Занятие 1. «Знакомство. Упрямство» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Занятие 1. «Знакомство. Упрямство»

2021-10-05 43
Занятие 1. «Знакомство. Упрямство» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диагностический блок

Цель диагностической работы – получение необходимой информации об уровне развития эмоционального интеллекта детей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определение уровня развития эмоционального интеллекта детей.

2. Определение путей развития эмоционального интеллекта у детей данного возраста.

Способы получения информации на данном этапе:

1. Опрос педагогов – выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям.

2. Психологическое обследование детей – получение информации о психолого-педагогических особенностях развития, которые скрыты от непосредственного наблюдения: особенности развития эмоционального интеллекта.

Используемые методики:

1. Анкета для родителей и воспитателей (приложение 1).

2. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (приложение 2).

3. Проективная методика «Три желания» (приложение 3).

4. Методика «Что – почему – как» (приложение 4).

5. Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (приложение 5).

6. Определение эмоционального уровня самооценки (приложение 6).

7. Методика самооценки «Дерево» (приложение 7).

8. Методика «Страна эмоций» (приложение 8).

9. Графическая методика «Кактус» (приложение 9).

10. Тест «Домики» (приложение 10).

11. Проективная методика «Я и группа» (приложение 11).

Все представленные методики проверены на надёжность и валидность в диссертации Нгуен Минь Ань (преподаватель психологии Национального института по подготовке воспитателей детских садов (г.Хошимин, Социалистическая Республика Вьетнам), аспирант кафедры общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета)

Аналитическая работа: осмысление и планирование дальнейшей деятельности педагогов, психолога и родителей в период тренинговой работы по данной теме (заключение по результатам психодиагностического исследования.

Установочный блок

Цель: создать установку у детей, родителей, педагогов на активный тренинговый процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.

Методы:

1. Консультация для родителей «Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста» (обсуждение основных направлений работы с детьми) (Приложение 12)

2. Индивидуальные беседы с родителями, с целью создания установок на тренинговую работу с детьми (по запросу).

3. Комплектование тренинговой группы.

Тренинговый блок

Цели:

1. Развитие эмоционального интеллекта у детей, представлений о себе и своих чувствах.

2. Освоение ребенком умения управлять своими эмоциями.

3. Развитие способности понимать самого себя, учить чувствовать себя и принимать себя таким, какой есть.

4. Развитие способности понимать окружающих, эмоции и чувства окружающих людей.

5. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

Задачи:

1. Учить контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”.

2. Развивать способность сознательно влиять на свои эмоции.

3. Развивать умение определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их).

4. Формировать способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим.

5. Развивать умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

6. Формировать способность распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

 

Направления работы:

1. Научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу.

2. Формировать у дошкольников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями.

3. Научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации.

4. Заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

5. Способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

6. Научить дошкольников поддерживать сотрудничество.

7. Обеспечить осознанное участие семьи.

Программа состоит из цикла занятий (16).

Форма работы: групповая.

Периодичность проведения – 2 раза в неделю.

При проведении занятий используются различные методы:

1. Ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры.

2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

3. Игры, направленные на развитие воображения.

4. Релаксационные упражнения.

5. Развивающие упражнения.

6. Рисуночные методы.

7. Пальчиковые игры.

Структура занятий.

По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у детей определенного положительного эмоционального фона.

Задания для основной части занятия подбираются с учетом их направленности на развитие эмоциональной сферы: развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и правилам детской группы, овладение способами взаимодействия с другими детьми.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы воспитанников и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Ответы детей на вопрос, чем они занимались и чему научились на данном занятии.

Принципы проведения занятий:

1. Безопасность: создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.

2. Возрастное соответствие: предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

3. Деятельностный принцип: задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.

4. Дифференцированный подход: учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

5. Рефлексия: совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.

6. Конфиденциальность: адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.

