Стеновая тектоническая система в дизайне — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Стеновая тектоническая система в дизайне

2022-05-08 48
Стеновая тектоническая система в дизайне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стена — композиционное поле — представля­ет особый интерес для дизайна как элемент раз­граничения пространства, как плоскость, членения которой опосредованно придают масштабность среде, в которой осуществляются дизайнерские эксперименты по колористике, демонстрации фактурности материалов, видеоинформатике, су­перграфике и т.п.

Технология возведения грунтовой (каменной) стены в виде трапециевидного объема с укладкой


50


тяжелых элементов внизу, легких — наверху впе-ревязку и на связующем растворе (рис. II. 1.2) все­гда давала прекрасный визуальный материал для осознания тектонической выразительности пило­нов египетских храмов, крепостных укреплений, дворцовых фасадов. Сам материал и функция сте­ны представляют источник для орнаментации и деталировки. Каждая форма агрегатирования ма­териала кирпичной стены, бревенчатого сруба, фахверковой конструкции дает свои предпосылки решения художественного образа с перспектива­ми его развития.

Плетеная орнаментация стен-циновок домов Двуречья переведена в сырцовую кладку архитек­туры Ближнего Востока и Средней Азии (см. рис. 1.1.10 б) и далее — в геометрический орна­мент поливной керамики куполов мечетей. При наличии проемов в стене их размеры, конфигура­ция и дизайн сообразуются с традиционными для технологии возведения образцами.

С точки зрения традиционных тектонических воззрений устройство в массивной каменной сте­не широких оконных проемов нелогично и проти­воестественно, как и округлых окон в бревенчатом доме. Это, впрочем, не означает запрета на воз­можность таких решений вообще.

Если стена в экстерьере моделируется, в ос­новном, за счет демонстрации приемов водоотво­да и характера строительного материала при со­средоточении художественных акцентов на про­емах, в первую очередь на входном узле, то стена интерьера имеет в членениях иную, явно антропо-


метричную масштабную структуру, что с порази­тельной ясностью выступает при наблюдении раз­рушаемых домов.

Из функциональных мотивов членения стены в интерьере основные, пожалуй, это — соображе­ния сохранности цокольной части от бытовых по­вреждений и конструктивное пересечение плоско­сти стены и потолка. Отбивка материальной или колерной полосой цокольной части выделяла чаще ремонтируемую или подкрашиваемую зону стены. Низкий горизонт цоколя зрительно давал впечатление уюта, высокий — официальности. Средняя часть стены находится в основном гори­зонте обзора и решается двояко: как нейтрально гладкая поверхность в качестве поля для последу­ющего наложения декоративных элементов или как полностью «охваченная» дизайном поверх­ность с горизонтальными и вертикальными члене­ниями, специфическим стеновым декором (рис. II. 1.3).

Практически все действия по дизайнерской работе со стеной, сознательно или подсознатель­но, покушаются на ее целостность как визуально­го препятствия. Окраска стены так или иначе свя­зана с ее воображаемыми удалением или прибли­жением. Любой орнамент, плоскостной или рельефный, визуально расщепляет ее плоскость. Наконец, желание «растворить» стену в простран­стве реализуется в настенной пейзажной живопи­си в самом широком диапазоне — от символиче­ских абстракций до реалистичных картин (рис. II. 1.4). Частично эта задача решается и сред­ствами станковой живописи, радикально — уста­новкой сплошного зеркала, отражающего пейзаж за окнами противоположной стены.

Начиная от панорам, укрепляющих иллюзию глубины пространства умелым соединением реаль-


51



 


 


ных предметов переднего плана с их живописным продолжением, искусство визуального разрушения замкнутости «коробки» с ощущением выхода на природу достигло больших высот с использовани­ем технических достижений: освещенности, лазер­ной техники, лайт - боксов, дополнительных эф­фектов (ветер, ароматы, звуки). Дизайнер должен овладеть всеми приемами этого искусства, сцено­графического по своей сути.

