Государственный бюджет РФ и его функции. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Государственный бюджет РФ и его функции.

2022-05-08 21
Государственный бюджет РФ и его функции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расхо­ды государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются по­стоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Структура бюджетной системы Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

  Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Централизация средств имеет важное экономическое и по­литическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневриро­вать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках эко­номического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздей­ствия на общественное производство и сферу социальных от­ношений изменяются.

Основными функциями бюджета являются:

- перераспределение национального дохода и ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств.

Федеральный бюджет — основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы.

В условиях перехода к рыночным механизмам средства го­сударственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комп­лексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инстру­ментом регулирования и стимулирования экономики и инвести­ций, повышения эффективности производства. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответ­ствующего налогового механизма.

Важное значение имеет социальная направленность бюджет­ных средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное развитие челове­ческих способностей — главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты — поддержка наименее защищен­ных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообес­печенных семей), а также функционирование учреждений здравоох­ранения, образования и культуры. Должны быть существенно усиле­ны гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адрес­ную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффек­тивное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хо­зяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе фи­нансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

Государственный бюджет выполняет функцию организато­ра распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создавае­мый на предприятиях различных форм собственности сферы ма­териального производства, он влияет на размеры накоплений, оп­ределение оптимальной структуры доходов по финансовым пла­нам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наибо­лее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в фор­мировании доходов бюджетной системы и прежде всего федераль­ного бюджета Российской Федерации.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюдже­та осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятель­ностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобили­зации ресурсов и их использовании усиливается.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необ­ходимо прежде всего предпринять неотложные меры к укреп­лению денежного обращения как основы успешного проведе­ния экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными час­тями хозяйственного механизма.

3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

4) сократить непроизводительные расходы бюджета на го­сударственные дотации отдельным отраслям сферы ма­териального производства;

5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенство­вания налогообложения и усиления контроля за полно­той уплаты налогов;

6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием го­сударственных расходов;

7) усилить контроль за величиной государственного долга.

Нужно подчеркнуть, что основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной активнос­ти, безусловном выполнении государством своих финансовых обязательств.

Бюджетное устройство – принципы организации бюджетной системы.

10 принципов:

1) Единство бюджетной системы, проявляется в единой правовой базе.

2) Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы.

3) Самостоятельность бюджетов различных органов власти проявляется в праве самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. (исполнять, утверждать, составлять бюджет и принимать отчет об исполнении бюджета).

4) Полнота отражения доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов.

5) Сбалансированность бюджета. Суммарный объем расходов =суммарному объему доходови поступлениям из источников финансирования дефицита бюджета.

6) Принцип общего совокупного покрытия расходов бюджета.

7) Принцип гласности.

8) Принцип достоверности бюджета. При формировании бюджета необходимо иметь достоверную информацию о соц.-эк. развитии страны.

9) Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

10) Эффективность и экономичность использования бюджетных средств.

 

18. Состав и структура доходов федерального бюджета

в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ

Бюджеты имеют доходные источники формирования, присущие различным уровням бюджетной системы в соответствии с бюджетной классификацией и бюджетным кодексом Российской Федерации.

Доходы бюджетов — денежные средства, поступающие в безвозмездном и в безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

- субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

- субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

- иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

- безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджета выделяют собственные и регулирующие доходы.

Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действую­щим законодательством. Финансовая помощь относится к собственным доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда.

Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюд­жетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет пере­данные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

Налоговые доходы федерального бюджета:

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налога на прибыль организаций; налога на добавленную стоимость; акцизов на спирт этиловый; акцизов на спиртосодержащую продукцию; акцизов на табачную продукцию; акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо; акцизов на автомобили легковые и мотоциклы; акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации; налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов; налога на добычу полезных; регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный); сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов; сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам); водного налога - по нормативу 100 процентов; единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет; государственной пошлины.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет:

- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме; части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации; лицензионного сбора на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; прочих лицензионных сборов; таможенных пошлин и таможенных сборов; платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий; платы за пользование водными объектами; платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; платы за негативное воздействие на окружающую среду; консульских сборов; патентных пошлин; платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных, также учитываются:

- прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами; - доходы от внешнеэкономической деятельности;

Полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов:

1. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.

2. Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в настоящий Кодекс.

3. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

4. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

5. Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.