Учебно-тематический план

Наименование темы Цель Время проведения
1. Знакомство. Упрямство Учить детей анализировать свое эмоциональное состояние, познакомить детей с правилами доброжелательного поведения, формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. 35 минут
2. Учимся доброжелательности Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно, выражать свое эмоциональное состояние, развивать положительную самооценку. 40 минут
3. Добро и зло Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям оно соответствует, учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. 45 минут
4. Вина Снятие эмоционального напряжения, снижение симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения, коммуникативности. 40 минут
5. Обида Снятие эмоционального напряжения, симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения. 55 минут
6. Стыд Снятие эмоционального напряжения, симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения. 35 минут
7. Радость и гнев Продолжить знакомство с эмоциями, учить определять по мимике и жестам настроения друг друга, учить детей регулировать поведение друг друга. 45 минут
8. Поговорим о доброте Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Вызвать стремление совершать добрые поступки, учить передавать эмоциональные состояния человека с помощью мимики, жестов и речи, формировать позитивный образ своего «Я». 35 минут
9. Знакомство с понятиями «физическая и эмоциональная боль» Познакомить детей с понятиями «физическая и эмоциональная боль»: научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. 50 минут
10. Фея радости Развитие умения детей вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, спросить о чем – либо. 45 минут
11. Ссора Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания – дружелюбие, враждебность. 50 минут
12. Чувства одинокого человека Учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать свои эмоциональные состояния и переживания, закреплять знания правил доброжелательного поведения, формировать внимательное отношение к другим людям, во время игр снимать негативные эмоции детей. 35 минут
13. Красивое – безобразное Продолжать знакомить детей с понятием «эмоциональная боль»: научить различать ощущения, которые люди испытывают во время эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. 45 минут
14. Настроение Бабы Яги» Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей, упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый – грустный), учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку. 40 минут
15. Страх Научить детей различать эмоциональные состояния другого человека, учить детей конструктивными способами снимать напряжение, связанного с чувством страха. Во время занятия снимать отрицательные эмоции детей, развивать навыки общения. 40 минут
16. Хорошо ли быть злым Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло», закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, побуждать к оказанию помощи, учить детей конструктивными способами снимать напряжение, связанного с чувством злости. 40 минут

 

План – Тайминг

Основная часть

2.1.   2.2.   2.3.     2.4. Сказка «Упрямые козы»   Тренинг эмоций     Игра «Сказка наоборот»   Игра «Два барана»   Дети слушают сказку, которую рассказывает педагог. После дети отвечают на вопросы по сказке.   Дети делятся на пары и изображают упрямых коз     Дети, вместе с педагогом сочиняют сказку наоборот.   Дети делятся на пары. Задача – противостоять друг другу не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся, тот проиграл. После дети отвечают на вопросы педагога. 10 минут     5 минут   5 минут     5 минут «Волшебная тарелочка», картинка с изображением двух коз, стоящих на мостике.   Маски коз для каждого ребенка     Маски баранов для каждого ребенка

Основная часть

2.1.   2.2.     2.3.     2.4.     2.5.   . Чтение отрывка «Варежка»   Беседа по прочитанному   Тренинг эмоций после чтения рассказа   Сочинение историй   Рисование на тему «Мой верный друг – собака» Дети слушают рассказ педагога.   Дети отвечают на вопросы педагога.   Эмоции – злость, гнев.     Дети придумывают истории – продолжение рассказа   Дети рисуют по заданной теме 5 минут   5 минут     5 минут     5 минут     10 мин.   Картинки с изображением эмоций   Листы формат А4 для каждого ребенка, фломастеры, цв. карандаши.

Занятие 3. «Добро и зло»

Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют, учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

Время проведения: 45 минут.

№ п/п Раздел Содержание Время Оборудование

Основная часть

2.1.     2.2.     2.3.     2.4.   2.5. Слушание музыки   Беседа     Игровая ситуация   Тренинг эмоций (пантомимика)   Рисование Дети слушают музыку, произвольно двигаются под музыку. Отвечают на вопросы педагога.   Дети слушают стихотворение, прочитанное педагогом. Дети отвечают на вопросы по прочитанным произведениям.   «Кто быстрее соберет рисунок» - совместная работа детей в микрогруппах.     Дети изображают доброго и злого сказочного персонажа.     «Добрый и злой» - дети дорисовывают пиктограммы. 10 мин.     5 минут     10 мин.     5 минут Магнитофон, веселая, «сердитая» музыка     Разрезные пиктограммы «доброго» и «злого»   Картинки с изображением добрых и злых сказочных персонажей.   Недорисованные пиктограммы на каждого ребенка.

