Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-05-08 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Эту главу, посвященную влиянию на параметры среды обитания человека видов его деятельности, особенностей работы сенсорного аппарата, взаимодействия с окружающей природой, хотелось бы завершить неординарным материалом. Думается, на эту роль успешно претендует информация об учении фэн-шуй, так привлекающем любителей и профессионалов дизайна [102,132].
Рекомендации фэн-шуй, если отбросить мистику и восточную семантику символов, феодальных канонов, социальных отношений и предпочтений, вполне совместимы с современными элементарными нормативами и функциональной мотивацией современной архитектуры. Несомненно, экзотический привкус священнодействия придает свою прелесть и магию обустройству дома.
Фэн-шуй — не единственное учение, содержащее свод правил по устройству среды обитания. Религиозные каноны и архитектурные трактаты древности в силу особой регламентированности жизни содержали указания по выбору места, планировке, конструкциям, порядку расположения внутреннего оборудования и формам украшения храмов и монастырей, жилища, крепостей, парковых сооружений. Они приведены в индийской «Шильпашастре», трактате китайского мудреца И Фу-цюаня, тибетских архитектурных книгах. Римский историк М. Витрувий упоминает любопытную легенду о молодом греческом архитекторе Динок-рате, предложившем свои услуги Александру Македонскому [26]. Выслушав идею о скульптурной обработке горы в виде гигантской фигуры боже-
ства, держащего в своих руках город и озеро (рис. 1.4.19), великий полководец спросил автора, предусмотрены ли в окрестностях этого города источники чистой воды, пастбища для скота и сельхозугодья. Динократ, увы, об этом не задумывался, но все же был приглашен на службу и впоследствии построил в устье Нила знаменитую Александрию.
Фэн-шуй в изложении разных авторов дает разные, порой противоречивые рекомендации, но главное и ценное, что в нем есть — это обращение к психологическим предпосылкам и изящное использование образных ассоциаций с индивидуальными указаниями, основанными на расчетах, близких к астрологическим.
Истоки учения фэн-шуй — в философии дао сизма, основанной на почитании природы и концепции единства человека и природы, простоты и безыскусности жизни, отрицании насилия над окружающей средой. Наиболее концентрированно эта философия выражена в понятии дао, непознаваемом разумом и невыразимом словом, обозначающим все и ничто, целостность Вселенной, путь к совершенству и гармонии. В буддийской космологии дао эквивалентно шуньяте — пустому голубому квадрату в композиции мандалы, обозначающему конечную цель реинкарнации, священную пустоту бытия, не отягощенного ни телесными желаниями, ни деятельностью духа, т.е. полное растворение в космическом универсуме (рис. 1.4.20).
В фэн-шуй все действия жизненного обустройства управляются не человеческой волей; законы организации среды обитания заданы космической предопределенностью и только следование ее принципам обеспечивает успех, счастье, здоровье. К числу таких принципов относятся:
Рис. 1.4.19. Возможно, так представлял себе новый город
Динократ, предложивший свою идею на рассмотрение Рис. I.4.20. Мандала — идеальный город буддийских небо-
Александру Македонскому жителей
44
• учет известных устойчивых планетарных обстоятельств: показаний компаса, смены сезонов года и времени суток;
• поляризация (дихотомия) всего сущего в рамках отдельных понятий (инь-ян);
• хронологические данные личности, сопряженные с символикой звериного календаря и буддийской космогонией;
• простейшие причинно-следственные связи и отношения земных стихий и объектов (существ), их символизирующих;
• обостренное чувство конструктивной роли ассоциаций, оперирующих аналоговыми образами; правда, большая их часть имеет настолько глубокие этно-исторические корни, что европейскому адепту практики фэн-шуй
лучше принимать их как медицинские термины врачей, которым он доверяет свое лечение.
Проиллюстрируем частично форму привлечения указанных принципов к решению задач организации среды приемами фэн-шуй. И одновременно представим изобразительно-семантическую графику учения. Изобретение компаса (ло-пань) обеспечило учение главным векторным каркасом, на который наложилась вся символика. Нужно только учесть, что привычные нам географические ориентиры изображений развернуты в фэн-шуй на 180°: юг находится наверху, север — внизу. Базовая схема пространства по фэн-шуй с символическими небесными животными и сезонами года представлена на рис. 1.4.21.
