Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.

2022-05-08 25
Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственный кредит — совокупность экономических от­ношений между государством в лице его органов власти и уп­равления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преиму­щественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность госу­дарства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юриди­ческим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физичес­кими и юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину центра­лизованных денежных фондов, гарантирование погашения обя­зательств не обязательно приводит к их изменению. Если дол­жник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нужда­ются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит на­ходится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает фор­мирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличают его от классических финансо­вых категорий, например, займов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государ­ства известны случаи отход от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном на­правлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и плат­ность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством о6еспечением кредита служит все имуще­ство, находящееся в его собственности, имущество данной терри­ториальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Как и любой другой заемщик, государство привлекает сред­ства на заранее определенный срок. Так Закон РФ "О государ­ственном внутреннем долге российской Федерации" предусматривал, что любые долговые обя­зательства Российской Федерации погашаются в сроки, кото­рые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Как финансовая категория государственный кредит выпол­няет три функции финансов: Распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для фи­нансирования своих расходов. В промышленно развитых стра­нах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных усло­виях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

 Таким образом, положительное воздействие распредели­тельной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирова­ния расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источни­ком финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизован­ных капиталов построенный объект после вступления в дей­ствие начинает приносить прибыль, за счет которой и погаша­ется займ. Никакого усиления налогового бремени в этом слу­чае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимст­вованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность госу­дарственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

• Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уро­вень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на произ­водство и занятость. Сознательно используя государственный кре­дит как инструмент регулирования экономики, государство мо­жет проводить ту или иную финансовую политику.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.