Занятие 4. «Вина»

Цель: снятие эмоционального напряжения, снижение симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения, коммуникативности.

Время проведения: 40 минут.

№ п/п Раздел Содержание Время Оборудование

Основная часть

2.1.     2.2.     2.3.     2.4.     2.5. Игра «Розовое масло»     Беседа по содержанию   Тренинг эмоций   Игра «Волшебная коробка» Дети слушают рассказ педагога.   Дети отвечают на вопросы педагога, по прослушанному.   Дети показывают чувство вины.     Дети отвечают на вопросы педагога. Рисование эмоции. 10 мин.   5 минут     5 минут     10 мин. Игрушки – гномы, сюжетна картинка «вина»   Коробка с шишками, камешками, перышками, пуговицами, ракушками, листьями. Бумага формата А4 на каждого ребенка, цветные карандаши

Занятие 5. «Обида»

Цель: снятие эмоционального напряжения, симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения.

Время проведения: 55 минут.

№ п/п Раздел Содержание Время Оборудование

Основная часть

2.1.   2.2.     2.3.   2.4.   2.5.   Игра «Встреча с гномами»     Тренинг эмоций   Игра «Сказочный персонаж»   Рисование эмоции     Беседа Дети просматривают картинку с изображением сюжета, отвечают на вопросы педагога.   Дети показывают как выглядит обиженный человек.   Дети выбирают маску сказочного персонажа, выполняют задания педагога.   Дети рисуют обиду, рассказывают историю.     Педагог беседует с детьми, дети выполняют задания, отвечают на вопросы педагога. 10 мин.   5 минут     5 минут   10 мин.   5 минут   Картинка, с изображением сюжета   Картинка с изображением эмоции – обида,   Маски сказочных персонажей на каждого ребенка, несколько листов разноцветной плотной бумаги в виде островков.   Листы формата А4 на каждого ребенка, цветные карандаши.

Занятие 6. «Стыд»

Цель: снятие эмоционального напряжения, симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения.

Время проведения: 35 минут.

№ п/п Раздел Содержание Время Оборудование

Основная часть

2.1.     2.2.     2.3.     Чтение истории   Беседа по содержанию   Тренинг эмоций Дети прослушивают историю.     Дети рассматривают картинку, анализируют позы и мимику персонажей, отвечают на вопросы педагога.   Дети отвечают на вопросы педагога. 5 минут     10 мин.     5 минут   Картинка с изображением стыда. Поднос с кусочками овощей и фруктов – банан, соленый огурец, виноград, яблоко, лимон, ананас, горькая редька.

Занятие 7. «Радость и гнев»

Цель: продолжить знакомство с эмоциями, учить определять по мимике и жестам настроение друг друга, учить детей регулировать поведение друг друга.

Время проведения: 45 минут.

№ п/п Раздел Содержание Время Оборудование

Основная часть

2.1.     2.2.   2.3.   2.4.   2.5. Беседа с детьми   Упражнение «Как победить злость»   Упражнение «Зеркало»     Упражнение «Слушай хлопки»   Тренинг эмоций Дети отвечают на вопросы педагога   Дети выполняют упражнения на снятие агрессии.     Дети выполняют мимические упражнения, отвечают на вопросы педагога.   Дети выполняют задание педагога (2 – 3 раза)     Дети отвечают на вопросы педагога. 5 минут     5 минут   10 мин.   10 мин.   5 минут   Картинки, с изображениями эмоции – радость, злость.   Зеркало.

