Геомантика и учение фэн - шуй в дизайне среды обитания — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Геомантика и учение фэн - шуй в дизайне среды обитания

2022-05-08 32
Геомантика и учение фэн - шуй в дизайне среды обитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эту главу, посвященную влиянию на парамет­ры среды обитания человека видов его деятельно­сти, особенностей работы сенсорного аппарата, взаимодействия с окружающей природой, хоте­лось бы завершить неординарным материалом. Думается, на эту роль успешно претендует инфор­мация об учении фэн-шуй, так привлекающем лю­бителей и профессионалов дизайна [102,132].

Рекомендации фэн-шуй, если отбросить мисти­ку и восточную семантику символов, феодальных канонов, социальных отношений и предпочтений, вполне совместимы с современными элементар­ными нормативами и функциональной мотивацией современной архитектуры. Несомненно, экзоти­ческий привкус священнодействия придает свою прелесть и магию обустройству дома.

Фэн-шуй — не единственное учение, содержа­щее свод правил по устройству среды обитания. Религиозные каноны и архитектурные трактаты древности в силу особой регламентированности жизни содержали указания по выбору места, пла­нировке, конструкциям, порядку расположения внутреннего оборудования и формам украшения храмов и монастырей, жилища, крепостей, парко­вых сооружений. Они приведены в индийской «Шильпашастре», трактате китайского мудреца И Фу-цюаня, тибетских архитектурных книгах. Рим­ский историк М. Витрувий упоминает любопытную легенду о молодом греческом архитекторе Динок-рате, предложившем свои услуги Александру Ма­кедонскому [26]. Выслушав идею о скульптурной обработке горы в виде гигантской фигуры боже-


ства, держащего в своих руках город и озеро (рис. 1.4.19), великий полководец спросил автора, предусмотрены ли в окрестностях этого города ис­точники чистой воды, пастбища для скота и сель­хозугодья. Динократ, увы, об этом не задумывался, но все же был приглашен на службу и впоследствии построил в устье Нила знаменитую Александрию.

Фэн-шуй в изложении разных авторов дает разные, порой противоречивые рекомендации, но главное и ценное, что в нем есть — это обраще­ние к психологическим предпосылкам и изящное использование образных ассоциаций с индивиду­альными указаниями, основанными на расчетах, близких к астрологическим.

Истоки учения фэн-шуй — в философии дао­ сизма, основанной на почитании природы и кон­цепции единства человека и природы, простоты и безыскусности жизни, отрицании насилия над ок­ружающей средой. Наиболее концентрированно эта философия выражена в понятии дао, непозна­ваемом разумом и невыразимом словом, обозна­чающим все и ничто, целостность Вселенной, путь к совершенству и гармонии. В буддийской космо­логии дао эквивалентно шуньяте — пустому голу­бому квадрату в композиции мандалы, обознача­ющему конечную цель реинкарнации, священную пустоту бытия, не отягощенного ни телесными же­ланиями, ни деятельностью духа, т.е. полное ра­створение в космическом универсуме (рис. 1.4.20).

В фэн-шуй все действия жизненного обуст­ройства управляются не человеческой волей; за­коны организации среды обитания заданы косми­ческой предопределенностью и только следова­ние ее принципам обеспечивает успех, счастье, здоровье. К числу таких принципов относятся:


 




 


 


Рис. 1.4.19. Возможно, так представлял себе новый город

Динократ, предложивший свою идею на рассмотрение  Рис. I.4.20. Мандала — идеальный город буддийских небо-
Александру Македонскому                                                    жителей


44


• учет известных устойчивых планетарных об­стоятельств: показаний компаса, смены сезо­нов года и времени суток;

• поляризация (дихотомия) всего сущего в рам­ках отдельных понятий (инь-ян);

• хронологические данные личности, сопряжен­ные с символикой звериного календаря и буд­дийской космогонией;

• простейшие причинно-следственные связи и отношения земных стихий и объектов (су­ществ), их символизирующих;

• обостренное чувство конструктивной роли ас­социаций, оперирующих аналоговыми обра­зами; правда, большая их часть имеет на­столько глубокие этно-исторические корни, что европейскому адепту практики фэн-шуй


лучше принимать их как медицинские терми­ны врачей, которым он доверяет свое лече­ние.

Проиллюстрируем частично форму привлече­ния указанных принципов к решению задач органи­зации среды приемами фэн-шуй. И одновременно представим изобразительно-семантическую гра­фику учения. Изобретение компаса (ло-пань) обеспечило учение главным векторным каркасом, на который наложилась вся символика. Нужно только учесть, что привычные нам географичес­кие ориентиры изображений развернуты в фэн-шуй на 180°: юг находится наверху, север — вни­зу. Базовая схема пространства по фэн-шуй с символическими небесными животными и сезо­нами года представлена на рис. 1.4.21.