45
На основе этой схемы формируется восьмиугольник ба - гуа, фиксированный триграммами (в виде композиций из трех полос — сплошных и пунктирных), каждой из который соответствуют цвет, стихия (вода, дерево, огонь, земля, металл), жизненные ценности. Отсутствие количественных совпадений — 5 стихий и 8 триграмм — нейтрализуется удвоением символов земли, дерева, металла.
Элементы стихий находятся в определенной энергетической связи (рис. 1.4.22). Созидательная последовательность: вода—дерево—огонь—земля—металл выражает следующий процесс: вода дает жизнь дереву, дерево — пища для огня, огонь превращает дерево в землю, из которой добывают металл. Разрушительная последовательность строится по пентаграмме через один элемент. На схеме ба-гуа энергетическая зависимость элементов такова: в направлении по движению часовой стрелки (посолонь) предыдущий элемент усиливает последующий, в обратном направлении — ослабляет.
Заслуживают внимания рецепты гармонизации среды приемами сбалансированного дозирования признаков инь и ян. Инь выражает женское начало, затененность, влажность, округлость, прохладу, тишину, приглушенность красок. Ян — мужское начало, характерное энергетикой, жесткостью форм, яркостью красок и света, теплом и сухостью среды.
Учение фэн-шуй не настаивает на понимании инь как исключительно негативного, темного, пассивного начала, а ян — как энергичного носителя только позитивных свойств. Опираясь преимущественно на ассоциативные образы предметов и событий, фэн-шуй предлагает аналоги в качестве эталонов, которые психологически более доходчивы, чем ортодоксальные пояснения мотивов действия. Например, чем можно рационально объяснить термин «тайная стрелка», который обозначает любое острие, направленное на ваш дом — голая ветвь сухого дерева, угол забора чужой усадьбы, оживленная дорога, упирающаяся в ворота вашего дома? Между тем, многие планировочные рекомендации учитывают это понятие.
Неблагоприятной оценке подлежат: дорожка, непосредственно направленная к двери дома, жесткая симметрия силуэта дома, расположение жилища напротив перекрестка, под горой или на вершине горы, вблизи ЛЭП, мостов, железной дороги, наличие близких объектов с угрожающе острыми формами.
Обе схемы, векторная и энергетическая, кладутся в основу числового восьмиугольника, сумма чисел в котором равна 15 в любую сторону. Составлены 9 комбинаций с одной из девяти цифр в центре, представляющей объект расчетов (личное число гуа), которые помогут вам установить наиболее целесообразную (соответственно фэн-шуй) схему планировочной организации жилища. Обратите внимание на то, что восьмиугольник с числом 5 в центре удвоен и, таким образом, общее количество комбинаций — 10 (рис. 1.4.23).
Чтобы определить свое личное счастливое число гуа, сложите две последние цифры вашего года рождения. Учтите, что по восточному календарю год начинается в конце января — начале февраля, и если вы, например, родились по европейскому календарю в 1970 г. 5-го февраля, то в данных расчетах ваш год рождения — еще 1969, а если 7-го февраля, то — 1970 (табл. 1.5).
Если сумма оказалась 10 и более, вновь сложите полученные цифры, чтобы число оказалось однозначным. Мужчины должны вычесть его из 9, а женщины — прибавить к нему 4. Теперь вы можете определить свою принадлежность к восточ ной или западной группе. Числа гуа людей восточной группы — 1, 3, 4, 9, людей западной группы — 2, 5, 6, 7, 8. Найдите по номеру в центре «свой» восьмигранник, и вы получите в самом общем виде представление о благоприятных или неблагоприятных направлениях, касающихся успехов в личных и семейных делах, здоровье и взаимоотношений с другими людьми. Эти направления проецируются на план вашего жилища и характеризуют его различные зоны (рис. 1.4.24).