Верх стены, если конструкция перекрытия не выражена выступающими элементами — балками, подпружными арками с соответствующими рас­креповками, — фиксируется разницей в цвете с потолком, профильными тягами, фризовым ор­наментом.

«Чистое» пересечение плоскостей стены и потолка усиливает удручающее впечатление замкнутости пространства, поэтому так много внимания и уделяется художественному реше­нию этой пограничной линии (в общем случае любое формальное изменение требует «знака препинания» — декоративного элемента, орна­мента, раскреповки). К современным средствам дизайна здесь добавились приемы разрыва сты­ка плоскостей за счет устройства подвесного потока с подсветкой, натяжных и акустических потолков нового типа, которые вообще уже не рассматриваются как перекрытия в традицион­ном строительном понимании, зеркальных фри­зов и зеркальных вертикальных углов, дающих эффект разъятой конструкции.

Произошла заметная смена традиционного от­ношения к рельефу земли просто как к естествен­ным складкам местности, которые часто представ­ляют препятствия для осуществления мероприятий благоустройства. Работа по экологическому воспи-


танию населения проносит свои плоды, и рельеф благоустраиваемой территории усилиями ланд­шафтных дизайнеров становится художественным компонентом среды. Конечно, стена и насыпь (холм, грива, вал) родственны не более чем чело­век и обезьяна, но тектонические истоки у них одни и, вероятно, в их доисторических корнях следует искать приемы оформления рельефа в городе, в парке, сквере, детской площадке. Это могут быть геометрически четкие или свободного контура подпорные стенки, каменные облицовки, пандусы и лестницы, каменные композиции на всплесках рельефа (рис. II. 1.5).

Стоечно - балочная система

Рис. 11.1.6. Преобразование стеновой тектонической систе­мы в стоечно-балочную


Проделаем мысленно эксперимент: пластины двух параллельных стен, по верху которых уложены поперечные балки перекрытия, заменим крайними стойками, на них установим балки, заменяющие гребень стен, и вернем на место поперечные бал­ки [ рис. 11.1.6). Получим каркас, обладающий, при равных пространственных параметрах и принци­пах передачи нагрузки со стеновой системой, следующими преимуществами: собственно опо-


52


ры занимают меньше места и не препятствуют пе­ремещению между ними; конструкция имеет мень­ший вес; больше независимости в установке ог­раждения и проемов. Но появляются и недостатки: теряется устойчивость, обязанная массивности стен, усложняется агрегатирование конструкции, особенно в узлах соединения балок и опоры, тре­буется, хотя и эмпирическое на первых порах, ус­тановление соотношения сечения и количества опорных стоек, толщины и формы сечения основ­ных балок. Устойчивость возвращается с установ­лением дополнительных связей; технический уро­вень сочленения конструкций неизбежно будет по­вышаться — это плата цивилизации за избавление от балластных элементов, а освоение принципов соразмерности приходит с опытом восстановле­ния обрушившихся конструкций.

и и

ii

и

и S3

Рис. 11.1.7. Трансформация конструкции балочного пере­крытия в ферму


Сложившаяся стоечно-балочная система как дополнительный способ организации простран­ства существовала и сосуществует со стеновой системой. Их размежевание помогло лучше осоз­нать и развить полезные конструктивные качества, чтобы целесообразно соединять их в нужном со­отношении. Так, устойчивость стены и маневрен­ность каркаса стали основой надежных и удобных конструктивных систем т.н. неполного каркаса. Необходимость увеличения безопорного пролета перекрытия заставила внимательно изучить харак­тер распределения усилий в горизонтальной бал­ке. Оказалось, что в круглом бревне работает только центральная зона вертикальной пластины, верхняя часть сжата, нижняя растянута, боковой материал предохраняет центр от искривлений (рис. 11.1.7), поэтому для облегчения конструкции с сохранением ее прочности на прогиб и боковой изгиб достаточно иметь тавровый профиль. Опыт­ным путем, подтвержденным расчетами, устано­вили, что высота балки должна находиться в пре­делах 1/15—1/20 от ее длины.