45


На основе этой схемы формируется восьми­угольник ба - гуа, фиксированный триграммами (в виде композиций из трех полос — сплошных и пунктирных), каждой из который соответствуют цвет, стихия (вода, дерево, огонь, земля, металл), жизненные ценности. Отсутствие количественных совпадений — 5 стихий и 8 триграмм — нейтрали­зуется удвоением символов земли, дерева, ме­талла.

Элементы стихий находятся в определенной энергетической связи (рис. 1.4.22). Созидательная последовательность: вода—дерево—огонь—зем­ля—металл выражает следующий процесс: вода дает жизнь дереву, дерево — пища для огня, огонь превращает дерево в землю, из которой добыва­ют металл. Разрушительная последовательность строится по пентаграмме через один элемент. На схеме ба-гуа энергетическая зависимость эле­ментов такова: в направлении по движению часо­вой стрелки (посолонь) предыдущий элемент уси­ливает последующий, в обратном направлении — ослабляет.

Заслуживают внимания рецепты гармониза­ции среды приемами сбалансированного дозиро­вания признаков инь и ян. Инь выражает женское начало, затененность, влажность, округлость, про­хладу, тишину, приглушенность красок. Ян — муж­ское начало, характерное энергетикой, жестко­стью форм, яркостью красок и света, теплом и су­хостью среды.

Учение фэн-шуй не настаивает на понимании инь как исключительно негативного, темного, пассивного начала, а ян — как энергичного носи­теля только позитивных свойств. Опираясь пре­имущественно на ассоциативные образы пред­метов и событий, фэн-шуй предлагает аналоги в качестве эталонов, которые психологически бо­лее доходчивы, чем ортодоксальные пояснения мотивов действия. Например, чем можно рацио­нально объяснить термин «тайная стрелка», кото­рый обозначает любое острие, направленное на ваш дом — голая ветвь сухого дерева, угол забо­ра чужой усадьбы, оживленная дорога, упираю­щаяся в ворота вашего дома? Между тем, многие планировочные рекомендации учитывают это по­нятие.

Неблагоприятной оценке подлежат: дорожка, непосредственно направленная к двери дома, же­сткая симметрия силуэта дома, расположение жи­лища напротив перекрестка, под горой или на вершине горы, вблизи ЛЭП, мостов, железной до­роги, наличие близких объектов с угрожающе ост­рыми формами.


Обе схемы, векторная и энергетическая, кла­дутся в основу числового восьмиугольника, сумма чисел в котором равна 15 в любую сторону. Со­ставлены 9 комбинаций с одной из девяти цифр в центре, представляющей объект расчетов (личное число гуа), которые помогут вам установить наи­более целесообразную (соответственно фэн-шуй) схему планировочной организации жилища. Обра­тите внимание на то, что восьмиугольник с числом 5 в центре удвоен и, таким образом, общее коли­чество комбинаций — 10 (рис. 1.4.23).

Чтобы определить свое личное счастливое число гуа, сложите две последние цифры вашего года рождения. Учтите, что по восточному кален­дарю год начинается в конце января — начале февраля, и если вы, например, родились по евро­пейскому календарю в 1970 г. 5-го февраля, то в данных расчетах ваш год рождения — еще 1969, а если 7-го февраля, то — 1970 (табл. 1.5).

Если сумма оказалась 10 и более, вновь сло­жите полученные цифры, чтобы число оказалось однозначным. Мужчины должны вычесть его из 9, а женщины — прибавить к нему 4. Теперь вы мо­жете определить свою принадлежность к восточ­ ной или западной группе. Числа гуа людей вос­точной группы — 1, 3, 4, 9, людей западной груп­пы — 2, 5, 6, 7, 8. Найдите по номеру в центре «свой» восьмигранник, и вы получите в самом об­щем виде представление о благоприятных или не­благоприятных направлениях, касающихся успе­хов в личных и семейных делах, здоровье и взаи­моотношений с другими людьми. Эти направления проецируются на план вашего жилища и характе­ризуют его различные зоны (рис. 1.4.24).

Для определения совместимости членов ва­шей семьи по интересам и психологическим ха-


46







Благоприятны для дома извилистая тропинка, асимметричный антураж с ландшафтной компо­зицией из округлых камней, плавно огибающая дом большая дорога, неспешно текущая река, пруд.

Изображенные на схеме ба-гуа небесные жи­вотные также задействованы в планировочных ре­комендациях. Черную черепаху на севере олицет­воряет массивный фон: дерево с мощной кроной, холм. В пекинском Запретном городе это — Хол­мы прекрасного вида. Удлиненный зигзагообраз­ный холм или зеленое здание, пруд или река на востоке отождествляются с Зеленым Драконом, ассоциированным с ян. На аналогию с Белым Тиг­ром (инь) может претендовать капитальное белое здание. Открытое пространство на юге (обычно в эту сторону ориентирован вход) дает доступ сол­нечному свету — Красному Фениксу, возрождае­мому ежедневно. Если указанных объектов нет в наличии, их замещают символическими аналога­ми: деревьями, посадками кустов, скульптурой. Символы-заместители могут занимать те же пози­ции и в интерьере.

