Верую в Духа Святого». Предсказание о Его ниспослании — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Верую в Духа Святого». Предсказание о Его ниспослании

2022-05-09 17
Верую в Духа Святого». Предсказание о Его ниспослании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. «Верую в Духа Святого»

 

После изложения учения об Иисусе Христе, Сыне Божием, ставшем человеком ради нашего спасения, мы подошли в нашем цикле катехизических бесед, опирающихся на Символ Веры, к исповеданию веры в Святого Духа. Закончился христологический и начинается пневматологический цикл катехизических наставлений — наставлений об истине, которую Апостольский Символ Веры выражает лаконично: «Верую в Духа Святого».

В Никео-Константинопольском Символе Веры истина о Святом Духе изложена в более развернутой форме: «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков».

2. Символ, или формула веры (исповедание веры), отсылает нас к библейским источникам, в которых истина о Святом Духе содержится в Откровении о Триедином Боге. Следовательно, пневмотологическое учение Церкви опирается на Священное Писание, и прежде всего на Новый Завет, хотя и Ветхий Завет в какой-то мере подготовляет нас к этому учению.

Первый источник, к которому следует обратиться, — прощальная проповедь Иисуса Христа накануне Его крестных страданий. Христос говорит о пришествии Святого Духа, связывая Его пришествие со своим «уходом»; Он предвещает Его ниспослание — сошествие на апостолов. «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16, 7).

Слова эти звучат парадоксально; вместе с тем Христос подчеркивает: «Я истину говорю вам». Парадоксальным является сообщение о собственном «уходе» (то есть о крестных страданиях и смерти), о том, что это «лучше» для апостолов. Христос разъясняет «полезность» этого «ухода»: Его искупительная смерть обусловливает пришествие Святого Духа, венчающее Божий замысел о спасении и все то, что сделал Христос во время Своего земного служения для апостолов и Церкви. Принимая Животворящий Дух, люди получают новую жизнь. Искупление, совершенное Иисусом Христом, должно продолжаться и приносить плоды.

3. Христос называет уходом Свою смерть на кресте — евангелист Иоанн уже в самой этой смерти видел прославление Распятого. Но слова Иисуса Христа указывают и на «окончательный» уход — вознесение на небеса к Отцу (ср.: Ин 16, 10). Таков же смысл фрагмента из Деяний Апостолов: «Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян 2, 33).

Сошествие Святого Духа происходит после вознесения на небеса. И тогда искупительные страдания и смерть Христа приносят свои плоды. Христос — Сын Человеческий в наивысший момент Своего мессианского служения «получает» от Отца Святого Духа в той полноте, в какой Он должен быть «дан» апостолам и Церкви на все времена. «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12, 32). Слова эти говорят о всеобщем характере Искупления: в экстенсиональном смысле — о спасении, охватывающем всех людей, и в интенсиональном — о полноте той благодати, которая им была дарована.

Но это всеобщее Искупление должно осуществляться посредством Святого Духа.

4. Дух Святой — это Тот, Кто приходит, когда «уходит» Христос. Слова из Евангелия от св. Иоанна (16, 7) указывают на причинную связь: Дух ниспосылается Отцом в силу совершенного Христом искупления — «если пойду, то пошлю Его к вам» (ср.: Dominant et Vivificantem, 8). Слова эти говорят о том, что «в соответствии с замыслом Божиим «уход» Христа — это необходимое условие ниспослания и сошествия Святого Духа; в то же время они указывают на новое начало спасительного «вмешательства» Бога посредством Святого Духа» (там же, 11).

Христос своим «вознесением» на кресте должен привлечь к Себе всех (ср.: Ин 12, 32). В свете слов, сказанных во время Тайной Вечери, это «привлечение» предоставлено Святому Духу. Именно поэтому Сам Христос должен уйти. Искупительное воздействие Воплощения достигается с помощью Святого Духа. Христос, уходя, не только оставляет Свое спасительное Благовествование. Он «дает» Святого Духа — именно со Святым Духом связано спасительное воздействие этого Благовествования и самого Искупления во всей его полноте.