При увеличении пролета сохранять цельной вертикальную диафрагму, которая становилась все шире, не имело смысла. Тогда части балки, ра­ботающие под нагрузкой, разделили на два по­яса — верхний и нижний, — заменив соединитель­ную диафрагму решеткой стоек и подкосов, в ре­зультате чего получилась ферма. Обратите внимание на разницу расстояний между элемен­тами решетки в обоих поясах. Большая частота опорных узлов — в верхней части фермы, на них будут опираться плоские плиты перекрытия. Нор­мальные соотношения размеров плоской фермы Н = L/10. Такова динамика технического развития стоечно-балочной системы, которая привела к ин­дустриальным решениям большепролетных пере­крытий обитаемых пространств.

Заметный след в художественном воображе­нии человека оставила обработка деталей агрега­та деревянных каркасов, воплотившаяся в текто­ническую логику ордерной системы. Ордером была конструктивно закреплена и художественно осмыслена система строительной организации среды в условиях гравитационного тяготения.

Исторически сложилось так, что социальный заказ на художественную интерпретацию дере­вянного ордера в вечном материале, доведение его до высот гармонизации частей и целого с уче­том всех факторов визуального воздействия при­шелся на долю древних греков.

Обаяние античного совершенства архитектур­ных достижений в силу их безупречной логики и эстетической завершенности в отражении полно­го спектра человеческих чувств и уровней вырази­тельности надолго, если не навсегда, сделало ор­дер главным языком художественного общения поколений и инвариантом тектонического мышле­ния архитекторов.

Композиционно-художественные, пропорцио­нальные и декоративные эталоны греческих и гре­ко-римских ордеров, а также допустимые пределы их формальных преобразований настолько жестко закреплены в мировой архитектурной практике, что отклонение от них воспринимается как нарушение табу.

Попытки ироничного отношения к ордерным закономерностям, допускавшиеся в архитектуре постмодернизма, сейчас расцениваются как про­явление невежества. В любом случае дизайнеру, рискнувшему «поговорить» на ордерном языке, следует внимательно ознакомиться с формами избранного ордера по канонам Палладио или Вит-рувия — не вприглядку, а с карандашом в руке. Навык пригодится для отработки критериев выбо­ра и воспитания вкуса, если доведется подбирать архитектурные формы в салонах садовой скульп­туры (рис. 11.1.8) [153].


53





жущего вещества вулканический пепел — пуццо­ лана. Бетон оказался очень кстати там, где не было ни времени, ни квалифицированной рабочей силы для обтески клиновидных камней. Но арки, выполненные укладкой бетонной смеси в опалуб­ки, работали так же, как и выложенные из подо­гнанных друг к другу камней.

Как показал выше силовой анализ распорной системы, суммарные усилия давления на арку распределены по ее обеим ветвям, причем на­клонные векторы усилий имеют горизонтальные и вертикальные составляющие. Сложнее всего обеспечить противодействие горизонтальной со­ставляющей, ибо эта сила стремится опрокинуть контрфорс, и он должен быть массивным и устой­чивым.

Долгой жизнью римские виадуки обязаны тому, что их строили в створе ущелий, на берегах горных рек, обеспечивающих надежное погаше­ние распорных усилий (рис. II. 1.12).

Арочные пролеты могли достигать размеров, недоступных при использовании деревянных кон­струкций, к тому же сгораемых.

Геометрическая правильность является зало­гом прочности арки. В античности была освоена технология возведения полуциркульных арок. Пологая и стрельчатая арки оказывают, соответ­ственно, большее и меньшее давление на контр­форсы, что существенно влияет на вид сооруже­ния, где они применены (рис. II. 1.13) [11, 36].

Арка стала базовым элементом для формиро­вания распорных конструкций центричного и ли­нейного типа: купола и свода.

Простейшим приемом возведения купола из штучного материала является воробовый. Он вы-



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.