Со дня Пятидесятницы апостолы становятся жнецами посева Христова с помощью Святого Духа. «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так- что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин 4, 36). Действительно, в день Пятидесятницы, уже после первых слов апостола Петра, жатва оказалась обильной, ибо обратилось «душ около трех тысяч» (Деян 2, 41). Это была общая радость — апостолов и их Учителя — Божественного Сеятеля.

4. Ибо жатва — это плоды Его жертвы. Христос говорит о труде — это труд прежде всего Его искупительные страдания и смерть на кресте. Таким образом, «другие трудились» для этой жатвы. «Другие» — это прежде всего Он, Христос. Он открыл путь Духу Истины, Который со дня Пятидесятницы начал действовать через апостольскую керигму — торжественное провозглашение.

Путь этот был открыт жертвой креста, через искупительную смерть, подтверждение которой — рана в боку распятого Христа. Из этой раны «тотчас истекла кровь и вода» (Ин 19, 34) — внешний признак физической смерти. Но исполнились и таинственные слова о пришествии Святого Духа, сказанные Христом в последний день праздника Кущей: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Евангелист добавляет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7, 37-39). Этим Христос хотел сказать, что верующие получат больше, чем дождь, о котором просили во время праздника Кущей. Они смогут черпать из родника Сиона, из которого истечет живая вода, как возвещали пророки (ср.: Зах 14, 8; Иез 47, 1 и след.).

5. Христос о Святом Духе сказал: «Если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16, 7). Вода, истекающая из раны Христовой (ср.: Ин 19, 34), — это знамение Его «дара». Он будет «обильным» — «реки воды живой». В этом выражается особая щедрость и милость Бога, отдающего Себя человеку.

Иерусалимская Пятидесятница — это подтверждение Божественного изобилия, обещанного и ниспосланного Христом при помощи Святого Духа.

Отдельные обстоятельства этого праздника приобретают в сообщении св. Луки символическое значение. Здесь сошествие Параклета происходит вместе с наступлением праздника. Евангелист говорит о полноте времен: «при наступлении дня Пятидесятницы» (Деян 2, 1); и добавляет: «все они были единодушно вместе», давая понять, что вся община собралась вместе. «Все вместе»: не одни апостолы, но вся первоначальная община рождающейся Церкви, мужчины и женщины, вместе с Матерью Христа. Это — главная деталь, о которой следует помнить. Но в свете этой «полноты» необходимо обратить внимание и на другие, не менее важные детали иерусалимского события.

Св. Лука пишет: «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились (...) и исполнились все Духа Святаго» (Деян 2, 2.4). Обратим внимание на повторяющееся здесь понятие полноты («наполнил», «исполнились все Духа Святого»). Именно такое «наполнение» обещал Христос, уходя к Отцу: «через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян 1, 5). «Будете крещены» — дословно это значит «погружены» в Святого Духа, чему соответствует символическое погружение в воду при крещении. «Погружение» и «наполнение» говорят об одной и той же духовной реальности, благодаря которой осуществится в апостолах и всех присутствующих в Сионской Горнице сошествие Духа Святого.

6. Это «наполнение», охватившее всех членов малой общины в день Пятидесятницы, — как бы духовное продолжение той полноты Духа Святого, которая «обитала» во Христе: «всякая полнота» (ср.: Кол 1, 19). В энциклике Dominant et Vivificantem сказано, что все «то, что [Иисус] говорит об Отце и о Себе — Сыне, проистекает из той полноты Духа, которая заключена в Нем и наполняет Его сердце. Она образует основу Его "Я", побуждает и изнутри одухотворяет Его действия» (п. 21). Вот почему Евангелие говорит также, что «возрадовался духом Иисус» (ср.: Лк 10. 21).

Эта «полнота» Духа Святого, «обитающая» во Христе, была явлена в день Пятидесятницы, и «исполнились Духа Святаго» все собравшиеся в Сионской Горнице. Так возникла та христологическая и экклесиологическая реальность, которую подразумевал апостол Павел, говоря: «вы имеете полноту в Нем, Который есть глава» (Кол 2, 10).

7. Можно также сказать, что Святой Дух в это время «овладел» апостолами, проявил Свою власть над их человеческой природой. Эта власть заключалась в полноте духовного дара, явленного как сила духа, сила ума, воли и сердца. Св. апостол Иоанн пишет: «Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божий, ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин 3, 34). Это относится прежде всего к Самому Христу, но также и к апостолам, которым Христос даровал Святого Духа, чтобы они в свою очередь даровали Его другим.

8. Наконец, мы видим, что в Пятидесятницу исполнились также слова Иезекииля: «Дух новый дам вам (...) Вложу внутрь вас дух Мой» (36, 26-27). «Дух» этот соединился с радостью жнецов, как говорил Исайя: «Народ (...) будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы» (9, 3).

Пятидесятница — древний праздник жатвы — на этот раз явилась в самом центре Иерусалима, в новом своем обличий, как особая «жатва» Божественного Параклета. Таким образом, сбылось пророчество Иоиля: «Излию от Духа Моего на всякую плоть (...) в те дни излию от Духа Моего» (Иоил 2, 28-29).

(5. 07. 1989)


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.