П. 4. Обратимость матриц над кольцом. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

П. 4. Обратимость матриц над кольцом.

2022-05-08 42
П. 4. Обратимость матриц над кольцом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как мы доказывали в прошлом семестре, элементы обратной матрицы вычисляются по формулам . Однако если мы рассматриваем матрицы не над полем, а над кольцом, то деление на  может оказаться невозможным, так как, в отличие от поля, не всякий элемент кольца обратим. Например, в  обратимы только 1 и .

Матрица  является обратимой над кольцом   тогда и только тогда, когда  является обратимым элементом в кольце

 

 

Задача. Найдите матрицы, обратимые над кольцом целых чисел :

а) , б) , в) . г)   д)

 

Определители 1, 9,  соответственно, поэтому обратимы матрицы в пунктах (а) и (в), не обратима в (б).

г) определитель равен , матрица обратима над .

д) определитель равен 2, матрица не обратима над .

 

 

Элементы теории множеств.

Задача 1. Дано: Ø, Ø. Возможно ли, что Ø?

 

 

Нет,   но Ø, тогда .  

 =  = , а про это множество в условии сказано, что оно непусто.

 

Задача 2. Доказать, что

1)  =

2)  =

(множество элементов, принадлежащих лишь одному из множеств).

2а)  =  

 

n=2 очевидно:  =   при объединении, все элементы пересечения учтены 2 раза, их и нужно вычесть.

 

n=3: два разных подхода к образованию симметрической разности.

А) Если определять  как множество элементов, принадлежащих только одному из множеств:

=   

 

центральную часть прибавили 3 раза, вычли 6 раз, значит, нужно прибавить 3 раза, чтобы характеристическая функция приняла значение 0.

 = 3, в симметрической разности тоже 3 точки.

 

Б) Если последовательно, то 

 =  

В этом случае центральная часть присутствует, и её характеристическую функцию нужно прибавить 4 раза. 

 

Задача 3. Доказать, что

 

Идея решения: Множество всех подмножеств из k элементов, при всех k, как раз и составляет множество всех подмножеств.

Задача 4. Дано универсальное множество  и множества , ,

1) Найти множество .

2) Записать булеан множества .

Решение.

1) .  

=

 = .  

2) Множество всех подмножеств

Задача 5.  Из 100 студентов факультета, в олимпиаде по математике участвовали 28, по физике 42, по информатике 30.  Одновременно в двух олимпиадах участвовали: по математике и физике 10 студентов, по математике и информатике 8 студентов, по физике и информатике  5 человек. При этом во всех трёх олимпиадах приняли участие 3 человека. Сколько студентов не участвовали ни в одной олимпиаде? 

 

 

Решение.  По формуле включений и исключений,

 = .

Найдём число студентов, которые участвовали хотя бы в одной олимпиаде.  = .

Таким образом, 20 студентов не участвовали ни в одной олимпиаде.

 

 

Практика 3

Задача 6 (РП). На кафедре 13 человек знают иностранные языки. Причём каждый из них владеет хотя бы одним иностранным языком. 10 человек знают английский, 7 человек немецкий, 6 французский. При этом 5 человек знают английский и немецкий, 4 знают английский и французский, 3 знают немецкий и французский.

1) Сколько человек знают 3 языка?

2) Сколько человек знают только 2 языка?

3) Сколько человек знают только английский?

 

Решение.

По формуле включений и исключений,

 = .

 = 13.  .  

.

Тогда число людей, знающих все 3 языка,

Англ+нем: всего 5 чел, из них 2 знают и третий язык, т.е. только англ+нем 3.

англ + фр 4, только англ + фр 2

нем + фр 3, только нем + фр 1.

Далее, англ 10, вычесть 3,2,2. Остаётся 3 - только англ.

Аналогично, нем 7, вычесть 3,1,2, осталось 1. 

фр 6, вычесть 2,1,2, осталось 1.  

1) Сколько человек знают 3 языка?                   2

2) Сколько человек знают только 2 языка?       6

3) Сколько человек знают только английский? 3

 

Задача 7.

, , , .

Найти . В ответе указать сумму и произведение всех чисел этого множества, а также мощность множества.

 

Решение.

, . Учитываем элементы, которые есть только в одном или другом множестве. 3 и 4 есть в обоих множествах, поэтому в симметрическую разность они не входят. 

, . Пересечение .

Ответ. , сумма чисел равна 7, произведение 10, мощность 2.

 

 

Задача 8.

, , , .

Найти .  

Решение.

1)  .

2)

3)  = .

 

Задача 9.

, , , .

Найти .  

Решение.

Так как  то  = .

=  .  

Ответ.   =  .  