Основная часть

2.1.     2.2.     2.3.   Игра «Угадай настроение»   Беседа «Помоги волшебнику»     Чтение рассказа Беседа по картинки, варианты ответов детей.   Слушание стихов, рассматривание фотографии, ответы детей на вопросы, сопоставление лиц девочек с их поступками.   Дети слушают рассказ педагога.   10 мин.     10 мин.     5 минут   Сюжетные картинки, с изображением эмоций   Сюжетные картинки.    

Основная часть

2.1.   2.2.   2.3.     2.4.     2.5.     2.6.     Упражнение «Волшебное яблочко»   Тренинг эмоций   Беседа с детьми     Чтение рассказа     Тренинг эмоций «Ой-ой-ой»   Рисование Дети отвечают на вопросы педагога, слушание рассказа.     Дети при помощи мимики, жестов, пантомимики показывают эмоции лягушонка   Дети отвечают на вопросы педагога   Дети слушают рассказ педагога, отвечают на вопросы по рассказу.   Дети отвечают на вопросы педагога   Дети рисуют, как медвежонок выздоровел.   10 мин.   5 минут   5 минут     5 минут     5 минут     10 мин.     Листы формата А4 на каждого ребенка, цветные карандаши.

Занятие 10. «Фея радости»

Цель: развивать умение детей вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, спросить о чем – либо.

Время проведения: 45 минут.

№ п/п Раздел Содержание Время Оборудование
  1. Упражнение на установление контакта
  Ритуал начала занятия Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. 5 минут    
  1. Основная часть
2.1.     2.2.   2.3.   2.4.   Релаксационное упражнение   Беседа   Изготовление человечков из ниток   Танец с человечками   Дети закрывают глаза, слушают рассказ педагога.   Дети отвечают на вопросы педагога.     Дети в парах выполняют кукол из ниток по образцу педагога, придумывают куклам имена.   Дети танцуют с человечками.   10 мин.     5 минут   15 мин.   5 минут     Магнитофон, релаксационная музыка   Магнитофон, веселая музыка  
  1. Упражнения на подведение итогов
  Рефлексия «Ромашка» Каждый из детей берет ромашку, заранее подготовленную педагогом, и раскрашивает только один лепесток любым понравившимся цветом и возвращает ромашку на полянку. 5 минут Белые ромашки из бумаги, цветные карандаши

Занятие 11. «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания – дружелюбие и враждебность.

Время проведения: 50 минут.

№ п/п Раздел Содержание Время Оборудование
  1. Упражнение на установление контакта
  Ритуал начала занятия Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. 5 минут    
  1. Основная часть
2.1.     2.2.     2.3.   2.4.   2.5.     2.6.     Чтение стихотворения   Беседа     Тренинг эмоций   Упражнение «Дружба начинается с улыбки»     Беседа     Рисование Дети слушают стихотворение.     Дети отвечают на вопросы педагога   Дети выполняют мимические упражнения, отвечают на вопросы педагога.   Дети садятся в круг, выполняют задания педагога.   Дети отвечают на вопросы педагога   Дети отвечают на вопросы педагога.   Дети рисуют бабочек 5 минут     5 минут     5 минут   5 минут     5 минут     5 минут     10 мин.     Листы формата А4 на каждого ребенка, цветные карандаши.
  1. Упражнения на подведение итогов
  Рефлексия «Ромашка» Каждый из детей берет ромашку, заранее подготовленную педагогом, и раскрашивает только один лепесток любым понравившимся цветом и возвращает ромашку на полянку. 5 минут Белые ромашки из бумаги, цветные карандаши

Занятие 15. «Страх»

Цель: научить детей различать эмоциональное состояние другого человека, учить детей конструктивными способами снятия напряжения, связанного с чувством страха. Во время занятия снимать отрицательные эмоции детей, развивать навыки общения.

Время проведения: 40 минут.