5. Святой Дух представлен в словах Иисуса, особенно в Его прощальной проповеди, как Лицо, отличное от Христа: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Ин 14, 16). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). О Святом Духе Христос говорит, часто используя личное местоимение «Он»: «Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15, 26); «Он... обличит мир о грехе» (Ин 16, 8); «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин 16, 13); «Он прославит Меня» (Ин 16, 14). Таким образом, Святой Дух — это Лицо; не просто безличная сила, излучаемая Христом (ср., например: Лк 6, 19: «от Него исходила сила»), но именно Лицо.

Ему присущи собственные деяния, и эти деяния носят личностный характер. Так, Христос говорит апостолам о Святом Духе: «Вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14, 17); «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26); «Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15, 26); «наставит вас на всякую истину» (Ин 16, 13); «Он прославит Меня» (Ин 16, 14); «обличит мир о грехе» (Ин 16, 8). Апостол же Павел говорит, что Дух вопиет в сердцах наших (ср.: Гал 4, 6); каждому дает, как хочет (ср.: 1 Кор 12, 11); «ходатайствует за святых» (Рим 8, 27).

6. Итак, Иисус открывает нам Святого Духа как Лицо (третье Лицо Троицы), Которому присущи деяния личностного характера. Но в прощальной проповеди Христос в то же время раскрывает взаимосвязь, соединяющую Духа с Отцом и Сыном. Таким образом, данное в прощальной проповеди обетование о ниспослании (сошествии) Святого Духа является окончательным откровением о Триедином Боге.

Христос говорит апостолам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Ин 14, 16): «Духа истины, Который от Отца исходит» (ср.: Ин 15, 26), «Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин 14, 26). Итак, Святой Дух — это Лицо, отличное от Отца и Сына и вместе с тем внутренне с Ними связанное: Святой Дух «исходит» от Отца, Отец Его «посылает» во имя Сына, а также ввиду Искупления, совершенного Сыном, принявшим жертвенную смерть на кресте. Поэтому Христос говорит: «если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16, 7). «Дух Истины, Который от Отца исходит», обещается Христом как Утешитель, «Которого Я пошлю вам от Отца» (Ин 15, 26).

7. В пересказанной Иоанном Богословом проповеди Иисуса Христа на Тайной Вечере дано откровение о спасительном деянии Бога как Троицы. Процитируем вновь энциклику Dominum et Vivificantem: «Святой Дух, единосущный в Божественности Отцу и Сыну, есть Любовь и Дар (несотворенный), из которого, как из источника (fans vivus), проистекает всякий дар для творений (сотворенный дар): дарование бытия всему живому посредством акта творения; дарование человеку благодати посредством всего домостроительства спасения» (п. 10). В Святом Духе была явлена вся глубина Божественности, глубина личностно-тринитарная, живительная и спасительная. Об этом свидетельствуют слова св. апостола Павла: «Дух все проницает, и глубины Божий» (1 Кор 2, 10).                           (26. 04. 1989)

PARAKLETOS - ДУХ ИСТИНЫ

1. Мы уже не раз приводили слова Иисуса Христа, Который на Тайной Вечере, в прощальной проповеди, обращенной к апостолам, обещает ниспослать Святого Духа, нового Защитника и Утешителя, данного нам уже навсегда: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» (Ин 14, 16-17). Прощальные слова Иисуса Христа, звучащие в евангельском повествовании о Тайной Вечере, — это первый и основной источник библейской пневматологии — теологической науки, посвященной Святому Духу. Христос говорит о Нем как о Параклете, Который «исходит» от Отца и Которого Отец «пошлет» апостолам и Церкви «во имя Сына» тогда, когда Сын Сам «уйдет», и «ценой» этого ниспослания будет жертвенная смерть Иисуса Христа на кресте (ср.: Ин 14, 16; 16, 7).

«Параклета» Христос несколько раз называет Духом Истины (ср.: Ин 15, 26; 16, 13).