Для определения совместимости членов вашей семьи по интересам и психологическим ха-
46
Благоприятны для дома извилистая тропинка, асимметричный антураж с ландшафтной композицией из округлых камней, плавно огибающая дом большая дорога, неспешно текущая река, пруд. Изображенные на схеме ба-гуа небесные животные также задействованы в планировочных рекомендациях. Черную черепаху на севере олицетворяет массивный фон: дерево с мощной кроной, холм. В пекинском Запретном городе это — Холмы прекрасного вида. Удлиненный зигзагообразный холм или зеленое здание, пруд или река на востоке отождествляются с Зеленым Драконом, ассоциированным с ян. На аналогию с Белым Тигром (инь) может претендовать капитальное белое здание. Открытое пространство на юге (обычно в эту сторону ориентирован вход) дает доступ солнечному свету — Красному Фениксу, возрождаемому ежедневно. Если указанных объектов нет в наличии, их замещают символическими аналогами: деревьями, посадками кустов, скульптурой. Символы-заместители могут занимать те же позиции и в интерьере. Для сбалансирования элементов инь и ян используют прямую поляризацию качеств (например, в интерьер холодного колорита вводят аксессуары «теплого» тона) или опосредованное уравнение качеств среды — четкий ортогональный план интерьера с прямоугольным силуэтом мебели, ярко освещенный, смягчается темной зеленью декоративных растений, округлой траекторией расстановки мебели, затененными нишами в стенах. Важным профессиональным качеством дизайнера является умение «погрузиться» в среду проектируемых интерьеров, встроиться в их масштаб, мысленно пройти все помещения. В качестве проводника фэн-шуй предлагает воспользоваться энергией «ци», проникающей в дом. Есть три вида энергии: бесполезная и агрессивная — ша ци, вялая и расслабленная, близкая к застою — си ци и благоприятная, устойчивая — шэнь ци. Задача состоит в том, чтобы создать препятствия для проникновения в дом неблагоприятной энергии и проложить путь энергии шэнь ци, сохранить ее. Если угодно, виды энергии по фэн-шуй можно отождествить с европейскими духами-хранителями дома, домовыми, барабашками. Доступ в дом или храм враждебным духам перекрывается специальными защитными стенками (ямпай), круглыми бронзовыми зеркальцами на фризе здания — зеркало должно отражать враждебные намерения; аналогично в интерьерах для отражения или изменения направления движения энергии устанавливаются зеркала, обычно в прихожей. Экранируются негативные влияния и ландшафтными мероприятиями: извилистой дорожкой, посадкой деревьев и кустов. |
Рис. 1.4.25. Не рекомендуемые (и не только в фэн-шуй) варианты расположения дверей в доме |
В организации интерьеров благоприятная связь помещений и переходов между ними трактуется учением фэн-шуй, в целом, исходя из эксплуатационной целесообразности планировки; не рекомендуется устраивать сквозной проход через помещение по диагонали, располагать лестницу непосредственно напротив входа и т.п. { рис. 1.4.25). Символика ба-гуа заявляет о себе и при выборе, например, формы и цвета дверей. Если вы помните соответствующий вашему дню рождения элемент стихии, то можете подобрать для себя форму и цвет мебели, дверей: для людей Воды — синяя, черная, с волнистым рисунком; для людей Дерева — зеленая, прямоугольная; для людей Огня — красная, с острым силуэтом; для людей Металла — серебристая, белая, золотая, округлая; для людей Земли — коричневая, квадратная { рис. 1.4.26). Что касается колористики среды, фэн-шуй исходит из прямого соответствия цвета стихии: элементы интерьера на севере синие, на юге — |
^ |
■ |
огонь |
земля |
вода |
дерево |
металл |
1| Л» |
МП |
Рис. 1.4.26. Дизайн, формы и цветовое решение дверей по рекомендациям фэн-шуй |
47
красные, что противоречит принципам цветовой нейтрализации интерьеров вне восточной традиции.
В целом фэн-шуй рекомендует приемы гармонизации, основанные на взаимодействии среды и ее предметного наполнения, учитывая «четвертое» измерение пространства — его непрерывное движение.
Несмотря на то, что в переводах учения фэн-шуй его рекомендации профильтрованы, а наиболее экзотичные для европейского читателя изъяты, пользоваться ими следует осмотрительно.
Впрочем, некоторые европейские интерпретации учения адаптируют его для использования в современном интернациональном индустриальном мире [132].
Наиболее ценный урок, который может извлечь увлекшийся учением фэн-шуй дизайнер — это убеждение в необходимости тренировать и совершенствовать воображение, чувство символики и точной ассоциации, что помогает вырабатывать более тонкие критерии планировочных решений, глубоко осмысленных и эмоционально одухотворенных.
Вопросы:
1. 2. |
Понятие эргономики в дизайне среды и архитектуре. Факторы влияния.
Антропометрия оператора в статике и динамике. Параметры архитектурно-
средовых объектов и их предметного наполнения с учетом антропометрии
человека.
3. 4. 5. |
Гигиенические, физиологические, психофизиологические требования
пользователя и зонирование помещений.
Экология,экологическое формообразование объекта.
Гармонизация внутреннего пространства и внешнего окружения
архитектурного объекта. Фэн-шуй.
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!