№ п/п Раздел Содержание Время Оборудование
  1. Упражнение на установление контакта
  Ритуал начала занятия Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. 5 минут    
  1. Основная часть
2.1.     2.2.   2.3.     2.4.   Беседа     Чтение страшного рассказа   Игра «Мой страх»   Тренинг эмоций Что такое страх? Дети отвечают на вопросы педагога.   Дети слушают рассказ, затем отвечают на вопросы педагога.     Дети рассказывают педагогу – чего они боятся   Мимические и пантомимические упражнения. 5 минут     10 мин.   5 минут     10 мин.  
  1. Упражнения на подведение итогов
  Рефлексия «Ромашка» Каждый из детей берет ромашку, заранее подготовленную педагогом, и раскрашивает только один лепесток любым понравившимся цветом и возвращает ромашку на полянку. 5 минут Белые ромашки из бумаги, цветные карандаши

Оценочный блок

Цель: оценка эффективности проведенной тренинговой работы. Сравнение результатов диагностики экспериментальной и контрольной групп (Приложение 9)

Методы:

1. Использование методов диагностического блока (прослеживание изменений по всем параметрам).

2. Использование метода математической статистики (Приложение 10).

Составление консультаций, психопрофилактических мероприятий по данной теме для всех участников образовательного процесса.

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей и воспитателей:

Цель: оценка эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям.

Вопросы

 

Ответы

Да Нет
Ребёнок вежлив в общении с вами и другими взрослыми? Терпим к вашим замечаниям и замечаниям других взрослых? Принимает участие в домашних делах (в делах детского сада)? Помогает своим друзьям? Поддерживает друзей, у которых случаются неприятности? Признаёт свою вину, если совершил нежелательные поступки? Обращает внимание на эмоциональное состояние окружающих? Выполняет поручения взрослых? Точно передаёт информацию, полученную от других людей? Выражает собственное мнение о поступках окружающих и их взаимоотношениях?    

 

Анкеты анализируются психологом, и поскольку ответы могут быть противоречивыми, после обсуждения с другими педагогами составляется «эмоциональный портрет» ребёнка.

 

Приложение 2

Проективная методика

«Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей.

Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.

 

Обработка результатов.

· 0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное;

· 1 балл – изображено человеческое лицо;

· 2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении).

Уровень развития эмоционального интеллекта:

· Низкий: 0 баллов;

· Средний: 1 – 2 балла;

· Высокий: 3 – 6 баллов

 

 

Приложение 3

Обработка результатов.

· 0 баллов – рисунок отсутствует;

· 1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»;

· 2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей».

Уровень развития эмоционального интеллекта:

· Низкий: 0 – 3 балла

· Средний: 4 балла

· Высокий: 5 – 6 баллов

По окончании рисования с детьми проводится беседа. Какие желания характерны для детей данного возраста.

 

Приложение 4

Обработка результатов.

Ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.

Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера).

Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?

· 0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».

· 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;

· 2 балла – конструктивное решение проблемы.

Варианты конструктивного решения:

- старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;

- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;

- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.

«Почему Таня (Юра) так поступила (поступил)?»

· 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса.

· 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».

· 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются»

Как бы ты поступил(а) в такой ситуации?

· 0 баллов – ответ отсутствует.

· 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».

· 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека.

Уровни развития эмоционального интеллекта:

· Низкий: 0 – 2 балла;

· Средний: 3 – 4 балла;

· Высокий: 5 – 6 баллов.

 

Приложение 5

«Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей»

(автор А.М. Щетинина)

Цель: выявить характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей.

Проявление эмпатических реакций и поведения Часто Иногда Никогда
1 Проявляет интерес к эмоциональному поведению других.      
2 Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние.      
3 Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него.      
4 Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого.      
5 Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им.      
6 Реагирует на переживания другого, говоря при этом: «А я не плачу», «А у меня тоже», «А мне тоже..?»      
7 «Изображает» сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки.      
8 Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому.      
9 Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку и пр.)      
10 Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого.      
11 Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.).      
12 Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия.      

Методика «Страна Эмоций»

(автор Т. В. Громова)

Методика «Страна эмоций» разработана для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка.

Цель: формирование способности осознавать и принимать свои эмоции, вступая с ними в непосредственный контакт, узнавая их и знакомясь с ними заново, изучая и исследуя, получение опыта самопознания и самопринятия.