Задача 9-А

, , , .

Найти .  

Решение. .

= .  

Перерыв

Задача 10. (Принцип индукции). Доказать, что  делится на 6 для любого .

 

База индукции. . .

Индукционный шаг. Пусть верно для n, рассмотрим n+1.

 =  = .   

Выделим старое выражение отдельным слагаемым, а также константу, которая точно делится на 6.

 = . Осталось доказать, что последнее слагаемое делится на 6.  Оно точно делится на 3, поэтому осталось доказать, что  делится на 2.

 

 =  произведение соседних целых чисел, поэтому одно из них точно чётное, значит,  ,

 

Задача 11. (Принцип индукции). Доказать, что при любом натуральном  верно .  

Решение.

Проверим при   (база индукции). 

. (При n=3: 16 < 20).

Если верно при n, докажем, что и при .

Составим выражение при  и докажем, что левая часть умножается на меньший коэффициент, чем правая.

 =  (для левой). 

 =  =  =  =

=  =   =   (для правой).

Соотношение.

=  =  =

. В выражении   числитель больше знаменателя. Тогда . Неравенство сохранится при переходе от n к n+1.

Если сократить ранее, то  =   = .

 

Задача 12. Доказать, что множества  и  равномощны. Построить биективное отображение. 

 

Решение.  биективно отображает  на

. Тогда   биекция    на

 

Задача 12-А. Доказать, что множества  и  равномощны. Построить биективное отображение. 

Как и в прошлой задаче, но  (прошлую функцию сжать в 2 раза и поднять на 0,5). 

 

 Задача 13 (РП). Доказать, что любые два интервала  и  на прямой равномощны.

 

Решение. 2 способа:

1) Построить биекцию.

,  ,

Получится система уравнений    

Вычесть 1-е из 2-го ,

.  Биективное отображение существует.

 

2) По теореме Кантора-Бернштейна.

Построить 2 инъективных отображения,  в  и  в .

,  . (малые коэфф, кратно меньше отношения длин интервалов). Каждое множество равномощно подмножеству второго, эти множества равномощны.

 

 


ПРАКТИКА 4.   20.2.2021.

 

Задача 13. Доказать, что множества  и  равномощны.

Решение.    ,    

, .

Каждое множество отображается на часть второго с помощью инъективной функции.

По теореме Кантора-Бернштейна, они равномощны, континуум.

 

Задача 14. Доказать, что множества  и  равномощны.

Решение.  

Два инъективных отображения: .    

.

По теореме Кантора-Бернштейна, они равномощны.

Задача 15. Найти мощность множества корней уравнения .

Решение.    , ,

Существует биективное отображение между множеством корней этого уравнения и , а это счётное множество.

Графики функций   и  выглядят так: 

 и

 

Задача 16. Доказать, что если  - множества корней многочленов  соответственно, то  - множество корней произведения многочленов .

 

Решение.  = 0 тогда и только тогда, когда один или второй множитель равен 0,  или , то есть .

 

 

Задача 17. На множестве  задано бинарное отношение: . Представить с помощью графа и матрицы, выяснить свойства (рефлексивность, симметричность, транзитивность), является ли отношением эквивалентности или отношением порядка?

Решение.

Рефлексивность очевидна: для пары  получается

Симметричность:  =  =

, и здесь каждое делится на 3.

Транзитивность: пусть  и  делятся на 3, проверим это свойство для .

 =  = , здесь каждое делится на 3. Значит, отношение транзитивно.

Итак, это отношение эквивалентности (рефлексивно, симметрично, транзитивно).

Запишем сами эти числа вида

Укажем «1», где делится на 3:  

  

Граф отношения: 

Из строения матрицы видно, что отношение рефлексивно и симметрично. Отношение эквивалентности.

Классы эквивалентности  видны на графе (множество распадается на 3 непересекающихся подмножества).

Подматрицы из 1,4 строки и 1,4 столбца, 

2,5 строка и 2,5 столбец, 3 строка 3 столбец.

В 1,4 строках не содержится «1» нигде кроме этих же номеров столбцов.   

 

 

- Перерыв -

 

Задача 18. Фундированные множества (задача с монетами).

Каждую минуту автомат меняет монету, выдавая любое количество любых монет, но меньшего достоинства (видов монет конечное число). Доказать, что рано или поздно у игрока не останется ни одной монеты.

 

Решение. Пусть есть k видов монет. Множество монет, имеющееся в определённый момент, можно описать набором чисел

Отношение порядка введём следующим образом.

Если  то ,

Если  то сравнение по  номеру и так далее.

Набор  при каждом действии уменьшается (в смысле введённого порядка). При этом множество  фундировано (доказано в лекциях). Таким образом, процесс должен оборваться.