2. В той же прощальной проповеди Христос, отвечая на вопрос апостола Фомы, сказал о Себе: «Я семь путь и истина и жизнь» (Ин 14, 6). Исходя из того, что Христос употребляет слово «истина» и в тех случаях, когда Он хочет объяснить, Кем является Он Сам, и когда определяет, Кем является Святой Дух, мы можем заключить: наименование Параклета Духом Истины означает, что Он есть Тот, Кто после ухода Христа будет сохранять в учениках ту Истину, которой является Христос и которую Христос проповедует. Ибо Сам Parakletos — истина, как и Христос. «Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (1 Ин 5, 6) — читаем мы в Первом Послании св. апостола Иоанна, в котором апостол пишет также: «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» (1 Ин 4, 6). Посланническое служение Сына и посланническое служение Святого Духа соединяются и взаимно дополняют друг друга в этом познании истины, в победе над ложью. Их воздействие осуществляется в душе человека и в истории мира. Различение истины и лжи — начало этого воздействия.

3. Пребывать в истине, а также поступать в согласии с истиной — принципиально важно для апостолов и для учеников Христа, для Церкви: как в начальный период ее истории, так и для последующих поколений в течение веков. С этой точки зрения обетование о Духе Истины имеет ключевое значение. Христос говорит на Тайной Вечере: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь [еще] не можете вместить» (Ин 16, 12). Действительно, мессианское служение Иисуса Христа из Назарета было слишком недолгим, чтобы ученикам раскрылись все тайны Откровения. И не только время было ограниченным, ограниченными были и подготовленность и понятливость слушателей. Часто сами апостолы «изумлялись в себе и дивились» (Мк 6, 51) и не понимали (ср.: Мк 8, 21). И было много свидетельств того, что они не понимают или понимают не так, как следует понимать слова и дела Христа (ср., например: Мф 16, 6-11). Следовательно, слова Учителя: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин 16, 13) следует понимать во всей их полноте.

4. Первым подтверждением этих слов Христа станет день Пятидесятницы и следующие за ней события, о которых повествуется в Деяниях Апостолов. Это касается как апостолов и их ближайших соратников в деле евангелизации, так и дальнейших поколений учеников и последователей Христа. Ведь Евангелие предназначено для всех народов, для новых и новых поколений, которые будут развиваться в атмосфере различных культур и многообразных процессов поступательного развития цивилизации и науки. «Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15, 26), — говорит Христос, мысленно охватывая весь ход истории. «Будет свидетельствовать» — будет показывать истинное значение Евангелия для внутренней жизни Церкви и для ее посланнического служения миру. Всегда и во всем, в контексте постоянно меняющейся и развивающейся человеческой жизни, «Дух Истины» будет наставлять Церковь «на всякую истину» (Ин 16, 13).

5. Возглашаемое Святым Духом и возглашаемое Иисусом Христом тесно связано между собой. Речь идет не о двух различных, обособленных Откровениях. Это следует из обетования, данного Иисусом Христом: «Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). Напоминание — это функция памяти. Вспоминая, возвращаются к минувшему, к тому, что было сказано или сделано, обновляя в памяти прошедшее, как бы оживляя его. Но служение Святого Духа, Духа Истины, наделенное Божественной силой, направлено не только к прошлому как таковому. Дух Истины, «напоминая» о словах и действиях, обо всей спасительной тайне Христа, постоянно актуализирует Божественные истины, претворяет их в деятельность Церкви, способствует тому, что они все время с нами, что они становятся реальностью жизни Церкви — сообщества спасения. Благодаря благодатному влиянию Святого Духа Церковь не только помнит истину, но пребывает в истине, воспринятой от своего Господа. Тем самым воплощаются слова Христа: «Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15, 26). Свидетельство Духа Истины созидает неизбывно живое присутствие Христа, силой Евангелия, все более полное свершение Искупления, нескончаемое откровение истины и добродетелей. Тем самым Святой Дух наставляет Церковь «на всякую истину».