Задачи:

1. Диагностика эмоционально — волевой сферы ребенка:

• определяются эмоции, являющиеся наиболее проблемными для ребенка;

• выявляется уровень развития рефлексии собственных эмоциональных состояний, а также эмоциональной децентрации ребенка;

• выявляется способность ребенка дифференцировать эмоции по степени их интенсивности;

• определяются наиболее эмоционально значимые для ребенка сферы жизнедеятельности (взаимоотношения с родителями, друзьями, учебная деятельность и т.д.).

2. Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:

• создание условий для осуществления ребенком рефлексии собственных чувств и их отреагирования;

• дифференцирование эмоции по степени интенсивности переживания;

• создание ситуации безопасного принятия эмоций негативного характера.

Методика позволяет создать оптимальные условия для безопасного самораскрытия ребенка, исследования им собственных чувств, обозначения трудностей, с которыми он сталкивается, как проблем, которые он может решить, справиться с которыми ему по силам. В процессе работы с методикой психолог предоставляет ребенку возможность получить (может быть, впервые) опыт самоанализа, осознавания своих чувств, их присвоения, а значит — контроля над ними. Переживание подобного опыта способствует личностному росту ребенка, развитию его эмоциональной сферы.

Автором был создан ряд персонажей, каждый из которых соответствовал какому-либо эмоциональному состоянию. Часть персонажей целесообразно отнести к основному составу, в который входят: Гнев - Сердитка, Боястик - Дрожастик. Вредитель, Веселинка, Грустинка как аналоги базовых эмоций, а также Лень как персонаж, наиболее часто используемый при работе с проблемами эмоционально-волевой сферы. Остальные персонажи можно отнести к дополнительному составу: Обидка, Раздражинка, Высокомер Надменович, Застенчик, Хитрик, Фантазер- Придумка, Жадина - Недамка, Обманка, Завидуха, Растерянчик Нерешительный, Медлитель-Удлинитель, Упрямыч, Братья Небояновы и Добрин. Большинство дополнительных персонажей соответствует эмоциональным состояниям, производным от основных. Предвосхищая закономерный вопрос о том. зачем в состав персонажей включены такие эмоции, как Веселинка, Фантазер-Придумка и Добрин, по определению не относящиеся к проблемным, отметим, что тем не менее их присутствие в методике необходимо по следующим причинам.

• Наличие в Стране Эмоций исключительно отрицательных, «проблемных» персонажей настораживает ребенка, может оказать влияние на уровень его тревожности, а также на сам характер взаимодействия с психологом, лишает методику игрового, безопасного характера, что значительно затрудняет ее применение.

• Положительные персонажи часто включаются ребенком в рассказ о выбранной эмоции, выступают в качестве помощников, способствующих счастливой развязке. Иногда ребенок совершенно неожиданно самостоятельно обнаруживает родство некоторых своих проблемных эмоциональных состоянии с состояниями радости, удовольствия и т.д., что также оказывает коррекционный эффект.

Предлагаемый состав эмоций (как отрицательных, так и положительных) может изменяться и дополняться в процессе работы.

Диагностический блок

Цель диагностической работы – получение необходимой информации об уровне развития эмоционального интеллекта детей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определение уровня развития эмоционального интеллекта детей.

2. Определение путей развития эмоционального интеллекта у детей данного возраста.

Способы получения информации на данном этапе:

1. Опрос педагогов – выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям.

2. Психологическое обследование детей – получение информации о психолого-педагогических особенностях развития, которые скрыты от непосредственного наблюдения: особенности развития эмоционального интеллекта.

Используемые методики:

1. Анкета для родителей и воспитателей (приложение 1).

2. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (приложение 2).

3. Проективная методика «Три желания» (приложение 3).

4. Методика «Что – почему – как» (приложение 4).

5. Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (приложение 5).

6. Определение эмоционального уровня самооценки (приложение 6).

7. Методика самооценки «Дерево» (приложение 7).

8. Методика «Страна эмоций» (приложение 8).

9. Графическая методика «Кактус» (приложение 9).

10. Тест «Домики» (приложение 10).

11. Проективная методика «Я и группа» (приложение 11).

Все представленные методики проверены на надёжность и валидность в диссертации Нгуен Минь Ань (преподав


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.