 

.

Задача 19. (РП). Пусть X и Y - два непересекающихся частично упорядоченных множества. На их объединении задан частичный порядок: внутри каждого множества элементы сравниваются как и прежде, а любой элемент  по определению меньше любого элемента . Будет ли такой порядок линейным? Почему?

 

Частичный порядок, следовательно,   или  несравнимые в исходном множестве, и после объединения будут несравнимы.

 

Задача 20. Доказать, что  можно вполне упорядочить.

 Решение.    (это не декартово произведение)  , порядок: .  

 предельный элемент (не существует непосредственного предшествующего).

Линейный порядок был на каждом из множеств, линейный порядок на объединении. Кроме того, множество фундированное.

(1 есть наименьший элемент). Линейно упорядоченное и фундированное, значит, вполне упорядоченное.

 

Задача 21. Доказать методом математической индукции, что

 

Решение. База индукции. Можно непосредственно проверить на малых числах, например 1 или, если интересно, 2 (достаточно 1).

.

.

Индукционный шаг. Рассмотрим, следует ли из выполнения этого равенства для номера  его выполнение для номера .

,  =

.

С другой стороны, для  выражение бы выглядело так: .

Мы должны убедиться, что:

 = .

 = , таким образом, остаётся сравнить  и .

Сократим на

 сравнить  и .

Справа и слева .  

 

Задача 22. Доказать методом математической индукции, что

 

Решение. База индукции. .

Индукционный шаг.   Рассмотрим, следует ли из выполнения этого равенства для номера  его выполнение для номера .

, .

С другой стороны, для  выражение бы выглядело так: 

.

Нужно сравнить  и .

 = .

Остаётся сравнить  и .

Сократим . Остаётся сравнить:   и   

оба равны .

 


Практика 5.

Задача 23. Доказать формулу числа размещений  

с помощью индукции по m.

 

База индукции. Можно сначала доказать при  для всякого .

Выбрать 1 элемент из n можно n способами, и это совпадает с числом

Индукция по m. Пусть , при переходе к  остаётся к каждому уже существующему набору добавить один из   оставшихся.

 =  = .

 

Задача 24. Сколько различных бинарных отношений можно задать на множестве из 3 элементов? Сколько среди них отношений, обладающих свойствами рефлексивности и симметричности?  Сколько отношений эквивалентности?

1) На каждом из элементов множества , то есть множества из 9 элементов, функция должна принимать значения 0 или 1. Другими словами, множество всех подмножеств для множества мощности 9. Это число равно

2) Если отношение рефлексивно, то на диагонали точно 1, так как . Остаётся .

Если  то . Таким образом, различные элементы в матрице могут быть только с одной стороны от диагонали, их 3, таких отношений .

 

 

3) транзитивность. 

а) Если (1,2) и (2,3) то и (1,3)  .   

б) Если (1,2)  и (1,3)  то это значит, что (2,1)  и (1,3) , тогда и (2,3)

в) Если (1,3)  и (2,3)  то это значит, что (1,3)  и (3,2) ,

тогда (1,2) .

Таким образом, если любые два из трёх чисел, отмеченных *, равны 1 то и третье тоже. Исключаются ещё 3 отношения, где 2 из 3 равны 1.

Таким образом, остаётся 5 отношений эквивалентности, где вместо * либо все нули, либо все единицы, или только одно из трёх чисел = 1.

Кстати, число разбиений на классы эквивалентности равно числу разбиений 3-элементного множества на непустые подмножества, числу Белла (будем изучать чуть позже).

, , , , .

 

Матрицы, им соответствующие:

 

Задача 25. На множестве целочисленных векторов , где , заданы бинарные отношения  таким образом: 

для  и

, .

Являются ли они отношениями частичного порядка?

 

Решение.

Напомним, что такое отношение частичного порядка и каким свойствам оно удовлетворяет.

 Рефлексивность:   :   

 Антисимметричность:   :  и

 Транзитивность:   :  и

 

1)   

рефлексивность - выполнена, 

Антисимметричность - нет, 

    

но это могут быть разные номера , и элементы не равны.

Например, (0 1 0 0) (0 0 0 1).

 

Транзитивность - нет, 

 

 это могут быть разные номера , и не существовать такой индекс, при котором .

 (2 2 2 2) (0 3 0 0) (0 0 0 1) на 2-м индексе , на 4-м , но нет такого индекса, что .

 

2)   

рефлексивность - выполнена,

антисимметричность - тоже, если для всех координат  то для всех координат .

транзитивность:  тогда .

Вывод: второе отношение является отношением частичного порядка, первое нет.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.239 с.