6. Эта истина заключена в Евангелии или, по крайней мере, вытекает из его содержания. Возглашаемое Святым Духом уже было сказано Иисусом Христом. На это указывает Сам Христос, говоря о Святом Духе: «Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит (...) Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 13-14). Прославленный Духом Истины Христос — это прежде всего Христос распятый, всего лишенный и умерщвленный в Своей человеческой природе ради искупления мира. Именно с помощью Святого Духа «слово креста» должны были воспринять ученики, которым Сам Учитель сказал: «но вы теперь [еще] не можете вместить» (Ин 16, 12). Перед этими слабыми людьми явился образ креста. Как же глубоко надо было поразить умы и сердца, чтобы они увидели «славу» Искупления, совершившегося именно на кресте, чтобы каждого из них внутренне убедить и переменить, приуготовляя сначала ко дню Пятидесятницы, а затем к апостольскому служению среди народов и поколений! Святой Дух, говорит Иисус, прославит Меня, ибо, чтобы возвестить вам, возьмет от Меня. Только Дух, Который, по словам апостола Павла (ср.: 1 Кор 2, 10), проникает «глубины Божий», может также не раз достигать сокровенных глубин тайны Сына-Слова в Его сыновних отношениях к Отцу, а также в Его искупительных связях с миром, с человеком всех времен. Только Он — Дух Истины — может раскрывать человеческие умы и сердца, делать их восприимчивыми к принятию невыразимой тайны Бога и Его Сына — воплотившегося, распятого и воскресшего — Господа нашего Иисуса Христа.

7. «Дух истины (...) будущее возвестит вам» (Ин 16, — говорит Иисус. Что означает это пророческое и эсхатологическое видение будущего Церкви, когда весь исторический путь, пройти который она призвана, будет, по словам Иисуса Христа, проходить под воздействием Святого Духа? Оно означает устремленность навстречу возлюбленному Христу, к Которому Церковь, вдохновленная Святым Духом, взывает: «Гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 20) Святой Дух направляет Церковь на постоянное совершенствование в понимании истин Откровения. Под Его воздействием протекает весь процесс освоения этих истин в лоне Церкви, их сохранения и практического применения в меняющихся исторических условиях. Святой Дух побуждает к развитию всего, что служит познанию и распространению этих истин, и прежде всего к развитию наук, изучающих Священное Писание, и способствует другим богословским исследованиям, которые не могут плодотворно осуществляться вне направляющей роли Духа Истины и Учительства Церкви, на которое этот Дух постоянно воздействует.

Все совершается в согласии с верой и через веру, под водительством Святого Духа, как об этом и сказано в энциклике Dominum et Vivificantem: «Полнота тайны Христа (mysterium Christi} требует веры, ибо она вводит человека в действительность тайны Откровения. Таким образом, «наставление на всякую истину» совершается в согласии с верой и через веру, что является делом Духа Истины и плодами Его благотворного воздействия на человека. В этом Святой Дух должен быть самым главным проводником человека: светочем человеческого духа. Прежде всего это относится к апостолам, которые были вначале непосредственными свидетелями, а затем стали свидетельствовать другим обо всем, что соделал и чему учил Христос, и особенно о Его смерти на кресте и о Воскресении из мертвых. В дальнейшей перспективе это относится ко всем поколениям учеников и исповедников Учителя, если они с верою принимают и плодотворно исповедуют воздействующую на человеческую историю Божественную тайну, тайну Откровения, разъясняющую конечный смысл этой истории» (п. 6).

8. Таким образом, «Дух Истины» постоянно возвещает будущее: постоянно являет человечеству то Будущее в Боге, которое вне и превыше всякого земного будущего; тем самым Святой Дух наделяет вечной ценностью будущее мира. Он постоянно убеждает человека: во всем, чем он обладает и что он делает, человек призван Богом через Иисуса Христа к спасению. Parakletos (Дух Истины) — это воистину «Утешитель» человека. Он его истинный Защитник и Заступник. Он подлинный хранитель Евангелия в человеческой истории: под влиянием Святого Духа Евангелие — Благая Весть — по-прежнему неизменное и постоянно новое, она всегда по-новому озаряет человеку путь на небеса словами вечной жизни (ср.: Ин 6, 68).

(17. 05. 1989)


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.