Для сбалансирования элементов инь и ян ис­пользуют прямую поляризацию качеств (напри­мер, в интерьер холодного колорита вводят аксес­суары «теплого» тона) или опосредованное урав­нение качеств среды — четкий ортогональный план интерьера с прямоугольным силуэтом мебе­ли, ярко освещенный, смягчается темной зеленью декоративных растений, округлой траекторией расстановки мебели, затененными нишами в стенах.

Важным профессиональным качеством дизай­нера является умение «погрузиться» в среду про­ектируемых интерьеров, встроиться в их масштаб, мысленно пройти все помещения. В качестве про­водника фэн-шуй предлагает воспользоваться энергией «ци», проникающей в дом. Есть три вида энергии: бесполезная и агрессивная — ша ци, вя­лая и расслабленная, близкая к застою — си ци и благоприятная, устойчивая — шэнь ци. Задача со­стоит в том, чтобы создать препятствия для про­никновения в дом неблагоприятной энергии и проложить путь энергии шэнь ци, сохранить ее. Если угодно, виды энергии по фэн-шуй можно отождествить с европейскими духами-хранителя­ми дома, домовыми, барабашками.

Доступ в дом или храм враждебным духам пе­рекрывается специальными защитными стенками (ямпай), круглыми бронзовыми зеркальцами на фризе здания — зеркало должно отражать враж­дебные намерения; аналогично в интерьерах для отражения или изменения направления движения энергии устанавливаются зеркала, обычно в при­хожей. Экранируются негативные влияния и ланд­шафтными мероприятиями: извилистой дорож­кой, посадкой деревьев и кустов.


Рис. 1.4.25. Не рекомендуемые (и не только в фэн-шуй) ва­рианты расположения дверей в доме


В организации интерьеров благоприятная связь помещений и переходов между ними трак­туется учением фэн-шуй, в целом, исходя из экс­плуатационной целесообразности планировки; не рекомендуется устраивать сквозной проход через помещение по диагонали, располагать ле­стницу непосредственно напротив входа и т.п. { рис. 1.4.25).

Символика ба-гуа заявляет о себе и при выбо­ре, например, формы и цвета дверей. Если вы по­мните соответствующий вашему дню рождения элемент стихии, то можете подобрать для себя форму и цвет мебели, дверей:

для людей Воды — синяя, черная, с волнистым рисунком;

для людей Дерева — зеленая, прямоугольная;

для людей Огня — красная, с острым силуэ­том;

для людей Металла — серебристая, белая, зо­лотая, округлая;

для людей Земли — коричневая, квадратная { рис. 1.4.26).

Что касается колористики среды, фэн-шуй исходит из прямого соответствия цвета стихии: элементы интерьера на севере синие, на юге —


^



огонь


земля


вода


дерево


металл


1| Л»


МП


Рис. 1.4.26. Дизайн, формы и цветовое решение дверей по рекомендациям фэн-шуй


 


47


красные, что противоречит принципам цветовой нейтрализации интерьеров вне восточной тради­ции.

В целом фэн-шуй рекомендует приемы гармо­низации, основанные на взаимодействии среды и ее предметного наполнения, учитывая «четвер­тое» измерение пространства — его непрерывное движение.

Несмотря на то, что в переводах учения фэн-шуй его рекомендации профильтрованы, а наибо­лее экзотичные для европейского читателя изъя­ты, пользоваться ими следует осмотрительно.


Впрочем, некоторые европейские интерпретации учения адаптируют его для использования в со­временном интернациональном индустриальном мире [132].

Наиболее ценный урок, который может из­влечь увлекшийся учением фэн-шуй дизайнер — это убеждение в необходимости тренировать и совершенствовать воображение, чувство симво­лики и точной ассоциации, что помогает выраба­тывать более тонкие критерии планировочных ре­шений, глубоко осмысленных и эмоционально одухотворенных.


Вопросы:

1. 2.

Понятие эргономики в дизайне среды и архитектуре. Факторы влияния.

Антропометрия оператора в статике и динамике. Параметры архитектурно-

средовых объектов и их предметного наполнения с учетом антропометрии

человека.

3.

4. 5.

Гигиенические, физиологические, психофизиологические требования

пользователя и зонирование помещений.

Экология,экологическое формообразование объекта.

Гармонизация внутреннего пространства и внешнего окружения

архитектурного объекта. Фэн-шуй.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.